Действующий


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 23 ноября 1992 N С-13/ОП-329


О разрешении споров, связанных с применением
налогового законодательства

Высший арбитражный суд Российской Федерации направляет для использования в практической деятельности обзор практики разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства.

Просим также обратить внимание на правильность оформления решений арбитражного суда по спорам с участием органов налоговой службы:

а) в решениях по рассматриваемым спорам следует использовать наименование - "Государственная налоговая служба Российской Федерации", а не "Государственная налоговая инспекция при Минфине РФ";

б) в качестве предмета спора - "о возврате из бюджета...", а не "о взыскании...";

в) в резолютивной части решений по делам о возврате из бюджета незаконно взысканных денежных средств следует указывать - "возвратить из (указать какого) бюджета...", а не "взыскать с расчетного счета органа налоговой службы".

Приложение: на 7 л.


 Председатель Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
                               В.Ф.Яковлев


Приложение к письму Высшего
арбитражного суда Российской
Федерации
от 23 ноября 1992 N С-13/ОП-329

I. Иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущество налогоплательщиков при невозможности взыскания с них в бессрочном порядке недоимок по налогам и обязательным платежам из-за отсутствия денежных средств не должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению.

Государственная налоговая инспекция по Центральному района г. Комсомольска-на-Амуре при проведении проверки кооператива "Труд" установила факт занижения прибыли на сумму 77725 рублей. У кооператива возникла недоимка по уплате в бюджет налога на прибыль, которая, исходя из полномочий, предоставленных инспекции Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", взыскивается с юридического лица в бесспорном порядке. Однако, в данном случае необходимых средств на счете налогоплательщика не оказалось. Налоговая инспекция предъявила в арбитражный суд иск об обращении взыскания на имущество кооператива для покрытия выявленной недоимки.

В связи с этим возник вопрос о том, должны ли арбитражные суды принимать к рассмотрению подобные иски?

При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее.

В п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации (в редакции Закона от 16.07.92 N 3317-1) предусмотрено, что взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке. Взыскание недоимки с юридических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.

По смыслу данной нормы обращение взыскания на имущество юридических лиц производится во внесудебном порядке, при отсутствии у налогоплательщика денежных средств. В указанном случае по существу имеет место лишь изменение способа пополнения бесспорного требования.

Поэтому арбитражные суды не должны принимать к рассмотрению иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущество налогоплательщиков при отсутствии у последних денежных средств, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом.

2. Иски налоговых инспекций о ликвидации предприятий должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению лишь в тех случаях, когда в законодательных актах прямо оговорено право налоговых инспекций заявлять такие требования по соответствующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. В настоящее время основания ликвидации предприятий перечислены в п.3 ст.37 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

В этой связи возник вопрос о праве налоговых инспекций предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации предприятий по основаниям, предусмотренным в п.. ст.37 указанного Закона.

В данном случае следует учитывать, что полномочия того или иного органа по заявлению требований о ликвидации предприятий должны соответствовать основным задачам и целям деятельности этого органа. Для налоговых инспекций такими задачами являются контроль за соблюдением налогового законодательства правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Поэтому право налоговых инспекций заявлять иски о ликвидации предприятий по конкретным основаниям должно быть специально оговорено в законодательном акте применительно к деятельности налоговой службы.

В настоящее время в законодательстве не предусмотрены такие случаи, в связи с чем подобные иски налоговых инспекций не должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению.

Что касается порядка признания предприятия банкротом, то этот порядок будет определен в Законе Российской Федерации "О банкротстве (несостоятельности) предприятий".

3. Налогоплательщик не освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства и в том случае, если это нарушение произошло по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников.

Государственной налоговой инспекцией по Октябрьскому району г. Белгорода была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Белгородского центра НТТМ "Прогресс". В ходе проверки выявилось занижение суммы, полученной НТТМ прибыли, явившееся результатом счетной ошибки.

По распоряжению налоговой инспекции в центра НТТМ "Прогресс" в бесспорном порядке было взыскано в доход бюджета 49300 рублей, составляющих сумму заниженной прибыли, и штраф в том же размере.

Ссылаясь на отсутствие умысла в нарушении порядка уплаты налога, центр НТТМ обратился в Белгородский областной арбитражный суд с требованием о возврате списанной налоговой инспекцией суммы.

При принятии решения арбитражный суд исходил из того, что применение предусмотренной действующим законодательством ответственности налогоплательщика в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли и штрафа в размере той же суммы не ставится в зависимость от того, имелся ли в действиях соответствующих работников организации-налогоплательщика умысел или нарушение получено вследствие их небрежности, неопытности или счетной ошибки.

Учитывая это, арбитражный суд правомерно отказал центру НТТМ "Прогресс" в удовлетворении исковых требований.

4. Обжалование действий должностных лиц налоговых инспекций по принципу подчиненности не лишает предприятия права на защиту своих имущественных интересов в судебном порядке.

РТО "Продтовары" обратилось в Хабаровский краевой арбитражный суд с иском о взыскании с государственной налоговой инспекции по г. Комсомольску 1914 рублей, взысканных в бюджет в бесспорном порядке по результатам проведенной инспекцией проверки.

Ответчик исковые требования не признал, считая данный спор неподведомственным арбитражному суду в силу ст.14 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР". Согласно данной статье жалобы предприятий любой организационно-правовой формы на действия должностных или государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчиняются.

Однако, установленный названным Законом порядок обжалования действий должностных лиц налоговых инспекций по принципу подчиненности не лишает предприятие права на защиту своих имущественных интересов в порядке, предусмотренном законодательством о собственности.

