Текущее состояние. Жилищная проблема в Республике Алтай является одной из наиболее острых социальных проблем. Обеспеченность населения Республики Алтай общей площадью жилых помещений в расчете на одного жителя в 2008 году составила 17,7 кв. метров, что ниже среднего уровня в СФО на 13,7% и на 18,5% в Российской Федерации. Обеспеченность жильем в Республике Алтай одна из самых низких в СФО, занимает 11 место.
Устойчивый рост ввода жилья в расчете на 1000 жителей в Республике Алтай начался с 2006 года. В 2008 году среднее значение данного показателя (280 кв. м на 1000 чел.) составляет 62% от среднероссийского значения (451 кв. м) и 76% от среднего уровня в СФО (367 кв. м). Республика Алтай занимает 8 место в СФО по вводу жилья. Среднее значение данного показателя в 2008 году составило 60% от уровня 1990 года (469 кв. м).
Правопорядок и общественная безопасность является существенной составляющей безопасного и комфортного проживания населения. Осуществление мероприятий в данной сфере всегда оставалось одной из основных задач, комплексно решаемых органами государственной исполнительной власти.
Проблемы. Состояние жилищного сектора в республике характеризуется недостаточным уровнем обеспеченности населения жильем при низком уровне благоустройства жилищного фонда и значительном износе коммунальной инфраструктуры.
На 1 января 2009 года жилой фонд Республики Алтай оборудован водопроводом на 33,2% (в 2007 году в РФ - 76,3%, СФО - 70,2%), водоотведением - на 28% (в 2007 году в РФ - 72,2%, СФО - 64%), горячим водоснабжением - на 13,6% (в 2007 году в РФ - 63,8%, СФО - 55,1%), ваннами - на 21,8% (в 2007 году в РФ - 65,9%, СФО - 57,3%). По всем видам благоустройства жилого фонда Республика Алтай занимает последнее место в СФО. В 2007 году удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в общей площади всего жилого фонда составлял 6,5%, это выше, чем в РФ на 3,3%, в СФО - на 1,8%. В 2008 году удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай снизился на 2,5% и составил 25,9 тыс. кв. м (4,5% в общей площади всего жилого фонда), в том числе в многоквартирных жилых домах - 12,9 тыс. кв. м (0,7%).
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Республики Алтай характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в Республике Алтай составляет около 60%.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
нестабильное финансовое состояние предприятий коммунального комплекса, дефицит финансовых средств, необходимых для осуществления реконструкции и модернизации коммунальных систем.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Для подавляющей части населения улучшение жилищных условий является недоступным из-за низких доходов и высоких цен на жилье.
Цены на жилье в Республике Алтай выше, чем в некоторых регионах СФО. Средняя цена 1 квадратного метра общей площади в г. Горно-Алтайске на первичном рынке выше, чем в г. Омске на 19,7%, в г. Барнауле - на 15,7%, на вторичном рынке средняя цена 1 квадратного метра общей площади в г. Горно-Алтайске выше, чем в г. Барнауле на 40,5%, в г. Омске - на 26,7%.
Развитие жилищного строительства напрямую зависит от состояния промышленности строительных материалов, которая во многом определяет ценовую политику на рынке жилья. Очевидно, что потенциал для развития огромен, к тому же объем строительно-монтажных работ будет расти (к 2015 году до 8,5 млрд рублей).
Ситуацию в жилищном секторе усложнили кризисные процессы 2008 - 2009 годов, что привело к:
резкому снижению платежеспособного спроса на жилье в связи с потерей заработков и работы;
проблемам с платежами по уже выданным ипотечным кредитам;
недоступности долгосрочного жилищного кредитования для населения в связи с ростом процентной ставки, ужесточением требований к заемщику;
отсутствию оборотных средств у застройщиков, снижению объемов кредитования строительства в связи с политикой банков по минимизации рисков;
выжидательной позиции покупателей и инвесторов в связи с ожиданием падения цен на жилищном рынке.
Кризисные явления в хозяйственно-экономической и социальной сфере, возникшие в Российской Федерации, включая Республику Алтай, привели к высокой степени криминализации общества. Складывающаяся в республике криминогенная ситуация угрожает социально-экономическому развитию Республики Алтай, повышает социальную напряженность, вызывает обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких. Вызывает тревогу состояние подростковой преступности, алкоголизации населения, преступности в общественных местах, обеспечение имущественной безопасности граждан, обеспечение безопасности дорожного движения.
За 2009 год в республике зарегистрировано 6061 преступление. Уровень преступности на 100 тыс. населения составил 2900, что существенно выше, чем аналогичный показатель в среднем по РФ (2110 преступлений на 100 тыс. населения) и СФО (2640 преступлений на 100 тыс. населения). По сравнению с предыдущими годами отмечается незначительное снижение числа зарегистрированных преступлений.
По данным органов внутренних дел и органов здравоохранения Республики Алтай на профилактических учетах состоит 945 потребителей наркотических средств и сильнодействующих веществ (2008 год - 968 потребителей), в том числе с диагнозом наркомания - 399. Значительная часть из которых - потребители в возрасте от 18 до 30 лет - 288.
Число зарегистрированных в республике дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с 2006 по 2008 год снизилось с 461 до 400, численность погибших в них уменьшилась с 100 до 77, а раненых с 540 до 498. За 9 месяцев текущего года на дорогах республики совершено 241 дорожно-транспортное происшествие, что на 20,7% меньше уровня прошлого года, в которых погибло 44 человека (27,9%) и 299 ранено (22,1%).
Наряду с сокращением числа происшествий на дорогах в текущем году тяжесть последствий от ДТП сократилась и составляет 13 погибших на 100 пострадавших в ДТП людей, однако по России данный показатель составляет - 9. Количество ДТП на 100 тысяч жителей по республике снизилось с 216,3 до 164 (по России показатель количества ДТП на 100 тысяч жителей составлял в 2008 году 107,5).
Основными причинами сложной ситуации на дорогах остаются перенасыщенный транспортный поток, особо возрастающий летом, в сезон туристской активности, и не соответствующая современным требованиям дорожная сеть. Так, за период 2006 - 2009 годов среднесуточная годовая интенсивность транспортного потока, проходящего через стационарный пост дорожно-патрульной службы "Майма", увеличилась на 60% с 2564 в 2006 году до 4105 в 2008 году, а за 2009 год по отношению к 2006 году возросла более чем в 2 раза.
Вызовы развития. Градостроительные нормы и правила землепользования на уровне муниципальных образований и поселений еще не приведены в систему. Фактически отсутствует нормативная правовая база территориального и градостроительного развития, гарантирующая "безопасность проживания" населения.