Недействующий

ЗАКОН

     
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     
от 18 июля 2008 года N 1075-ЗТО

     

О внесении изменения в Закон Тульской области "О комплексной областной целевой программе по улучшению положения детей в Тульской области на 2007-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2009 года на основании
Закона Тульской области от 28 февраля 2009 года N 1246-ЗТО
____________________________________________________________________

     

Принят
 Тульской областной Думой
 8 июля 2008 года
 постановление N 65/3175

     
Статья 1


Внести в приложение к Закону Тульской области от 29 декабря 2006 года N 784-ЗТО "О комплексной областной целевой программе по улучшению положения детей в Тульской области на 2007-2010 годы" (Тульские известия, 2007, 18 января, 14 июня, 8 ноября; 2008, 15 мая) изменение, изложив его в редакции приложения к настоящему Закону.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
 Тульской областной Думы
 О.В.Татаринов

Губернатор
 Тульской области
 В.Д.Дудка

     
Приложение
к Закону Тульской области
"О внесении изменения в Закон Тульской
области "О комплексной областной
целевой программе по улучшению
положения детей в Тульской области на
2007-2010 годы"


"Приложение
к Закону Тульской области
"О комплексной областной целевой
программе по улучшению положения детей
в Тульской области на 2007-2010 годы"

     

КОМПЛЕКСНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по улучшению положения детей в Тульской области на 2007-2010 годы

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы


Наименование областной
целевой программы

Комплексная областная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2007-2010 годы (далее - Программа)

Срок реализации
областной целевой программы

2007-2010 годы

Государственные
заказчики

Департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области

Основные разработчики
областной целевой программы

Департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области

Исполнители областной целевой программы

Департамент социального развития Тульской области, департамент строительства Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент культуры Тульской области, комитет Тульской области по молодежной политике, комитет Тульской области по физической культуре, спорту и туризму, органы службы занятости населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление внутренних дел по Тульской области (по согласованию), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого" (далее - Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого) (по согласованию)

Цели и задачи областной целевой программы

Цель Программы:

улучшение положения детей в Тульской области за счет дальнейшего развития государственной поддержки детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, а также семей, имеющих несовершеннолетних детей.

Задачи Программы:

- расширение спектра и повышение качества государственных услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры и спорта;

- расширение спектра мер государственной поддержки детей-сирот, находящихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Тульской области и домах ребенка;

- совершенствование процесса предоставления государственных услуг по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), путем:

развития сети и укрепления материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, осуществляющих профилактику инвалидности и реабилитацию детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

развития системы непрерывного образования и воспитания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

осуществления государственной социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение материального поощрения детей, высокомотивированных к учебной деятельности, поддержка интеллектуальных и творческих возможностей одаренных детей;

- совершенствование системы мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с внедрением современных научно-технических разработок и передового опыта других регионов;

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение статуса семьи как одной из основных ценностей общества

Важнейшие целевые показатели

- Уровень младенческой смертности;

- уровень заболеваемости новорожденных;

- удельный вес детей, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общем количестве детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и состоящих на учете в органах социальной защиты населения;

- доля воспитанников домов ребенка, получивших вакцинацию, от общего числа воспитанников, находящихся в домах ребенка;

- доля выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

- доля детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего количества обратившихся семей из числа имеющих право на данную услугу;

- доля детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской реабилитации, от общего числа детей-инвалидов;

- доля детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации при помощи новых технических средств реабилитации, оборудования и инвентаря, от общего числа обслуживаемых детей-инвалидов;

- доля одаренных детей - победителей российских и международных олимпиад,

получивших материальное поощрение, от общего числа участников олимпиад;

- доля одаренных детей - выпускников образовательных учреждений Тульской области, награжденных золотой медалью "За особые успехи в учении" и получивших материальное поощрение, от общего числа выпускников;

- удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения;

- количество участников мероприятий, организуемых и проводимых в целях повышения статуса семьи

Сроки и этапы реализации
областной целевой программы

2007-2010 годы

Перечень подпрограмм (мероприятий)

"Здоровый ребенок", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Поддержка семьи"

Объемы и источники финансирования, в том числе по годам

Общий объем финансирования Программы из бюджета Тульской области составляет 134,807 млн.руб., в том числе:
2007 год - 25,51 млн.руб.;
2008 год - 44,193 млн.руб.;
2009 год - 55,233 млн.руб.;
2010 год - 9,871 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности

- Снижение уровня младенческой смертности на 1 процент от уровня 2007 года;

- снижение уровня заболеваемости новорожденных с 420 до 412 на 1000 родившихся живыми;

