Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 1994 года N 683


О Федеральной программе
содействия занятости населения
Российской Федерации на 1994 год

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В целях активизации политики занятости населения и усиления социальной защиты граждан Российской Федерации на рынке труда Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год, представленную Федеральной службой занятости России по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Установить, что в 1994 году в федеральную часть Государственного фонда занятости населения Российской Федерации отчисляется 20 процентов сумм обязательных страховых взносов работодателей, формируемых на территории субъектов Российской Федерации.

3. Федеральной службе занятости России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию указанной в пункте 1 настоящего постановления Программы на основе взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить реализацию региональных программ в области занятости населения с учетом Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Российской Федерации
от 15 июня 1994 года N 683


Федеральная программа содействия занятости населения
Российской Федерации на 1994 год

Введение

Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год разработана Федеральной службой занятости России совместно с Минэкономики России, Минтрудом России и с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1993 года N 1152 "О социально-экономическом положении Российской Федерации и мерах по реализации первого этапа программы Совета Министров -Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 года N 192 "О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год".

Ключевыми приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются трудоспособные граждане, имеющие работу, но находящиеся под риском ее потери, и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Основная направленность мероприятий Программы определяется задачами государственной политики занятости, сформулированными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и связана с поддержкой и защитой граждан от безработицы.

Программа содействия занятости населения Российской Федерации является составной частью системы целевых федеральных программ, охватывающих различные сферы деятельности государства в области экономической и социальной политики, в том числе и затрагивающих вопросы, смежные с вопросами содействия занятости населения.

Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения, которая реализовывалась в 1993 году.

Параметры Программы рассчитаны исходя из основного варианта прогноза экономического развития, разработанного Министерством экономики Российской Федерации, а также прогнозных оценок рынка труда, выполненных ФСЗ России и региональными службами занятости с учетом предполагаемого социально-экономического развития территорий и используемых при разработке программ содействия занятости населения субъектов Российской Федерации.

Положение на рынке труда


Итоги 1993 года

Нестабильная экономическая ситуация привела к ухудшению конъюнктуры на рынке труда.

Резко возросло число вынужденных остановок производств. В течение 1993 года останавливались 2,5 тыс. предприятий (12 процентов от общего их числа). При этом 206 предприятий - полностью. В результате чего было потеряно 115 млн. человек-одней (10 процентов табельного фонда времени). За 1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, возросла по сравнению с 1992 годом в 2,3 раза и достигла к началу 1994 года 4 млн. человек. Продолжительность вынужденных отпусков в среднем на одного работника составила в целом по России 19 дней. Наибольшие масштабы частичной безработицы отмечались на предприятиях текстильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической промышленности, где от 40 до 60 процентов работников пользовались дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабочую неделю. Большая армия "частично" безработных, длительное время находящихся под угрозой увольнения, - одна из наиболее характерных черт рынка труда.

В 1993 году резкого роста реальной открытой безработицы удалось избежать прежде всего за счет закрытия вакансий, увольнения пенсионеров, расширения практики отпусков по инициативе администрации и сокращенных режимов труда.

Совокупный спрос на рабочую силу сокращался, ввод новых рабочих мест не компенсировал их выбытие. Так, из намеченных Федеральной инвестиционной программой к вводу в действие в 1993 году 652 объектов приняты в эксплуатацию лишь 193. В результате численность занятых, по данным Госкомстата России, снизилась за год на 1 млн. человек.

Наибольшее сокращение числа занятых (от 10 до 12,5%) отмечалось в машиностроении и металлообработке, текстильной промышленности, промышленности стройматериалов. Спад производства затормозил рост сферы обслуживания, и, возможно, пройдет немало времени, прежде чем расширение этого сектора сможет компенсировать потери рабочих мест в других отраслях. Рост занятости в негосударственном секторе, где занято уже более 40% работающих, был недостаточен для того, чтобы нейтрализовать потерю рабочих мест на государственных предприятиях, которые остаются главным источником занятости.

Наибольшему риску потерять работу подвергались женщины и молодежь. Доля женщин среди зарегистрированных безработных составляет около 70%, молодежи - 37%.

Падение доходов населения усилило давление на рынок труда тех, кто ранее не претендовал на рабочее место. Число обращений, например, пенсионеров в службу занятости возросло вдвое по сравнению с 1992 годом.

Ограничение приема на работу снизило возможности трудоустройства выпускников учебных заведений. В результате в 1993 году из-за отказа работодателей не получили направления на работу 20 процентов выпускников вузов и 33 процента выпускников средних специальных учебных заведений.

Сокращение найма в 1993 году на фоне спада производства, а также структура высвобождений и новой рабочей силы дают основания предполагать, что неравенство различных возрастных групп на рынке труда будет возрастать. Для женщин, молодежи, работников старших возрастов и лиц с невысоким образованием или начальной профессиональной подготовкой риск безработицы наиболее высок.

