АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2009 года N 444-А

Об утверждении комплексной программы "Содействие трудовой занятости осуждённых и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 2012 годы"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 18.02.2010 N 74-А

-постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2011 N 369-П

-постановлением Правительства автономного округа от 18.01.2012 N 28-П

-постановлением Правительства автономного округа от 31.05.2012 N 415-П

-постановлением Правительства автономного округа от 31.10.2012 N 898-П

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в целях социальной реабилитации осуждённых и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечения жизни, здоровья и безопасности осуждённых, а также работников уголовно-исполнительной системы в Ямало-Ненецком автономном округе Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Содействие трудовой занятости осуждённых и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа).

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственных за выполнение мероприятий Программы, представлять в департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения программных мероприятий ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом. (с изм. от 06.06.2011 N 369-П)

3. Департаменту по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа (Бавдурный Д.А.) ежегодно осуществлять корректировку мероприятий Программы и объёмов финансирования в соответствии с утверждёнными в окружном бюджете на очередной финансовый год ассигнованиями. (в ред. от 06.06.2011 N 369-П)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Булаева А.И. (с изм. от 06.06.2011 N 369-П)

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 6 августа 2009 N 444-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 18.02.2010 N 74-А)
(с изм. от 06.06.2011 N 369-П)
(с изм. от 31.05.2012 N 415-П)
(с изм. от 31.10.2012 N 898-П)

Комплексная программа "Содействие трудовой занятости осуждённых и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Содействие трудовой занятости осуждённых и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 - 2012 годы
 (далее - Программа)

Основание для разработки

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" ;

 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" ;

 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" ;

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
 от 2 ноября 2005 года N 74-ЗАО "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
 от 27 октября 2006 года N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 решение Совета Безопасности Российской Федерации от 21 ноября 2008 года);

 решение Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 11 февраля 2009 года

Государственный заказчик
 (в ред. от 06.06.2011 N 369-П )

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа

Ответственные за выполнение мероприятий
 (в ред. от 06.06.2011 N 369-П )
 (с изм. от 31.10.2012 N 898-П )

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 органы местного самоуправления

Разработчик Программы
 (в ред. от 06.06.2011 N 369-П )

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи
 Программы

цели:
 1. Социальная реабилитация осуждённых и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
 2. Снижение рецидивной преступности в Ямало-Ненецком автономном округе.
 Задачи:
 - совершенствование правового обеспечения в сфере социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечении трудовой занятости осуждённых, развития уголовно-исполнительной системы в Ямало-Ненецком автономном округе, оказания мер социальной поддержки и социальной помощи осуждённым, а также работникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

 - создание современного механизма оказания помощи в социальной адаптации осуждённым и лицам, освободившимся из мест лишения свободы;

 - обеспечение мер по соблюдению конституционных прав осуждённых, а также работников уголовно-исполнительной системы в Ямало-Ненецком автономном округе

Сроки реализации

2010 - 2012 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
 (в ред. от 06.06.2011 N 369-П )

- количество осужденных, занятых трудовой деятельностью в исправительных учреждениях в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - численность трудоустроенных граждан, освободившихся из мест лишения свободы;

 - доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общей численности лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу;

 - численность граждан, освобождённых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которым оказано содействие временному трудоустройству;

 - доля лиц из числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальную помощь, к общему количеству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в органы и учреждения социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа ;

 - количество выявленных нарушений правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях в Ямало-Ненецком автономном округе

Основные направления реализации мероприятий

- организационные мероприятия, направленные на содействие трудовой занятости осуждённых и социальную реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

 - мероприятия, направленные на обеспечение жизни, здоровья и безопасности осуждённых и работников уголовно-исполнительной системы в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - создание условий для адаптации к жизни в обществе осуждённым, отбывающим уголовные наказания;

 - социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Объёмы и источники финансирования:
 (в ред. от 06.06.2011 N 369-П )
 (с изм. от 31.05.2012 N 415-П)
 (с изм. от 31.10.2012 N 898-П )

общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета, в том числе субвенций на осуществление переданных органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий в сфере
 социальной поддержки и социального обслуживания насел ения, составит 19 425 тыс. рублей:
 2010 год - 4 733 тыс. рублей;

 2011 год - 8 903 тыс. рублей;)
 2012 год - 5 789 т ыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности

реализация Программы в течение 2010 - 2012 годов позволит:
 - увеличить количество трудоустроенных граждан, освободившихся из мест лишения свободы - на 67%;

 - увеличить количество осуждённых, занятых трудовой деятельностью в исправительных учреждениях - на 4%;

 - снизить количество нарушений правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях - на 5%;

 - сократить долю лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общей численности лиц, осуждённых на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, - на 7%.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В обеспечении безопасности общества и государства важную роль играет уголовно-исполнительная система.

