ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 1994 г. N 869
г.Москва

Об итогах социально-экономического развития
Российской Федерации в первом полугодии 1994 г.
и задачах на ближайшую перспективу
(с изменением на 25 апреля 1995 года)

Правительство Российской Федерации отмечает, что принятие Конституции Российской Федерации, подписание Договора об общественном согласии и реализация мер, предусмотренных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию " Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)" и в программе Правительства Российской Федерации "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", позволили к середине 1994 года стабилизировать социально-экономическое положение в стране относительно начала года.

Усилилась рыночная ориентация российской экономики, появились позитивные качественные изменения в ее развитии. Укрепил свое положение негосударственный сектор, на долю которого в первом полугодии 1994 г. приходилось 58 процентов валового внутреннего продукта страны по сравнению с 52 процентами в 1993 году. Завершился чековый этап приватизации. Ускорилась реализация жилищной реформы.

Проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики способствовало снижению темпов инфляции с 21,4 процента в январе до 4,8 процента в июне 1994 г. и уменьшению дефицита консолидированного бюджета до 10 процентов валового внутреннего продукта. Значительно снизилась ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Осуществление мер по социальной поддержке населения позволило не допустить снижения уровня жизни. Рост денежных доходов населения приблизился к темпам роста потребительских цен, несколько уменьшилась дифференциация доходов населения. Возросла роль субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении социальных проблем.

В то же время положение в экономике, и прежде всего в промышленности, остается сложным. В январе - июне 1994 г. объем промышленного производства был ниже, чем в соответствующий период прошлого года на 26 процентов. Не удалось добиться повышения инвестиционной активности.

По-прежнему острыми являются проблемы взаимных неплатежей, финансового оздоровления предприятий, сохранения и создания новых рабочих мест, поддержки социально-культурной сферы и науки, особенно в ряде отраслей, а также в некоторых субъектах Российской Федерации.

Нерешенность политических, экономических и социальных проблем в отдельных субъектах Российской Федерации создает условия для роста числа правонарушений. В целом криминогенная ситуация в стране остается напряженной.

В целях дальнейшего развития и углубления проводимых в стране экономических реформ Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Считать главной социально-экономической задачей Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на второе полугодие 1994 г. стабилизацию функционирования российской экономики на основе предотвращения дальнейшего спада промышленного и сельскохозяйственного производства, устойчивого бюджетного финансирования при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики, осуществления структурных изменений в экономике, выполнения социальных и инвестиционных программ на 1994 год, проведения гибкой региональной политики, органично сочетающей федеральные приоритеты и интересы субъектов Российской Федерации.

Утвердить прилагаемый Уточненный план действий Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию " Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)" и программы Правительства Российской Федерации " Развитие реформ и стабилизация российской экономики" на второе полугодие 1994 г. (далее именуется - План действий).

2. Исходя из результатов достигнутых в 1993-1994 годах в ходе реализации программы Правительства Российской Федерации " Развитие реформ и стабилизация российской экономики", Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Центральным банком Российской Федерации, рабочей группой при Председателе Правительства Российской Федерации, Центром информационных и социальных технологий при Правительстве Российской Федерации, Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, Аналитическим центром при Президенте Российской Федерации разработать и до 1 ноября 1994 г. представить в Правительство Российской Федерации проект программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах".

Федеральным органом исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академии наук, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации до 15 августа 1994 г. представить в Министерство экономики Российской Федерации предложения к проекту программы.

3. В связи с необходимостью ускорения структурной перестройки экономики Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации, Министерству строительства Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в Правительство Российской Федерации:

до 15 сентября 1994 г.- проект концепции структурной политики Российской Федерации на 1995-1997 годы;

до 1 сентября 1994 г.- перечень федеральных целевых программ на 1995 год и предложения о целевом выделении в 1995 году государственным заказчикам программ соответствующих средств из федерального бюджета исходя из приоритетов, определенных Правительством Российской Федерации.

Рассмотреть вопрос о структурной политике Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации в сентябре 1994 года.

