• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя
Госкомвуза России
___________В.Д. Шадриков
31 декабря 1993 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521400 - Юриспруденция (второй уровень высшего профессионального образования)

____________________________________________________________________
Фактически утратили силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Действуют
в качестве временных требований
до введения в действие стандарта
с 1 сентября 1997 года

____________________________________________________________________
Коллегия Минобразования России согласилась с предложением Управления образовательных стандартов и программ о продлении сроков действия настоящих Требований до 1 сентября 1998 года - см. пункт 2 решения коллегии Минобразования России от 4 марта 1997 года N 3/2.
- Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________

1. Общая характеристика направления 521400 - Юриспруденция

1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 06.05.92. N 142.

1.2. Нормативная длительность обучения по направлению по очной форме - 4 года. Квалификационная академическая степень - "Бакалавр".

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 521400 - Юриспруденция.

Деятельность бакалавра направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются правовые отношения граждан и организаций.

1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:

- к обучению в магистратуре по направлению 521400 Юриспруденция;

- к освоению образовательных профессиональных программ по специальностям: 020200 - Политология, 021100 - Юриспруденция, 022500 - Связи с общественностью, 022800 - Социальная работа в сокращенные до 1 года сроки;

- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

1.5. Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

2. Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе бакалавра

2.1. Общие требования к образованности бакалавра

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку и обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) его оформить;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Бакалавр должен:

в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношении науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области социологии, экономики, политологии:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.

2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин

Бакалавр должен иметь представление:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неэвклидовых геометрических системах;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в науке;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, перехода из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро и мегамира;

- о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем и их целостности и гомеостазе;

- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин направления

Бакалавр должен:

в области государственно-правового цикла дисциплин (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права отечественного и зарубежных стран, конституционное право отечественное и зарубежных стран, административное право, финансовое право, международное право):

- иметь научное представление о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права;

- знать основные исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и правового развития России;

- понимать роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни в целом;

- знать основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией;

- знать содержание наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности, уметь провести их сравнительный анализ;

- знать конституционное устройство России, ее конституционное и административное право;

- понимать принципы международного права, знать содержание важнейших международно-правовых документов;

- уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

в области гражданско-правового цикла дисциплин (гражданское право, гражданский процесс, римское право, международное частное право, трудовое право, хозяйственное право, экологическое право):

- иметь представление о месте и роли гражданского права в системе права;

- знать содержание гражданско-правовой формы регулирования общественных отношений;

- знать содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по гражданскому праву, содержание различных гражданско-правовых договоров;

- знать важнейшие нормы международного частного права, уметь анализировать гражданско-правовые отношения с иностранным элементом;

- знать порядок разрешения гражданско-правовых и хозяйственных споров;

- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений;

- знать основное содержание российского трудового права, особенности трудовых правоотношений, трудовые права и обязанности граждан, права и обязанности работодателей;

- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых правоотношений, знать порядок разрешения трудовых споров;

- знать содержание российского экологического права и законодательства, виды экологических правонарушений и ответственности за них;

в области уголовно-правового цикла дисциплин (уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, криминология, правоохранительные органы):

- знать основные принципы и содержание российского уголовного права и уголовного процесса;

- уметь анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания;

- иметь представление о порядке судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговоров суда;

- знать основы криминалистической деятельности и иметь навыки применения криминалистической техники;

- уметь формулировать криминологическую характеристику отдельных видов преступной деятельности и анализировать причины преступности;

- знать правовое положение, принципы и содержание деятельности правоохранительных органов государства.

2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин

Бакалавр должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности в более узких направлениях юриспруденции.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.