Функция исполнения наказания является объективно необходимой для любого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, совершивших преступления, их изоляции от общества.

Современная уголовно-исполнительная система, сформировавшаяся в результате кардинальных реформ (вывод из подчинения МВД России, переподчинение Министерству юстиции Российской Федерации, а затем создание Федеральной службы исполнения наказаний, подведомственной Минюсту России) и изменения политики государства в сфере исполнения наказаний, представляет собой совокупность исправительных учреждений, учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, следственных изоляторов.

Решение проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы, укрепление правопорядка и усиление роли учреждений, исполняющих наказания, в борьбе с преступностью влечёт необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на соблюдение прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы, охрану жизни, здоровья, обеспечение безопасности осуждённых и работников уголовно-исполнительной системы.

Выполнение этих функций в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) возложено на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по автономному округу (далее - Управление ФСИН России по автономному округу), в структуру которого входят 3 исправительные колонии, 1 следственный изолятор, 4 межрайонные уголовно-исполнительные инспекции и 9 их филиалов.

Исправительная колония N 8 и следственный изолятор расположены в г. Лабытнанги, исправительные колонии N 3 и N 18 - в посёлке Харп и фактически являются "градообразующими предприятиями".

Особенностью исправительных учреждений автономного округа является наличие практически всех видов режимов - от колонии-поселения до особого режима с содержанием лиц, осуждённых к наказанию в виде пожизненного лишения свободы.

Проведение реформы уголовно-исполнительной системы и обновление уголовно-исполнительного законодательства обозначили многие проблемы, существующие в том числе и в учреждениях, функционирующих в автономном округе.

По состоянию на 1 января 2009 года в исправительных учреждениях на территории автономного округа отбывали наказания 3 436 осуждённых, почти половина из которых - 1 547 - жители автономного округа.

Гуманизация условий содержания под стражей и лишения свободы частью осуждённых была воспринята как некоторая вседозволенность, стала импульсом к развитию криминальной субкультуры, что повлекло увеличение количества аутоагрессивных проявлений, а также насильственных действий осуждённых.

В 2007 - 2008 годах увеличилось количество осуждённых, склонных к различным формам деструктивного поведения (членовредительство, суицид), употреблению алкогольных и психотропных веществ.

Недостаточное финансирование не позволяет в полном объёме обеспечить проведение лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

Значительная часть осуждённых, находящихся в исправительных учреждениях, имеют различные заболевания, в том числе инфекционные. В 2008 году в учреждениях, исполняющих наказания в автономном округе, содержалось 102 больных активным туберкулёзом, 184 - вирусными гепатитами "В" и "С", 192 - ВИЧ-инфекцией. По состоянию на 1 июня 2009 года на учёте состояло 85 больных туберкулёзом, 203 - гепатитами "В", "С" и 209 - ВИЧ-инфицированных.

Отмечается рост социальной напряжённости среди персонала учреждений. В органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, функционирующих на территории автономного округа, по состоянию на 1 января 2009 года работали 1 001 сотрудник и 153 работника. Специфичность условий прохождения службы, неудовлетворительное денежное содержание и слабая социальная защищённость, недостаточное материально-техническое обеспечение, высокая психологическая нагрузка оказывают отрицательное влияние на работников уголовно-исполнительной системы, что ведёт к значительному оттоку профессиональных кадров из исправительных учреждений. За 2008 год из исправительных колоний и следственного изолятора уволилось 98 сотрудников (10 % штатной численности), за 5 месяцев 2009 года - 26.

В целях исключения возможности наступления негативных последствий как для осуждённых, так и для персонала учреждений, необходимо принятие комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации, в том числе по усилению социальной защищённости работников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в автономном округе.

Производственная деятельность (трудовая занятость) осуждённых является мерой исправительного воздействия и в то же время позволяет получить рабочие профессии и специальности, тем самым обеспечить источник постоянного дохода, в том числе и после их освобождения.

С целью обеспечения осуждённых оплачиваемой работой в учреждениях Управления ФСИН России по автономному округу организовано производство строительных материалов, обувное и швейное производство, дерево- и металлообработка, ремонт транспорта и обработка природного камня.

Среднесписочная численность осуждённых, трудоустроенных на оплачиваемых работах в исправительных учреждениях, за 2008 год составила 960 человек, за 5 месяцев 2009 года - 788.

Увеличить количество занятых оплачиваемой работой осуждённых невозможно без расширения имеющихся производств.

Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2009 года на территории автономного округа проживало 5 892 ранее судимых лица, из которых 907 судимы два и более раза.