4. Считать необходимыми условиями преодоления спада промышленного производства во втором полугодии 1994 г. решение проблемы взаимных неплатежей, стимулирование платежеспособного спроса, прежде всего в отраслях промышленности, а также повышение заинтересованности предприятий в модернизации производственной базы.

Рассматривая промышленную политику как составную часть структурной перестройки экономики, поручить Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести до 1 октября

1994 г.  в  Правительство  Российской  Федерации   проект   Основных
направлений промышленной  политики Российской Федерации на 1995-1997
годы, предусмотрев в нем:

определение приоритетных производств и видов продукции с учетом кратко- и среднесрочной конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков;

рационализацию размещения промышленных предприятий на территории страны с учетом региональных особенностей;

повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий прежде всего за счет снижения производственных издержек;

меры по развитию производства и насыщению товарных рынков на основе активного использования антимонопольного регулирования;

осуществление перепрофилирования неэффективных предприятий для организации новых производств, создания дополнительных рабочих мест;

совершенствование механизма налоговой и денежно-кредитной политики для создания условий, обеспечивающих ускорение структурной перестройки в промышленности и рост объемов производства.

5. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству строительства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 сентября 1994 г. внести в Правительство Российской Федерации проект концепции государственной инвестиционной политики на 1995 год и последующие годы, предусматривающей активизацию деятельности в инвестиционной сфере и формирование рынка инвестиций, обратив при этом первоочередное внимание на:

поиск эффективных мер государственного регулирования инвестиционного процесса;

усиление инвестиционной активности коммерческих банков и других финансовых институтов, в том числе путем использования системы гарантий и механизмов смешанного финансирования;

повышение роли собственных средств предприятий в финансировании инвестиционных программ и проектов;

привлечение накоплений физических лиц в инвестирование жилищной сферы;

развитие лизинга;

расширение практики предоставления концессий иностранным инвесторам.

6. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации в месячный срок завершить подготовку проектов актов законодательства по привлечению частных инвестиций и внести их в Правительство Российской Федерации.

7. Министерству финансов Российской Федерации, принимая во внимание необходимость продолжения умеренно жесткой денежно-кредитной политики до конца 1994 года:

обеспечить совместно с федеральными органами исполнительной власти целевое использование бюджетных средств;

ускорить выполнение мероприятий по переходу на казначейскую систему исполнения федерального бюджета на территории Российской Федерации.

8. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить своевременное и равномерное финансирование неотложных государственных нужд, в том числе уборки урожая, подготовки к осенне-зимнему периоду 1994/95 года и поддержки отраслей промышленности, использующих сезонные запасы сырья.

9. Государственной налоговой службе Российской Федерации усилить контроль за своевременным поступлением платежей от налогоплательщиков в федеральный бюджет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 " Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".

Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации усилить контроль за своевременным перечислением коммерческими банками средств налогоплательщиков в федеральный бюджет, в том числе принимать к нарушителям соответствующие меры, вплоть до лишения их лицензий.

10. Министерству финансов Российской Федерации с Государственной налоговой службой Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации, учитывая необходимость совершенствования налоговой системы Российской Федерации, внести до 15 августа 1994 г. в Правительство Российской Федерации:

проект концепции совершенствования налоговой системы Российской Федерации, предусмотрев в нем меры по снижению налоговых ставок и упорядочению льгот, стимулированию производства, инвестиционного и инновационного процессов, развитию операций с ценными бумагами и недвижимостью, изменению структуры налоговых поступлений с уменьшением доли налога на прибыль и налога на добавленную стоимость при одновременном повышении доли платежей за право пользования природными ресурсами и налога на имущество, а также по совершенствованию налогообложения физических лиц;

во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1004 " О некоторых вопросах налоговой политики"- проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации о налогах.

Временной рабочей группе, созданной распоряжением Президента Российской Федерации от 4 июля 1994 г. N 351-рп, на основе концепции совершенствования налоговой системы Российской Федерации организовать работу по своевременному рассмотрению проектов соответствующих законодательных актов.

