МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 августа 1993 года N 1375-РБ

Об утверждении "Временных методических рекомендаций по  аттестации государственных служащих"

Направляем "Временные методические рекомендации по аттестации государственных служащих", подготовленные Минтрудом России с привлечением НИИ труда в целях оказания методической помощи министерствам, ведомствам и другим организациям в практической работе по проведению аттестации государственных служащих органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 октября 1992 года N 23.

Р.А.Баткаев

     

     

АТТЕСТАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Временные методические рекомендации

Введение

В условиях формирования рыночной экономики, становления правового государства возрастают квалификационные требования, предъявляемые к работникам органов государственной власти. Доля нетрадиционных работ в сфере государственного управления резко увеличилась. Появляются структурные подразделения по вопросам правового регулирования, демонополизации и приватизации, приоритетных инвестиционных программ и конверсии, координации межотраслевых и межгосударственных связей и др.          

В условиях перехода к рыночным отношениям в определенных условиях в деятельности государственных служащих возникает и развивается коррупция. Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.        

В связи с вышеизложенным остро стоит задача повышения эффективности работы государственных служащих на основе применения прогрессивных форм и методов их аттестации.

В настоящее время практически отсутствуют методические разработки по оценке труда аттестуемых работников государственных органов. В существующих подходах к аттестации государственных служащих, равно как и работников аппарата управления основного звена, не рассматривается комплексная оценка и деятельности, включающая как оценку профессиональных и личностных качеств работника, так и результатов его труда на основе системы соответствующих показателей, характеризующих степень достижения конкретных целей и соответствия квалификационным требованиям.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 года N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" аттестация государственных служащих была проведена в Министерстве транспорта Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике, Министерстве внешнеэкономических связей России, Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации и других органах государственной власти. Практика показала, что не везде она проходит обоснованно, с учетом реальных заслуг и квалификации каждого работника. Отсутствует методика проведения аттестации, включающая пакет нормативно-правовых документов, на основе которых необходимо оценивать квалификационный уровень государственного служащего с учетом предъявленных требований и сложности выполняемой им работы.

В нынешних условиях формирования новых и реорганизации действующих органов государственной власти в соответствии с Указами Президента России от 12 мая 1992 года N 511 "Об упорядочении системы государственного управления" и от 30 сентября 1992 года N 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" имеет место тенденция значительного увеличения численности работников и количества самостоятельных структурных подразделений (управлений, отделов, подотделов) в соответствующих аппаратах при сохранившемся принципе финансирования оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных средств. Таким образом, по-прежнему отсутствует фактор создания и усиления заинтересованности руководителей и специалистов государственных органов в повышении качества и эффективности принимаемых государственных решений на основе роста уровня компетентности и ответственности, совершенствования деловых и профессиональных качеств.

Целью аттестации государственных служащих является укрепление государственного аппарата; улучшение подбора, подготовки и расстановки кадров; предупреждение коррупции; стимулирование роста квалификации работников и повышения ответственности за результаты принимаемых решений; развитие инициативы и творческой активности.

Настоящие рекомендации предназначены для проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти на следующих уровнях: федеральном, республиканском, краевом и областном, автономной области и автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, города, района в городе, а также могут быть использованы при аттестации государственных служащих в представительных и судебных органах государственной власти.

Работа подготовлена Отделом организационных структур управления Института труда заказом Министерства труда Российской Федерации. Научный руководитель темы и ответственный исполнитель - зав.отделом, к.э.н. Столярова В.А.; ответственный исполнитель - вед.научн. сотрудник, к.э.н. Богданова О.М. при участии старшего научного сотрудника Гермогенова М.Д., ведущих экономистов - Никишиной Н.И., Терешкиной Н.Н., Зайка Л.М., Романовой Г.Н.

     

1. Основы аттестации государственных служащих
в условиях рыночной экономики

1.1. Основные понятия


Аттестация - определение степени соответствия уровня квалификации государственного служащего квалификации выполняемой им работы (функции).

