Статус документа
Статус документа


ВСН 214-93


ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ГИДРОМЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ



Дата введения 1993-10-01


РАЗРАБОТАНЫ Акционерным обществом Научно-исследовательский институт транспортного строительства (АО ЦНИИС) - действительным членом Академии транспорта А.А.Цернантом, канд. техн. наук Н.А.Ефремовым, Акционерным обществом Мосгипротранс - С.Н.Махлисом.

ВНЕСЕНЫ Акционерным обществом Научно-исследовательский институт транспортного строительства (АО ЦНИИС).

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ научно-техническим центром корпорации "Трансстрой".

РАССМОТРЕНЫ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России).

СОГЛАСОВАНЫ Всероссийским экологическим центром.

УТВЕРЖДЕНЫ Государственной корпорацией "Трансстрой" N МО-19 от 28.01.93 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормы распространяются на проектирование и производство гидромеханизированных земляных работ в транспортном строительстве.

1.2. Средства гидромеханизации применяют в транспортном строительстве при намыве насыпей земляного полотна железных и автомобильных дорог и других земляных сооружений (регуляционных сооружений, дамб и др.); разработке выемок под земляное полотно; разработке грунта при строительстве судоходных каналов; намыве земляного полотна под второй путь; намыве насыпей на болотах; добыче дренирующего грунта, путевого балласта и инертных материалов.

1.3. Возможность и целесообразность выполнения земляных работ средствами гидромеханизации определяют следующие условия:

наличие грунтов, годных для возведения земляного полотна и поддающихся разработке, транспортированию и укладке средствами гидромеханизации;

наличие источников воды с дебитом, достаточным для обеспечения технологического процесса гидромеханизации при прямом и обратном водоснабжении;

местные условия, определяющие технико-экономическую целесообразность применения средств гидромеханизации (качество грунтов, источник электроэнергии, дальность транспортирования пульпы и воды, сосредоточенность объемов земляных работ, соотношение вскрыши к полезной толще, требования охраны окружающей природы и др.)

1.4. В зависимости от местных условий возможны следующие схемы водоснабжения: использование поверхностных источников с регулированием или без регулирования стока; использование подземных вод (кроме напорных).

В обоих случаях применяют схемы прямого и оборотного водоснабжения.

1.5. Грунты, приведенные в Сборнике 1 СНиР-91 для сооружения транспортных объектов способом гидромеханизации, должны удовлетворять требованиям СНиП 2.05.02-85 и СН 449-72.

1.6. Возведение транспортных сооружений способом гидромеханизации должно осуществляться по проекту производства работ (ППР), составленному согласно требованиям СНиП 3.01.01-85, СНиП 3.02.01-87, СНиП 2.05.02-85, СНиП III-4-80* и СН 449-72 (приложение 1).

1.7. При разработке проекта производства работ, составляемого строительными организациями или (по их заказу) специализированными проектными организациями, должны быть сохранены проектные решения утвержденного ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта).

При наличии особо сложных условий производства земляных работ (в экстремальных природно-географических условиях, на сложных и крупных объектах), разработка ППР выполняется проектной организацией. Во всех остальных случаях в составе рабочей документации на возведение земляного полотна, сооружаемого средствами гидромеханизации, проектные организации должны давать только основные решения по производству работ, необходимые для составления смет к рабочей документации.

1.8. Проект производства работ включает в себя:

обоснование выбора основного оборудования;

способ производства работ, определение группы разрабатываемых грунтов;

технологию намыва;

последовательность разработки карьеров и намыва земляных сооружений;

расстановку земснарядов и гидроустановок;

необходимость использования дополнительных станций перекачки;

диаметр и длину пульпопроводов  и водопроводов;

решения по отводу воды;

основные материальные и энергетические и трудовые ресурсы, а также условия охраны окружающей среды и раздел оценки воздействий на природную среду.

1.9. Проект организации строительства (ПОС) должен составляться проектной организацией в виде раздела проекта (рабочего проекта) и являться основанием для составления сметной документации, материально-технического обеспечения, организации и осуществления строительства.