В соответствии с п.4 ст.8 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" при несогласии с решением о бесспорном списании платежей в бюджет лицо вправе обратиться с иском в суд или арбитражный суд. Такое право налогоплательщика основано также на ст.20 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в редакции Закона от 24.06.92 и ст.22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поэтому Хабаровский краевой арбитражный суд правомерно принял иск к своему производству и рассмотрел его по существу.

5. Взыскание сумм, полученных предприятием в результате совершения внеуставной сделки, не может производиться налоговыми инспекциями в бесспорном порядке.

Государственная налоговая инспекция при проведении проверки предприятия сочла одну из совершенных предприятием сделок неуставной и полученной от этой сделки доход взыскала в бесспорном порядке в бюджет.

Не согласившись с произведенным взысканием, предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о возврате списанной суммы.

При рассмотрении иска арбитражным судом принято во внимание то обстоятельство, что согласно п.9 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговым инспекциям предоставлено право взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке только недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. Во всех остальных случаях взыскание сумм с юридических лиц производится только на основании решений арбитражных судов.

Поэтому в данном случае, считая сделку неуставной и противоречащей интересам государства или общества, налоговая инспекция вправе была предъявить в арбитражный суд иск о взыскании сумм, полученных по этой сделке, в доход бюджета.

При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил требования заявителя о возврате незаконно списанных ....

6. Льготы по налогу на прибыль для малых предприятий, начиная с итогов деятельности за I квартал 1992 года, применяются в соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

В практике арбитражных судов возник вопрос о том, какими законодательными актами следует руководствоваться при разрешении споров, связанных с налогообложением малых предприятий.

В 1991 году льготы для малых предприятий по налогу на прибыль были установлены п.8 ст.6 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (в редакции Закона РСФСР о порядке применения на территории РСФСР в 1991 году вышеназванного Закона СССР).

С 01.01.92 вступил в силу Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в п.4 ст.7 которого установлен иной порядок льготного налогообложения малых предприятий.

При этом действие ст.6 упомянутого выше Закона СССР на территорию России не отменено.

Однако согласно п.2 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" впредь до приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с названным Законом акты законодательства Российской Федерации и бывшего СССР применяются в части, не противоречащей указанному Закону.

В силу п.1 упомянутого выше постановления Верховного Совета России положения, установленные Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", применяются при расчетах с бюджетом, начиная с итогов деятельности за I квартал 1992 года. Данное правило касается и порядка налогообложения малых предприятий.

Следует, однако, учитывать, что в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 10.07.92 N 3257-1 "О внесении изменений в постановления Верховного Совета Российской Федерации по вопросам налогообложения" по предприятиям с иностранными инвестициями (в том числе - малым), занятым в сфере материального производства и зарегистрированным в установленном порядке до 01 января 1992 года, сохраняется ранее установленная льгота по освобождению их от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет (по созданным в Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех лет) с момента получения ими балансовой прибыли.

7. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Решением сессии областного Совета народных депутатов 1991 года был введен местный сбор во внебюджетный фонд социальной защиты населения. Установлено, что перечисление сбора производится за счет прибыли предприятий в размере от 15 до 50 руб. с одного работающего.

На основании этого решения с одного из предприятий указанный сбор был взыскан налоговой инспекцией в бесспорном порядке.

Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о возврате списанной суммы, считая решение областного Совета противоречащим действующему законодательству.

Госарбитраж удовлетворил исковые требования, приняв во внимание следующее.

Согласно ст.9 Закона РСФСР "О представительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" местные Советы образуют специальные фонды социальной защиты за счет средств соответствующих местных бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе добровольных пожертвований. Однако, права введения обязательных сборов и отчислений в указанные фонды местным Советам предоставлено не было. Указанный сбор в фонд социальной защиты населения не предусмотрен также действовавшим в то время Положением о местных налогах и сборах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.88 и принятым впоследствии и вступившим в силу с 01.01.92 Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст.21).

Таким образом, решение областного Совета народных депутатов о введении нового вида местного сбора не соответствовало законодательству.

Кроме того, Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", принятым 16.07.92, внесено дополнение в п.2 ст.18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Установлено, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Согласно ст.11 АПК-РФ арбитражный суд, установив в процессе разрешения спора несоответствие нормативного акта государственного или иного органа законодательству, действующему на территории Российской Федерации, принимает решение на основании этого законодательства.

8. С 1 января 1992 года органы государственной власти административно-территориальных образований не могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль, носящие индивидуальный характер, а ранее установленные льготы утрачивают силу.

В арбитражной практике возник вопрос о правомерности установления местными органами власти дополнительных льгот по налогу на прибыль для отдельных предприятий.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "О подоходном налоге с кооперативов", Законом СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" и Законом РСФСР о порядке применения на территории РСФСР в 1991 году вышеназванного Закона СССР, местным органам власти было предоставлено право устанавливать предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от уплаты налога на определенный срок или понижения ставки налога. Однако, такие льготы могли быть установлены лишь в пределах сумм налога, подлежавших зачислению в местный бюджет.

Вместе с тем в настоящее время в соответствии с п.9 ст.7 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившего в силу с 1 января 1992 года, органы государственной власти административно-территориальных образований могут устанавливать дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты, только для отдельных категорий плательщиков. Ранее установленные льготы для конкретных предприятий, носящие индивидуальный характер, с 1 января 1992 года утрачивают силу как противоречащие названному Закону.

Кроме того, Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", вступившим в силу с 01.07.92 внесено дополнение в ст.10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которым установлен прямой запрет на предоставление местным органам государственной власти налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.


Отдел обобщения судебно- арбитражной практики