Недействующий

     

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 26 июля 1966 года N 5364-VI

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

(В ред. - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1981 года N 4087-Х)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 1 января 2010 года
на основании Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ
____________________________________________________________________

Президиум Верховного Совета СССР

постановляет:

1. Утвердить Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

2. Установить, что Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, распространяется также на лиц, освобожденных из мест лишения свободы до издания настоящего Указа, если судимость с них не снята или не погашена в установленном законом порядке.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

(В ред. - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1981 года N 4087-Х.
В ред. - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1983 года N 10007-Х)

I. Общие положения

1. Административный надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.

Административный надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства.

2. Административный надзор является принудительной мерой и применяется в отношении совершеннолетних лиц:

а) признанных судами особо опасными рецидивистами;

б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы,если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;

в) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбытия наказания либо условно-досрочного освобождения от наказания систематически нарушают общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на предупреждения органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.

3. К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

б) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

в) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Перечисленные ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

4. Осуществление административного надзора возлагается на органы внутренних дел (милицию).

II. Порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора

5. Административный надзор устанавливается:

а) за лицами, указанными в пунктах "а" и "б" статьи 2 настоящего Положения, - при их освобождении из исправительно-трудового учреждения;

б) за лицами, указанными в пункте "в" статьи 2 настоящего Положения, - по месту их постоянного жительства, но не позднее трех лет с момента освобождения из исправительно-трудовых учреждений.

6. Основаниями для установления административного надзора являются:

а) в отношении особо опасных рецидивистов - вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом;

б) в отношении лиц, указанных в пункте "б" статьи 2 настоящего Положения, - материалы администрации исправительно-трудового учреждения, свидетельствующие об упорном нежелании осужденного встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;

в) в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 2 настоящего Положения, - материалы органа внутренних дел, свидетельствующих, что лицо, освобожденное из исправительно-трудового учреждения, ведет антиобщественный образ жизни.

7. Об установлении административного надзора в отношении лиц, указанных в пунктах "а" и "б" статьи 2 настоящего Положения, начальник исправительно-трудового учреждения выносит мотивированное постановление, в котором указываются основания для установления надзора, срок надзора и определяется срок прибытия поднадзорного к избранному им месту жительства. Постановление направляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства в день его освобождения. По прибытии поднадзорного к избранному месту жительства начальником органа внутренних дел устанавливаются ограничения, предусмотренные настоящим Положением. В случае неприбытия поднадзорного в определенный срок к избранному им месту жительства органом внутренних дел объявляется его розыск.

Об установлении административного надзора за лицами, указанными в пункте "в" статьи 2 настоящего Положения, начальник органа внутренних дел выносит мотивированное постановление, в котором указываются основания для установления надзора, срок надзора и ограничения, предусмотренные настоящим Положением.

Установление административного надзора в случае, предусмотренном пунктом "б" статьи 2 настоящего Положения, согласовывается с наблюдательной комиссией, а в случаях, предусмотренных пунктами "б" и "в", - санкционируется прокурором.

8. Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях административный надзор может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление.

(В ред. - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 г. N 5255-VII).

9. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения вправе изменять (ослаблять или усиливать) ограничения, предусмотренные статьей 3 настоящего Положения.

10. Постановление администрации исправительно-трудового учреждения и органа внутренних дел об установлении административного надзора и постановление органа внутренних дел о продлении административного надзора, установлении и изменении ограничений при осуществлении надзора объявляются под расписку поднадзорному лицу. При этом ему разъясняются обязанности поднадзорного, ответственность за нарушение правил административного надзора, а лицу, в отношении которого установлен административный надзор исправительно-трудовым учреждением, - ответственность за неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства. Поднадзорному лицу также разъясняется ответственность за самовольное оставление им места жительства с целью уклонения от административного надзора.

11. Лица, в отношении которых установлен административный надзор, фотографируются и берутся на учет органов внутренних дел в соответствии с инструкцией, утверждаемой Министерством внутренних дел СССР; в необходимых случаях у поднадзорных снимаются отпечатки пальцев. На каждое лицо, находящееся под административным надзором, ведется надзорное производство.

12. Работники милиции обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор, принимать необходимые меры для приобщения их к общественно полезному труду, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка и правил социалистического общежития.

При осуществлении административного надзора работники милиции имеют право:

а) истребовать сведения о поведении поднадзорного от администрации предприятий, учреждений и общественных организаций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

б) возбуждать ходатайства перед соответствующими государственными, общественными и хозяйственными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

в) вызывать поднадзорного на беседы в милицию; проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, общественных организаций, а также родственников поднадзорного;

г) требовать от поднадзорного устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;

д) посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

Для оказания помощи органам внутренних дел в проведении отдельных мероприятий по осуществлению административного надзора могут привлекаться внештатные сотрудники органов внутренних дел, члены наблюдательных комиссий и добровольных народных дружин.

Розыск лиц, уклоняющихся от административного надзора, осуществляется милицией.

13. Административный надзор прекращается:

а) по истечении срока, на который установлен административный надзор;

б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;

в) в случаях погашения или снятия судимости с поднадзорного.

14. О прекращении административного надзора выносится постановление, которое утверждается начальником районного, городского, районного в городе отдела (управления) внутренних дел.

Постановление о прекращении административного надзора объявляется поднадзорному; при этом он снимается с учета органов внутренних дел.

III. Обязанности лица, находящегося под административным надзором, и ответственность за нарушение правил надзора

15. Лицо, находящееся под административным надзором, обязано вести честный трудовой образ жизни, не нарушать общественный порядок и соблюдать следующие правила административного надзора:

а) являться по вызову в органы внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;

б) уведомлять работников милиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам;

в) при выезде по личным делам с разрешения органа внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

г) соблюдать установленные в отношении его ограничения (статья 3 настоящего Положения).

16. Лица, в отношении которых установлен административный надзор, в случае нарушения правил этого надзора привлекаются к административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством союзных республик.

Поднадзорные, самовольно оставившие место жительства с целью уклонения от административного надзора, а также не прибывшие без уважительных причин в определенный срок к избранному ими месту жительства в случаях, когда административный надзор установлен при освобождении из мест лишения свободы, привлекаются к уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством союзных республик.

IV. Надзор за законностью

17. Надзор за соблюдением законов при исполнении настоящего Положения осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом СССР "О прокуратуре СССР".

18. Административный надзор может быть отменен прокурором в случае признания им установления надзора необоснованным.

19. Жалобы и заявления, связанные с осуществлением административного надзора, рассматриваются и разрешаются начальниками органов внутренних дел или прокурорами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»