1.10. В необходимых случаях проектная организация включает в состав проекта рабочую документацию нетиповых временных сооружений водоснабжения, энергоснабжения и других вспомогательных служебных сооружений, необходимых для строительства.

2. ИЗЫСКАНИЯ

     

Требования к изысканиям


2.1. Изыскания, необходимые для составления ПОС и ППР на производство земляных работ с применением средств гидромеханизации, следует производить одновременно с изысканиями по титулу (объекту) в целом в соответствии с заданием на производство изысканий.

2.2. Типографическую съемку объектов гидромеханизации необходимо выполнять в масштабах 1:2000-1:5000 и охватывать: карьеры грунта для намыва, места укладки грунта, участки расположения водозаборных сооружений и водохранилищ для водоснабжения, места отвалов и сброса отработанной воды, места отстойников, трассы проектируемых пульпопроводов и водопроводов, трассы линий электропередачи и связи дорог и других  коммуникаций.

2.3. При производстве изысканий необходимо осветить климатические, гидрологические, геологические, гидрогеологические и другие местные условия района работ, устанавливаемые программой изысканий, а также условия электроснабжения.

2.4. В процессе обследования необходимо установить наличие железнодорожных, автомобильных и речных путей и выявить возможность использования их для доставки машин, оборудования и материалов на объект строительства, а также состояние речных путей сообщения в отношении возможности проводки по ним на буксире плавучих землесосных снарядов и барж с оборудованием и материалами.

Должно быть определено расстояние объекта от ближайшей железнодорожной станции и установлено наличие на ней железнодорожных путей для производства погрузочно-разгрузочных работ, а также приведена характеристика автомобильных дорог и их состояние в различные времена года. Кроме того, необходимо указать источники электроснабжения и отразить другие вопросы, связанные с проведением изысканий и проектирования электроснабжения потребителей гидромеханизации.

Геологические, гидрогеологические и инженерно-геологические исследования

2.5. В комплекс геологических изысканий входят:

инженерно-геологические исследования выемок и оснований транспортных объектов для выяснения возможности и условий применения средств гидромеханизации при их сооружении;

разведка карьеров грунта для намыва земляных сооружений;

согласование с местными организациями расположения карьеров грунта, использования водотоков или водоемов в качестве источника для водоснабжения гидроустановок и отвода в них отработанной воды.

2.6. Выделить и дополнительно охарактеризовать геологические условия участков земляного полотна: с залеганием в основаниях сооружений лессов и лессовидных пород; в карстовых районах; в районах с вечномерзлыми грунтами; в районах сильно засоленных грунтов; на склонах с активными и древними консолидированными оползнями; полосу отвода первого пути в пределах границ примыкания к нему второго пути; в районах со слабым основанием, в том числе на болотах.

2.7. При изысканиях грунтов для гидронамыва следует выбирать карьеры с минимальной вскрышей. При соотношении мощности вскрыши к мощности слоя полезной толщины более 1:4 пригодность карьера для гидронамыва устанавливают на основе технико-экономического расчета.

2.8. Общие разведанные запасы грунта в карьерах, используемых для намыва транспортных объектов, должны превышать проектный объем намываемого сооружения не менее чем на 30%.

2.9. Грунты, разрабатываемые в карьере плавучими земснарядами, не должны содержать по объему более 1% крупных включений размером белее 0,7 минимального проходного сечения землесоса, а также прослоек глин толщиной, превышающей 0,2 м.

Грунты, разрабатываемые в карьере гидромониторами, не должны содержать по объему более 2% валунов. Использование грунтов с большим содержанием крупных включений и грунтов с содержанием глинистых и пылеватых частиц более 15-20% должно быть обосновано проектными данными.

Грунты выемок и карьеров, используемые для намыва земляных сооружений, должны удовлетворять требованиям СН 449-72.

2.10. Мощность полезной толщи грунта в карьерах, разрабатываемых гидромониторами, должна быть более 3 м. Целесообразность разработки забоев высотой менее 3 м следует установить технико-экономическим расчетом.

2.11. Запасы грунтов разведанных карьеров в русле и поймах рек, используемых для строительства автомобильных и железных дорог, не подлежат утверждению в территориальной и Государственной комиссиях по запасам.

