Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2011 года N 155

О долгосрочной целевой программе "Развитие информационного общества в Ленинградской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 17 марта 2014 года N 65

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 22 августа 2012 года N 259 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 84, 25.09.2012);

постановлением Правительства Ленинградской области от 5 ноября 2013 года N 369;

постановлением Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2013 года N 496 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 05.02.2014).

____________________________________________________________________


Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие информационного общества в Ленинградской области" на 2011-2013 годы.

2. Комитету финансов Ленинградской области при подготовке изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотреть выделение средств на финансирование долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Ленинградской области" на 2011-2013 годы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 27 мая 2011 года N 155

     
Долгосрочная целевая программа
"Развитие информационного общества в Ленинградской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Ленинградской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Развитие информационного общества в Ленинградской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Цели Программы

Получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам и развития цифрового контента;

обеспечение доступа пользователей информации к архивным фондам, музейным фондам, библиотечным фондам и услугам здравоохранения через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

повышение конкуренции при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений за счет проведения открытых аукционов в электронной форме

Основные задачи Программы

Подключение государственных музеев, общедоступных государственных и муниципальных библиотек, государственного и муниципальных архивов к сети Интернет;

создание баз данных, электронных ресурсов государственных музеев, общедоступных государственных и муниципальных библиотек, государственного и муниципальных архивов;

обеспечение доступа граждан и организаций к базам данных, электронным ресурсам государственных музеев, общедоступных государственных и муниципальных библиотек, государственного и муниципальных архивов посредством сети Интернет;

организация дистанционной записи на прием к врачу через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

обеспечение размещения государственного и муниципального заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме

Мероприятия Программы

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям.

Информатизация системы здравоохранения:

создание региональной информационной системы дистанционной записи на прием к врачу через сеть Интернет.

Информатизация культурного и гуманитарного просвещения:

обеспечение доступа публичных государственных и муниципальных библиотек к сети Интернет;

обеспечение доступа государственных музеев к сети Интернет;

обеспечение доступа государственных и муниципальных архивов к сети Интернет;

создание в учреждениях культуры компьютерных аудиторий для доступа к электронным фондам и каталогам;

перевод музейных фондов в электронный вид;

перевод библиотечных фондов в электронный вид;

перевод архивных фондов в электронный вид;

обеспечение доступа к электронным фондам государственных и муниципальных учреждений культуры с использованием сети Интернет;

создание региональной информационно-поисковой системы к документам Архивного фонда Российской Федерации, включающей описания документов на уровне архивного дела.

Развитие использования информационных технологий населением и хозяйствующими субъектами:

развитие автоматизированной региональной информационной системы "Государственный заказ Ленинградской области" для обеспечения проведения электронных торгов и совершенствования электронного документооборота в сфере государственного заказа

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования

Общий объем финансирования Программы - 69673,130 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 59827,505 тыс. рублей,

местные бюджеты - 9845,625 тыс. рублей.

Из них по годам:

2011 год - 25658,150 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 20999,675 тыс. рублей,

местные бюджеты - 4658,475 тыс. рублей;

2012 год - 23328,700 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 19119,350 тыс. рублей,

местные бюджеты - 4209,350 тыс. руб.;

2013 год - 20686,280 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 19708,480 тыс. рублей,

местные бюджеты - 977,800 тыс. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2014 года постановлением Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2013 года N 496. - См. предыдущую редакцию)

Показатели эффективности Программы

Социальная эффективность

1. В области информатизации системы здравоохранения:

увеличение доли медицинских учреждений больничного, поликлинического и амбулаторного типа, расположенных в населенных пунктах с численностью населения более 5000 человек, в которых используются информационные системы дистанционной записи на прием к врачу, с 6,7 до 100,0 проц. (2011 год - 59,5 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.);

увеличение доли населения, имеющего возможность дистанционной записи на прием к врачу в больницах, поликлиниках и амбулаториях Ленинградской области, с 9,3 до 100,0 проц. (2011 год - 68,5 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.).

