Недействующий

Министерство финансов                     Государственная  налоговая
Российской Федерации                     служба Российской Федерации
103097, Москва, К-97,                         103381, Москва, К-381,
ул. Ильинка,9                                      ул. Неглинная, 23

    N 100                                              N ВГ-6-01/385

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО


Об исчислении и уплате в бюджет налога
на прибыль бюджетными учреждениями
и порядке представления отчетности в налоговые органы

(в редакции совместного письма Минфина и Госналогслужбы России
от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н
)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 октября 1998 года на основании
Инструкции Госналогслужбы России от 20 августа 1998 года N 48
____________________________________________________________________


--------------------------------------------------------------------

Инструкция Госналогслужбы России от 6 марта 1992 года N 4 отменена. Следует руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России от 10 августа 1995 года N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

--------------------------------------------------------------------

Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщают, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года N 2116-1, а также инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами с применением ставок по налогу на прибыль и льгот при исчислении налогооблагаемой прибыли в общеустановленном порядке.

Сообщаем порядок исчисления бюджетными учреждениями суммы превышения доходов над расходами для уплаты в бюджет налога на прибыль и представления ими отчетности в налоговые органы.

1. Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской деятельности (представляющей собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли), научно-исследовательские учреждения, состоящие на бюджете, и бюджетные учреждения, выполняющие научно-исследовательские работы по договорам, определяют сумму превышения доходов над расходами аналогично порядку, установленному для исчисления прибыли,которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов,и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Кроме того, подлежат налогообложению доходы от реализации основных средств и иного имущества, доходы от внереализационных операций (доходы от сдачи имущества в аренду, вложения свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета и других операций), уменьшенные на сумму расходов по этим операциям (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

По этим учреждениям ведение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности ведется раздельно от их основной деятельности.

2. Бюджетные учреждения, ранее переведенные на новые условия хозяйствования и получающие доходы от предпринимательской деятельности*,ведут бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с письмом Министерства финансов СССР от 19 марта 1990 г. N 38 "О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, переведенных на новые условия хозяйствования".

---------------------

* Далее именуются "учреждениями".

Такими учреждениями аналитический учет средств, полученных из различных источников (поступления из бюджета; поступления за выполненные работы и оказанные услуги, проведенные мероприятия по договорам с государственными, кооперативными общественными предприятиями, организациями и учреждениями; поступления от оказания платных услуг населению и другие поступления), ведется по их видам в многографных карточках ф.283.

Фактические расходы этими учреждениями ведутся в разрезе статей Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации в целом за счет всех источников поступлений в книгах ф.ф. 294 и 309-б. Фактический расход средств, полученных от предпринимательской деятельности, определяется пропорционально сумме, поступившей за отчетный период от этой деятельности согласно данным учета в многографной карточке ф.283.

Например: в январе - сентябре на расчетный счет учреждения поступило средств от предпринимательской деятельности 900 тыс. руб., целевых отчислений на содержание учреждения - 450 тыс. руб., бюджетных средств - 3150 тыс. рублей. Всего поступило на расчетный счет 4500 тыс. руб., из которых средства предпринимательской деятельности составляют

      (900  х  100)
      ----------- = 22,2 процента.
        4500-450

Фактический расход средств за этот период за счет всех источников составил 4050 тыс. руб., в том числе целевых отчислений 450 тыс. руб., от предпринимательской деятельности

     (4050 - 450) х 22,2
     ------------------- = 799,2 тыс. руб.
            100

Превышение доходов над расходами от предпринимательской деятельности составит 900,0 - 799,2 = 100,8 тыс. руб.

--------------------------------------------------------------------

С 1 января 1996 года налог с сумм превышения фактических расходов  на  оплату  труда  по сравнению с их нормируемой величиной отменен. См Федеральный закон от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ.

--------------------------------------------------------------------

Учреждения, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда за счет средств от предпринимательской деятельности по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

Сумма превышения расходов на оплату труда исчисляется как разница между фактическими расходами на оплату труда и нормируемой величиной этих расходов. При этом сумма превышения расходов на оплату труда, исчисленная как разница между удвоенной величиной этих расходов, определяемой в установленном порядке, и нормируемой величиной, облагается по основным ставкам налога на прибыль (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

По учреждениям, у которых сумма превышения фактических расходов на оплату труда превысила удвоенную нормируемую величину этих расходов, налог исчисляется по ставке 50%-процентов (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

Определение суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, с которой взимается налог, производится согласно "Расчету налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной", изложенному в приложении 2 к настоящему письму (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

Определение нормируемой величины расходов на оплату труда работников учреждения производится применительно к порядку определения нормируемой величины на оплату труда работников предприятий, занятых в основной деятельности, устанавливаемому ежегодно в соответствии с законодательством Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда, принимаемый при исчислении налога с суммы превышения этих расходов, изложен в инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 с учетом ее дополнений (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

Пример исчисления нормируемой величины расходов
на оплату труда за счет предпринимательской деятельности.

