УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
транспорта
Российской Федерации
В.Ф.Березин
25 мая 1994 года

            Заместитель председателя
                Комитета Российской
               Федерации по рыболовству
                                       В.Г.Рудников
                                       17 мая 1994 года

Заместитель министра охраны
окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации
А.М.Амирханов
12 мая 1994 года

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

от 12 мая 1994 года


О порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

     

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды является откорректированным и переработанным изданием Инструкции издания 1987 года в связи со структурными изменениями, происшедшими в стране по управлению народным хозяйством, а также обязательствами, вытекающими из участия Российской Федерации в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года (Конвенция Марпол-73/78), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года, Конвенции по защите Черного моря от загрязнения 1992 года и других международных договорах.

1.2. Инструкция устанавливает общий порядок передачи сообщений, предусмотренных законодательством Российской Федерации а также международными договорами Российской Федерации о сбросе или возможном сбросе нефти или других вредных веществ в море с судов и других объектов (плавучие средства, искусственные острова, острова установки и сооружения), о замеченных нарушениях правил по предотвращению загрязнения моря и об обнаруженных значительных разливах загрязняющих веществ, независимо от их происхождения.

1.3. Положения настоящей Инструкции являются обязательными

для *
________________

* На военные корабли, военно-вспомогательные и военно-воздушные суда распространяется действие Правил охраны природной среды в Военно-Морском Флоте (ПОПС-90).

- капитанов морских судов и других плавучих средств Российской Федерации;

- командиров гражданских воздушных судов Российской Федерации;

- лиц, руководящих проведением работ на искусственных островах и сооружениях, эксплуатируемых или создаваемых в пределах территориториального моря или экономической зоны Российской Федерации;

- капитанов иностранных морских судов и других плавучих средств, находящихся во внутренних морских и территориальных водах Российской Федерации, а также экономической зоне России.

1.4. Контроль за выполнением настоящей Инструкции возлагается на специализированные морские инспекции Минприроды России (приложение 1), а также соответствующие министерства, ведомства и организации, имеющие в своем ведении морские суда, другие плавучие средства, воздушные суда, искусственные острова, установки и сооружения.

     

Раздел 2. Общие требования и принципы передачи
сообщений о загрязнении морской среды

2.1. Сообщения о загрязнении морской среды передаются в случаях:

- инцидента с судном или иным объектом, повлекшего или могущего повлечь сброс нефти и других вредных веществ;

- обнаружения сброса нефти и других вредных веществ с другого судна (независимо от флага) или иного объекта в нарушение применимых международных или национальных правил;

- обнаружения в море разлива нефти или других вредных веществ.

2.2. Сообщения о загрязнении моря вредными веществами с судов должны передаваться кодом согласно приведенному в приложении 2 стандартному формату сообщений и соответствовать следующим принципам:

- сообщение должно быть кратким и содержать только ту информацию, которая относится к загрязнению моря;

- количество сообщений должно быть минимальным;

- сообщение должно передаваться без задержки с предшествующим сигналом безопасности (если инцидент влияет на безопасность судоходства) или сигналом срочности (если инцидент влияет на безопасность судна или его экипажа);

- основная информация (ТТД судна, объекты на борту, оборудование и т.д.) должна передаваться один раз и только в случае ее изменения корректироваться в последующих сообщениях.

Раздел 3. Порядок передачи сообщений
с судов и других плавучих средств


3.1. Сообщения об инцидентах, влекущих или могущих повлечь сброс нефти и других вредных веществ.

     3.1.1. Капитан судна или другого плавучего средства (далее капитан судна) обязан, помимо регистрации в судовых документах, без задержки и в возможно более полном объеме сообщить сведения об инциденте с его судном, который влечет:

- сброс или возможность сброса нефти или перевозимых наливом вредных веществ в результате повреждения судна или его оборудования или в целях обеспечения безопасности судна, или спасения человеческой жизни на море;

- сброс или возможность сброса в море вредных веществ в упаковке, включая грузовые контейнеры, съемные танки, автодорожные и железнодорожные цистерны, судовые баржи (лихтеры);

- сброс во время эксплуатации судна нефти или вредных веществ в размерах, превышающих количество или мгновенную интенсивность, которые допускаются применимыми международными или национальными правилами.

3.1.2. При оценке вероятности сброса нефти и других веществ в результате повреждения судна или его оборудования, вызывающее необходимость передачи сообщения, должны учитываться, помимо прочего следующие факторы:

- характер повреждения, неисправности или поломки судна, его механизмов или оборудования;

- состояние моря и сила ветра, а также интенсивность движения в районе во время происшествия.

В частности, сообщения безусловно должны передаваться в случае:

- повреждения, неисправности или поломки, которые влияют на безопасность судна (например, столкновение, посадка на мель, пожар, взрыв, нарушение конструктивной прочности, затопление, смещение груза);

- отказа в работе или поломки механизмов или оборудования, которые влияют на безопасность мореплавания (например, отказ в работе или поломка рулевого устройства, главных двигателей, систем электропитания судна, важных судовых средств навигационного обеспечения).

3.1.3. Сообщения передаются в спасательно-координационный центр (СКЦ) или спасательно-координационный подцентр (СПЦ) на бассейнах, если судно находится во внутренних морских территориальных водах, морской экономической зоне России или за их пределами и российское побережье является ближайшим либо администрации ближайшего иностранного порта если судно находится во внутренних морских территориальных водах морской экономической зоны иностранного государства или за их пределами и побережье такого государства является ближайшим.

