АДМИНИСТРАЦИЯ ПЛЮССКОГО РАЙОНА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2011 года N 54

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПЛЮССКИЙ РАЙОН" ДО 2020 Г.


В целях повышения качества управления социально-экономическим развитием муниципального образования "Плюсский район", руководствуясь Стратегией социально-экономического развития Псковской области, утвержденной распоряжением Администрации Псковской области от 16.07.2010 г. N 193-р:     

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития муниципального образования "Плюсский район" до 2020 года (далее Стратегия).

2. Структурным подразделениям Администрации Плюсского района, финансовому управлению Администрации Плюсского района при разработке долгосрочных целевых программ Плюсского района руководствоваться основными положениями Стратегии.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Глава Администрации района

А.В.Соловьев


Утверждена
постановлением Администрации
Плюсского района
от 16.06.2011г. N 54

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПЛЮССКИЙ РАЙОН" ДО 2020 Г.

Введение


Основной задачей деятельности администрации любого муниципального образования является создание условий и предпосылок для повышения качества жизни населения. Для того чтобы добиться положительного социально-экономического эффекта, повысить привлекательность муниципального образования, необходимо спрогнозировать его место и роль в будущем, оценить его возможность устойчивого саморазвития. Устойчивое развитие муниципального образования означает выполнение функций жизнеобеспечения населения на собственной ресурсной базе за счет более эффективного ее использования, при котором незначительные изменения внешних условий не сказываются негативно на результатах функционирования муниципального образования, как сложной открытой системы.

Переход к многоукладной экономике и изменение содержания местного самоуправления в связи с принятием 6 октября 2003 года N131 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заключающегося в самостоятельном и ответственном решении населением соответствующей территории вопросов местного значения, стали основанием для разработки, принятия и реализации муниципальной стратегии.

Формирование стратегии муниципального образования "Плюсский район" нацелено на его устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие. Задача стратегического управления муниципальным образованием заключается в том, чтобы использовать возможности, предоставляемые внешней средой, опираясь на сильные и слабые стороны развить именно те отрасли и виды экономической деятельности, где муниципальное образование обладает хорошим потенциалом развития.

Разработанная стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Плюсский район" основана на совокупности нормативно-правовых актов, других официальных документов и перспективных разработок.

В стратегическом плане социально-экономического развития муниципального образования "Плюсский район" определяются генеральная цель развития, основные приоритеты развития.

РАЗДЕЛ 1. ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПЛЮССКИЙ РАЙОН"

1.1  Краткие сведения о муниципальном образовании "Плюсский район"



Муниципальное образование "Плюсский район" находится в северной части Псковской области. К нему примыкают с запада Гдовский район, с юга Стругокрасненский район, с востока Новгородская область, с севера Ленинградская область.


Год образования

Территория, кмІ

Численность населения, тыс. чел

Число сельских поселений

Число городских поселений

Всего сельских населенных пунктов

Административный центр


1944

2577

9831

3

2

154

р.п. Плюсса

Рис.1 Карта муниципального образования "Плюсский район"


Территория района - 2577 кв.км. (4,7% области). С юго-востока на северо-запад простирается на 100 км, с юго-запада на северо-восток на 25 км. Численность постоянного населения района составляет -9831 (на 01.01.2010) человек.

Речная сеть района сравнительно густая. Самой крупной рекой является река Плюсса, правый приток Нарвы. Район богат озёрами. Наиболее крупные озёра района: Чёрное, Заплюсское, Песно, Ужово, Апалёво и Долгое. Есть пойменные озёра, но они имеют небольшие размеры. В реках и озёрах района есть щука, окунь, налим, плотва, язь и др.: однако промыслового значения рыба не имеет.

Большую роль в гидрологическом режиме района играют болота. Имеются верховые, низинные, а также сложного типа болота. Запасы торфа по району определяются почти в 1млн. куб.м. Основное месторождение Заплюсское. В настоящее время успешно работает ЗАО "Росторфинвест". Это предприятие использует верховой торф, который пригоден для топлива, изменения структуры земель и как подстилочный материал. Имеются все предпосылки для дальнейшего развития торфодобывающей и перерабатывающей промышленности.

На территории района функционируют около 60 предприятий. Также в районе осуществляют около 500 частных предприятий. В 2009-2010 г. при содействии Областной долгосрочной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области на 2010 год" открыто 10 крестьянских хозяйств.

1.2. Анализ качества жизни населения


1.2.1. Демография


Численность населения Плюсского района на 1 января 2010 года 9831 человек.

Численность постоянного населения Плюсского района представлена в таблице 1.

Таблица 1

2002 по данным переписи

На 01.01.2006 год

На 01.01.2007 год

На 01.01.2008 год

На 01.01.2009 год

На 01.01.2010
год.

11,6 тыс. чел.

10,5
тыс. чел.

10,3
тыс. чел.

10,1
тыс. чел.

9,9
тыс. чел.

9,6
тыс. чел.


Демографические процессы в Плюсском районе меняются. Численность населения ежегодно, по данным статистического учета на местах незначительно уменьшается, а по расчетным данным от переписи 2002 года снизилось на 2,0 тыс. чел. По прогнозам, при сложившихся тенденциях, численность населения Плюсского района может сократиться к 2020 году по отношению к 2006 году более чем на 40%.

Уменьшение численности населения обусловлено не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью населения, К сожалению, в настоящее время сохраняется превышение числа умерших над числом родившихся, это общая демографическая проблема Псковской области.

