Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И
СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 1991 года N 29

Об утверждении Основных методических положений о порядке проведения экспертизы условий  труда

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтруда России от 29 декабря 2016 года N 848
____________________________________________________________________

   В соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Соглашением между Минтрудом СССР и органами по труду и социальным вопросам республик "О распределении функций по уровням управления Государственной экспертизы условий труда" от 31 мая 1991 года Министерство труда и социальных вопросов СССР постановляет:

   1. Утвердить прилагаемые Основные методические положения о порядке проведения экспертизы условий труда.

   2. Установить, что республиканские органы по труду и социальным вопросам в развитие настоящих Основных методических положений могут разрабатывать соответствующие положения (рекомендации) о проведении экспертизы условий труда применительно к региональной специфике и с учетом действующего республиканского законодательства.

   3. Республиканским органам по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам СССР довести до сведения предприятий и организаций Основные методические положения о порядке проведения экспертизы условий труда.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Министерства
труда и социальных  вопросов
СССР от "1" июля 1991 года N 29

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
о порядке проведения экспертизы условий труда

1. Общие положения

   1.1. Экспертиза условий труда проводится в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и соответствующими законами республик, постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1990 г. N 812 и соответствующими постановлениями правительств республик государственными экспертами Главной государственной экспертизы условий труда, государственных экспертиз условий труда союзных и автономных республик, государственных экспертиз условий труда краев, областей, автономных областей и округов.

   1.2. Экспертиза условий труда <1> на предприятиях и в организациях, независимо от форм собственности, выполняется в целях обеспечения правильности применения списков на льготное пенсионное обеспечение и дополнительные отпуска, подготовки предложений по совершенствованию этих списков, контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест, дифференциации тарифов на социальное страхование, защищенности трудящихся, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда.

   Органами государственных экспертиз условий труда, исходя из конкретных задач, могут выполняться следующие виды экспертизы:

   экспертиза условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;

   экспертиза условий труда на рабочих местах;

   экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;

   экспертиза качества проведения на предприятиях и в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда;

   экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;

   экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами <2> и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда , предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;

   экспертиза условий труда по предложениям предприятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск <3>;

   другие виды экспертизы, вытекающие из задач Государственной экспертизы условий труда.

2. Организация проведения экспертизы условий труда

   2.1. Экспертиза условий труда осуществляется в плановом и в оперативном порядке.

   2.2. О проведении любого вида экспертизы условий труда проводящий ее орган государственной экспертизы условий труда может заблаговременно уведомить администрацию предприятия, если не сочтет, что такое уведомление нанесет ущерб эффективности экспертизы. Уведомление делается с целью качественного и оперативного проведения экспертизы. При этом может указываться вид, либо цель проведения экспертизы, характер документов, необходимых для ее проведения.

   2.3. Для проведения конкретного вида экспертизы условий труда могут в установленном порядке привлекаться высококвалифицированные специалисты отраслей народного хозяйства и научные работники с оплатой выполненных ими работ, а также представители органов санитарного надзора, инспекции Госпроматомнадзора СССР, профсоюзных органов.

   При проведении экспертизы условий труда по предложениям предприятий и организаций об изменениях в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск предприятиями и организациями производится оплата лабораторных измерений значений опасных и вредных факторов производственной среды, а также работа привлекаемых внештатных экспертов.

   Лабораторные измерения для нужд государственной экспертизы условий труда могут производиться лабораториями, перечень которых утверждается Министерством труда и социальных вопросов СССР совместно с органами по труду и социальным вопросам республик.

   2.4. По окончании экспертизы государственным экспертом выдается соответствующее заключение установленной формы о результатах экспертизы, либо в порядке оказания консультативной помощи необходимые рекомендации.

3. Порядок проведения экспертизы условий труда

   3.1. Экспертиза условий труда на рабочем месте заключается в комплексной оценке факторов производственной среды (физических, химических, биологических, психофизиологических) по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

   При этом рабочее место рассматривается как пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания. Рабочее место является частью производственно-технологической структуры предприятия, предназначается для выполнения технологического (производственного) процесса и определяется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов.

   3.2. При проведении экспертизы условий труда государственный эксперт руководствуется действующими законодательными, а также другими нормативными актами, регламентирующими права трудящихся на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, нормативными документами, определяющими требования к состоянию труда на рабочих местах.

   3.3. В процессе проведения экспертизы условий труда на рабочих местах государственному эксперту необходимо:

   установить факторы и причины образования (формирования) неблагоприятных условий труда;

   определить соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, окружающей среды соответствующим нормам и нормативам;

   проверить соблюдение исполнителями требований технологии ведения работ, правил по охране труда и технике безопасности, промсанитарии, других нормативных документов;

   выявить весь комплекс факторов производственной среды (физических, химических, биологических, психофизиологических), неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работающих. С этой целью используются имеющиеся данные лабораторных исследований рабочих мест в текущем году (журналы, протоколы замеров, заключения участковых терапевтов и ВТЭК о наличии случаев профессиональных заболеваний, другие данные о наличии вредных факторов);

   сопоставить данные фактических значений вредных факторов производственной среды с установленными нормативными значениями (ПДК, ПДУ, ОБУВ). В тех случаях, когда не имеется еще утвержденных стандартов по нормативам вредных факторов, могут использоваться данные научных исследований с соответствующей аргументацией принимаемых решений.