Фактический расход на оплату труда учреждения за счет всех источников в январе - июне 1993 г. при среднесписочной численности 30 человек составил 21600 тыс. рублей, в том числе за счет целевых отчислений 100 тыс. рублей. За счет предпринимательской деятельности - 4773 тыс. рублей (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

     Расчет: (21600 - 100) х 22,2
             -------------------- = 4773 тыс. руб.
                     100

Нормируемая величина расходов на оплату труда работников учреждения в январе - июне 1993 года, исходя из установленного уровня минимальной оплаты труда, составит - 2349 тыс.рублей (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

     [(2250 х 3 + 4275 х 3) х 4] х 30 = 2349 тыс.руб.

Сумма превышения расходов на оплату труда персонала учреждения против нормируемой величины за счет средств от предпринимаиельской деятельности составит - 2424 тыс.руб (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

(4773 - 2349 = 2424 тыс. руб.)

в том числе:

а) в пределах удвоенной нормируемой величины - 2349 тыс. руб., которая подлежит налогообложению по ставке 32 проц; (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

б) сверх удвоенной нормируемой величины - 75 тыс. руб. (2424 2349), которая облагается по ставке 50 проц. (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

3. Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской деятельности, по окончании года не позднее 1 марта и не позднее 20-го числа, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения "Отчет о финансовых результатах и их использовании" согласно приложению 1 (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

Отчетность о финансовых результатах и их использовании составляется на основании данных аналитического учета, а также отчетности: по учреждениям по ф. 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждения, переведенного на новые условия хозяйствования", по научно-исследовательским учреждениям, состоящим на бюджете, и бюджетным учреждениям, выполняющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, по ф. 4-н "Отчет о выполнении объема по научно-исследовательским работам".

Кроме того, бюджетные учреждения представляют в налоговый орган по месту своего нахождения по окончании отчетного периода (квартала,года) не позднее 1 марта по результатам годового отчета и не позднее 20-го числа следующего за отчетным квартала "Расчет налога от фактической прибыли" согласно приложению 2 и "Расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной" согласно приложению 3 (абзац в редакции письма Госналогслужбы и Минфина России от 9 сентября 1993 года N 108/НП-4-01/139н).

Исчисление налога на доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений производится ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Авансовые перечисления не производятся.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли (превышения доходов над расходами), подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей. Суммы налога на прибыль, исчисленные самими плательщиками, исходя из фактически полученной прибыли (превышения доходов над расходами), вносятся ими в доход бюджета согласно квартальным расчетам до 25 числа, следующего за отчетным периодом.

Суммы налога на прибыль зачисляются в доход соответствующего бюджета на раздел 2.1 Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации.

4. Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений настоящего письма регулируется Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

Заместитель министра

финансов Российской

     Федерации                                            С.Горбачев

Заместитель руководителя

Государственной налоговой

     службы Российской Федерации                             В.Гусев

                        27.08.92


Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
12 ноября 1992 г.
Регистрационный N 85


Приложение N 1 к письму
Министерства финансов РФ
и Государственной
налоговой службы РФ
от 26 октября 1992 года N 100


ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ И ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ

Коды 0710002

Форма N 2

с 1 января по 1 ____________________ 199 __ г. Дата (год, м-ц,число)

Предприятие, организация ___________________________________ по ОКПО

Отрасль (вид деятельности) ________________________________ по ОКОНХ

Орган управления государственным имуществом по ОКПО

Единица измерения: тыс. руб.                       Контрольная сумма

I. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

--------------------------------------------------------------------
    Наименование показателя        ¦  Код, ¦  Прибыль  ¦   Убытки
                                   ¦  стр. ¦           ¦ (расходы)
--------------------------------------------------------------------

Выручка (валовой доход) от реали-
зации продукции (работ, услуг)       010
Налог на добавленную стоимость       015
Акцизы                               020

. . . . . . . . . . . . . . . .      030
Затраты на производство реализо-
ванной продукции (работ, услуг)      040
Результат от реализации              050
Результат от прочей реализации       060
Доходы и расходы от внереализа-
ционных операций                     070
в том числе по ценным бумагам и от
долевого участия в совместных пред-
приятиях                             071
Итого прибылей и убытков             080
Балансовая прибыль или убыток        090
СПРАВОЧНО
Сумма превышения (снижения) расхо-
дов на оплату труда персонала пред-
приятия                              100

II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

--------------------------------------------------------------------
    Наименование показателя        ¦  Код, стр.     ¦  На конец от-
                                   ¦                ¦четного периода
--------------------------------------------------------------------

Платежи в бюджет                       200
Отчисления в резервный
(страховой) фонд                       210
Отвлечено на:
   фонды накопления                    220
   фонды потребления                   230
   благотворительные цели              250
   другие цели                         260
СПРАВОЧНО
Арендная плата за вычетом
амортизационных отчислений,
входящих в ее состав                   270

III. ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ

--------------------------------------------------------------------
    Наименование показателя        ¦Код,стр.¦Причитается¦ Фактически
                                   ¦        ¦по расчету ¦   внесено
--------------------------------------------------------------------
Налог на имущество                   300
Налог на прибыль (доход)             310
Плата за пользование природными
ресурсами и выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ в окружающую
среду                                340
Земельный налог (плата за землю)     350
Налог на добавленную стоимость       355
Акцизы                               356
Экспортные таможенные пошлины        360
Импортные таможенные пошлины         365
Подоходный налог                     380
Прочие налоги                        386
Экономические санкции                390

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»