Неудовлетворенный спрос на рабочие места составил 3,8 миллиона человек. За 1993 год численность официально зарегистрированных безработных возросла на 260 тыс. человек, или в 1,4 раза, и составила на начало 1994 года 835 тыс. человек*. На фоне роста открытой безработицы к концу 1993 года вновь произошло сокращение числа вакансий, сведения о которых поступают в государственную службу занятости. Это обусловило увеличение средней продолжительности периода безработицы с 3 месяцев в начале до 6 месяцев в конце 1993 года.

* - Численность безработных, рассчитанная Госкомстатом России в соответствии с методологией Международной оргнанизации труда (с учетом безработных граждан, не обращающихся для официальной регистрации в службы занятости), оценивается в 4 млн.человек.

Несмотря на то, что открытая безработица появилась относительно недавно, уровень долгосрочной безработицы уже сейчас значителен. Численность граждан, являющихся безработными свыше 8 месяцев, возросла за прошедший год почти в 2 раза, с 13% до 26% от общего числа безработных.

Растущая продолжительность безработицы может стать источником устойчиво высокого уровня безработицы среди отдельных социальных групп даже после того, как начнется экономический подъем.

Повышается уязвимость городов с моноэкономической структурой, в которых одно-два предприятия являются градообразующими. Сильная зависимость от экономического состояния "флагманов производства" стабильности занятости не только собственного персонала, но и работающих на предприятиях-смежниках может дополнительно вызвать высвобождения и поставить в критическое положение прежде всего локальные рынки труда в малых городах и поселках.

Наметились и неизбежные межрегиональные различия в распределении безработицы и вакансий. В отдельных районах уровень официальной безработицы достигает 7-11% экономически активного населения. В зону повышенного риска попадают как традиционно трудоизбыточные регионы, так и территории с высоким экономическим потенциалом. Заметный спад производства в отраслях машиностроения, особенно относящихся к ВПК, легкой и текстильной промышленности резко обострил положение на рынке труда территорий с преобладанием этих производств (Владимирская, Ивановская, Ярославская, Костромская, Архангельская области и ряд других). Региональный дисбаланс между концентрацией вакансий и нуждающихся в работе будет возрастать.

Перспективы на 1994 год

Определяющее влияние на состояние рынка труда, масштабы занятости и безработицы окажут реальные возможности по стабилизации экономики и действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики. Ожидается, что основные макроэкономические параметры будут более благоприятными, однако полностью остановить кризисные тенденции не удастся.

По оценкам Минэкономики России, валовый внутренний продукт снизится на 8 процентов. Падение объемов производства сохранится, но на более низком уровне: 12% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве. Темпы инфляции составят 8 процентов.

Указанные, а также другие ограничения, включая ресурсные возможности государства влиять на ход экономических и социальных процессов, вызовут усиление напряженности на рынке труда и рост безработицы.

В марте 1994 г. 4,8 тыс. предприятий имели длительные остановки всех или отдельных производств, потеряно более 24 млн. человеко-дней (в марте 1993 г. - 2,5 тыс. предприятий, 6,6 млн. человеко-дней). Полностью останавливались производства на 389 предприятиях. Главная причина остановок теперь связана не с обеспечением сырьем, материалами, энергией, а сложностями со сбытом (55% всех остановок). Предприятия расширили практику отпусков по инициативе администрации. В ряде регионов каждый второй-третий работник находился в длительном неоплачиваемом или частично оплачиваемом отпуске по инициативе администрации. Угроза перерастания скрытой безработицы в открытую в течение января-марта 1994 г. возросла.

Возможная "частичная" безработица в течение 1994 года оценивается в пределах 5-8 млн. человек. Численность работников убыточных предприятий в целом по народному хозяйству может достигнуть более 20% от общей численности занятых.

Дополнительный спрос на рабочую силу со стороны предприятий снизится. Риск потери работы гражданами в связи с закрытием или реорганизацией предприятий усилится. В целом суммарное высвобождение работников в 1994 году за счет всех факторов составит 2,4-3,8 млн. человек. Среди высвобождаемых доля рабочих может достигнуть 75 процентов. Уменьшение численности работающих ожидается практически во всех отраслях материального производства (приложение N 1). Наиболее существенные изменения произойдут в текстильной промышленности, машиностроении и металлообработке, строительстве, на транспорте и связи (приложение N 2).

Предложение рабочей силы на открытом рынке труда будет возрастать. Численность граждан, не имевших ранее или потерявших и ищущих работу, превысит 12 млн. человек**.