Государственная служба представляет собой осуществление должностных полномочий по реализации целей и функций государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими актами законодательства.

Государственная должность представляет собой содержание и объем должностных полномочий занимающего ее гражданина Российской Федерации по реализации компетенции государственного органа. Государственная должность учреждается в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и финансируется из соответствующего бюджета.

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном законодательством, оплачиваемую государственную должность. Не являются государственными служащими народные депутаты, судьи.

Деятельность государственного служащего должна осуществляться исходя из следующих основных принципов: законности; равного права граждан на любую государственную должность в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; профессионализма и компетентности; обязательности решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных должностных лиц, принятых в пределах их полномочий, для нижестоящих государственных должностных лиц; гласности; подконтрольности деятельности государственных служащих в порядке, установленном актами законодательства; экономической, социальной и правовой защищенности; ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных полномочий.

В целях предупреждения коррупции при осуществлении полномочий государственный служащий не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью;

- оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;

- выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, и равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе;

- самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйственными субъектами.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Устанавливается для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Непредставление таких сведений или умышленное представление неполной, недостоверной или искаженной информации является причиной отказа в назначении на должность.

А также не допускается совместная работа на государственной службе родственников или свойственников (родители, супруги, их братья, сестры, дети), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного, из них другому.

Оценка квалификационного уровня государственного служащего осуществляется комплексно и основывается на учете специфики труда той или иной категории служащих и достигаемой результативности в работе.

Исходя из научных данных о структуре личности и требований к ней, вытекающих из функциональных обязанностей государственных служащих, можно выделить два блока качеств: профессиональные и личностные.

К первой группе качеств относятся профессиональные знания и навыки работника, полученные в результате специального образования, стажа работы, научной деятельности, повышения квалификации в основной и смежных областях. Так, например, кроме знаний в основной области, связанных непосредственно с выполнением своих должностных обязанностей, каждому работнику - руководителю и специалисту, участвующему в процессе государственного управления в условиях формирования рынка, необходимы знания и в области экономики, права, психологии, педагогики, управления, трудового законодательства и т.д.

При этом, применительно к руководителю, для эффективного осуществления функций государственного управления необходимы также организаторские способности, т.е. умение видеть перспективу;

правильно использовать (распределять работу) подчиненных работников, руководствуясь объективной оценкой качеств и способностей и создавая при этом стимулы, побуждающие к более эффективному труду. Эта группа качеств является также профессиональной характеристикой государственного служащего, занимающего руководящую должность.

Помимо вышеперечисленных профессиональных качеств, следует учитывать также такие деловые характеристики государственного служащего, как : активность, проявление творческой инициативы, отсутствие консерватизма, закостенелости, бюрократических черт.

К личностным качествам относятся такие качества, как воля, выдержка, память, внимание, честность, справедливость, искренность, порядочность, умение уважать подчиненных. Для руководителя значимость вышеперечисленных человеческих и профессиональных качеств зачастую оказывается очень высока, особенно в нынешних меняющихся экономических условиях, когда влияние человеческого фактора, совместимости, индивидуальных свойств в особой степени может сказываться на результатах труда каждого работника и коллектива в целом.

Оценка уровня квалификации государственных служащих на основе рассмотрения их профессиональных и личностных качеств обязательно должна сопровождаться проведением анализа результатов труда.

При оценке сложности и качества работы государственных служащих учитываются особенности деятельности различных должностных и профессионально-квалификационных групп этой категории работников и результативность их трудового вклада. Результатом аттестации государственного служащего является установление соответствия его качеств и достигнутых результатов деятельности предъявляемым к работнику данной должности квалификационным требованиям в соответствии с квалификацией выполняемой им работы. Основной характеристикой квалификации работы аттестуемого работника является ее сложность и качество, которые оцениваются исходя из содержания труда (функций).

1.2. Порядок подготовки и проведения аттестации
государственных служащих

Основными задачами аттестации государственных служащих являются:

- определение служебного соответствия государственного служащего занимаемой должности;

- выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностей работника;

- стимулирование роста профессиональной компетенции работника;

- определение направлений повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;

- внесение предложений о перемещении кадров, освобождении работника от должности, а также переводе на более или менее квалифицированную работу.