Социально-экономическая напряжённость определённым образом отразилась на данной категории граждан: в 2008 году вновь совершили преступления 1 050 лиц, ранее отбывших наказания. За 5 месяцев 2009 года зарегистрировано 978 преступлений, совершённых ранее судимыми гражданами, то есть каждое третье преступление в автономном округе совершалось лицами, отбывшими наказания.

Наличие в автономном округе большого числа лиц с устойчивым криминогенным характером поведения, принимая во внимание сложившуюся практику условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы, является серьёзным фактором, влияющим на уровень рецидивной преступности в автономном округе.

В целях профилактики и снижения уровня рецидивной преступности необходимо создать условия, способствующие сокращению периода адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, развивать систему социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Каждый этап развития уголовно-исполнительной системы невозможен без соответствующего правового обеспечения. Особенностью современного этапа является принятие федеральным законодателем решения об участии органов государственной власти субъекта Российской Федерации в осуществлении полномочий в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 277-ФЗ внесено изменение в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Согласно статье 10.1 Закона в целях создания условий для функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы "органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счёт средств собственных бюджетов оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осуждённых, реализации федеральных и региональных программ стабилизации и развития уголовно-исполнительной системы, устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для осуждённых, лиц, содержащихся под стражей, а также для работников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей".

Таким образом, дальнейшие перспективы развития органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, социальной реабилитации осуждённых и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, связаны с совершенствованием нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации. Президентом Российской Федерации даны поручения руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

- организовать работу по совершенствованию регионального законодательства по вопросам социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (Совет Безопасности Российской Федерации 21 ноября 2008 года);

- разработать и принять программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказания в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации (Президиум Государственного Совета Российской Федерации 11 февраля 2009 года).

С целью решения поставленных задач необходимо провести организационные мероприятия, направленные на правовое обеспечение социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, трудовой занятости осуждённых, развитие уголовно-исполнительной системы в автономном округе, оказание мер социальной поддержки и социальной помощи осуждённым, а также работникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе по разработке соответствующих правовых актов автономного округа, созданию реабилитационных центров по оказанию социальной помощи лицам, нуждающимся в бытовом устройстве, медицинском обслуживании, трудоустройстве, психологической и иной социальной помощи.

Применение программно-целевого подхода является единственно возможным способом решения задач, поставленных перед автономным округом. Программа предусматривает осуществление комплекса действий, направленных на эффективное решение проблем в сфере ресоциализации осуждённых и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

II. Цели и задачи Программы


Основными целями Программы предполагается определить:

социальную реабилитацию осуждённых и лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

снижение рецидивной преступности в автономном округе.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

- совершенствование правового обеспечения в сфере социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечения трудовой занятости осуждённых, развития уголовно-исполнительной системы в автономном округе, оказания мер социальной поддержки и социальной помощи осуждённым, а также работникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

- создание современного механизма оказания помощи в социальной адаптации осуждённым и лицам, освободившимся из мест лишения свободы;

- обеспечение мер по соблюдению конституционных прав осуждённых и работников уголовно-исполнительной системы в автономном округе.

III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы(в ред. от 18.01.2012 N 28-П)


Целевые индикаторы и показатели эффективности выполнения Программы

N п/п

Задача

Перечень программных мероприятий

Индикатор

Вес

Базовый показатель (2008 год)

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Создание современного механизма оказания помощи в социальной адаптации осужденным и лицам, освободившимся из мест лишения свободы

создание условий для адаптации к жизни в обществе осужденным, отбывающим уголовные наказания

количество осуждённых, занятых трудовой деятельностью в исправительных учреждениях в автономном округе (чел.)

0

960

850

-

-

доля осуждённых, занятых трудовой деятельностью в исправительных учреждениях в автономном округе (%)

0,1

22

-

19

21

социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

численность трудоустроенных граждан, освободившихся из мест лишения свободы (чел.)

0,1

9

12

13

15

доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общей численности лиц, осуждённых на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу (%)

0,1

21,7

20,5

-

-

численность граждан, освобождённых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которым оказано содействие временному трудоустройству (чел.)

0,15

-

-

20

20

доля лиц из числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальную помощь, к общему количеству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в органы и учреждения социальной защиты населения автономного округа (%)

0,25

100

100

100

100

2.

Обеспечение мер по соблюдению конституционных прав осужденных и работников уголовно-исполнительной системы в автономном округе

мероприятия, направленные на обеспечение жизни, здоровья и безопасности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы в автономном округе

количество выявленных нарушений правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях в автономном округе (ед.)

0,3

1 370

1 343

1 011

1 050

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»