Недействующий

ЗАКОН

     
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     
от 18 июля 2008 года N 1074-ЗТО

     

О внесении изменений в Закон Тульской области "Об областной целевой программе по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2009 года на основании
Закона Тульской области от 28 февраля 2009 года N 1246-ЗТО
____________________________________________________________________

     

Принят
 Тульской областной Думой
 8 июля 2008 года
 постановление N 65/3174

     
Статья 1


Внести в Закон Тульской области от 27 декабря 2007 года N 963-ЗТО "Об Областной целевой программе по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы" (Тульские известия, 2008, 10 января) следующие изменения:

1) в статье 1 слова "30,45 млн.рублей за счет средств бюджета Тульской области, в том числе в 2008 году - 12,616 млн.рублей" заменить словами "44304,6 тыс.рублей, в том числе за счет средств бюджета Тульской области - 30450,0 тыс.рублей, местных бюджетов - 13854,6 тыс.рублей; в том числе в 2008 году - 17355,5 тыс.рублей, за счет средств бюджета Тульской области - 12616,0 тыс.рублей, местных бюджетов - 4739,5 тыс.рублей";

2) приложение к Закону изложить в редакции приложения к настоящему Закону.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
 Тульской областной Думы
 О.В.Татаринов

Губернатор
 Тульской области
 В.Д.Дудка

     
Приложение
к Закону Тульской области
"О внесении изменений в Закон Тульской
области "Об Областной целевой
программе по улучшению
демографической ситуации в Тульской
области на 2008-2010 годы"

"Приложение
к Закону Тульской области
"Об Областной целевой программе по
улучшению демографической ситуации в
Тульской области на 2008-2010 годы"

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы


Наименование областной целевой программы

Областная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы (далее - Программа)

Срок реализации областной целевой программы

2008-2010 годы

Государственный заказчик

Департамент социального развития Тульской области

Основные разработчики областной целевой программы

Департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент труда Тульской области, департамент культуры Тульской области, комитет Тульской области по молодежной политике, комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию, комитет Тульской области по делам записи актов гражданского состояния

Исполнители областной целевой программы

Департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент труда Тульской области, комитет Тульской области по молодежной политике, комитет Тульской области по делам записи актов гражданского состояния, комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию, филиал государственного учреждения культуры Тульской области "Объединение "ТОИАЛМ" - музей "Тульские самовары" (по согласованию), государственное учреждение культуры Тульской области "Дом народного творчества" (по согласованию),органы местного самоуправления в Тульской области (по согласованию)

Цели и задачи областной целевой программы

Цель Программы:

- снижение естественной убыли населения Тульской области.

Задачи Программы:

- организация и проведение мероприятий по укреплению института семьи и повышению статуса семьи в обществе;

- пропаганда здорового образа жизни и здоровье сберегающего поведения населения, улучшение работы медико-социальных учреждений Тульской области;

- обеспечение соответствия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям условий при оказании медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений Тульской области и организации их питания

Важнейшие целевые показатели

- Общий коэффициент разводимости;

- общий коэффициент рождаемости;

- доля лиц, ведущих здоровый образ жизни;

- доля общеобразовательных учреждений, в которых условия для организации медицинской помощи учащимся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;

- доля общеобразовательных учреждений, в которых условия для организации питания учащихся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям

Сроки и этапы реализации областной целевой программы

2008-2010 годы

Перечень подпрограмм (мероприятий)

Мероприятия Программы:

- организация и проведение мероприятий по укреплению института семьи и повышению статуса семьи в обществе;

- пропаганда здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения населения, улучшение работы медико-социальных учреждений Тульской области;

- организация медицинской помощи и питания в общеобразовательных учреждениях Тульской области

Объемы и источники финансирования, в том числе по годам

Общий объем финансирования Программы составляет 44304,6 тыс.рублей, в том числе:

средства бюджета Тульской области - 30450,0тыс.рублей, средства местных бюджетов -13854,6 тыс.рублей.

Финансирование мероприятий Программы из бюджета Тульской области по годам:

2008 год - 12616,0 тыс.руб.;

2009 год - 9087,0 тыс.руб.;

2010 год - 8747,0 тыс.руб.

Финансирование мероприятий Программы из местных бюджетов по годам:

2008 год - 4739,5 тыс.руб.;

2009 год - 4634,4 тыс.руб.;

2010 год - 4480,7 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы и показатели социально- экономической эффективности

- Снижение общего коэффициента разводимости до уровня 4,3 в расчете на тысячу человек населения;

- повышение общего коэффициента рождаемости до уровня 8,5 в расчете на тысячу человек населения;

- увеличение доли лиц, ведущих здоровый образ жизни, до 25 процентов;

- создание условий для организации медицинской помощи и питания учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями во всех общеобразовательных учреждениях Тульской области

     

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность постоянного населения области на 1 января 2008 года составила 1565,5 тыс.человек (на 01.01.2007 - 1580,5 тыс.человек).

Среди субъектов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) Тульская область по численности населения занимает четвертое место.

Основная причина сокращения численности населения - высокая естественная убыль населения. Показатель естественной убыли населения по сравнению с 2006 годом снизился с 12,9 до 12,1 на 1000 человек населения.

Высокая убыль населения обусловлена высокой смертностью и низкой рождаемостью. Число умерших в 2007 году превысило число родившихся в Тульской области в 2,5 раза.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом уровень рождаемости вырос с 8,0 до 8,2 родившихся на 1000 человек населения, однако он остается самым низким в ЦФО (РФ - 11,3; ЦФО - 9,7).