- увеличение доли детей, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общем количестве детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и состоящих на учете в органах социальной защиты населения Тульской области, на 6,1 процента;

- увеличение доли выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на 1 процент;

- увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего количества обратившихся семей из числа имеющих право на данную услугу на 0,3 процента;

- увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской реабилитации, от общего числа детей-инвалидов на 5 процентов;

- увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации при помощи новых технических средств реабилитации, оборудования и инвентаря, от общего числа обслуживаемых детей-инвалидов на 63,4 процента;

- увеличение доли одаренных детей - выпускников образовательных учреждений Тульской области, награжденных золотой медалью "За особые успехи в учении" и получивших материальное поощрение, от общего числа выпускников на 0,2 процента;

- снижение удельного веса безнадзорных детей в общей численности детского населения на 0,56 процента от уровня 2007 года

     

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

1. Численность детей в Тульской области (далее - область) в возрасте от 0 до 17 лет на 01.01.2006 составила 266,0 тыс.человек, или 16,6 процента от общей численности населения (1599,8 тыс.человек).

За 2003-2004 годы численность детского населения области уменьшилась на 11720 человек, или 4,2 процента.

Уровень рождаемости по-прежнему остается самым низким среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) и составляет 7,9 на 1000 населения (по России - 10,2; в ЦФО - 8,9). При этом в 2004 году вне зарегистрированного брака родилось 3344 ребенка, или 25,8 процента от общего числа родившихся.

Коэффициент суммарной рождаемости в области продолжает оставаться одним из самых низких среди регионов России - 1,155 родившихся детей в среднем на одну женщину (по России - 1,319; по ЦФО - 1,195), что почти вдвое ниже необходимого уровня для равного численного замещения поколений родителей их детьми.

Непрочность семейных отношений, высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, способствуют увеличению числа неполных семей и являются существенными факторами снижения рождаемости. Ухудшается репродуктивное здоровье населения.

Углубляются внутрисемейные проблемы, связанные с ростом алкоголизма, наркомании, насилия и жестокости. Актуальной остается проблема детской безнадзорности. В области выявлено и зарегистрировано 3086 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживают 5245 детей.

2. Показатели здоровья детей в области остаются неудовлетворительными. В течение последних лет отмечена тенденция роста показателей заболеваемости, превышающих показатели заболеваемости в среднем по России. Остаются высокими показатели заболеваемости детей первого года жизни. Только 40 процентов детей рождаются абсолютно здоровыми.

По итогам ежегодной диспансеризации, только 45 процентов детей области относятся к первой группе здоровья. Среди детей до года здоровыми признаны 46 процентов мальчиков и 49 процентов девочек.

В области также отмечаются неудовлетворительные показатели здоровья женщин детородного возраста. Сегодня 38,2 процента беременных страдают анемиями, что негативно влияет на течение беременности, способствует росту патологии новорожденных. Остаются высокими показатели заболеваемости репродуктивной системы женщин. Ежегодно около 2300 беременных нуждаются в мерах социальной поддержки, в том числе в обеспечении препаратами железа, витаминами. В возрастной структуре смертности детей смертность периода новорожденности составляет 60 процентов. Для решения этой проблемы необходимо дооснащение отделений реанимации и интенсивной терапии современным медицинским оборудованием.

Здоровье детей связано со здоровьем матери, с особенностями протекания беременности и родов. Меры, принимаемые по сохранению и улучшению репродуктивного здоровья населения, несомненно, способствуют укреплению здоровья новорожденных.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, низкий уровень жизни многих семей.

3. По состоянию на 01.01.2006 в области зарегистрировано 5854 инвалида в возрасте до 18 лет. В структуре детской инвалидности на 1 месте - врожденные аномалии (23,4 процента), на 2 месте - болезни нервной системы (20,2 процента), на 3 месте - психические расстройства (15,6 процента).

В целях снижения детской инвалидности в первую очередь должны быть реализованы мероприятия по ее профилактике. К ним относятся: диагностика тяжелых наследственных заболеваний, повышение эффективности медицинских мероприятий по выхаживанию недоношенных новорожденных, оснащение техническими средствами реабилитации домов ребенка, где находится более 17 процентов детей-инвалидов.

Одним из эффективных методов профилактики детской инвалидизации является проведение комплекса реабилитационно-восстановительных мероприятий детям, страдающим хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющим.

Важным принципом жизни таких детей является адаптация к окружающей среде, которая требует от ребенка максимального использования полученных навыков.