       

3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению 521400 - Юриспруденция

__________________________________________________________________

Индекс        Наименование дисциплин              Всего часов на
              и их основные дидакти-              освоение учебного
              ческие единицы*                     материала
__________________________________________________________________

ГСЭ.00    Цикл  общих гуманитарных и  социально-
       экономических дисциплин:                        1800

ГСЭ.01    Философия:
       роль философии в жизни человека и общест-
       ва;  исторические типы философии; человек
       во Вселенной; философская, религиозная  и
       научная картины мира;  природа человека и
       смысл его  существования;  познание,  его
       возможности  и  границы;  знание  и вера;
       общество; многообразие культур, цивилиза-
       ций, форм социального  опыта;  человек  в
       мире  культуры;  Запад,  Восток, Россия в
       диалоге культур; личность; проблемы  сво-
       боды и ответственности;человек в информа-
       ционно-техническом мире; роль научной ра-
       циональности в развитии общества; пробле-
       мы и перспективы современной цивилизации;
       человечество перед лицом глобальных проб-
       лем.
ГСЭ.02     Иностранный язык:                            340
       закрепление  программы  средней  школы по
       иностранному языку, изучение нового  лек-
       сико-грамматического материала, необходи-
__________________________
       * Дидактические    единицы   представлены
         разделами, темами, понятиями, с помощью
         которых      определяется      основное
         содержание дисциплины.  для  общения  в
         наиболее распространенных  повседневных
       ситуациях;   различные    виды    речевой
       деятельности   и   формы   речи  (устной,
       письменной,      монологической       или
       диалогической),овладение
       лексико-грамматическим  минимумом;   курс
       реферирования   и  аннотирования  научной
       литературы,   курс    научно-технического
       перевода и т.п.
ГСЭ.03     Культурология:
       история мировой     культуры;     история
       культуры  России;  школы,  направления  и
       теории    в   культурологии;   охрана   и
       использование культурного наследия.
ГСЭ.04     История:
       сущность, формы,  функции   исторического
       сознания;  типы  цивилизаций в древности;
       проблема   взаимодействия   человека    и
       природной   среды  в  древних  обществах;
       цивилизация    древней    Руси;     место
       Средневековья   во  всемирно-историческом
       процессе;   Киевская   Русь;    тенденции
       становления цивилизации в русских землях;
       проблема складывания  основ  национальных
       государств в Западной Европе; складывание
       Московского государства;  Европа в начале
       Нового  времени  и  проблема формирования
       целостности   европейской    цивилизации;
       Россия   в   15   -  17  вв.;  18  век  в
       европейской     и     северо-американской
       истории;  проблема  перехода  в  "царство
       разума";  духовный мир человека на пороге
       перехода   к   индустриальному  обществу;
       основные  тенденции  развития   всемирной
       истории в 19 веке;  пути развития России;
       место  20  в.  во   всемирно-историческом
       процессе;   новый  уровень  исторического
       синтеза;  глобальная история;  менталитет
       человека,  его  эволюция  и особенности в
       Западной  Европе  и  России,   в   других
       регионах мира.

