АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2010 года Дело N А56-83077/2009



Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Капелькиной Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: Общественная организация Федерация Независимых Профсоюзов России

ответчик: Негосударственное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов»

третьи лица: 1) Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, 2) Межрегиональное объединение "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области", 3) Всеобщая конфедерация профсоюзов, 4) Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о признании права собственности при участии:

- от истца: представитель Большакова Н.В., по доверенности от 02.11.2009 N 101/131-234д;

- от ответчика: представитель Киселева И.В., по доверенности от 25.12.2009;

- от третьих лиц: 1) представитель Орлова Н.В., по доверенности от 25.12.2009; 2) представитель Степачков Н.В., по доверенности от 05.11.2009 N 117; 3) не явился; 4) представитель Филимонова Е.С., по доверенности от 13.01.2010;

установил:

Истец просит суд признать за ним право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт - Петербург, ул. Фучика, д. 15 , лит. А:

- пом. 1С, 2С, 3С, 3С, 4С, 5С, 6С, 7С, 8С, 9С, 12С, 34С, кадастровый номер 78:13:7403:1:3:5;

- пом. 13Н, 14Н, 15Н, 16Н, 17Н, 18Н, 19Н, 20Н, 21Н, 22Н, 23Н, 24Н, 25Н, 26Н, 27Н, 29Н, 31Н, 32Н, 33Н, кадастровый номер 78:13:7403:1:3:4;

- пом. 28Н, кадастровый номер 78:13:7403:1:3:3;

- пом. 30Н, кадастровый номер 78:13:7403:1:3:2;

- пом. 10С, 11С, кадастровый номер 78:13:7403:1:3:1.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика в заседание явился, сообщил об отсутствии правопритязаний на спорные объекты недвижимости. Исковые требования признал.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС) в заседание явился, представил письменный отзыв, в котором УФРС указывает, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости по данному адресу, Истец в УФРС за государственной регистрацией права собственности на заявленные в исковом заявлении объекты недвижимости не обращался, в связи с чем, правовую оценку фактам, изложенным в исковом заявлении, регистрирующий орган дать не может.

Представитель Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) в заседание явился, сообщил об отсутствии правопритязаний на спорные объекты недвижимости, пояснил, что информация о данных объектах в реестре государственной собственности отсутствует, данными о финансировании строительства данных объектов за счет государственных средств КУГИ не располагает, а также не считает Объект самовольной постройкой и не возражает против удовлетворения предъявленного иска.

Представитель Общественной организации «Всеобщая конфедерация профсоюзов» (далее - ВКП) в заседание явился, пояснил, что его доверители имеют единую позицию относительно предъявленного иска, а именно - поддерживают исковые требования Истца по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель Межрегионального объединение «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее - ЛФП) поддерживал исковые требования Истца, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта на Объект от 31.10.2007 года нежилое строение учебного корпуса, дома студента (литер А) построено в три этапа: в 1979 году, в 1988 году, в 1990 году. Порядок отвода земельных участков для целей строительства и порядок получения разрешений на строительство в указанный период регламентировался Правилами застройки Ленинграда, утвержденными решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 20.11.1959 года N 49-2-п (далее - Правила застройки).

Согласно пунктам 1, 2, 12, 16 Правил застройки все виды строительства (новое строительство, реконструкция, капитально-восстановительный ремонт) и подготовительные работы независимо от ведомственной подчиненности, допускаются лишь с разрешения Архитектурно-планировочного управления Исполкома Ленгорсовета (далее - АПУ Ленгорисполкома); Все виды строительства, независимо от их назначения и ведомственной подчиненности застройщиков, производятся в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (далее - АПЗ) Архитектурно-планировочного управления и допускаются к строительству только по проектам, согласованным с Архитектурно-планировочным управлением; Заявки на отвод земельных участков для капитального строительства подаются в Архитектурно-планировочное управление организациями, выделяющими финансирование на данное строительство; Исполкомы районных Советов депутатов трудящихся рассматривают в 20-дневный срок имущественно-правовые вопросы и принимают решение по отводу земельных участков под все виды строительства по получении, в том числе, разрешительного письма Архитектурно-планировочного управления с выкопировкой из плана микрорайона намеченного к отводу участка.

Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 01.09.1969 года N 824 «О строительстве здания Высшей профсоюзной школы ВЦСПС и общежития для студентов» Высшей профсоюзной школе ВЦСПС отведен земельный участок площадью 4, 0 га в квартале 6 Фрунзенского района для строительства в 1970-1971 г. г. по индивидуальному проекту учебного корпуса и здания общежития для студентов на 1200 мест. Решением N 23-301 Исполнительного Комитета Фрунзенского районного Совета депутатов трудящихся от 12.10.1972 года «Об имущественно-правовых вопросах, связанных с отводом в бессрочное пользование земельного участка Высшей профсоюзной школе ВЦСПС в квартале 6» Высшей профсоюзной школе ВЦСПС отведен в бессрочное пользование земельный участок площадью 4 га в квартале 6 для строительства по индивидуальному проекту учебного корпуса и здания общежития.

Согласно пунктам 17, 19, 20 Правил застройки по объектам жилищно-гражданского строительства Трестом ГРИИ АПУ на основании разрешительного письма составляется строительный паспорт, содержащий комплекс исходных данных, необходимых для проектирования, включая межевой план участка; АПУ на основании решения Исполкома районного Совета депутатов трудящихся об отводе застройщику земельного участка составляет акт о предоставлении участка в бессрочное пользование. Наличие у застройщика межевого плана без акта или договора на землепользование не дает право на использование участка.

В соответствии с п. 4.17 утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84 Строительных норм и правил 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», действовавших на момент ввода в эксплуатацию последней очереди строительства в 1990 году, Заказчик представляет государственным приемочным комиссиям в числе прочих документов и документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения также разрешение органов госархстройконтроля на производство строительно-монтажных работ.

Из представленного в материалы дела Акта Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.12.1990 года (далее - Акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта), следует, что строительство пускового комплекса Высшей профсоюзной школы культуры (корпуса А и Б) осуществлено по индивидуальному проекту шифр N 9200 с разрешения Госгражданстроя от 26.01.1967 года N ИБ-7-67; проектно-сметная документация представлена в полном объеме; АПЗ разработаны ГлавАПУ N 5/3400 от 21.08.1968 года, задание утверждено Секретариатом ВЦСПС 21.07.1971 года; проектно-сметная документация утверждена Постановлением Секретариата ВЦСПС 25.07.1974 года N 22 п. 5; разрешение на производство строительно-монтажных работ выдано Управлением Госархстройконтроля 30.10.1974 года за N 2980; пусковой комплекс корпусов А и Б Высшей профсоюзной школы культуры в эксплуатацию принят.

Таким образом, из представленных документов следует, что землеотвод для целей строительства был оформлен надлежащим образом в соответствии с действовавшими на момент отвода правилами, о чем свидетельствует утвержденный государственной приемочной комиссией Акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Однако вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что строительство Объекта было осуществлено застройщиком (ВЦСПС) для своих целей на отведенном для этих целей земельном участке в соответствии с порядком, действовавшим на момент его создания; нарушения строительных норм и правил в указанный период застройщиком допущено не было, что явилось основанием для ввода Объекта в эксплуатацию в установленном порядке. Данные обстоятельства не позволяет сделать вывод о самовольном строительстве Объекта.

Истцом представлены доказательства, подтверждающие, что финансирование строительства Объектов осуществлялось в указанный период также профсоюзами: Титульным списком проектно-изыскательских работ на 1968 год, утвержденным Постановлением Секретариата ВЦСПС от 01.12.1967 года N 34 п.2; Объяснительной запиской к финансовому отчету Ленинградской Высшей профсоюзной школы (ЛВПШК) за 1968 год; Объяснительной запиской к финансовому отчету ЛВПШК за 1970 год; Титулами переходящей стройки (в которых источником капвложений указаны средства профорганизаций): на 1979, на 1981 - 1990 год; Постановлением Секретариата ВЦСПС от 01.09.1983 года N 18-43 «О проектировке проектно-сметной документации по строящейся в г. Ленинграде Высшей профсоюзной школе культуры»; Планами комплексного экономического и социального развития Ленинграда и Ленинградской области на 1987, 1988, 1989 годы; Выпиской из Постановления Президиума ВЦСПС от 18.07.1986 года, Протокол N 8-5 с перечнем переходящих объектов, включенных в план капитальных вложений на 1886-1990 г.г.; Актом сверки выполненных объемов работ и остатков незавершенного производства по строительству Высшей профсоюзной школы по состоянию на 01.01.1985 года; Расшифровкой выполнения плана капитальных вложений по Ленинградскому УКСУ ОСПС за 1989 год; Выпиской из приложений к годовой статистической отчетности (форма 2КС и 3КС) о финансировании строительства объектов профсоюзов ЗАО «Профстрой».

При этих условиях следует признать, что у застройщика (ВЦСПС) возникло право собственности на созданные им объекты недвижимости.