   3.4. При экспертизе правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска, государственному эксперту необходимо:

   сопоставить утвержденный предприятием Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых в соответствии со статьей 14 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", либо в соответствии с аналогичными законами республик в порядке, определяемом коллективным договором, производится назначение и выплата пенсий на льготных условиях, со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года) либо аналогичными Списками, утвержденными в порядке, определяемом республиками;

   сравнить тождественность наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного учета предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименованиями, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соответствие состава работ, предусмотренных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должностных инструкциях и т.п.), составу работ по ЕТКС и КС;

   проанализировать по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проверить соответствие их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда установленному порядку аттестации рабочих мест, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

   определить правильность применения утвержденных в установленном порядке критериев, показателей и нормативов в области условий труда для установления льгот и компенсаций;

   изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий;

   проверить документы, направляемые предприятием в органы социального обеспечения для назначения трудящимся льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления;

   определить правильность применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также других нормативных актов, регулирующих порядок предоставления трудящимся дополнительных отпусков в связи с неблагоприятными условиями труда.

   3.5. При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда государственному эксперту необходимо:

   проверить соответствие проведенной аттестации установленному порядку и выявить имеющиеся отклонения;

   проанализировать по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и установить правильность их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

   изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий.

   3.6. При экспертизе условий труда для оценки затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда в целях дифференциации тарифов социального страхования государственному эксперту необходимо:

   изучить по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и правильность их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

   ознакомиться с результатами замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий;

   по специальной методике определить соответствие установленных тарифов социального страхования фактическому состоянию условий труда и результатам аттестации рабочих мест.

   3.7. При экспертизе условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по поводу условий труда и предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда необходимо провести один из видов экспертизы, предусмотренных пунктом 1.2 настоящих Основных методических положений.

   3.8. При экспертизе условий труда по предложениям предприятий и организаций о внесении изменений в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск государственному эксперту необходимо:

   изучить по материалам предприятия динамику состояния условий труда на рабочих местах, включая данные по профессиональной и общей заболеваемости, стажевые и возрастные характеристики работников;

   организовать (или провести самостоятельно) замеры опасных и вредных факторов производственной среды на рабочих местах с привлечением специализированных лабораторий, хронометраж и фотографию рабочего времени и сравнить полученные данные с характеристикой работ по соответствующему разделу ЕТКС;

   сравнить данные, полученные в ходе проведения замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды, с утвержденными критериями, показателями и нормативами, предназначенными для установления льгот и компенсаций в связи с неблагоприятными (особо вредными и особо тяжелыми, вредными и тяжелыми) условиями труда;

   провести по материалам предприятия предварительную оценку расчетных затрат по выплату пенсий;

   решить вопрос об отнесении рабочего места к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, либо отклонить соответствующее предложение предприятия (организации).

3. Результаты экспертизы условий труда

   4.1. По результатам экспертизы и руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами в области условий труда для установления льгот и компенсаций государственный эксперт составляет заключение установленного образца (по форме ГЭУ-1), в котором излагаются принятые им решения. Один экземпляр заключения вручается руководителю предприятия (организации). В случае выявления нарушений действующего законодательства вместе с заключением вручается предписание (по форме ГЭУ-3) об их устранении. Заключение по результатам экспертизы условий труда должно быть выдано не позднее 10 дней с момента окончания ее проведения.

   В случае проведения экспертизы условий труда при разрешении споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по поводу условий труда и предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда копия заключения и предписания вручается обеим сторонам конфликта.

   В тех случаях, когда выявленные нарушения касаются необоснованного отнесения администрацией предприятия или организации рабочего места к спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение, один экземпляр заключения вместе с предложением о взыскании с предприятия необоснованно выплаченных денежных сумм направляется в орган, назначивший льготную пенсию.

   О проведении любого вида экспертизы условий труда государственным экспертом делается запись в рабочем журнале установленного образца. Форма и порядок ведения журнала утверждается республиканским органом государственной экспертизы условий труда.

   4.2. По результатам экспертизы, на основе заключения государственный эксперт дает администрации предприятия, органам социального обеспечения, а в предусмотренных случаях и органам государственных экспертиз условий труда представления (по форме ГЭУ2) о приостановлении действия принятых ими решений по льготному пенсионному обеспечению и дополнительным отпускам, не соответствующих действующему законодательству.

   4.3. В необходимых случаях по результатам экспертизы государственный эксперт совместно с представителями органов санитарного надзора, Госпроматомнадзора СССР и техническими инспекциями труда профсоюзов запрещает эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.

Образец формы ГЭУ-1

             (Герб Союза ССР или союзной республики)

Министерство труда и социальных вопросов СССР

       (либо наименование соответствующего органа по труду
                союзной или автономной республики)

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

       (либо наименование органа государственной экспертизы
       условий труда союзной или автономной республики, об-
                       ласти, края, округа)

               _________________ N _______________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             (указывается вид проведенной экспертизы)

   на ____________________________________________________________
       (указывается наименование рабочего места, либо вид работы,
        профессия, должность, а также точное название участка, це-
        ха, производства и предприятия)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»