ГСЭ.05     Социология:
       история становления      и       развития
       социологии;  общество как социокультурная
       система; социальные общности как источник
       самодвижения,    социальных    изменений;
       культура как система ценностей,  смыслов,
       образцов   действий   индивидов;  влияние
       культуры на  социальные  и  экономические
       отношения;  обратное  влияние экономики и
       социально-политической жизни на культуру;
       личность     как     активный    субъект;
       взаимосвязь личности и общества;  ролевые
       теории    личности;   социальный   статус
       личности;  социальные  связи,   действия,
       взаимодействия между индивидами и группами,
       групповая динамика, социальное поведение,
       социальный обмен и сравнение как механизм
       социальных связей;  социальная структура,
       социальная    стратификация;   социальные
       институты,    социальная     организация;
       гражданское   общество   и   государство;
       социальный контроль;  массовое сознание и
       массовые  действия;  социальные движения;
       источники     социального     напряжения,
       социальные    конфликты   и   логика   их
       разрешения;     социальные     изменения;
       глобализация   социальных   и  культурных
       процессов     в     современном     мире;
       социально-культурные     особенности    и
       проблемы развития  российского  общества;
       возможные  альтернативы  его  развития  в
       будущем;     методология     и     методы
       социологического исследования.
ГСЭ.06     Политология:
       объект, предмет и метод  политологии,  ее
       место в  системе   социально-гуманитарных
       дисциплин;  история  политических учений;
       теория  власти  и   властных   отношений;
       политическая     жизнь,    ее    основные
       характеристики;   политическая   система,
       институциональные аспекты       политики;
       политические   отношения   и    процессы;
       субъекты политики; политическая культура;
       политические идеологии (история развития,
       современное    состояние,   перспективы);
       политический процесс  в  России;  мировая
       политика   и   международные   отношения;
       сравнительная политология.
ГСЭ.07     Психология и педагогика:
       психология:  объект и предмет психологии;
       соотношение  субъективной  и  объективной
       реальности; психика      и      организм;
       активность   психики   (души),   психика,
       поведение   и   деятельность;   структура
       субъективной   реальности;   личность   и
       межличностные  отношения;  свобода  воли;
       личностная   ответственность;   общее   и
       индивидуальное   в   психике    человека;
       педагогика:   предмет   педагогики;  цели
       образования и воспитания;  педагогический
       идеал    и   его   конкретно-историческое
       воплощение;     средства     и     методы
       педагогического  воздействия на личность;
       общие принципы дидактики и их  реализация
       в    конкретных    предметных   методиках
       обучения;  нравственно-психологические  и
       идейные     взаимоотношения    поколений;
       семейное    воспитание     и     семейная
       педагогика;   межличностные  отношения  в
       коллективе;   нравственно-психологический
       образ         педагога;        мастерство
       педагогического общения.
ГСЭ.08     Экономика:
       предмет экономической науки;  введение  в
       экономику (основы экономического анализа,
       основы      обмена,      функционирование
       конкурентного        рынка,        основы
       государственного    сектора);    основные
       понятия  собственности:  экономические  и
       правовые     аспекты;     введение      в
       макроэкономику;      деньги,     денежное
       обращение    и     денежная     политика;
       национальный  доход,  совокупные расходы,
       спрос,  предложение,   ценовой   уровень,
       фискальная  политика;  макроэкономические
       проблемы инфляции и безработицы; основные
       макроэкономические     школы;     мировая
       экономика и  экономический  рост;  спрос,
       потребительский    выбор,    издержки   и
       предложение;  фирма и формы  конкуренции;
       структура    бизнеса,   регулирование   и
       дерегулирование;   факторные   рынки    и
       распределение      доходов;     экономика
       сельскохозяйственных     и      природных
       ресурсов;   сравнительные   экономические
       системы.
ГСЭ.09     Физическая культура:                         408
       физическая культура  в  общекультурной  и
       профессиональной   подготовке  студентов;
       социально-биологические основы физической
       культуры; основы здорового образа и стиля
       жизни;  оздоровительные системы  и  спорт
       (теория,       методика,       практика);
       профессионально-прикладная     физическая
       подготовка студентов.
ГСЭ.10     Дисциплины и курсы по выбору студента,
       устанавливаемые вузом ( факультетом):            324

