ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV


Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)

(с изменениями на 30 ноября 2021 года)

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 17.02.2010 791-З N 467-IV, от 18.02.2010 798-З N 485-IV, от 14.12.2012 1134-З N 1159-IV, от 21.02.2013 1169-З N 1207-IV, от 07.11.2013 1225-З N 5-V, от 05.12.2013 1249-З N 53-V, от 10.06.2014 1336-З N 227-V, от 09.10.2014 1349-З N 253-V, от 21.02.2018 1963-З N 1485-V, от 21.11.2019 2190-З N 291-VI, от 30.11.2021 2428-З N 767-VI, с изм., внесенными решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11.07.2013 N 3-17/13)



Принят
 постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 18.06.2009 З N 312-IV




Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона


Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей") регулирует вопросы создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) (далее - аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования), определяет полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в данной сфере, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, должностных лиц, а также граждан Российской Федерации, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, и членов их семей.


(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1249-З N 53-V, от 30.11.2021 2428-З N 767-VI)



Статья 2. Правовое регулирование отношений в области создания, содержания, организации деятельности и ликвидации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей


Правовое регулирование отношений в области создания, содержания, организации деятельности и ликвидации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З N 511-III "О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).



Статья 3. Основные понятия


(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2021 2428-З N 767-VI)


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:


1) аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;


2) аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;


3) спасатель - гражданин, прошедший соответствующую подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ;


4) аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;


5) неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;


6) статус спасателей - совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;


7) аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ;


8) оправданный риск - вероятность возникновения угрозы для жизни и здоровья спасателей и (или) других лиц вследствие совершения правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в ситуации, требующей незамедлительного реагирования спасателя, направленных на спасение жизни и здоровья людей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, если есть основания полагать, что такое спасение возможно;


9) крайняя необходимость - состояние, при котором действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный предотвращенному или более значительный, чем предотвращенный.



Статья 4. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей


Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:


1) принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;


2) принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;


3) принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;


4) принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.



Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ


К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.



Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ



Статья 6. Полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в области создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований


К полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в области создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в том числе профессиональных, относятся:


1) законодательное регулирование в области создания, содержания и организации деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а также содержания и организации деятельности нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований;


2) утверждение в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) расходов на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия);


3) контроль за соблюдением законодательства в области создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.



Статья 7. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований


1. К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований относятся:


1) принятие нормативных правовых актов по вопросам организации деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также содержания и организации деятельности нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований;


2) разработка и исполнение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части расходов на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия);


3) осуществление в пределах своих полномочий социального и экономического стимулирования деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;


4) утратил силу. - Закон Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1249-З N 53-V;


5) утверждение порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;


6) иные полномочия.


2. Решение о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований принимается Правительством Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Глава 3. СОЗДАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ



Статья 8. Задачи аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований


1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:


1) поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;


2) контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;


3) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.


2. В соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:


1) участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;


(п. 1 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 21.11.2019 2190-З N 291-VI)


2) участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»