Вместе с тем за последние 3 года в районе наметилась положительная тенденция роста уровня рождаемости населения.

Таблица 2

Основные демографические показатели по муниципальному
образованию "Плюсский район"

Показатели

Ед.
измерения

2007

2008

2009

2010

Рождаемость

чел.

5,7 пром.

7,3 пром.

9,2 пром.

6,4

Смертность

чел.


33,5пром.

30,5 пром.

31,4 пом.

29,2

Естественный прирост (убыль) населения

чел.

-27,8

-23,2

-22,2


-22,8


По прогнозу до 2020 года предположительно сохранится положительное сальдо, при наличии рабочих мест в районе, что существенно повлияет на сохранение миграционного притока населения, однако, его улучшение невозможно без кардинального реформирования миграционной политики на федеральном и государственном уровнях, в частности разработки внутрирегиональной миграционной программы. Миграцию необходимо учитывать как фактор, частично компенсирующий естественную убыль населения. Миграционный процесс должен носить предсказуемый и управляемый характер.

1.2.2. Уровень жизни населения


Основными индикаторами уровня жизни населения являются показатели реальных денежных доходов, начисленной заработной платы и назначенных пенсий и пособий.

Таблица 3

Показатели уровня жизни населения
муниципального образования "Плюсский район"

Вид деятельности

2007 год

2008 год

2009 год

2010г.



тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Тыс. руб.

Сельское хозяйство охота и лесное хозяйство

12546,3

15055,6

10576,3

10696,8

Производство и распределение газа, электроэнергии и воды

7783,7

9029,1

9229,2

14293,6

Оптовая и розничная торговля

4665,3

5411,7

8685,8

11852,9

Транспорт и связь

8947,8

10379,5

8834,4

14740,6

Образование

6457,2

7490,3

7816,8

9396,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

7065,1

8195,6

8952,8

9556,4


Низкий уровень жизни населения объясняется слабым уровнем развития экономики района. В целях улучшения благосостояния населения в районе будет продолжена целенаправленная работа по росту уровня заработной платы в сфере материального производства в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, предусматривающими на основе развития социального партнерства, обеспечить рост уровня и своевременность денежных выплат экономически активному населению.

1.2.3.Труд и занятость

Непосредственно с демографической ситуацией связано и положение на рынке труда. Численность лиц, занятых в экономике, на прямую зависит от численности трудовых ресурсов.

Уровень безработицы в течение двух последних лет кардинально изменился. На конец сентября 2009 года средняя численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила 202 человека, из них 189 человек имели статус безработного. Определенное влияние на увеличение уровня безработицы оказывает экономический кризис в стране.

Таблица 4

Динамика численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости

2006 год,
человек

2007 год,
человек

2008 год,
человек

2009 год,
человек

2010 год
человек


155


135


126


189


160


В связи с тем, что в районе существует безработица, нет крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятии, привлечение соотечественников из-за рубежа в соответствии с постановлением Администрации области от 18 ноября 2010г. N 384 " Об утверждении областной долгосрочной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на 2010-2012 годы " не целесообразно.

1.2.4. Жилищно-коммунальная сфера и благоустройство

Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования "Плюсский район" - это многофункциональный технический комплекс, который включает в себя все необходимые для жизнедеятельности населения виды услуг. Жилищно-коммунальные предприятия обеспечивают население водой, теплом, газом, осуществляют эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, инженерных сетей и коммунальных объектов, внешнее благоустройство, санитарную очистку, озеленение.

Характеристика объектов жилищно-коммунального хозяйства района в 2006-2009 годах представлена в таблице 5.

Жилищно-коммунальное обслуживание в районе осуществляют: 2 муниципальных предприятия и 2 частных организации: МП "Плюсские теплосети", МП "Жилкоммунсервис", ООО "Пропан", ОАО "Псковэнергоагент". Вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов осуществляет МП "Жилкоммунсервис".

Работа предприятий жилищно-коммунального хозяйства проходит в сложных экономических условиях. Низкая собираемость платежей предприятий и населения за жилищно-коммунальные услуги привела к тому, что системы жизнеобеспечения муниципального района такие, как водопотребление, водоотведение, теплоснабжение находятся в критическом состоянии. Средний уровень износа инженерных сетей составляет 70,0 процентов. Планово-предупредительный ремонт инженерных сетей уступил место аварийно-восстановительным работам.

Проблемным остается вопрос строительства новых инженерных сетей.

Таблица 5


Основные объекты жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования

Наименование показателей

Единица измерения

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Количество отопительных котельных, - всего,

ед.

9

9

9

9

в том числе расположенных в сельских поселениях

ед.

1

1

1

1

Общая мощность котельных

Гкал/час

39,1

39,1

39,1

39,1

Протяженность сетей теплоснабжения (в двухтрубном исчислении)

- всего

в т. ч.:

км

16,9

16,9

16,9

16,9

Протяженность сетей водопровода - всего

км

65,0

65,0

65,0

65,0

Протяженность сетей канализации - всего

км

14,8

14,8

14,8

14,8

Протяженность сетей электроснабжения

км

1100,0

1100,0

1100,0

1100,0

Протяженность автодорог общего пользования местного значения - всего в т.ч.:

км

109,8

109,8

109,8

109,8

- с твердым покрытием

км

106,0

106,0

106,0

106,0

Число муниципальных предприятий ЖКХ

ед.

1

1

2

2

Численность персонала муниципальных предприятий ЖКХ


чел.

149

146

150

143

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»