Согласно подпункту б) пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 13.07.1970 N 538 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения» приемка в эксплуатацию жилых домов независимо от ведомственной принадлежности, а также жилых домов и объектов гражданского назначения, построенных на средства кооперативных (включая колхозы) и общественных организаций, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми исполкомами городских (районных) Советов депутатов трудящихся. В соответствии с подпунктом в) пункта 4 данного же Постановления акты приемки в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения рассматриваются и утверждаются органами, назначившими государственные приемочные комиссии, не позднее чем в недельный срок после их подписания комиссией.

Пунктом 11 Постановления Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 «Об утверждении Положения о бухгалтерских отчетах и балансах» было установлено, что законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по достройке и дооборудованию объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства с соответствующим увеличением уставного фонда в полной сумме всех фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку, монтаж и установку оборудования по утверждении в установленном порядке актов приемки.

Согласно данным представленного в материалы дела технического паспорта на здание литер А по состоянию на 1981 год 7-этажное здание общежития было построено в 1979 году на основании Решения Исполнительного комитета Ленинградского горсовета депутатов трудящихся N 824 от 01.09.1969 года, введено в эксплуатацию Актом приемки здания от 28.12.1979 года.

Как следует из Авизо N 5 от 29.12.1979 года, Управление капитального строительства УКСа Леноблсовпрофа передало ВПШК для зачисления на баланс законченный строительством корпус «В» Высшей профсоюзной школы культуры, принятый в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии, утвержденному решением Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся N 1 от 04.01.1980 года.

Из объяснительной записки к финансовому отчету ВПШК за 1979 год следует, что по состоянию на 01.01.1980 года на баланс школы поступило от УКСа Леноблсовпрофа здание Дома студентов, принятое в эксплуатацию.

Согласно архивной справке Аппарата ФНПР от 07.09.2007 года N 111-79 следует, что в 1979 году были введены в действие Высшая профсоюзная школа и общежитие студентов (спальный корпус на 1000 мест) в г. Ленинграде. Эти же сведения содержатся в титуле переходящей стройки на 1981 год, из которого следует, что на 01.01.1981 год выполнено по проектно-сметной документации - 1000 мест (общежитие).

Из сводной ведомости об общежитиях, принадлежащих предприятиям и организациям Фрунзенского района г. Ленинграда по состоянию на 01.01.1981 года следует, что владельцем отдельно стоящего 7-этажного здания общежития на 1000 мест 1979 года постройки, расположенному по адресу ул.Фучика, дом 15, является высшая профсоюзная школа культуры ВЦСПС.

По данным Проектных предложений по размещению зданий общежитий, предприятий и организаций системы Исполкома Ленсовета, Министерств и ведомств, ВУЗов и ССУЗов на 1.09.81, X и XI пятилетки, следует, что в перечень общежитий, построенных в 1979 году, включено общежитие в квартале 6 Фрунзенского района, расположенное по милицейскому адресу ул.Фучика, дом 15, общей площадью 9,8 тыс.кв.м., принадлежащее Высшей профсоюзной школе культуры.

Сводным бухгалтерским отчетом ГлавУКСа ВЦСПС по капитальному строительству объектов профсоюзов за 1979 год (том 1) по капитальным вложениям, подтверждается, что в 1979 году по ГлавУКСу ВЦСПС осуществлен ввод объектов, в перечень которых по Ленинградскому УКСу входит корпус «В» высшей профсоюзной школы культуры, введенной в эксплуатацию в декабре 1979 года, переданный на баланс по авизо N 5 от декабря 1979 года ивентарной стоимостью 2591 тыс.руб.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что здание общежития надлежащим образом введено в эксплуатацию и передано в установленном порядке на баланс ВПШК.

В соответствии с пунктами 4.7, 4.27 утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84 Строительных норм и правил 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», действовавших на момент ввода в эксплуатацию последней очереди строительства в 1990 году, приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, построенных на средства межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, а также колхозов, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик, а объектов производственного назначения, построенных на средства других кооперативных и иных общественных организаций, - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом центральными органами кооперативных и других общественных организаций; Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии.