** - Данные приводятся по среднему варианту прогноза рынка труда в физических лицах (приложение N 4)

Сократятся возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые. По прогнозу Федеральной службы занятости России, на рынке труда в 1994 году может оказаться около 1,7 млн. молодежи.

В результате несоответствия спроса и предложения рабочей силы неудовлетворенный спрос на рабочие места может превысить 6,1 млн. человек***, или 8,7% от численности экономически активного населения.

*** - В соответствии с методологией Международной организации труда.

Ожидается, что в органы государственной службы занятости в целом за год может обратиться свыше 5 млн. человек (до 45% всех незанятых граждан, ищущих работу). Численность зарегистрированных в службе занятости безработных достигнет к концу 1994 года 3 млн. человек.

В региональном плане по степени напряженности рынка труда будут по-прежнему выделяться две группы территорий. Одна охватывает республики Северного Кавказа (Чеченская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесская), а также Республику Тыва и Республику Калмыкия - Хальмг Тангч, где недостаточно развита экономика и исключительно высока доля незанятых граждан трудоспособного возраста. Другая группа проблемных территорий обусловлена их производственной специализацией и глубокими кризисными явлениями в функционировании отдельных отраслей. Ожидается, что уровень безработицы в Ивановской, Псковской, Владимирской, Ярославской, Костромской областях, Республике Мордовия и Чувашской Республике и некоторых других регионах превысит общероссийский уровень в 2-3 раза.

К концу 1994 года проблема занятости населения может стать доминирующей в социально-экономической политике. Главная специфика предстоящего года - реализация программных мероприятий политики занятости на фоне возможного значительного расширения безработицы.

Цели и главные направления государственной политики
занятости в 1994 году

Главными направлениями государственной политики, связанной с поддержкой и развитием занятости в 1994 году, становятся:

преодоление неблагоприятных макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;

сдерживание массового высвобождения работающих прежде всего на градообразующих предприятиях;

создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;

обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения, дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;

смягчение последствий долговременной безработицы.

Государственная поддержка рабочих мест
и работников, находящихся под риском увольнения

Основная задача политики государства по экономической поддержке занятости - сдержать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ. Важнейшая задача также - смягчение негативных социальных последствий сокращения занятости для работников, вынужденно покидающих ликвидируемые рабочие места, и оказание им заблаговременной поддержки.

Поддержка рабочих мест

Возможности и направления государственной поддержки эффективных рабочих мест определяются в первую очередь приоритетами стабилизационных действий, реализуемых в 1994 году*. Ключевыми из них определены:

* - По материалам Минэкономмики России и Госкомстата России "О положении российской экономики в 1993 году и перспективах ее развития на 1994 год."

умеренно жесткая финансовая и денежная политика, направленная на снижение инфляции, жесткую экономию государственных расходов, резкое сужение практики льготного кредитования, освобождение от налогообложения, предоставление других льгот и преференций;

продолжение институциональных преобразований, включая последовательное продолжение приватизации, развитие конкуренции, частного предпринимательства, демонополизацию экономики и т.д.;

селективная государственная структурно-инвестиционная политика, предполагающая максимальное переключение с дотаций и субсидий на высокоэффективные инвестиции, переход на преимущественно контрактно-конкурсное размещение централизованных инвестиционных ресурсов, поэтапный отказ от предоставления льготных государственных инвестиционных кредитов, "точечную" поддержу предприятий, определяющих структурное совершенствование экономики.

Объемы капитальных вложений в экономику оцениваются на 1994 год в 120 трлн. рублей, из которых 18-20 трлн. рублей составят централизованные вложения, определенные государственной инвестиционной программой.

В 1994 году предполагается продолжить или начать реализацию 35-40 федеральных целевых инвестиционных программ*. Обязательное условие принятия программ - учет влияния их положений на динамику рабочих мест, сохранение эффективной занятости на действующих производствах. Прежде всего это относится к программам конверсии, приватизации, а также при применении специальных процедур к предприятиям-банкротам.

* - По материалам Минэкономмики России и Госкомстата России "О положении российской экономики в 1993 году и перспективах ее развития на 1994 год."

Стабилизирующее влияние на рынок труда в регионах должны оказать специальные фонды поддержки и выравнивания регионального развития, которые наряду со средствами предприятий и организаций, региональных бюджетов и Государственного фонда занятости населения Российской Федерации должны составить основу финансовой поддержки рабочих мест и граждан в проблемных регионах.

Продолжится работа над федеральной программой реструктуризации угольной промышленности, в рамках которой формируется блок по обеспечению занятости шахтеров, охватывающий свыше 50 тыс. шахтеров и горняков, высвобождаемых в связи с закрытием неперспективных шахт и разрезов, а также 45 тыс. работающих на Норильском горно-металлургическом комбинате.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»