Так, палаточный лагерь для детей-инвалидов "Мыс доброй надежды" на протяжении 6 лет ежегодно принимает детей с ограниченными возможностями здоровья. Смены прошли с успехом, у ребят отмечена положительная динамика состояния здоровья. Размещение детей в полевых условиях позволило повысить их самооценку, закрепить полученные навыки.

Для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями и возможностями в области создана и развивается система специального (коррекционного) образования, которая в адекватной здоровью детей форме обеспечивает их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Одной из важнейших задач специального (коррекционного) образования является практическая подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, их профессионально-трудовая ориентация и социальная реабилитация.

В условиях социально-экономической нестабильности продолжается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей.

В области насчитывается 6555 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без учета усыновленных). Большинство детей находится под опекой (попечительством) в семьях. Более 2000 детей-сирот находятся в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

4. В области функционируют 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальный центр социальной помощи семье и детям и 5 отделений в составе комплексных центров социального обслуживания населения на 586 мест.

Материально-техническое состояние почти всех учреждений, переданных в государственную собственность Тульской области, не соответствует установленным нормам. Как правило, они расположены в приспособленных зданиях, эксплуатируемых ранее муниципальными дошкольными образовательными учреждениями. Большинство центров нуждаются в капитальном и текущем ремонте, замене мебели, оборудования и инвентаря.

5. В области сложилась определенная система работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений, создающих условия для повышения качества образования детей, высокомотивированных к учебной деятельности, учащихся с определившимися интересами и склонностями, является проведение Всероссийской олимпиады школьников. Из 55 учащихся, направленных для участия в федеральном (окружном) и заключительном этапах олимпиады в 2005 году, 24 показали свою конкурентоспособность не только на областном, но и на российском уровне.

Команда школьников области была направлена для участия во Всероссийской олимпиаде по программированию в г.Рыбинск и г.Санкт-Петербург.По результатам олимпиады названная команда была награждена дипломом III степени.

6. Сохраняются кризисные явления в семье как социальном институте, достаточно высок процент разводов, растет число детей, рожденных вне брака. Вызывает обеспокоенность состояние здоровья детей, расширяется спектр социально обусловленных заболеваний. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как семейное неблагополучие, детская безнадзорность, социальное сиротство, распространение наркомании, алкоголизма, насилия в отношении детей.

Все перечисленное свидетельствует о необходимости принятия программы, направленной на комплексное решение проблем детей и семьи.

Реализация комплексной областной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2007-2010 годы будет способствовать решению задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, и совершенствованию сложившейся системы реализации консолидированной социальной политики в отношении детей.

2. Цели и задачи областной целевой программы


Целью Программы является улучшение положения детей в Тульской области за счет дальнейшего развития государственной поддержки детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, а также семей, имеющих несовершеннолетних детей.

Программа решает задачи:

- расширение спектра и повышение качества государственных услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры и спорта;

- расширение спектра мер государственной поддержки детей-сирот, находящихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Тульской области и домах ребенка;

- совершенствование процесса предоставления государственных услуг по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья путем:

развития сети и укрепления материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, осуществляющих профилактику инвалидности и реабилитацию детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

развития системы непрерывного образования и воспитания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

осуществления государственной социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение материального поощрения детей, высокомотивированных к учебной деятельности, поддержка интеллектуальных и творческих возможностей одаренных детей;

- совершенствование системы мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с внедрением современных научно-технических разработок и передового опыта других регионов;

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение статуса семьи как одной из основных ценностей общества.

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

- снижение уровня младенческой смертности на 1 процент от уровня 2007 года;

- снижение уровня заболеваемости новорожденных с 420 до 412 на 1000 родившихся живыми;

- увеличение доли детей, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общем количестве детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и состоящих на учете в органах социальной защиты населения Тульской области, на 6,1 процента;

- увеличение доли выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на 1 процент;

- увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего количества обратившихся семей из числа имеющих право на данную услугу на 0,3 процента;

- увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской реабилитации, от общего числа детей-инвалидов на 5 процентов;

- увеличение доли детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации при помощи новых технических средств реабилитации, оборудования и инвентаря, от общего числа обслуживаемых детей-инвалидов на 63,4 процента;

- увеличение доли одаренных детей - выпускников образовательных учреждений Тульской области, награжденных золотой медалью "За особые успехи в учении" и получивших материальное поощрение, от общего числа выпускников на 0,2 процента;

- снижение удельного веса безнадзорных детей в общей численности детского населения на 0,56 процента от уровня 2007 года.

3. Перечень мероприятий по реализации областной целевой программы

     
Подпрограмма "Здоровый ребенок"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»