Недействующий

ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 февраля 2007 года N 801-ЗТО

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

Принят Тульской областной Думой 15 февраля 2007 года Постановление N 43/1871

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Закон Тульской области от 07.05.2011 N 1560-ЗТО; НГР: RU71000201100188}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Закон Тульской области от 18.12.2008 N 1179-ЗТО; НГР: ru71000200800568,

Закон Тульской области от 28.02.2009 N 1233-ЗТО; НГР: ru71000200900065,

Закон Тульской области от 04.05.2009 N 1276-ЗТО; НГР: ru71000200900187}

Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Тульской области до 2010 года (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тульской областной Думы О.В. Татаринов

Губернатор Тульской области В.Д. Дудка

Приложение

к Закону Тульской области

"О Программе социально-экономического

развития Тульской области до 2010 года"

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
{Позиция дополнена словами ", эффективного управления социокультурной сферой": Закон Тульской области от 18.12.2008 N 1179-ЗТО; НГР: ru71000200800568}
{Позиция 2.3. в новой редакции: Закон Тульской области от 18.12.2008 N 1179-ЗТО; НГР: ru71000200800568}
{Абзац первый дополнен словами "(с 2008 года - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы)": Закон Тульской области от 18.12.2008 N 1179-ЗТО; НГР: ru71000200800568}
{Позиция "Объемы и источники финансирования Программы" в новой редакции: Закон Тульской области от 18.12.2008 N 1179-ЗТО; НГР: ru71000200800568}
{Слова "Контрольная комиссия Тульской областной Думы" заменены словами "Тульская областная Дума": Закон Тульской области от 28.02.2009 N 1233-ЗТО; НГР: ru71000200900065}
{Позиция "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" в новой редакции: Закон Тульской области от 18.12.2008 N 1179-ЗТО; НГР: ru71000200800568}


Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Тульской области до 2010 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R199904799.html"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200101226.html; приказ Минэкономразвития России от 17.06.2002 N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации Программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации"; перечень поручений Президента Российской Федерации от 22.07.2005 N ПР-1175; поручения Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N МФ-П11-5471 и от 28.12.2005 N МФ-П11-6508; http://10.0.0.150:8080/content/ngr/RU71000200100180.doc(Основной Закон) Тульской области; распоряжение губернатора Тульской области от 16.01.2006 N 41-рг "О создании рабочей группы по разработке концепции и программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 года"

Государственный заказчик Программы

Администрация Тульской области

Основной разработчик Программы

Администрация Тульской области

Основная цель Программы

Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе структурных преобразований в экономике, ускорения темпов прироста валового регионального продукта, увеличения эффективности производства во всех основных отраслях хозяйственного комплекса, улучшения делового и инвестиционного климата, снижения уровня безработицы, роста доходов населения, эффективного управления социокультурной сферой


Основные задачи Программы

1. Социальные задачи 1.1. В сфере демографической политики: разработка и реализация комплекса мер по улучшению демографической ситуации в Тульской области: применение на уровне области соответствующих мер, направленных на поддержку молодых семей и повышение рождаемости; снижение смертности от управляемых причин в трудоспособном возрасте; переход к эффективной миграционной политике; 1.2. В социальной сфере: реализация мероприятий по повышению уровня и доступности социальных услуг: эффективная реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования; усиление профилактической направленности медицины; создание благоприятных условий для реализации высокого образовательного потенциала населения; повышение уровня занятости населения; оптимизация сети учреждений социальной защиты населения и обеспечение их доступности вне зависимости от уровня доходов и территории проживания; сохранение и возрождение историко-культурного наследия Тульской области; создание условий для развития массового спорта и спорта высших достижений; 1.3. В сфере повышения качества жизни: создание условий для положительной динамики роста реальных доходов населения; улучшение культуры труда и быта населения Тульской области; снижение дифференциации в уровне жизни населения Тульской области; 2. Экономические задачи 2.1. В сфере укрепления финансовой самостоятельности:повышение эффективности бюджетных ресурсов на основе внедрения метода программно-целевого финансирования; обеспечение прозрачности общественных финансов; 2.2. В сфере развития инфраструктуры экономики Тульской области: создание необходимых условий для осуществления экономической деятельности: повышение деловой активности в Тульской области путем создания прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности; развитие общественной (инженерной, транспортной и социальной) инфраструктуры; создание условий для развития малого бизнеса и предпринимательства; развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям; 2.3. В сфере развития производственного потенциала: техническое перевооружение и модернизация промышленных организаций, внедрение современных технологий, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств; создание условий для успешного развития сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений, реализация целевых федеральных и областных программ, приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса"; стимулирование формирования производственных кластеров;


