Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 1994 года N 191


О Государственной программе демонополизации экономики
и развития конкуренции на рынках Российской Федерации
(основные направления и первоочередные меры)

(с изменениями на 4 сентября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 октября 2007 года N 700

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 880.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящее постановление с 26 октября 2006 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ) и до приведения в соответствие с указанным Федеральным законом применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, - пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________


В целях реализации Программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993 - 1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемую Государственной программой.

2. Реализацию Государственной программы возложить на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, его территориальные управления (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 880 - см. предыдущую редакцию).

3. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации, координации деятельности министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы образовать Межведомственную комиссию по конкурентной политике.

Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по конкурентной политике.

Утвердить председателем Межведомственной комиссии по конкурентной политике Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сосковца О.Н., поручив ему в 2-недельный срок сформировать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации состав указанной Комиссии.

Возложить организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии по конкурентной политике на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 мая 1994 г. разработать методические рекомендации по краткосрочному и долгосрочному прогнозированию экономических последствий проведения на отраслевом и региональном уровнях специальных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынках Российской Федерации.

5. Государственному комитету Российской Федерации по статистике совместно с Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур до 1 мая 1994 г. разработать формы и порядок представления статистической отчетности о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации.

6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в I квартале 1994 г. корректировку региональных программ демонополизации в соответствии с Государственной программой.

7. Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации отчет о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации.

8. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в I квартале 1994 г. рассмотреть вопрос о финансировании в 1994 году мероприятий по созданию нормативно-методического, информационного, кадрового и технического обеспечения Государственной программы и проведению экспертизы осуществляемых в ее рамках проектов.

9. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании проектов федерального бюджета необходимые финансовые ресурсы для реализации Государственной программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 марта 1994 года N 191


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
демонополизации экономики и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации
(основные направления и первоочередные меры)

     

1. Общие положения

Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемая Государственной программой, устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994 - 1995 годах является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой задачи предусматривает:

анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;

установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации;

создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;

создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

развитие предпринимательства.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положения Государственной программы используются при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.

Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является предметом настоящей Государственной программы.

Процесс формирования и развития конкурентной среды рынков рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов.

Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являются неотъемлемой частью Государственной программы. Они включают в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих географические границы рынка в пределах национально-государственных и административно - территориальных образований, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы национально-государственных и административно-территориальных образований.

Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции входят в состав программ социально-экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формируются предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.

Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:

ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;

комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;

дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;

взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;

мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;

обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

Не подлежат демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.

Государственная программа не включает в число мер по демонополизации установление государственного контроля и регулирование цен временных монополий. При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Для целей Государственной программы используются следующие понятия:

товарный рынок - рынок по каждому товару, виду работы, услуги (далее именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых товаров;

взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности;

товарные границы рынка - набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров;

географические границы рынка - сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях и отсутствия этих возможностей за их пределами (под соответствующими территориями наряду с национально-государственными и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований);

демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках;

естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса;

государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;

временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции;

группа предприятий - совокупность хозяйствующих субъектов, имеющих отношения, основанные на прямом или косвенном имущественном контроле одного хозяйствующего субъекта над другим (другими) посредством обладания контрольным пакетом акций (паев, долей) в уставном капитале либо оказания решающего воздействия на принимаемые решения иными средствами. Применительно к целям демонополизации группа предприятий рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

     

2. Приоритеты политики демонополизации экономики
и развития конкуренции на рынках Российской
Федерации на 1994 - 1995 годы

На ближайший период определяются следующие приоритетные направления политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации:

создание нормативно-правовой и организационной базы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополий;

осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;

осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;

устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации;

снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур*;

пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики.

________________

* Под финансово-экономическими, организационными и правовыми барьерами понимаются обычно безвозвратные издержки при организации и осуществлении производства, разного рода ограничения при инвестировании проектов и предоставлении кредитов, аренде помещений, землепользовании, доступе к источникам сырья, технологиям, рынкам сбыта, коммерческой информации.

     

3. Политика демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Российской Федерации
в условиях интеграционных процессов
в промышленности

Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает отсутствие противодействия структурам, доминирующим на российском рынке, если:

их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей и не приводит к сужению конкурентной среды рынка;

они не злоупотребляют доминирующим положением на российском рынке и не допускают монополистических действий, квалифицированных статьями Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»