11. Министерству финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на 1995 год предусмотреть:

существенное ограничение предоставления дотаций из федерального бюджета отраслям и промышленным предприятиям, имея в виду обеспечение безусловного возврата средств, полученных ими в 1993 и 1994 годах (абзац в редакции постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 года N 421);

финансирование приоритетов в области государственных инвестиций с увеличением при этом доли бюджетных средств , предоставляемых на возвратной основе;

совершенствование взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации на основе принципа разделения доходов между соответствующими бюджетами;

расширение выпуска государственных ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета без увеличения кредитной эмиссии Центрального банка Российской Федерации с учетом возможности их погашения за счет поступлений в федеральный бюджет;

определение объемов и структуры внешних заимствований, не допускающих увеличения внешнего долга страны;

переход от правительственных гарантий по кредитам к схемам проектного финансирования.

12. Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью усилить контроль за деятельностью и финансовым состоянием страховых компаний, активизировать работу по формированию конкурентоспособного страхового рынка, отвечающего возрастающим потребностям предприятий, предпринимателей и граждан в страховой защите, вовлечению ресурсов страховых фондов в инвестиционные процессы.

13. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации:

активно использовать рыночные методы денежно-кредитного регулирования для обеспечения направления денежных средств, мобилизуемых банковской системой, на инвестиционные цели, и прежде всего на реализацию принятых федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

ускорить разработку предложений по совершенствованию и развитию банковской системы;

усилить работу по совершенствованию системы расчетов и укреплению платежной дисциплины, уделив особое внимание внедрению современных форм расчетов, в том числе развитию вексельного обращения, а также по обеспечению участия коммерческих банков в работе по улучшению финансового состояния неплатежеспособных предприятий.

Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ускорить подготовку предложений и реализацию мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей.

14. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по статистике, Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести до 1 октября 1994 г. в Правительство Российской Федерации предложения о государственной политике в области цен и ценообразования, учитывая необходимость совершенствования структуры цен и тарифов, стимулирования увеличения объемов производства товаров(услуг), снижения издержек производства, повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

15. Установить, что основными задачами в области приватизации и управления государственной собственностью на второе полугодие 1994 г. являются:

повышение эффективности деятельности приватизируемых предприятий, в том числе за счет привлечения дополнительных инвестиций;

создание рынка недвижимости путем продажи приватизируемым предприятиям земельных участков, на которых они расположены, и объектов недвижимости, переходящих из государственной в частную собственность;

реализация Указов Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1003 " О реформе государственных предприятий" и от 10 июня 1994 г. N 1200 " О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой".

Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом представить до 20 августа 1994 г. на утверждение Правительства Российской Федерации положение о порядке продажи акций приватизируемых предприятий по инвестиционному конкурсу, а также предложения о защите прав граждан, вложивших свои чеки в чековые инвестиционные фонды.

16. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 сентября 1994 г. внести на рассмотрение Правительственной комиссии по использованию средств программы поддержки приватизации и структурных преобразований в Российской Федерации предложения:

о порядке и механизме использования иностранной технической помощи и иностранных кредитов, предоставляемых в целях поддержки приватизированных предприятий;

о поддержке предприятий в послеприватизационный период их деятельности и привлечении в этих целях частных инвестиций, в том числе иностранных.

17. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации совместно с Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации до 1 сентября 1994 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения о развитии рынка ценных бумаг.

18. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации в месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о порядке перечисления дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности.

19. Государственному комитету Российской Федерации по статистике совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации внести до 1 октября 1994 г. в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о статистической деятельности в Российской Федерации.

20. Министерству экономики Российской Федерации совместно с государственными заказчиками привести задания государственного оборонного заказа на 1994 год в соответствие с ассигнованиями, предусмотренными на эти цели в федеральном бюджете на 1994 год, уделив первоочередное внимание вопросам продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»