2.4. В сфере развития внешнеэкономической деятельности: создание условийдля роста валового регионального продукта за счет увеличения во внешнеторговом обороте Тульской области высокотехнологичной продукции и услуг; 2.5. В сфере повышения инвестиционной привлекательности Тульской области: формирование эффективной инвестиционной политики; создание позитивного инвестиционного имиджа Тульской области; формирование инвестопроводящей структуры Тульской области; 2.6. В сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства: оздоровление финансовой ситуации в отрасли; привлечение инвестиций; модернизация жилищно-коммунального комплекса на основе применения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий; 2.7. В сфере охраны окружающей среды: совершенствование нормативной правовой базы и введение эффективной системы санкций, направленных на оздоровление экологической ситуации в Тульской области; стимулирование и поддержка инвестиций в охрану и оздоровление окружающей среды; оценка экологического состояния территории

Сроки и этапы реализации Программы

I этап - до 2008 года II этап - 2008-2010 годы

Перечень программ и основных мероприятий

Приоритетные национальные проекты: "Образование", "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса" (с 2008 года - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы).


Федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа. Областные целевые программы. Областная целевая программа "Реформирование финансов Тульской области на 2006-2008 годы". План мероприятий по проведению административной реформы в Тульской области в 2006-2008 годах. Мероприятия в рамках земельной реформы. Мероприятия в рамках реформы государственной службы в Тульской области

Исполнители программ и основных мероприятий

Органы государственной власти Тульской области, органы местного самоуправления, организации производственной и непроизводственной сферы Тульской области. Поставщики оборудования, работ и услуг будут отбираться исполнителями программных мероприятий (органами государственной власти и органами местного самоуправления) на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200502966.html"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Объемы и источники финансирования Программы

Потребность в финансовых ресурсах из федерального бюджета и бюджета Тульской области на I этапе реализации Программы (до 2008 года) оценивается в размере 8,5 млрд. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 3,4 млрд. рублей; - бюджет Тульской области - 5,1 млрд. рублей. Потребность в финансовых ресурсах из федерального бюджета и бюджета Тульской области на II этапе реализации Программы (2008 - 2010 годы) оценивается в размере 13,6 млрд. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 1,5 млрд. рублей; - бюджет Тульской области - 12,1 млрд. рублей. Дополнительные средства в сумме 70,2 млрд. рублей за весь период реализации Программы предполагается привлечь из внебюджетных источников. Специальное финансирование Программы не требуется


Система организации контроля за исполнением Программы

Администрация Тульской области контролирует своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Административный контроль дополняется финансовым контролем за использованием средств федерального бюджета и бюджета Тульской области. Тульская областная Дума осуществляет контроль за выполнением Программы в части использования средств бюджета Тульской области


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Увеличение валового регионального продукта в 3,3 раза. Увеличение доходов населения в 3 раза. Сохранение уровня зарегистрированной безработицы в пределах 0,8 процента. Увеличение объема отгруженной продукции промышленного производства организациями области в 2,6 раза. Увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 2 раза. Увеличение объема инвестиций в основной капитал в 4,4 раза. Увеличение объема ввода жилья в 3 раза



1. Современное социально-экономическое положение и основные проблемы Тульской области

1.1. Основные показатели и анализ социально-экономического положения Тульской области


Тульская область (далее - область) образована 26 сентября 1937 года.

Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Граничит на севере и северо-востоке - с Московской, на востоке - с Рязанской, на юго-востоке и юге - с Липецкой, на юге и юго-западе - с Орловской, на западе и северо-западе - с Калужской областями.

