Текущее состояние. Сфера потребительского рынка, являясь крупной составной частью экономики Республики Алтай, призвана обеспечить условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения, обеспечения качества, безопасности и доступности на потребительские товары.
В настоящее время рыночная инфраструктура потребительского рынка в Республике Алтай представлена достаточно разветвленной сетью организаций. В республике функционируют свыше 1,9 тысяч стационарных торговых точек торговой площадью 111,3 тысяч кв. м, 211 предприятий общественного питания, кроме того, действуют 6 торговых центров, 12 розничных рынков и 5 оптовых баз. Только в 2008 году было открыто и реконструировано более 77 предприятий розничной торговли, прирост торговых площадей составил 16,2 тыс. кв. м.
Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ, процессов коммерциализации и приватизации.
В 2008 году объем оптового оборота составил 3,5 млрд рублей, что выше уровня 2007 года на 37,9% (в сопоставимых ценах). В 2009 году объем оптового оборота по оценке составит 2,7 млрд рублей.
Оборот розничной торговли в 2008 году составил 10,6 млрд рублей и по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах увеличился на 27,7%, в сумме прирост составил 3,25 млрд рублей. По оценке розничный товарооборот в 2009 году составит чуть более 11 млрд рублей, т.е. наблюдается снижение по сравнению с 2008 годом в сопоставимых ценах на 3,2%. Объем оборота розничной торговли на 91% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в стационарной торговой сети. В розничной торговле занято около 12 тысяч человек, что составляет около 13% от средней списочной численности работающих в республике.
Доля продажи товаров на рынках по сравнению с 2007 годом снизилась на 8,5% (в сопоставимых ценах).
Оборот общественного питания в 2008 году составил 396,9 млн рублей и по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах увеличился на 26,8%. В 2009 году рост оборота общественного питания в сопоставимых ценах составит 11% и в сумме свыше 450 млн рублей.
Среди малых предприятий, осуществляющих экономическую деятельность, наибольшую долю - 43,8% занимают предприятия потребительского рынка, что является характерной чертой для Республики Алтай.
Проблемы. Анализ состояния и тенденций развития сферы потребительского рынка в Республике Алтай позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, разрешение которых требует применения программных методов.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма.
Анализ современного состояния оптовой торговли показал, что достигнутый уровень ее организационно-технического развития, складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и количества соответствующих товарных предложений.
Несмотря на рост оптового оборота, значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, что проявляется в снижении значимости оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, организации поставок в розничную торговлю и сбыта продукции товаропроизводителей республики.
В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвеньевая система товароснабжения розничной торговли, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что ведет к завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен.
Показатель среднедушевого оборота розничной торговли в Республике Алтай отстает от данных по Российской Федерации приблизительно в 1,9 раза, по Сибирскому федеральному округу в 1,6 раза. На формирование данного показателя влияет ряд внутренних и внешних факторов: уровень развития торговой деятельности, инфраструктура, численность населения и его платежеспособность.
Имеется проблема взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Алтай.
Сложившаяся в настоящее время в Республике Алтай ситуация на рынке услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами. Слабо развита сеть бытового обслуживания в отдаленных районах республики, при этом в отдельных населенных пунктах бытовые услуги населению вообще не предоставляются.
Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг приходится на бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы населения на нематериальные услуги (культуры, спорта, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные и пр.) незначительны.
К проблемам в сфере общественного питания можно отнести:
низкий уровень сервиса, особенно в сельской местности и на объектах придорожного сервиса;
большая текучесть кадров, связанная с низкой квалификацией кадров и низкой оплатой труда;
заниженная требовательность и низкая платежеспособность потребителей, что ведет к искусственному завышению самооценки организаций общественного питания и снижению их конкурентоспособности;
недостаток собственных оборотных средств организаций общественного питания, что не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.
Несмотря на то, что доля малых предприятий, работающих на потребительском рынке республики, является наибольшей среди всех осуществляемых видов экономической деятельности, меры государственной поддержки для малых предприятий торговой отрасли не предусматриваются.
Основными недостатками в развитии инфраструктуры потребительского рынка являются нерациональность и отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
Вызовы развития. Усиление рыночной позиции торговых сетей является тенденцией, оказывающей наиболее глубокое влияние на отрасль.
Изменение поведения конечного потребителя. Потребители требуют продукт с другим, более высоким уровнем качества и дополнительного сервиса, делают меньше покупок на открытых рынках и в небольших магазинах и более позитивно относятся к сетевым супермаркетам.
Снижение темпов роста производства, свидетельствующее о замедлении развития ряда отраслей, производящих товары повседневного спроса. На многих рынках происходит насыщение продукцией, которое может привести и уже приводит к локальным кризисам перепроизводства.
Усиление конкуренции происходит на всех рынках потребительских товаров. Компании-лидеры как производители, так и оптовики-дистрибьюторы становятся крупнее и начинают определять поведение других игроков.