При передаче сообщений в адрес администрации иностранного порта (береговой радиостанции) следует руководствоваться положениями законодательства соответствующего государства, а если сведений о таком законодательстве не имеется, то сообщение передается:

- через соответствующую береговую радиостанцию с предшествующим сигналом безопасности (если инцидент затрагивает безопасность мореплавания) или сигналом срочности (если он затрагивает безопасность судна или человеческой жизни).

- на частотах 405 - 525 кГц, 1605 - 2850 кГц или 156 - 175 мГц.

Если связь с береговой станцией на средних волнах или УКВ не обеспечена, то сообщение передается через наиболее подходящую береговую станцию на коротких волнах или через соответствующую систему морской спутниковой связи.

Если судно находится в пределах или вблизи района, в котором действует специальная система передачи сообщений о движении судов, то сообщение передается через предписанную береговую службу, ответственную за работу этой системы.

3.1.4. Сообщение об инциденте должно содержать сведения, предусмотренные в приложении к настоящей Инструкции.

3.1.5. Если по каким-либо причинам сообщение о сбросе или возможности сброса нефти и других вредных веществ не может быть передано с вовлеченного в инцидент судна обязанность передачи такого сообщения несет судовладелец либо в соответствующих случаях фрахтователь, оператор или их агент, который передает указанные в приложении сведения в возможно более полном объеме.

3.1.6. Капитан судна, которое оказывает или намеревается оказать помощь судну, вовлеченному в инцидент должен сообщить в СКЦ или СПЦ, как это предусмотрено в п.3.1.3. сведения о своем судне и о судне, вовлеченном в инцидент, а также о принятых или планируемых мерах по оказанию помощи и информировать о дальнейшем развитии событий, если передача такой информации не наносит ущерба проведению операции по оказанию помощи.

3.2. Сообщения о замеченном разливе нефти или других вредных веществ.

3.2.1. В случае обнаружения разлива нефти или других вредных веществ в море капитан судна без задержки сообщает о таком разливе в СКЦ или СПЦ, как это предусмотрено в п.3.1.3.


3.2.2. Сведения о таком разливе по возможности включают:

- время обнаружения разлива и его координаты;

- погодные условия на месте разлива (состояние моря, скорость и направление ветра, видимость);

- характер загрязнения и его протяженность (площадь);

- предполагаемый источник загрязнения.

3.3. Сообщения о сбросах в нарушение применимых международных или национальных правил.

3.3.1. При обнаружении сброса нефти и других вредных веществ в море с другого судна (российского или иностранного) или иного объекта, дающего основание предполагать, что такой сброс был произведен в нарушение применимых международных или национальных правил предотвращения загрязнения моря капитан судна сообщает о таком сбросе в СКЦ, СПЦ или администрации ближайшего иностранного порта.

3.3.2. В тех случаях, когда замеченное нарушение привело к значительному разливу нефти или других вредных веществ, затрагивающему или могущему затронуть интересы иностранного государства, сообщение передается также властям такого государства, как это предусмотрено п.3.1.3.

3.4. Сообщения об инцидентах, связанных с захоронением.

3.4.1. Капитан судна, перевозящего отходы или иные материалы, предназначенные для захоронения в море в соответствии с выданным компетентными властями специальным или общим разрешением на захоронение, обязан незамедлительно сообщить в СКЦ или СПЦ об инциденте, повлекшем или могущем повлечь сброс отходов или иных материалов в нарушение условий, определенных в таком разрешении.

3.4.2. Если инцидент произошел в пределах внутренних вод, территориального моря, экономической зоны или континентального шельфа иностранного государства, то сообщение должно быть передано администрации ближайшего порта этого государства.

3.4.3. Сообщения об инцидентах, связанных с захоронением, передаются в соответствии с п.3.1.3. настоящей Инструкции.

     

Раздел 4. Порядок передачи сообщений
с воздушных судов

4.1. Сообщения об инцидентах, влекущих или могущих повлечь сброс нефти и других вредных веществ.

4.1.1. Командиры гражданских воздушных судов обязаны сообщать диспетчеру пункта управления воздушным движением о замеченном инциденте, повлекшем или могущем повлечь сброс нефти и других вредных веществ с такого судна.

Сообщение об инциденте должно содержать следующую информацию:

- время обнаружения инцидента и его координаты (место);

- суть инцидента;

- кто участвует в инциденте;

- погодные условия в районе инцидента (состояние моря, видимость, скорость и направление ветра).

4.2. Сообщение о замеченном разливе нефти или других вредных веществ.

4.2.1.В случае обнаружения значительного разлива нефти или других вредных веществ в пределах территориального моря или экономической зоны Российской Федерации или в открытом море вблизи такой зоны командир воздушного судна должен без задержки сообщить диспетчеру пункта управления воздушным движением сведения о таком разливе, включая

- время обнаружения разлива и его координаты (место);

- погодные условия на месте разлива (состояние моря, скорость, направление ветра, видимость);

- характер загрязнения и его протяженность (площадь);

- вероятный источник загрязнения.

4.3. Сообщения о сбросах в нарушение применимых международных или национальных правил.

4.3.1. При обнаружении сброса нефти и других вредных веществ в море с судна или иного объекта, дающего основание для подозрения о нарушении применимых международных или национальных правил по защите и сохранению морской среды, командир воздушного судна должен, по возможности, принять меры для подтверждения факта нарушения соответствующими доказательствами, включая составление акта, фотографирование подозреваемого в нарушении судна или иного объекта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»