Аттестации подлежат государственные служащие, занимающие должности руководителей государственных органов и их подразделений, а также должности специалистов государственных органов и их подразделений. При этом должности государственных служащих различаются в зависимости от объема полномочий, характера (вида) управленческих решений (подготовка, оформление, принятие, оценка исполнения) и содержания функций управления.

Аттестация государственных служащих может носить очередной (регулярный) и внеочередной характер.

Внеочередная аттестация проводится в зависимости от ситуации, возникшей в связи с реализацией таких важнейших мероприятий, как борьба с коррупцией в системе государственного управления, дифференциация в уровнях оплаты труда государственных служащих и др.

При внеочередной аттестации максимально используются ее возможности для укрепления государственного аппарата, улучшения работы по подбору, подготовке и расстановке кадров, предупреждению коррупции.

Очередной аттестации подлежат все должностные лица, осуществляющие полномочия по реализации целей и функций государства в том или ином органе управления. При этом виде аттестации к оценке трудового вклада, опыта, знаний и умений работника в новых условиях работы государственных органов могут привлекаться независимые эксперты.

Подготовка к проведению аттестации государственных служащих и еепроведение осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1992 г. N 23.

Подготовка к проведению аттестации состоит из следующих этапов:

- организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центрального аппарата;

- разработка и утверждение графиков проведения аттестации;

- определение и утверждение состава аттестационных комиссий;

- подготовка необходимых документов на аттестуемых работников;

- утверждение состава экспертных групп (при необходимости).

Проведение аттестации государственных служащих в соответствии с установленным порядком включает:

- оценку соответствия квалификационного уровня работника квалификации выполняемой им работы (предъявляемым к работнику требованиям);

- оформление результатов аттестации;

- ознакомление аттестованного работника со всеми итоговыми материалами по его аттестации и принятие соответствующих кадровых решений;

- разработку планов мероприятий по итогам аттестации и осуществление контроля за их выполнением.

Очередной аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, беременные женщины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее, чем через год после выхода их на работу.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии утверждаются руководителем государственного органа по согласованию с комитетом профсоюза и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее, чем за один месяц до начала аттестации.

В графике указывается наименование структурного подразделения, в котором работает аттестуемый; его фамилия, инициалы и должность; дата проведения аттестации и дата сдачи представлений в аттестационную комиссию с указанием ответственных лиц (см. Приложение 1).

В ходе подготовки к аттестации руководителем государственного органа издается приказ, в котором определяются сроки ее проведения, устанавливается перечень работников, подлежащих аттестации, утверждается состав аттестационных комиссий и график, формулируются задачи руководителей подразделений по обеспечению подготовки, проведения и подведения итогов аттестации.

График проведения аттестации разрабатывается управлением (отделом) кадров с учетом численности аттестуемых работников и конкретных предложений руководителей структурных подразделений. Как правило, в первую очередь, аттестуются руководители подразделений, затем - специалисты государственных органов. В соответствии с этим может формироваться несколько аттестационных комиссий.

Аттестационная комиссия утверждается в составе председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководитель государственного органа, его заместители, руководители функциональных структурных подразделений, представители профсоюза и кадровых служб, высококвалифицированные специалисты, в случае необходимости приглашенные научные эксперты. Контроль за выполнением соответствующего приказа по государственной службе "О проведении аттестации работников центрального аппарата" возлагается, как правило, на одного из заместителей руководителя государственного органа.

Важным и ответственным мероприятием в подготовке к аттестации является информационно-разъяснительная работа. Она предусматривает изучение руководящим составом государственного органа, работниками кадровых служб, руководителями структурных подразделений и членами аттестационной комиссии директивных и нормативных документов по аттестации; доведение до каждого работника целей, роли и порядка проведения аттестации, а также возможных кадровых решений по ее результатам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»