Несмотря на то, что рождаемость за период с 2002 по 2007 год возросла, суммарный ее показатель на протяжении последних лет значительно ниже уровня, необходимого для простого численного замещения поколений родителей поколениями их детей. В 2006 году он составлял 1,108 против 2,15, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми. Среди общего числа родившихся в 2006 году вторыми по очередности рождений были 28,7 процента новорожденных, третьими - 5,4 процента.

Нестабильность брака, снижение статуса института семьи в обществе, распространение девиаций в молодежной среде негативно отражается на показателях рождаемости.

Общий коэффициент смертности населения в 2007 году составил 20,4 умерших на 1000 человек населения (в 2005 году - 20,9; у мужчин - 24,1, у женщин - 18,3). Это один из самых высоких показателей среди субъектов России, хуже обстоят дела лишь в Тверской, Новгородской и Псковской областях (РФ - 14, 7; ЦФО - 16,2).

Основными причинами смертности населения области являются болезни системы кровообращения - 58,4 процента всех умерших, новообразования - 13,0 процента, болезни органов дыхания и пищеварения - соответственно 4,3 процента и 4,7 процента. Высокой остается смертность и от внешних причин (несчастные случаи, отравления и травмы) - 10,1 процента.

Младенческая смертность в 2007 году выросла по сравнению с 2006 годом и составила 9,7 на 1000 родившихся (в 2006 году - 8,7; РФ - 9,4; ЦФО - 7,8).

Неблагоприятное демографическое развитие отражается на снижении трудового потенциала области.

Средний возраст населения области составляет 43,3 года (по России - 38,5 года).

На начало 2007 года в области насчитывалось 950 тысяч человек трудоспособного возраста. В дальнейшем в эту возрастную группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период.Это приведет к снижению удельного веса трудоспособного населения с 60 процентов до 59 процентов в 2009 году.

Дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения, и к началу 2009 года доля лиц старше трудоспособного возраста достигнет 26,9 процента (в 2006 году - 26,7 процента). Неблагоприятная динамика демографических процессов обусловлена чрезмерно высоким уровнем смертности населения за счет высокой доли населения старших возрастов.

Основные показатели демографического развития Тульской области в сравнении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу отражены в таблице.

Динамика показателей демографического развития Тульской области в сравнении с Российской Федерацией и Центральным федеральным округом за 2004-2006 годы



Таблица

     

Демографические
показатели

ТО
2004

РФ
2004

ЦФО
2004

ТО
2005

РФ
2005

ЦФО
2005

ТО
2006

РФ
2006

ЦФО
2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний (медианный) возраст населения, лет

43,3

38,3

41,3

43,2

38,4

41,4

43,3

38,5

41,5

Доля лиц моложе трудоспособного возраста, %

14,3

17,4

14,7

13,5

16,8

14,3

13,2

16,0

13,7

Доля лиц старше трудоспособного возраста, %

26,4

20,3

23,4

26,5

20,3

23,4

26,7

20,6

23,6

Доля лиц трудоспособного возраста, %

59,2

62,3

61,9

60,0

62,9

62,3

60,1

63,4

62,7

Коэффициент рождаемости (родившихся на 1000 человек населения)

8,0

10,5

9,0

7,8

10,2

8,8

8,0

10,4

9,0

Коэффициент младенческой
смертности
(умерших в возрасте до 1 года на 1000 человек родившихся)

11,7

11,5

10,5

10,9

11,0

10,0

8,7

10,2

8,8

Коэффициент естественной убыли, на 1000 человек населения

13,8

5,5

8,4

-14,2

-5,9

-8,6

-12,9

-4,9

-7,7

Ожидаемая продолжительность жизни (все население)

63,0

65,2

66,1

62,9

65,3

66,3

64,2

66,6

67,3


Неблагоприятная динамика демографических показателей Тульской области отражает нарушение воспроизводственного потенциала, которое невозможно преодолеть без реализации единой последовательной демографической политики на основе программно-целевого метода.

Программа учитывает основные положения Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской , и региональные особенности демографического развития Тульской области.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Программно-целевой метод в сфере демографического развития отвечает требованиям системности, четкому разделению полномочий и ответственности между субъектами управления.

Программно-целевой метод предполагает оценку эффективности государственного финансирования в сфере демографической политики на основе единых целевых показателей (индикаторов) и обеспечивает:

координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества;

формирование единых целевых показателей (индикаторов);

системность при разработке мероприятий, направленных на обеспечение факторов повышения рождаемости, укрепления института семьи, снижение общего коэффициента разводимости, формирование здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения;

последовательность реализации этих мероприятий;

концентрацию ресурсов и эффективное использование финансовых средств, направляемых на осуществление мер в области демографической политики.

Осуществление программных мероприятий позволит обеспечить обоснованное воздействие органов исполнительной власти Тульской области на объекты управления с целью стабилизации демографической ситуации в регионе.

2. Цели и задачи областной целевой программы


Целью Программы является снижение естественной убыли населения Тульской области.

Цель Программы достигается посредством решения следующих задач:

- организация и проведение мероприятий по укреплению института семьи и повышению статуса семьи в обществе;

- пропаганда здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения населения, улучшение работы медико-социальных учреждений Тульской области;

- обеспечение соответствия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям условий при оказании медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений Тульской области и организации их питания.

Важнейшими целевыми показателями Программы являются:

- общий коэффициент разводимости;

- общий коэффициент рождаемости;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»