2. В области информатизации культурного и гуманитарного просвещения:

Библиотечное дело

увеличение доли общедоступных (публичных) государственных и муниципальных библиотек, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, с 9,6 до 66,9 проц. (2011 год - 39,6 проц., 2012 год - 60,9 проц., 2013 год - 66,9 проц.), в том числе государственных и городских муниципальных библиотек - до 100,0 проц., сельских муниципальных библиотек, расположенных в населенных пунктах с численностью жителей более 500 человек, - до 100,0 проц.;

увеличение доли государственных, межпоселенческих, центральных городских библиотек, имеющих центры общественного доступа к электронным фондам (компьютерные аудитории), с 14,3 до 100,0 проц. (2011 год - 47,6 проц., 2012 год - 81,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.);

увеличение доли государственных, межпоселенческих, центральных городских библиотек, в которых используются информационные системы учета и ведения каталогов в электронном виде, с 66,7 до 100,0 проц. (2011 год - 81,0 проц., 2012 год - 81,0 проц., 2013 год - 100,0 (проц.);

увеличение доли краеведческих и особо ценных библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, с 8,6 до 10,0 проц. (2011 год - 8,9 проц., 2012 год - 9,3 проц., 2013 год - 10,0 проц.);

увеличение доли государственных, межпоселенческих, центральных городских библиотек, имеющих веб-сайты в сети Интернет, через которые обеспечен доступ к имеющимся у них электронным фондам, с 4,8 до 85,7 проц. (2011 год - 38,1 проц., 2012 год - 76,2 проц., 2013 год - 85,7 проц.);

увеличение доли населения Ленинградской области, имеющего возможность в населенном пункте по месту проживания получить бесплатный доступ к национальному библиотечному ресурсу, с 21,2 до 74,0 проц.;

увеличение доли населенных пунктов Ленинградской области, в которых имеется бесплатный доступ к национальному библиотечному ресурсу: городских населенных пунктов - до 100,0 проц., сельских населенных пунктов - до 6,8 проц.

Музейное дело

увеличение доли государственных музеев, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью не менее 256 кбит/с, с 87,1 до 100,0 проц. (2011 год - 96,8 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.);

увеличение доли государственных музеев, имеющих центры общественного доступа к электронным фондам (компьютерные аудитории), с 38,7 до 100,0 проц. (2011 год - 38,7 проц., 2012 год - 64,5 проц., 2013 год - 100,0 проц.);

увеличение доли государственных музеев, в которых используются информационные системы учета и ведения каталогов в электронном виде, с 95,0 до 100,0 проц.;

увеличение доли электронных изображений музейных предметов от общего объема музейных фондов с 9,6 до 40,0 проц. (2011 год - 20,0 проц., 2012 год - 30,0 проц., 2013 год - 40,0 проц.);

увеличение доли государственных музеев, имеющих веб-сайты в сети Интернет, через которые обеспечен доступ к электронным фондам музеев, с 29,3 до 100,0 проц. (2011 год - 41,9 проц., 2012 год - 54,8 проц., 2013 год - 100,0 проц.)

Архивное дело

увеличение доли государственных и муниципальных архивов, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью не менее 1 Мбит/с, с 26,3 до 100,0 проц. (2011 год - 63,2 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.);

увеличение доли государственных архивов, имеющих центры общественного доступа к электронным фондам (компьютерные аудитории), с 0 до 100,0 проц. (2011 год - 100,0 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.);

увеличение доли государственных архивов, в которых используются информационные системы учета и ведения каталогов в электронном виде, с 0 до 100,0 проц. (2011 год - 100,0 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.);

увеличение доли архивных документов государственных архивов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, с 0 до 15,0 проц. (2011 год - 0,5 проц., 2012 год - 3,9 проц., 2013 год - 15,0 проц.);

увеличение доли государственных архивов, имеющих веб-сайты в сети Интернет, через которые обеспечен доступ к электронным фондам этих архивов, с 0 до 100,0 проц. (2011 год - 100,0 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.).