2.12. При разведке обводненных карьеров расчетом определяются: возможность использования грунтовых вод в качестве источника водоснабжения для производства работ, дебит воды в начальной и конечной стадиях разработки карьера, а также отметки расположения горизонта ненапорных грунтовых вод.

Гидрологические изыскания

2.13. Гидрологические изыскания должны производиться в соответствии с утвержденной программой для выявления гидрологического режима поверхностных источников и установления пригодности их для водоснабжения объекта гидромеханизации и с требованиями СНиП 2.01.14-83 и СНиП 1.02.07-87.

2.14. В качестве источников водоснабжения для производства гидромеханизированных земляных работ могут быть использованы:

большие  и  средние реки,  имеющие  постоянный  сток, обычно значительно превышающий потребности в воде объектов гидромеханизации;

малые реки и периодически действующие водотоки, использование которых для целей гидромеханизации обычно возможно при условии зарегулирования стока;

озера и искусственно созданные водоемы с достаточным поступлением поверхностных и грунтовых вод.

2.15. По материалам гидрометрических наблюдений должны быть составлены графики колебания уровней за средний, многоводный и маловодный годы и  горизонты расчетной обеспеченности для характеристики паводковых и минимальных уровней; необходимо также привести данные о среднемесячных секундных расходах за средний, многоводный и маловодный годы, а также сведения о средних, ранних и поздних датах ледохода и ледостава, явлениях донного льда и шуги.

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1. Техническая возможность и экономическая целесообразность применения средств гидромеханизации для возведения насыпей и разработки выемок должны определяться с учетом физико-механических свойств грунтов карьеров и выемок согласно Сборнику 1 СНиР-91, наличия и расположения источников водоснабжения и в зависимости от других местных условий, изложенных в п.1.3 настоящих Норм.

3.2. В проекте намыва насыпей земляного полотна в первую очередь следует рассматривать вопрос использования грунтов выемок. Намыв насыпей из карьеров предусматривается лишь в случае технической нецелесообразности и неэффективности использования грунтов выемок.

4. РАЗРАБОТКА ГРУНТА ПЛАВУЧИМИ ЗЕМЛЕСОСНЫМИ СНАРЯДАМИ


Грунты и грунтозаборные устройства

4.1. Карьеры грунта для намыва насыпей следует выбирать на основании технико-экономического расчета и наличия необходимого объема грунтов, удовлетворяющих требованиям СНиР-91.

4.2. При разработке обводненного грунтового карьера плавучими землесосными снарядами глубину разработки карьера от уровня воды следует принимать по табл.4.1.

4.3. Недобор грунта при разработке карьера земснарядами следует определять в зависимости от высоты забоя и подстилающего полезную толщу слоя грунта согласно СНиП 3.02.01-87. При засоренности забоя валунами, топляками, пнями и прочими предметами процент недобора грунта в зависимости от степени и характера засоренности карьера увеличивается более чем на  10%.

Разработка грунта земснарядами

4.4. Разработка грунта земснарядами в контурных и профильных выемках и карьерах должна производиться в соответствии с проектными данными и с учетом доработки откосов землеройными машинами.

4.5. Слабоуплотненные, гравелистые и песчано-гравелистые грунты следует разрабатывать под водой свободным всасыванием или гидрорыхлителем.

Таблица   4.1

Производительность
плавучего землесосного снаряда по грунту, м

Наименьшая глубина забоя от уровня воды, м

Наибольшая глубина разработки, м



с рыхлителем

со свободным всасыванием

80

1,5

6

8...12

200

2,5

7...10

10...15

400

3,5

10...15

15...20

          

Примечания: 1. При работе со свободном всасыванием верхний предел относится к разработке песчаных грунтов, нижний - гравелистых.

2. При технико-экономической целесообразности глубина разработки может быть увеличена путем установки на всасывающей линии эжектирующего устройства. При этом следует учитывать, что до глубины 12 м норма выработки увеличивается, a при глубине более 12 м - снижается.

4.6. Связные, плотнослежавшиеся и сцементированные грунты разрабатывают механическими рыхлителями.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs