АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2009 года N 431-А
 г.Салехард

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010-2012 годы



В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010-2012 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.



 Вице-губернатор
Ямало-Ненецкого
автономного округа
В.Н.Казарин


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 31 июля 2009 года N 431-А

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
 бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010-2012 годы

     

I. Общие положения


Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010-2012 годы подготовлены в соответствии со статьей 184_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе".

Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", основных направлений налоговой политики на 2010-2012 годы.

Основной задачей бюджетной политики является адаптация бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период.

Бюджетная и налоговая политика в автономном округе осуществляются с учетом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы.

II. Итоги бюджетной политики в 2008 году и в начале 2009 года     

Бюджетная политика автономного округа в 2008-2009 годах направлена на создание условий для обеспечения финансовой стабильности, являющейся непременным условием устойчивого роста экономики, реализацию структурных реформ и повышение благосостояния населения.

В 2008-2009 годах во многом благодаря впервые утвержденному трехлетнему бюджету удалось выйти на новый качественный уровень преемственности в проводимой бюджетной политике в среднесрочной перспективе.

Расширены формы финансирования, обеспечивающие увязку результатов деятельности учреждения с объемом выделяемых бюджетных средств, продолжен переход от финансового содержания учреждения к оплате самой услуги.

Принят ряд мер, направленных на реструктуризацию сети окружных государственных учреждений, в том числе путем перевода отдельных учреждений бюджетной сферы из государственных в автономные. Для этого утвержден план мероприятий по реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", принят комплекс нормативных правовых актов, регулирующих деятельность автономных учреждений. Комиссией по административной реформе автономного округа намечены направления дальнейшей оптимизации бюджетной сети.

В 2009 году впервые из окружного бюджета предоставляется отраслевой трансферт - межбюджетная субсидия в области жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающая проведение единой последовательной государственной политики в указанной области и модернизацию отрасли в целом.

Применение этого механизма уже сегодня позволило в рамках программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета перейти на более качественный и эффективный контроль за целевым расходованием бюджетных средств на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, который на протяжении планового периода будет сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов в сопоставлении с затраченными на поддержку отрасли бюджетными средствами.

Решение задач повышения эффективности бюджетных расходов обеспечивается продолжением внедрения программно-целевых методов планирования расходов, включая:

- внедрение докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования как неотъемлемого элемента планирования бюджетных расходов во всех исполнительных органах государственной власти автономного округа;

- реализацию аналитических, ведомственных и окружных целевых программ.

Для этого в частности принято и действует постановление Администрации автономного округа от 31 июля 2008 года N 405-А "Об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ямало-Ненецкого автономного округа с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования и мерах по повышению результативности бюджетных расходов".

За время реализации постановления число участников эксперимента увеличено с 10 до 31, то есть более половины всех исполнительных органов государственной власти осуществляют работу с применением докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Результаты анализа докладов используются при планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств и при составлении проекта окружного бюджета.

Всего в 2009 году доля расходов окружного бюджета, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом окружных целевых программ, ведомственных и аналитических программ, а также докладов о результатах деятельности субъектов бюджетного планирования) по сравнению с 2008 годом выросла на 9,4% и составила 48,8%.

Начиная с 2009 года и до 1 января 2011 года установлен переходный период для введения новых систем оплаты труда работников окружных государственных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников окружных государственных учреждений. До вступления в силу нормативных правовых актов Администрации автономного округа, предусматривающих внедрение в окружных государственных учреждениях новых систем оплаты труда, сохранены компенсационные выплаты лицам, местом постоянной (основной) работы которых являются окружные государственные учреждения.

На период до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, указанные средства переданы в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования расходов окружным государственным учреждениям.

В 2009 году окружной и консолидированный бюджеты автономного округа подвергнуты корректировке с учетом новых макроэкономических параметров, а также плана антикризисных мер Администрации автономного округа.

В антикризисном бюджете предусмотрена необходимость полного и безусловного финансового обеспечения всех социально значимых расходов и публичных обязательств, отказ от осуществления капитальных и иных непервоочередных расходов, оптимизацию бюджетных расходов, в том числе в сфере государственного управления. Усилены меры по противодействию обострения ситуации на рынке труда.

Таким образом, в результате проводимой в 2008 году и начале 2009 года бюджетной политики в автономном округе созданы надлежащие предпосылки как для адаптации бюджетной системы к изменившимся условиям, так и для дальнейшего повышения качества управления общественными финансами.

III. Основные направления налоговой политики


Налоговая система России в настоящее время практически сформирована. Основные меры по ее совершенствованию, повышению справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов уже осуществлены.

Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов экономического роста в 2003-2008 годах.

Основные направления налоговой политики автономного округа на 2010-2012 годы направлены на повышение устойчивости экономики автономного округа и должны создавать условия для восстановления положительных темпов экономического роста и противодействия негативным эффектам экономического кризиса.

В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики в ближайшие годы будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

На предстоящий период приоритеты Администрации автономного округа остаются такими же, как и на период 2009-2011 годов: создание сбалансированной эффективной налоговой и бюджетной систем, дальнейшее развитие доходной базы автономного округа, анализ доходных возможностей автономного округа в условиях мирового финансового кризиса.

Основными направлениями налоговой политики на 2010-2012 годы, одобренными Правительством Российской Федерации, предусматривается:

переход от уплаты единого социального налога к страховым взносам на социальные цели;

расширение малому бизнесу доступа к упрощенной системе налогообложения за счет увеличения порогового значения выручки почти в два раза до 60 млн.рублей;

введение специальных правил и понижающих коэффициентов для выработанных и малых месторождений углеводородов;

совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

предоставление полномочий субъектам Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, от его экологического класса, а также увеличивать максимальные размеры ставок транспортного налога не в пять, а в десять раз;

введение налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц;

совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе введение нового вычета в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских рынках;

завершение реформы амортизации в налоговых целях;

уточнение порядка признания расходов на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

совершенствование специальных налоговых режимов;

создание стимулов к осуществлению инновационной деятельности;

расширение механизма отсрочек, инвестиционного налогового кредита.

Планируемые изменения налогового законодательства приведут в основном к сокращению доходов окружного бюджета и консолидированного бюджета автономного округа.

Основные направления налоговой политики автономного округа на 2010-2012 годы определены с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2009-2011 годы.

В условиях сокращения объемов промышленного производства и изменения макроэкономических показателей потребуется повышение качества налогового администрирования, в том числе по неналоговым доходам.

Одним из приоритетных направлений в работе Администрации автономного округа по увеличению налогооблагаемой базы автономного округа должно стать активное участие в реализации на территории автономного округа проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".

Особое внимание органами государственной власти автономного округа уделяется государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории автономного округа. В этих целях утверждена Программа по государственной поддержке предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории автономного округа на 2008-2012 годы, установлены налоговые преференции участникам инвестиционной деятельности по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.

Принятые меры должны обеспечить расширение налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличение поступлений в консолидированный бюджет автономного округа.

В сложившейся ситуации политика управления государственной собственностью автономного округа должна быть ориентирована на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации, а также на повышение эффективности от использования государственного имущества. Предполагается в целях оптимизации расходов окружного бюджета по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций при сдаче в аренду государственного имущества изъять в казну автономного округа переданное государственным учреждениям на праве оперативного управления и не используемое ими в своей основной деятельности имущество с предоставлением в дальнейшем в аренду государственного имущества уже из казны автономного округа.

Развитие налогового потенциала автономного округа должно происходить за счет создания благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого бизнеса; увеличения доходов бюджетных учреждений от платных услуг; повышения эффективности и роли налогового администрирования и соответственно увеличения собираемости налогов на территории автономного округа; продолжения практики согласованных действий исполнительных органов государственной власти автономного округа, организаций и территориальных федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.

Развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших направлений социально-экономического развития автономного округа, особенно в части развития сферы услуг.

В этих целях в автономном округе принят ряд мер, направленных на стимулирование развития малого бизнеса в непростых экономических условиях. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговая ставка снижена с 15 до 5 процентов, определены размеры потенциально возможного дохода по видам деятельности для применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.

В целях пополнения доходной части окружного бюджета увеличены ставки транспортного налога, за исключением транспортных средств категории "автобусы", осуществляющих перевозку пассажиров общественным транспортом.

В предстоящий трехлетний период будет сохранена государственная поддержка организаций в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса, социально-культурной сферы, финансирование которых осуществляется за счет окружного или местного бюджетов; окружных и муниципальных автомобильных дорог; поисково-разведочных скважин и скважин глубокого бурения, находящихся в собственности автономного округа; сельского хозяйства и рыбной отрасти; традиционной хозяйственной деятельности.

В настоящее время от органов местного самоуправления требуется мобилизация всех резервов для пополнения местных бюджетов.

Необходимо продолжить осуществлять подготовку к переходу налогообложения недвижимого имущества налогом на недвижимость, исчисляемым по рыночной стоимости объекта, взамен существующего ныне земельного налога и налога на имущество физических лиц, созданию кадастра недвижимости.

В целях формирования объективной налогооблагаемой базы по налогам, зачисляемым в местные бюджеты, особое внимание следует уделить земельным участкам под многоквартирными домами, с целью формирования таких участков и постановки их на кадастровый учет, выявлению предприятий, организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования без регистрации, идентификации правообладателей земельных участков.

Органам местного самоуправления в автономном округе необходимо также продолжить совместную работу с налоговыми, регистрирующими и другими органами по улучшению администрирования налога на имущество физических лиц и земельного налога и формированию их налоговой базы.

Необходимо увеличить долю доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества и земель, от зачисляемых в местные бюджеты поступлений от субъектов малого предпринимательства, так как создание всех необходимых условий и стимулов для развития малого бизнеса находится в ведении органов местного самоуправления.

IV. Основные направления бюджетной политики


Особенностью бюджетного процесса в настоящее время является высокая степень неопределенности основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, непозволяющая использовать ранее принятые показатели среднесрочного бюджетного планирования.

Особенно актуальными в сложившихся условиях становятся создание четкого и прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов их использования, усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»