В материалы дела представлен Акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.12.1990 года, утвержденный Ленинградским областным советом профессиональных союзов 09.01.1991 года, согласно которому в эксплуатацию приняты корпуса А и Б ВПШК на 2000 мест. Сметная стоимость основных фондов, принимаемых в эксплуатацию, составляет 7287, 26 тыс. руб.;

Также в материалы дела представлено Авизо N 4 от 29.12.1990 года, согласно которому на баланс ВПШК переданы корпуса «А» и «Б» Высшей профсоюзной школы культуры инвентарной стоимостью 7287255-08 рублей, принятые в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии от 28.12.1990 года;

Указанные обстоятельства подтверждают, что в декабре 1990 году здания учебных корпусов Высшей профсоюзной школы культуры надлежащим образом введены в эксплуатацию и переданы в установленном порядке на баланс ВПШК.

Таким образом, строительство Объектов было осуществлено застройщиком (ВЦСПС) для своих целей на отведенном для этих целей земельном участке в соответствии с порядком, действовавшим на момент его создания; нарушения строительных норм и правил в указанный период застройщиком допущено не было, что явилось основанием для ввода Здания в эксплуатацию в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, на земельном участке, отведенном ВПШК Решением Исполкома Ленинградского совета депутатов трудящихся от 01.09.1969 года N 824 в квартале 6 Фрунзенского района для целей строительства учебного корпуса и здания общежития были возведены и последовательно сданы в эксплуатацию корпус В (в 1979 году) и корпуса А и Б ( в 1990 году).

Сдача в эксплуатацию объектов строительства проходила поэтапно, в связи с чем принятые в эксплуатацию здания и были учтены как самостоятельные объекты технического учета (здания литеры А, Б, В) после сдачи очередного этапа в 1990 и 1979 годах.

Как следует из представленного в материалы дела письма филиала ГУП ГУИОН ПИБ Фрунзенского района от 03.12.2009 года N 2359 при проведении инвентаризации в 2007 году техническая документация (технический паспорт) была изготовлена на одно здание литер А, при этом в состав данной литеры были включены ранее учтенные самостоятельными корпуса: лит. А, лит. Б, лит. В. При проведении кадастрового учета объектов недвижимости в составе здания литера А учтены 5 (пять) вторичных объектов недвижимости, поскольку в составе единого здания литер А по данным учета 2007 года присутствуют как жилые, так и нежилые помещения. Кроме того, общая площадь спорных объектов, введенных в эксплуатацию в 1979 и 1990 годах под литерами А, Б, В по данным учета соответствующих лет, и площадь объекта литер А по данным учета 2007 года являются тождественными (46 417, 7 кв. м).

Обстоятельства перепланировки спорных объектов недвижимости, выявленной в ходе инвентаризации в 2007 году, согласно представленному в материалы дела письму филиала ГУП ГУИОН ПИБ Фрунзенского района от 03.12.2009 года N 2359, из которого следует, что произошло изменение внешних границ в связи с демонтажом стены части помещения и возведением на ее месте новой стены, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, из которых бы следовало, что сохранение объектов в измененном виде нарушает права и охраняемые законом интересов других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Обстоятельство регистрации земельного участка по адресу Санкт-Петербург, ул.Фучика, д.15 кадастровый номер 78:7403:1 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на праве бессрочного (постоянного) пользования за ответчиком не опровергает наличие имущественных прав Истца на спорные объекты недвижимости.

Совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет сделать вывод о правомерности возведения спорных объектов на земельном участке, выделенном профсоюзам в лице ВЦСПС, правопреемником которого является Истец, для целей строительства и дальнейшей эксплуатации объектов народного образования. В 1993 году Истец учредил Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов и передал ему спорные объекты для ведения уставной деятельности на праве оперативного управления. Право на земельный участок производно от прав на здания и строения, находящихся на нем: права на здания (строения), являются основанием для оформления права на землю, на которой расположены соответствующие здания (строения), а не наоборот.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Согласно ст. 1 названного Федерального закона часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.1995 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие. Следовательно, на объекты недвижимости, созданные до 01.01.1995 года положения ч. 1 ст. 219 ГК РФ не распространяются.

Действовавшее до момента введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ законодательство не предусматривало специальных норм, регулирующих момент возникновения прав на вновь созданные объекты недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 года «О собственности в РСФСР» гражданин или другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором, приобретают право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону, на вещи, созданные или существенно переработанные им, на продукцию, плоды и иные доходы, полученные им от использования принадлежащего ему имущества, а также от использования природных ресурсов или иного имущества, хотя и не принадлежащего данному лицу, но предоставленного ему в соответствии с законом или договором для этих целей.

Согласно ст. 52 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 года хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, арендные и коллективные предприятия, хозяйственные объединения, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с их уставами являются собственниками имущества, переданного им учредителями (участниками, членами), а также полученного в результате их собственной предпринимательской деятельности и по иным основаниям, не противоречащим закону.