3. В области развития использования информационных технологий населением и хозяйствующими субъектами:

обеспечение увеличения доли аукционов в рамках размещения государственного заказа, проводимых в электронном виде (в торгах), с 18,0 до 80,0 проц. (2011 год - 60,0 проц., 2012 год - 75,0 проц, 2013 год - 80,0 проц.);

увеличение доли населенных пунктов Ленинградской области, в которых имеется бесплатный доступ к порталу государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, а также к официальным интернет-ресурсам Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления, с 41,0 до 74,8 проц. (2011 год - 66,2 проц., 2012 год - 74,1 проц., 2013 год - 74,8 проц.);

увеличение доли населения Ленинградской области, имеющего возможность в населенном пункте по месту проживания получить бесплатный доступ к порталу государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, а также к официальным интернет-ресурсам Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления, до 81,0 проц.

Бюджетная эффективность

Прогнозируемое снижение расходов бюджета на оплату государственных и муниципальных контрактов за счет обеспечения проведения аукционов в электронном виде (в торгах): 2011 год - до 2,0 проц., 2012 год - до 3,0 проц., 2013 год - до 4,0 проц.

Экономическая эффективность

Снижение потерь рабочего времени в экономике Ленинградской области за счет сокращения времени ожидания больных и планирования врачебного приема в больницах и поликлиниках до 0,5 проц.;

сокращение времени на выдачу копий архивных документов до 5,0 проц.;

увеличение доли архивных документов, выведенных из ручного оборота с целью обеспечения их сохранности, до 12,1 проц.;

сокращение времени на поиск библиотечных материалов до 20,0 проц.

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

1. В области информатизации системы здравоохранения:

количество медицинских учреждений больничного, поликлинического и амбулаторного типов, которые в течение года подключены к региональной информационной системе дистанционной записи на прием к врачу через сеть Интернет: 2011 год - 39, 2012 [год] - 30.

2. В области информатизации культурного и гуманитарного просвещения:

Библиотечное дело

число подключений общедоступных (публичных) государственных и муниципальных библиотек, имеющих широкополосный доступ к сети "Интернет" со скоростью не менее 256 кбит/с: 2011 год - 128, 2012 год - 90, 2013 год - 32;      

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 5 ноября 2013 года N 369. - См. предыдущую редакцию)

количество государственных, межпоселенческих, центральных городских и сельских библиотек, в которых в течение года созданы центры общественного доступа к электронным фондам (компьютерные аудитории): 2011 год - 7, 2012 год - 7, 2013 год - 4;

количество государственных, межпоселенческих, центральных городских и сельских библиотек, в которых в течение года созданы центры общественного доступа к единому библиотечному пространству Ленинградской области (интернет-конференционные центры): 2012 год - 16, 2013 год - 15;

количество государственных, межпоселенческих, центральных городских и сельских библиотек, в которых в течение года созданы виртуальные ресурсы: 2011 год - 1, 2012 год - 5, 2013 год - 5;

количество государственных библиотек, в течение года оснащенных оборудованием для перевода библиотечных фондов в электронный вид: 2011 год - 1;

количество государственных библиотек, в которых в течение года обеспечены серверные мощности и средства консервации краеведческих документов на компакт-дисках: 2012 год - 1;

количество государственных библиотек, которые в течение года оснащены средствами учета книговыдачи на основе штрих-кодов и радиометок: 2012 год - 1 (на основе штрих-кодов), 2013 год - 1 (на основе радиометок);

количество записей краеведческого каталога и количество листов краеведческих и особо ценных библиотечных фондов, в течение года переведенных в электронную форму: 2011 год - 40000 записей, 14550 листов, 2012 год - 30200 листов, 2013 год - 21200 листов;

количество государственных, межпоселенческих, центральных городских и сельских библиотек, имеющих веб-сайты в сети Интернет, через которые в течение года обеспечен доступ к электронным фондам библиотек: 2011 год - 7, 2012 год - 8, 2013 год - 2

Музейное дело

количество подключенных в течение года государственных музеев, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью не менее 256 кбит/с: 2011 год - 3, 2012 год - 1;

количество государственных музеев, в течение года оснащенных серверным оборудованием и информационно-коммуникационными центрами общественного доступа к электронным фондам: 2011 год - 1;

количество государственных музеев, в течение года оснащенных центрами общественного доступа к электронным фондам, в том числе, экспозиционно-выставочными модулями и средствами визуализации изображений: 2012 год - 8, 2013 год - 11;

количество государственных музеев, в течение года оснащенных серверным оборудованием и программным обеспечением для хранения и распространения электронных изображений музейных предметов: 2011 год - 1;

количество государственных музеев, в течение года оснащенных оборудованием и программным обеспечением для создания и распространения электронных изображений музейных предметов: 2012 год - 10, 2013 год - 21;

наличие единого музейного сайта Ленинградской области с реализацией удаленного доступа к музейным электронным фондам и формированием электронных каталогов: 2012 год - 1;

количество государственных музеев, в которых в течение года обеспечен доступ к электронным фондам и электронным каталогам через сеть Интернет: 2011 год - 4, 2012 год - 4, 2013 год - 14

Архивное дело

количество подключенных в течение года государственных и муниципальных архивов, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью не менее 1 Мбит/с: 2011 год - 7, 2012 год - 7;

количество государственных архивов, в течение года оснащенных центрами общественного доступа к электронным фондам (компьютерными аудиториями): 2011 год - 1;

количество созданных в течение года рабочих мест пользователей центров общественного доступа к электронным фондам (компьютерных аудиторий) и локальной вычислительной сети государственного архива: 2011 год - 7, 2012 год - 5, 2013 год - 2;

количество государственных архивов, в течение года оснащенных оборудованием для перевода архивных фондов в электронную форму: 2011 год - 1;

количество листов архивных фондов, в течение года переведенных в электронную форму: 2011 год - 50000, 2012 год - 300000, 2013 год - 1000000;

количество государственных архивов, имеющих информационно-поисковую систему к документам Архивного фонда Российской Федерации, включающую описания документов на уровне архивного дела: 2011-2013 годы - 1.

3. В области развития использования информационных технологий населением и хозяйствующими субъектами:

доля аукционов по размещению государственного и муниципального заказа, проводимых в электронном виде: 2011 [год] - 60,0 проц., 2012 год - 75,0 проц., 2013 год - 80,0 проц.;

количество населенных пунктов Ленинградской области, в которых имеется бесплатный доступ к единому цифровому культурному пространству Ленинградской области и Российской Федерации, к порталу государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, к официальным интернет-ресурсам Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления, в том числе городских населенных пунктов: 2011 год - 32,0 проц., 2012 год - 100,0 проц., 2013 год - 100,0 проц.; сельских населенных пунктов: 2011 год - 3,4 проц., 2012 год - 5,2 проц., 2013 год - 6,8 проц.;

количество рабочих мест для бесплатного доступа к порталу государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, и к официальным интернет-ресурсам Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления: 2011 год - 147, 2012 год - 259, 2013 год - 298.

Другие целевые индикаторы реализации Программы приведены в Плане мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Ленинградской области" на 2011-2013 годы (приложение 1 к Программе)

Основание для разработки Программы

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;

План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года (утвержден решением Совета при Президенте Российской Федерации от 13 февраля 2010 года N Пр-357);

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов";

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р);

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1193-р);

областной закон от 22 сентября 1998 года N 33-оз "О государственных информационных ресурсах Ленинградской области";

Концепция информатизации Ленинградской области в 2008-2010 годах (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29 ноября 2007 года N 299);

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";

постановление Губернатора Ленинградской области от 15 декабря 2010 года N 111-пг "О Плане мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства Ленинградской области на 2010-2012 годы"

Разработчик Программы

Комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области

Срок разработки Программы

2011 год

Стоимость разработки Программы

Без привлечения средств областного бюджета Ленинградской области

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области

Участники Программы

Комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по здравоохранению Ленинградской области, архивный комитет Ленинградской области, комитет государственного заказа Ленинградской области, администрации муниципальных образований

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Михайличенко Михаил Моисеевич - председатель комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области, тел. 710-00-85

Система управления и контроль за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы развития информационного общества.

Комитет по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации Программы ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области и ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, - в Правительство Ленинградской области.

В осуществлении контроля за реализацией мероприятий Программы по соответствующим разделам участвуют отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области

     

     

1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

1.1. Общий анализ потенциала развития информационного общества в Ленинградской области

В соответствии с рекомендациями ООН для развития информационного общества наиболее важными являются три составляющие: экономическая среда информационного развития, уровень развития человеческого потенциала, уровень развития инфокоммуникационной инфраструктуры.

1.1.1. Экономическая среда информационного развития Ленинградской области

Рейтинговые данные Росстата свидетельствуют о достаточно высокой степени развития экономического потенциала Ленинградской области, что видно из таблицы 1.

Таблица 1

Показатель экономического потенциала

Место Ленинградской области за 2008 год по данным Росстата

Валовый региональный продукт на душу населения

17

Объем производства в добыче полезных ископаемых

39

Объем производства в обрабатывающих отраслях

18

Объем производства в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды

16

Объем производства в сельском хозяйстве

20

Инвестиции в основной капитал

10

Среднедушевой доход населения

39


Рейтинговым агентством "Эксперт РА" составлен рейтинг инвестиционного потенциала российских регионов в 2008-2009 годах. Основными составляющими инвестиционной привлекательности регионов являются степень риска и степень потенциала. При этом, как отмечают аналитики "Эксперт РА", в настоящее время регионы близки к исчерпанию возможности снижения инвестиционных рисков. Поэтому конкурентоспособность регионов на инвестиционном рынке будет зависеть не столько от рисков, сколько от степени инвестиционного потенциала.

Ленинградская область в 2009 году занимала 25-е место среди субъектов Российской Федерации по рангу инвестиционной привлекательности. В 2010 году по рейтингу Минрегиона России Ленинградская область заняла третье место по Российской Федерации и первое место по Северо-Западному федеральному округу.

Важным компонентом экономической среды информационного развития регионов является число организаций, использующих в своей деятельности компьютерную технику и имеющие доступ к сети Интернет.

По данным Государственного университета - Высшей школы экономики, проводившего соответствующие исследования в 2002 и 2007 годах, доля организаций, осуществляющих деятельность в Ленинградской области и использующих в своей деятельности компьютерную технику, увеличилась с 86,2 до 96,3 процента (при изменении этого показателя по Северо-Западному федеральному округу с 88,2 до 94,3 процента). По данным Росстата, в 2008 году такая доля составила 97,0 процента. Таким образом, предприятия Ленинградской области существенно увеличили степень компьютеризации своей деятельности.

В тех же материалах Государственного университета - Высшей школы экономики приводятся данные об использовании в организациях сети Интернет. С 2002 по 2007 год доля организаций Ленинградской области, использующих в своей деятельности сеть Интернет, увеличилась с 32,2 до 70,0 процента (самая высокая динамика среди субъектов Северо-Западного федерального округа). По состоянию на 2008 год, по данным Росстата, этот показатель для Ленинградской области составил 82,0 процента. Таким образом, подавляющее большинство компаний, ведущих экономическую деятельность на территории Ленинградской области, активно используют сеть Интернет и веб-технологии.

Исходя из изложенного можно заключить, что существенные препятствия для развития информационного общества в Ленинградской области, связанные с экономической средой информационного развития региона, отсутствуют.

1.1.2. Уровень развития человеческого потенциала Ленинградской области

Для оценки человеческого потенциала использовался показатель "Индекс развития человеческого потенциала", приведенный в 2009 году в Докладе ООН о развитии человеческого потенциала России.

Индекс развития человеческого потенциала складывается из следующих показателей:

индекс дохода, подсчитанный на основе среднедушевого дохода населения;

индекс долголетия, составленный на основе данных статистики об ожидаемой продолжительности жизни;

индекс образования, подсчитанный на основе информации о доли грамотного населения в регионах, а также доли учащихся в возрасте 7-24 лет.

Как отмечено в Докладе ООН о развитии человеческого потенциала России, только сочетание экономического роста и позитивных социальных изменений в условиях и образе жизни населения обеспечивает рост индекса развития человеческого потенциала.

По данным официальной статистики Росстата, в 2008 году среднедушевой доход населения в Ленинградской области составил 12014 рублей в месяц, а по состоянию на конец 2010 года - 20742 рубля в месяц, что подтверждается данными Минрегиона России, согласно которым на конец 2010 года Ленинградская область занимает седьмое место по Российской Федерации.

По данным статистики Росстата, в 2008 году в Ленинградской области ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 65,2 года, а по состоянию на конец 2010 года - 66,7 года, что также свидетельствует о развитии человеческого потенциала.

Сведения о доле учащихся в возрасте 7-24 лет за 2008 год не предоставляются доступной статистикой. Согласно исследованию ООН, в 2005 году эта доля составляла в Российской Федерации 73,4 процента, а в Ленинградской области - 49,3 процента. Такой низкий показатель обусловлен не отсутствием интереса молодого населения Ленинградской области к получению образования, а тем, что высшее образование жители Ленинградской области в основном получают в Санкт-Петербурге. Реальный показатель для Ленинградской области косвенно можно получить из анализа данных Росстата за 2008 год о составе занятого населения по уровню образования. По этим данным, доля занятых лиц с высшим образованием составила в Ленинградской области 25,7 процента, а в Санкт-Петербурге 40,9 процента. Экстраполируя это отношение на показатель доли учащихся в возрасте 7-24 лет с учетом того, что в возрасте 7-17 лет все население учится, можно получить более близкую к реальной долю учащихся в возрасте 7-24 лет для Ленинградской области - 60,2 процента.

Таким образом, анализ уровня развития человеческого потенциала показывает, что в этой области существенные препятствия для развития информационного общества в Ленинградской области отсутствуют.

1.1.3. Уровень развития инфокоммуникационной инфраструктуры Ленинградской области

В связи с тем, что потребление населением сервисов информационного общества в значительной мере осуществляется посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяющим для развития информационного общества является возможность доступа к сети Интернет, что зависит от степени развитости сетей доступа операторов связи на территории Ленинградской области, тарифов на оказание услуг связи, наличия у населения компьютерного оборудования.

На территории Ленинградской области ограничены возможности широкополосного доступа в Интернет со скоростью не менее 256 кбит/с. Из 221 административного центра муниципальных районов, городского округа, сельских и городских поселений проводные сети (технология ADSL) доступны только в 74, сети подвижной радиотелефонной связи (3G, EV-DO) недоступны более семи процентам населения, отсутствуют сети для подключения к высокоскоростному Интернету в девяти административных центрах сельских поселений (Бокситогорский, Волосовский, Сланцевский и Тихвинский муниципальные районы).

На территории Ленинградской области имеется существенный тарифный дисбаланс оказания телематических услуг связи (услуг доступа в Интернет). Тарифы крупнейшего оператора связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на безлимитный доступ в сеть Интернет со скоростью 4 Мбит/с приведены в таблице 2.

Таблица 2

Город

Тариф, руб./мес.

Процентное отношение к тарифу Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

530

Всеволожск

530

100

Лодейное Поле

1000

189

Луга

Подпорожье

Приозерск


Такой дисбаланс с учетом неразвитости сетей связи препятствует доступу населения к сервисам информационного общества. Вместе с тем высокая конкурентность телекоммуникационного рынка Ленинградской области позволяет ожидать развития сетей связи и снижения тарифов в отдаленных муниципальных районах.

По данным Института развития информационного общества за 2008-2009 годы, на 100 домохозяйств Ленинградской области приходилось 39 домохозяйств, имеющих компьютеры. С учетом роста среднедушевого дохода населения этот показатель по состоянию на 2010 год составляет ориентировочно 50 компьютеров на 100 домохозяйств, что свидетельствует о технической готовности населения к получению сервисов информационного общества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»