[О целесообразности разработки федеральной инициативы, согласно которой рост цен на топливо не сможет превышать уровень инфляции, установленный федеральным законом о бюджете]

Запрос
депутата ЗС Нилова Олега Анатольевича Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.

от 3 марта 2011 года N 101671-3



Уважаемая Валентина Ивановна!

После беспрецедентной зимы горожане столкнулись с новым испытанием - ростом цен на продукты питания, лекарства, транспорт, услуги ЖКХ. Статистика показывает, что за прошедший год в Санкт-Петербурге наиболее существенно выросли цены на низкооктановый бензин и дизельное топливо (на 30 и 33% соответственно):

_______________

По сведениям Информационного агентства Аи92, www.au92.ru

Вид топлива

Стоимость на 04.02.2010 (руб.)

Стоимость на 16.02.2011 (руб.)

Увеличение стоимости в %

А-80

18,27

23,87

30

А-92

21,03

24,91

18

А-95

24,45

28,63

17

А-98

27,55

30,62

11

ДТ

19,93

26,67

33


Общеизвестно, что основные потребители дизельного топлива - железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт и сельскохозяйственная техника, а значит, повышение цен на этот продукт автоматически приводит к увеличению цен на товары и услуги, являясь одной из основных причин инфляционных процессов.

Многомиллиардные штрафные санкции не пугают нефтяные компании в их желании извлечь максимальную прибыль: суммарный объем штрафов, подлежащих уплате в бюджет РФ нефтяными компаниями по итогам рассмотрения дел ФАС РФ в 2008, 2009 гг. составляет (с учетом заключенных мировых соглашений) более 12,45 млрд. рублей. Только вмешательство Председателя Правительства позволило притормозить рост цен на топливо.

Представляется, что сверхприбыли нефтяных компаний не что иное, как сверхиздержки потребителей нефтепродуктов, причем как прямых, так и косвенных. Возникает цепная реакция: удорожание топлива влечет увеличение стоимости производства и транспортировки продуктов питания и товаров.

На совещании о мерах по борьбе с инфляцией 9 февраля 2011 года, Президент РФ Медведев Д.А. отметил, что "надо быть очень внимательным к такого рода колебаниям на внутреннем рынке продовольствия. Причём я имею в виду и оптовую цепочку, и розничную, и оптовую часть цепи, и собственно розницу. Здесь нужно своевременными решениями - конечно, разумными решениями - предупреждать как экономические дисбалансы, так и негативные ожидания, которые существуют на рынках".

Следуя рекомендациям Президента России Медведева Д.А., а также разделяя Ваше намерение взять ситуацию с ценами на продовольствие под личный контроль,

считаете ли Вы необходимым совместно с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга разработать и внести на федеральный уровень законодательную инициативу, согласно которой рост цен на топливо не сможет превышать уровень инфляции, установленный Федеральным законом о бюджете на соответствующий год?

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко Валентины Ивановны депутату ЗС Нилову О.А.

от 24 марта 2011 года N 101671-3



Уважаемый Олег Анатольевич!

Рассмотрев Ваш запрос от 04.03.2011 N 101671-3 по вопросу введения государственного регулирования уровня, увеличения цен на автомобильное топливо, сообщаю следующее.

В Санкт-Петербурге действуют 18 операторов рынка розничной торговли нефтепродуктами, 8 из которых - представители вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК). При этом рынок является конкурентным. Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли проводится еженедельный мониторинг розничных цен на автомобильный бензин. За период с января по декабрь 2010 года произошел рост средних розничных цен на автомобильный бензин марок: АИ-80 - 11,9%, АИ-92 - 9,1%, АИ-95 - 8,3%.

Следует отметить, что изменение цен на автомобильное топливо на автозаправочных станциях Санкт-Петербурга обусловлено в первую очередь динамикой оптовых цен на нефтепродукты, которые зависят от ряда факторов. Данные факторы сформированы в результате определения на федеральном уровне вектора развития топливно-энергетического комплекса России, заключающегося в существенном сокращении экспорта сырьевых нефтепродуктов с одновременным увеличением экспорта продуктов нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью.

В развитие данной политики на федеральном уровне принят новый технический регламент, устанавливающий требования к переходу на производство нефтепродуктов, соответствующих общемировым экологическим стандартам, в целях обеспечения конкурентоспособности данных продуктов на мировых рынках. С 01.01.2011 новый регламент фактически запрещает производство бензина ниже 3 класса, то есть А-80. В дальнейшем ежегодно будет ограничиваться производство низкоэкологичных видов топлива. В целях реализации требований данного регламента в настоящее время осуществляется масштабная модернизация нефтеперерабатывающих предприятий страны, источником инвестиций выступает в том числе потребитель топлива на внутреннем рынке.

Кроме того, в целях стимулирования производства нефтепродуктов с высокими потребительскими свойствами и сокращения выпуска нефтепродуктов, являющихся сырьем для переработки на зарубежных нефтеперерабатывающих заводах, внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью установления дифференциации акцизных ставок на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик (низкие акцизы на высококачественные нефтепродукты и высокие акцизы на низкокачественные нефтепродукты). С 01.01.2011 удорожание стоимости в связи с установлением новых акцизов составляет от 0,9 до 2,23 руб. за литр в зависимости от вида и качественных характеристик топлива.

Следует также отметить, что автомобильное топливо, включающее в себя бензины и дизельное топливо различных марок, не входит в перечни продукции производственно-технического назначения, а также товаров народного потребления, цены на которые подлежат государственному регулированию на внутреннем рынке Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239.

Таким образом, согласно принципу либерализации ценообразования, цены на автомобильное топливо формируются под воздействием рыночных механизмов, с учетом государственной политики в области развития топливно-энергетического комплекса России. В случае нарушения хозяйствующими субъектами принципов добросовестности при установлении цен на нефтепродукты, применяются положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", содержащие запреты на установление монопольно высоких цен и ценовой сговор. Нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

"Вестник Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга", N 12, 4 апреля 2011 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»