Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2010 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 30.10.2014)

3.3.2. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей


Текущее состояние. По данным Федеральной службы государственной статистики, внешнеторговый оборот Республики Алтай за 2009 год составил 42,5 млн долларов США, сократившись по сравнению с 2006 годом (192,7 млн долларов США) на 88%. В структуре товарооборота в 2009 году экспорт составил 62,6%, импорт - 37,4% (в 2006 году - 11,5% и 88,5% соответственно). Экспорт как в 2006 году, так и в 2009 году в значительной степени ориентирован на вывоз фармацевтической продукции (61% и 34% соответственно). Рост объемов импорта в 2006 году сложился в результате крупных поставок машиностроительной продукции из стран дальнего зарубежья (более 30% в структуре импорта), а также продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (78% в структуре импорта). Основной причиной снижения товарооборота в 2009 году по сравнению с 2006 годом является сокращение спроса на продукцию, вызванное мировым экономическим кризисом.

(в ред. Закона Республики Алтай от 15.11.2013 N 71-РЗ)

К числу масштабных проектов трансграничного сотрудничества сегодня можно отнести лишь корпоративные мегапроекты, реализуемые крупнейшими монополиями. К таким проектам относятся строительство газопровода в Китай, наращивание электроэнергетических мощностей и др. В этих случаях речь может идти лишь о возможной связи других сопутствующих проектов с ключевым корпоративным мегапроектом.

В ходе визита Владимира Путина в Китай 6 октября 2009 года подписано дополнение (дорожная карта) к Меморандуму (по финансированию поставок газа через газопровод "Алтай"). Эти соглашения предусматривают, в частности, экспорт российского газа в КНР в объеме 70 миллиардов кубометров сырья в год. Поставки газа предполагается осуществлять по западному и восточному направлениям, то есть как раз через участки российско-китайской границы, расположенные на Алтае и в Приморье соответственно. Предполагается, что поставки начнутся в 2014 - 2015 году. В период реализации Программы предполагается строительство газопровода "Алтай" из Западной Сибири в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Общая протяженность газопровода, который пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, составляет почти 2,7 тыс. км.

Стоимость создания новой трубопроводной системы с условным названием "Алтай" через западную границу РФ и КНР, как официально объявил Председатель правления "Газпрома" А.Миллер, может составить около 10 млрд долларов США. Перекачку западно-сибирского газа планируется начать сразу после согласования цены в рамках проекта газопровода "Алтай". Министерством энергетики России планируется включить газопровод "Алтай" в генеральную схему развития газовой отрасли страны до 2030 года.

В Республике Алтай имеется значительный потенциал для развития приграничного сотрудничества, который может реализовываться при решении существенных инфраструктурных вопросов (увеличение пропускной способности пограничных переходов, совершенствование дорог и т.д.), а также усиление экономической мотивации (расширение особых таможенных льгот для участников приграничной торговли, облегченный пограничный порядок перехода границы в пунктах пропуска и т.п.).

Проблемы:

высокая степень износа производственных фондов и устаревшая материально-техническая база экспортоориентированных производств;

недостаточный уровень развития в Республике Алтай всей инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, особенно на границе;

избыточность государственного регулирования (как тарифного, так и нетарифного (административного, фискального, валютного));

административные барьеры;

высокий уровень налоговой и тарифной нагрузки;

недоступность долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов для большинства экспортеров и импортеров (в период кризиса);

отсутствие эффективной системы гарантий;

низкая культура страхования внешнеэкономических операций;

высокие тарифы на услуги экспортно-импортной деятельности (транспортные, информационные, таможенные и др.) и высокая стоимость сертификации, патентования.

Вызовы развития:

изменение характера глобализации, ориентация на многополярный мир, перемещение центра экономического развития на восток и как следствие формирование новой географической структуры внешнеэкономических связей СФО;

рост производства в контексте вступления в новый технологический уклад с приоритетом автоматизированных производств, нанотехнологий, инновационного развития во всех сферах деятельности, а, следовательно, выпуска и экспорта-импорта товаров и услуг нового поколения;

высокие цены мирового рынка на товары экспортной специализации и достаточно длительная ценовая стагнация на критический импорт в начале XXI в.; высокая волатильность рынков экспортной специализации Сибири как фактор, стимулирующий инновационное развитие региональной экономики и уход от сырьевого экспорта;

финансовый и экономический мировой кризис, его разнонаправленное воздействие на внешнюю торговлю регионов СФО.

Образ будущего. Будущее социально-экономического развития Республики Алтай предполагает дальнейшее ускоренное развитие внешнеэкономических связей на принципах взаимовыгодного партнерства и повышения эффективности, направленных на создание стимулов инновационного, экономического и социального роста региона.

Основной целью внешнеэкономической деятельности Республики Алтай является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата для международного сотрудничества, формирование экономических, организационных условий для развития внешнеторговой и межрегиональной деятельности, повышения эффективности и расширения круга ее участников.

В целях увеличения внешнеторговых оборотов с приграничными государствами (Монголией, КНР, Казахстан) Республике Алтай необходимо:

- создание нового экспортно-ориентированного и импортозамещающего производства готовой продукции;

- повышение степени переработки поставляемой на экспорт продукции животноводства и сельского хозяйства, деревообрабатывающей промышленности;

- создание транспортно-логистического терминала в районе многостороннего автомобильного пункта пропуска "Ташанта";

- формирование эффективно действующего республиканского механизма стимулирования притока капитала в производство и внешнюю торговлю, механизма государственной поддержки региональных систем кредитования, страхования, патентования, сертификации, лизинга, залога;