ЕН.00     Цикл общих математических и естественно-
       научных дисциплин:                               700
ЕН.01      Математика и информатика:
       геометрия Эвклида       как        первая
       естественнонаучная                теория;
       аксиоматический  метод;  основные   этапы
       становления    современной    математики;
       структура     современной     математики;
       основные  черты математического мышления;
       математические            доказательства;
       элемененты,     множества,     отношения,
       отображения;    числа;     комбинаторика;
       конечные    и    бесконечные   множества;
       основные структуры     на      множестве;
       неэвклидовы геометрии; геометрия микро- и
       макромира;  основные идеи математического
       анализа;    дифференциальные   уравнения;
       общая  постановка   задачи   о   принятии
       решения,    математические    методы    в
       целенаправленной деятельности; математика
       случайного; элементы теории вероятностей;
       основные      понятия      математической
       статистики;     математические     методы
       проверки  гипотез;  роль   математики   в
       гуманитарных  науках;  основные понятия и
       методы теории информации  и  кодирования;
       аппаратные    и    программные   средства
       персональных  ЭВМ,  предназначенные   для
       обработки информации.
ЕН.02      Концепции современного естествознания:
       естественнонаучная и         гуманитарная
       культуры;    научный    метод;    история
       естествознания;   панорама   современного
       естествознания;    тенденции    развития;
       корпускулярная  и континуальная концепции
       описания природы;  порядок и беспорядок в
       природе;    хаос;    структурные   уровни
       организации  материи;  микро-,  макро-  и
       мегамиры;  пространство,  время; принципы
       относительности;   принципы    симметрии;
       законы     сохранения;    взаимодействие;
       близкодействие;           дальнодействие;
       состояние;     принципы     суперпозиции,
       неопределенности,       дополнительности;
       динамические       и       статистические
       закономерности    в    природе;    законы
       сохранения   энергии  в  макроскопических
       процессах;  принцип возрастания энтропии;
       химические системы, энергетика химических
       процессов,    реакционная     способность
       веществ;    особенности    биологического
       уровня  организации   материи;   принципы
       эволюции,   воспроизводства   и  развития
       живых    систем;    многообразие    живых
       организмов   -   основа   организации   и
       устойчивости биосферы;     генетика     и
       эволюция;  человек: физиология, здоровье,
       эмоции,  творчество,   работоспособность;
       биоэтика; человек, биосфера и космические
       циклы;  ноосфера;  необратимость времени;
       самоорганизация   в   живой   и   неживой
       природе;     принципы      универсального
       эволюционизма; путь к единой культуре.
ЕН.03     Дисциплины и курсы по выбору студента,
       устанавливаемые вузом (факультетом):             100

ДН.00     Цикл   общепрофессиональных  дисциплин
       направления:                                    4050
ДН.01     Теория государства и права:                   350
       закономерности  возникновения, развития и
       функционирования государства   и   права;
       государственная  власть;  государственный
       аппарат;   типы   и   формы  государства;
       государство   в   политической    системе
       общества; правовое государство; понятие и
       сущность права;  источники права; система
       права;  правоотношения; реализация права;
       законность; толкование права; юридическая
       ответственность;    право   и   личность,
       правосознание, правовая культура.
ДН.02     История политических и правовых учений:       170
       критерии оценки политико-правовых доктрин;
       становление и  развитие  политико-правовой
       идеологии;  политические и правовые идеи в
       государствах Древнего   Востока,  Древней
       Индии и Древнего  Китая;  политические  и
       правовые  учения  Древней  Греции и Рима;
       политические   и   правовые   учения    в
       феодальном     обществе;    возникновение
       буржуазной  политико-правовой  идеологии;
       теория    естественного   права;   теория
       разделения      властей;      утопический
       социализм; политические и правовые учения
       в России; правовые и политичес-

       кие учения  Канта и  Гегеля;  марксистские
       политико-правовые учения;         основные
       политические  и  правовые  учения   второй
       половины 19 века (Остин,  Еллинек и др.) и
       20 века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).
ДН.03     История  отечественного  государства  и
       права:                                           300
       раннефеодальные  государства на территории
       России; древнерусское государство и  право
       (9-12  вв.);  государство  и  право Руси в
       период феодальной  раздробленности  (12-13
       вв.);  татаро-монгольские  государства  на
       территории   России    (13    -    15вв.);
       образование  централизованного государства
       и  развитие  права  (14-начало  16   вв.);
       сословно-представительная        монархия;
       образование    и    развитие    абсолютной
       монархии;  государство  и  право  в период
       становления   и   развития    капитализма;
       возникновение  и  основные  этапы развития
       советского    государства     и     права;
       государство и право Российской Федерации.
ДН.04     История  государства и права зарубежных
       стран:                                           280
       государство и  право  в  странах  Древнего
       Востока (Египет,  Вавилон,  Индия, Китай);
       государство  и   право   античного   мира;
       история    римского    права;   феодальное
       государство и право  в  странах  Европы  и
       Востока;        мусульманское       право;
       возникновение   и   развитие   буржуазного
       государства и права (Англия, США, Франция,
       Германия     и      др.);      образование
       англосаксонской,  континентальной  системы
       права;  государство  и   право   новейшего
       времени   (США,  Великобритания,  Франция,
       Италия  и  др.);   государство   и   право
       социалистических   стран;   государство  и
       право стран  Латинской  Америки;  основные
       тенденции  развития  государства  и  права
       зарубежных стран в 20 веке.

ДН.05     Конституционное  (государственное) право
       России:                                          280
       понятие и предмет конституционного  права;
       место  конституционного  права  в  системе
       права;       конституционные        основы
       общественного  и  государственного  строя;
       основы правового положения граждан;  форма
       правления;   государственное   устройство;
       конституционная      система       органов
       государства;    избирательное    право   и
       избирательная    система;     гражданство;
       референдумы;  порядок принятия и изменения
       конституции;    конституционные    законы;
       местное    самоуправление;   муниципальное
       право.
ДН.06     Конституционное (государственное)  право
       зарубежных стран:                                150
       политические системы   современных   стран
       Запада  (США,   Франция,   Великобритания,
       Германия    и    др.);    государство    в
       политической   системе   общества;    роль
       политических  партий  и  других  элементов
       политической   системы;   конституция    и
       конституционализм;           классификация
       конституций;   конституционное   право   и
       конституционная    законность;    основные
       теории  демократии  в  развитых   странах;
       правовое положение граждан;  разновидности
       политических режимов;  формы  государства;
       избирательное    право   и   избирательные
       системы;   органы   государства    и    их
       положение;   парламент  и  парламентаризм;
       муниципальные системы.
ДН.07     Гражданское право:                            350
       гражданское  право в системе  права  России;
       гражданско-правовой  метод регулирования об-
       щественных отношений;  понятие  гражданского
       правоотношения; граждане    как   субъекты
       гражданского  права;   юридические   лица;
       объекты   гражданских   прав;  юридические
       факты;    понятие    и    виды     сделок;
       ответственность   по  гражданскому  праву;
       понятие права собственности; право

       собственности граждан;  право  собственности
       юридических   лиц;   право   государственной
       собственности;  личные имущественные  права;
       авторское  право,  право  на открытие и др.;
       понятие      и      виды       обязательств;
       гражданско-правовой договор;  виды договоров
       (купля-продажа,  мена,  аренда и др.); право
       наследования.
ДН.08     Гражданское процессуальное право:             200
       формы защиты   гражданских   прав;   понятие
       гражданского               судопроизводства;
       процессуальная  форма;  принципы российского
       гражданского     процессуального      права;
       гражданские     процессуальные    отношения;
       подведомственность     гражданских      дел;
       подсудность;   понятие   иска;  виды  исков;
       судебное доказывание;  исковое производство;
       судебное   разбирательство;   виды  судебных
       постановлений;  исполнительное производство;
       арбитраж; нотариат; третейские суды.
ДН.09     Административное право:                       150
       понятие административного             права;
       административно-правовой метод регулирования
       общественных       отношений;      источники
       административного                     права;
       административно-правовые   нормы;   субъекты
       административного  права;   административное
       право и государственное управление;  понятие
       государственной службы;  органы, применяющие
       административное                принуждение;
       административная            ответственность;
       административное             правонарушение;
       дисциплинарная              ответственность;
       административный  процесс;  административное
       производство;  процессуальные   гарантии   в
       административном  производстве;  контроль  и
       надзор,  их виды; правовые основы управления
       в   отраслях  материального  производства  и
       социально-культурной сфере.
ДН.10     Трудовое право:                               300
       трудовые отношения  рабочих  и  служащих   и
       производные  от  них  отношения  как предмет
       трудового права;  источники трудового права;
       субъекты трудового права;  понятие трудового
       правоотношения;  трудовой коллектив; права и
       роль   профсоюзов;   понятие   коллективного
       договора и его роль;  правовое регулирование
       трудоустройства; понятие трудового договора;
       виды трудовых договоров;  контракт;  рабочее
       время  и  время  отдыха;  системы заработной
       платы;   правила    внутреннего    трудового
       распорядка;       трудовая       дисциплина;
       материальная     ответственность      сторон
       трудового   правоотношения;   охрана  труда;
       трудовые конфликты и порядок их разрешения.
ДН.11     Уголовное право:                              350
       понятие уголовного      права;      принципы
       российского    уголовного   права;   понятие
       уголовной ответственности  и  ее  основания;
       понятия преступления и преступности;  состав
       преступления;      объект      преступления;
       объективная  сторона  преступления;  субъект
       преступления;      субъективная      сторона
       преступления;   обстоятельства,  исключающие
       преступность деяния;  понятие,  виды, цели и
       назначение    наказания;   особенная   часть
       уголовного  права;  виды   преступлений   по
       российскому   уголовному   законодательству;
       источники   уголовного    права;    политика
       государства в области уголовного права.
ДН.12     Уголовный процесс:                            200
       понятие уголовного                 процесса;
       уголовно-процессуальное               право;
       уголовно-процессуальные      правоотношения;
       источники  уголовно-процессуального   права;
       принципы  российского  уголовного  процесса,
       презумпция       невиновности,       принцип
       осуществления   правосудия   только   судом;
       субъекты уголовного процесса; доказательства
       в  уголовном процессе;  меры процессуального
       принуждения;  возбуждение  уголовного  дела;
       предварительное    следствие   и   дознание;
       понятие и виды подсудности;  предание  суду;
       судебное   разбирательство;   обжалование  и
       опротестование    приговоров;     исполнение
       приговора;   пересмотр   в  порядке  надзора
       вступившего в силу приговора суда.
ДН.13     Международное право:                          150
       международное право   как   особая   система
       юридических  норм;  субъекты  международного
       права;  источники  международного  права   и
       процесс    создания   норм;   взаимодействие
       международного   и    внутригосударственного
       права;   основные   принципы  международного
       права;   право   международных    договоров;
       международные   организации  и  конференции;
       ответственность   в   международном   праве;
       дипломатическое  и консульское право;  право
       международной безопасности; права человека и
       международное      право;      международное
       экономическое    право;    морское    право;
       воздушное право; экологическое право; мирные
       средства разрешения международных споров.
ДН.14     Экологическое право:                          100
       экологическая функция  государства;  понятие
       экологического        права;       источники
       экологического права;  окружающая среда  как
       объект      правовой      охраны;      право
       природопользования; правовой механизм охраны
       окружающей   среды;  организационно-правовые
       формы        экологического        контроля;
       ответственность   по  экологическому  праву;
       экологические правонарушения; правовой режим
       использования и охраны земель,  недр, лесов,
       вод,     атмосферного     воздуха;     право
       природопользования                  граждан;
       международно-правовая   охрана    окружающей
       среды.
ДН.15     Римское право:                                100
       роль римского права в истории права; источники
       римского права;  обычное право и закон; эдикты
       магистратов; деятельность    юристов;    иски;
       правовое положение римских  граждан  и  других
       субъ-

       ектов римского права;  римская  семья;  вещные
       права; содержание права частной собственности;
       сервитуты;    эмфитевзис     и     суперфиций;
       обязательственное   право;   виды   договоров;
       исполнение обязательств и  ответственность  за
       неисполнение; право наследования, по завещанию
       и по закону;  легаты и фидеикомиссы;  рецепция
       римского права.
ДН.16     Международное частное право:                  120
       понятие международного частного права; понятие
       унификации;     международное     частное    и
       международное   публичное   право;   источники
       международного    частного    права;    методы
       регулирования гражданско-правовых отношений  с
       иностранным   элементом;  коллизионные  нормы;
       субъекты   международного   частного    права;
       внешнеэкономические       сделки;      вопросы
       собственности  в   международных   отношениях;
       правовое регулирование иностранных инвестиций;
       авторское и изобретательское  право;  семейное
       право;    коллизионные   вопросы   в   области
       наследственного     права     и      деликтных
       обязательств;     международный    гражданский
       процесс; арбитраж.
ДН.17     Финансовое право:                             100
       понятие  финансов  и  финансовой деятельности;
       финансовая система;   финансовые  и  кредитные
       органы;  понятие финансового права;  источники
       финансового    права;   финансовый   контроль;
       бюджетное право;  бюджетная система; бюджетный
       процесс;   налоговое   право;   виды  налогов;
       правовое       регулирование       банковского
       кредитования;  банковское  право;  эмиссионные
       права  Госбанка;  правила   ведения   валютных
       операций.
ДН.18     Хозяйственное право:                          150
       понятие хозяйственного права;  правовой статус
       предприятий и объединений; предпринимательское
       право;      организационно-правовые      формы
       осуществления   хозяйственной    деятельности;
       кооперативы;      совместные      предприятия;
       хозяйственный    договор    и    его     виды;
       кредитование; коммерческий кредит;

       права  предприятия в области  ценообразования;
       ответственность предприятий;     экономический
       механизм   действия   имущественных   санкций;
       юридическая  служба;  правовое   регулирование
       внешнеэкономических     связей    предприятий;
       рассмотрение   и   разрешение    хозяйственных
       споров.
ДН.19     Криминалистика:                               250
       предмет криминалистики;            взаимосвязь
       криминалистики   с   криминологией,   судебной
       медициной, судебной психиатрией и психологией;
       криминалистическая              характеристика
       преступления; криминалистическая деятельность;
       методы     криминалистики;      идентификация;
       криминалистическая  версия;  моделирование при
       расследовании преступлений; криминалистическая
       техника;   трассология;  судебная  баллистика;
       исследование документов;  экспертиза, ее виды;
       криминалистическая    тактика;    следственный
       эксперимент;  тактика обыска, выемки, допроса;
       криминалистическая   методика   расследования;
       виды методик расследования.
ДН.20     Дисциплины   и курсы  по  выбору  студента,
       устанавливаемые вузом (факультетом):             200

ДС.00     Цикл   специальных   дисциплин,  устанавли-
       ваемых вузом (факультетом):                      940

ДП.00 Дополнительные    виды    подготовки   (военная
       подготовка, гражданская оборона и др.): 510

ФД.00     Факультативные дисциплины:                    200
                                                     __________
          Всего часов:                                 8400

П.00      Практики:                                 - 12 недель

ГА.00     Государственная итоговая квалификационная
       аттестация:                                  -  2 недели



          Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:

          Теоретическое обучение  - 156 нед.х 54 часа = 8424 час.
          Практики                -  12 недель
          Итоговая аттестация     -   2 недели
          Каникулы                -  30 недель

          Итого                   - 200 недель

Примечания:

1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов без превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплин.

1.2. Устанавливать число часов по дисциплинам цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема времени циклов и реализации минимума содержания дисциплин.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.

6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.

7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно п.5.3. Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование.Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

Составители:

Учебно-методическое объединение вузов
по юриспруденции

Экспертный совет по циклу общих
естественнонаучных дисциплин
Госкомвуза России

      Управление гуманитарного образования
      Госкомвуза России                         В.В. СЕРИКОВ
                                                М.В. ИВАНОВ

      Главное управление образовательно-
      профессиональных программ и технологий
      Госкомвуза России                         Ю.Г.ТАТУР

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (фактически утратили силу в связи с истечением срока действия)

Название документа: Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (фактически утратили силу в связи с истечением срока действия)

Вид документа: Требования Госкомвуза России

Принявший орган: Госкомвуз России

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 31 декабря 1993

Дата начала действия: 31 декабря 1993
Дата окончания действия: 01 сентября 1998