Занимает площадь 25,7 тыс. кв. километров (0,15 процента территории России). Наибольшая протяженность территории области с севера на юг - 200 километров, с запада на восток - 190 километров.

Административный центр области - город Тула. Год основания - 1146. В области 21 город, в том числе крупные города - Тула, Новомосковск, Алексин, Щекино, Узловая и Ефремов, и 23 района. Численность населения на 1 декабря 2005 года - 1601,6 тыс. человек, в том числе городское - 82 процента. По данным всероссийской переписи (октябрь 2002 года) в национальном составе населения области преобладают русские - 95,2 процента.

Основу природного богатства Тульского края составляют земельные ресурсы. Около 75 процентов земельной площади области вовлечены в сельскохозяйственное использование.

Область отличается разнообразием сырьевых ресурсов: бурый уголь, серный колчедан, известняки, огнеупорные глины, пески, гипс, каменная соль, фосфориты. Все они хорошо разведаны и разрабатываются. Имеются пригодные для промышленной разработки аномалии благородных металлов, полиметаллов, кадмия, меди, серебра, цинка, свинца, бария и лития (рис. 1.1.2).

Туризм в области является динамично развивающейся, перспективной отраслью экономики. Ежегодно поток туристов, посещающих область с экскурсионными, оздоровительными и деловыми целями, увеличивается на 10-15 процентов.

Благоприятные климатические условия, богатый природный комплекс и историко-культурный потенциал области позволяют развивать активные формы туризма: сельский, экологический и оздоровительный; охоту и рыболовство; событийный туризм и историко-этнографические маршруты; паломничество к святым местам.

Под охраной государства находится свыше 900 памятников истории и культуры, многие из них уникальны.

Основные объекты культуры и туризма Тульской области: федеральное государственное учреждение культуры "Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле"; федеральное государственное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" с филиалом "Усадьба "Никольское-Вяземское" (родовое имение семьи Толстых); федеральное государственное учреждение культуры "Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова"; федеральное государственное учреждение культуры "Тульский государственный музей оружия"; государственное учреждение культуры Тульской области "Музей-усадьба А.Т. Болотова "Дворяниново"; государственное учреждение культуры Тульской области "Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей" с филиалом "Музей "Некрополь Демидовых"; государственное учреждение культуры Тульской области "Объединение "Тульский музей изобразительных искусств"; муниципальное учреждение культуры "Историко-художественный музей А.С. Хомякова"; муниципальное учреждение культуры "Дом-музей И.А. Бунина"; муниципальное учреждение культуры "Богородицкий Дворец-музей и парк"; краеведческие музеи старейших городов Тульской области Белева, Одоева, Ефремова; древние монастыри, храмы, многие другие памятные и заповедные места, связанные с историей России, жизнью и деятельностью знаменитых писателей, поэтов, художников и других выдающихся деятелей государства.

Сегодня в области возрождены 35 видов народных ремесел и промыслов (резьба по дереву, плетение из лозы, вышивание, инкрустация дерева металлом и перламутром - всечка, кружевоплетение и бисероплетение, гончарное производство, роспись русских матрешек, изготовление филимоновской игрушки и тонн д.)

Многие фольклорно-песенные, театрализованные и литературные праздники стали традиционными и получили статус областных: "О Тургеневе" в деревне Колотовка и на Бежином лугу; "Яснополянская осень"; праздники, посвященные В.А. Жуковскому, А.С. Хомякову, А.Т. Болотову, годовщинам исторической битвы на Куликовом поле. Возрождение исконно русских традиций привлекает туристов не только из Тульской и соседних областей, но и гостей из дальнего зарубежья.

Тула считается уникальным городом со своим специфическим историко-культурным наследием. В нем сохраняются и продолжаются традиции оружейников, специалистов по обработке металла, мастеров самоварного и гармонного производства. Здесь находятся Тульский государственный университет и Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, драматический театр (основан в 1777 году), театры кукол и юного зрителя, филармония и цирк, старейший в стране велотрек. Среди архитектурных памятников главным является символ Тулы - Кремль (1507-1520 гг.) с Успенским собором (1762-1764 гг.) - экспозиция памятников оборонного зодчества и градостроительства; в застройке исторического центра Тулы выделяются церкви Благовещения (1692 год), Вознесения (1755-1787 гг.), Всехсвятский собор (1776-1800-е гг.) и другие.

Санаторно-курортный комплекс области включает 17 здравниц, имеющих около 4 тысяч мест для размещения отдыхающих. Наибольшей популярностью пользуются санаторий "Краинка" (Суворовский район), один из самых известных бальнеологических курортов России; санатории и турбазы "Егнышовка", "Велегож", "Алексин-Бор" на берегу реки Оки.

Тульская область - одна из самых развитых в промышленном отношении областей Центрального федерального округа России. Основными видами промышленного производства являются машиностроение (включая оборонный комплекс), химическое производство, черная металлургия, производство стройматериалов, добыча бурого угля, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, энергетика, радиоэлектроника.

Область располагает развитой транспортной сетью, по которой осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Территорию области пересекают важные стратегические автомобильные дороги федерального значения: Москва - Крым, Москва - Дон, Калуга - Тула - Михайлов - Рязань, Калуга - Перемышль - Белев - Орел. Крупные железнодорожные магистрали связывают Тулу с другими областями России и странами ближнего и дальнего зарубежья.

Выгодное географическое расположение, наличие природных богатств, топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель, мощного промышленного комплекса, высокого научно-технического, а также значительного туристского потенциала позволяют рассматривать область как один из перспективных ареалов экономического роста Центрального федерального округа России.

В настоящее время торговый оборот организаций области с субъектами Российской Федерации составил более 66 млрд. рублей, из которого на долю областей Центрального федерального округа приходится 40 млрд. рублей, или более 60 процентов. Доля вывоза товаров с территории области в другие области Центрального федерального округа составила 53 процента от оборота, ввоза - 47 процентов.

Основу экспорта области составляет продукция сельскохозяйственных организаций, пищевой и пищеперерабатывающей промышленности, машиностроения, организаций химической промышленности, организаций стройиндустрии и черной металлургии. Импортирует область конечную продукцию организаций металлургической промышленности, автомобилестроения, радиоэлектронику, большую часть продукции организаций легкой промышленности.

Здесь основными партнерами области являются: г. Москва и Московская область, на долю которых приходится более половины торгового оборота; а также Курская (19,2 процента), Белгородская (5,6 процента), Липецкая (3,8 процента), Калужская (2,8 процента), Рязанская (2,5 процента), Орловская (2,6 процента) и Ярославская (2,1 процента) области (рис. 1.1.1).

Рис. 1.1.1. Внешнеторговые связи Тульской области с областями Центрального федерального округа

Дальнейшее развитие комплекса межрегиональных связей в сфере экономики, социальной сфере и в сфере совместного решения экологических проблем будет иметь важное значение в повышении эффективности социально-экономического развития как области, так и округа в целом.

Рис. 1.1.2. Размещение промышленности и объектов инфраструктуры на территории Тульской области

1.1.1. Население и трудовые ресурсы


Численность населения области на начало 2006 года составила 1599,8 тыс. человек (таблица 1.1.1.1). В 2005 году население области уменьшилось на 22,1 тыс. человек (или на 1,36 процента), а за последние 5 лет - на 116,4 тыс. человек (или на 5,3 процента). Численность трудоспособного населения сократилась на 1,8 процента с 985,4 тыс. человек (2001 г.) до 967,8 тыс. человек (2005 г.).

Таблица 1.1.1.1

Основные демографические показатели


Естественный прирост ("-" убыль), тыс. чел.

.*



*Нет данных.

Диаграмма 1.1.1.1

Динамика изменения численности населения


Сокращение численности населения области (диаграмма 1.1.1.1), в том числе его трудоспособной части, происходит в основном за счет естественной убыли. Смертность превышает рождаемость в 2,8 раза (в Российской Федерации - в 1,6 раза, в Центральном федеральном округе - в 1,9 раза). В 2001-2005 гг. естественная убыль населения области в среднем составляла 23,7 тыс. человек в год (или 14,3 человека на 1000 человек населения).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»