Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2010 года N 153

О долгосрочной целевой программе "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы"

(с изменениями на 11 ноября 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 26 августа 2014 года N 388

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 11 ноября 2011 года N 371 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 111, 13.12.2011).

____________________________________________________________________


В целях реализации комплексной отраслевой политики в сфере туризма Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы".

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области разработать и утвердить программы развития сферы туризма и рекреации муниципальных образований.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 25 июня 2010 года N 153

     

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы"

(с изменениями на 11 ноября 2011 года)

Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы"

Наименование

Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы" (далее - Программа)

Цель Программы

Формирование единого комплекса развития сферы туризма в Ленинградской области, стимулирующего процессы строительства, реконструкции и рационального использования инфраструктуры туризма и создание на ее базе бюджетонаполняющей отрасли

Основные задачи Программы

Создание условий для формирования в Ленинградской области качественной гостиничной инфраструктуры;

создание условий для системного развития сектора дополнительных развлечений;

создание условий для обеспечения транспортной доступности туристских центров;

консолидация бюджетных расходов, направляемых в сферу туризма, для продвижения туристских возможностей территории на внутреннем и международном рынках;

создание благоприятной предпринимательской среды, необходимой для развития сферы туризма;

создание условий для снижения дефицита квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туристов;

создание условий для предоставления качественных туристских услуг

Разделы Программы

Нормативное и методическое обеспечение развития сферы туризма

Обеспечение создания и развития объектов туристской инфраструктуры и сервиса

Информационная поддержка развития сферы туризма, продвижение региона

Обеспечение подготовки кадров, востребованных в сфере туризма Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы)

Общий объем финансирования Программы -  115693,44 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 106459,44 тыс. рублей, из них:

2010 год - 4469,20 тыс. рублей,

2011 год - 4366,48 тыс. рублей,

2012 год - 4366,48 тыс. рублей,

2013 год - 4366,48 тыс. рублей,

2014 год - 42905,4 тыс. рублей,

2015 год - 45985,4 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1080,3 тыс. рублей, из них:

2010 год - 80,3 тыс. рублей,

2011 год - 1000,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 8153,7 тыс. рублей, из них:

2010 год - 5193,7 тыс. рублей,

2011 год - 458,0 тыс. рублей,

2012 год - 521,0 тыс. рублей,

2013 год - 504,0 тыс. рублей,

2014 год - 677,0 тыс. рублей,

2015 год - 800,0 тыс. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2011 года постановлением Правительства Ленинградской области от 11 ноября 2011 года N 371, - см. предыдущую редакцию)

Показатели эффективности Программы

Бюджетная эффективность:

объем налоговых поступлений в областной бюджет от сферы туризма Ленинградской области: 2010 год - 450,0 тыс. рублей, 2011 год - 450,0 тыс. рублей, 2012 год - 459,0 тыс. рублей, 2013 год - 473,0 тыс. рублей, 2014 год - 492,0 тыс. рублей, 2015 год - 517,0 тыс. рублей.

Экономическая эффективность:

количество безубыточных предприятий сферы туризма: 2010 год - 557 ед., 2011 год - 560 ед., 2012 год - 568 ед., 2013 год - 573 ед., 2014 год - 579 ед., 2015 год - 590 ед.

Социальная эффективность:

процент населения, занятого в туристской отрасли, по отношению к трудоспособному населению Ленинградской области: 2010 год - 1,0 проц., 2011 год - 1,1 проц., 2012 год - 1,2 проц., 2013 год - 1,3 проц., 2014 год - 1,4 проц., 2015 год - 1,5 проц.

Отраслевые показатели эффективности:

количество туристов и экскурсантов, посетивших Ленинградскую область за отчетный период, приходящихся на одного жителя Ленинградской области: 2010 год - 1,15 проц., 2011 год - 1,14 проц., 2012 год - 1,15 проц., 2013 год - 1,16 проц., 2014 год - 1,17 проц., 2015 год - 1,18 проц.;

количество работников предприятий сферы туризма, принявших участие в обучающих мероприятиях в рамках реализации Программы: 2010 год - 30 чел., 2011 год - 30 чел., 2012 год - 30 чел., 2013 год - 30 чел., 2014 год - 278 чел., 2015 год - 298 чел. (абзац в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2011 года постановлением Правительства Ленинградской области от 11 ноября 2011 года N 371, - см. предыдущую редакцию)

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Разработка не менее двух проектов нормативных правовых актов;

проработка туристско-рекреационного зонирования территорий, разработка и научное обоснование стандартов обслуживания туристов (не менее одного комплекта документов ежегодно);

оказание поддержки не менее 12 проектам по созданию и развитию объектов туристской инфраструктуры и сервиса;

проведение не менее 10 методических мероприятий по развитию туризма;

разработка не менее 18 методических материалов по развитию туризма (абзац в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2011 года постановлением Правительства Ленинградской области от 11 ноября 2011 года N 371, - см. предыдущую редакцию);

проведение не менее 13 конкурсов, направленных на создание и развитие объектов туристской инфраструктуры и сервиса (абзац в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2011 года постановлением Правительства Ленинградской области от 11 ноября 2011 года N 371, - см. предыдущую редакцию);

подготовка не менее шести аналитических справок о развитии сферы туризма;

проведение не менее 38 обучающих мероприятий (абзац в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2011 года постановлением Правительства Ленинградской области от 11 ноября 2011 года N 371, - см. предыдущую редакцию);

проведение ежегодно двух заседаний межведомственного координационного совета по туризму при Правительстве Ленинградской области, конференций, Ленинградской областной туристской выставки "Лентрэвел", фестиваля малых исторических городов и других мероприятий;

проведение и участие в конференциях, форумах, семинарах по развитию туризма (не менее двух мероприятий ежегодно);

размещение ежемесячно информации, поддержка и развитие туристского сайта Ленинградской области (www.lentravel.ru);

проведение не менее 24 выездных семинаров для специалистов туристской отрасли по ознакомлению с туристским потенциалом Ленинградской области;

разработка и изготовление не менее 60 видов информационных и презентационных материалов;

размещение не менее 30 баннеров (информационных щитов);

размещение информации не менее чем в 30 средствах массовой информации;

участие не менее чем в 60 туристских всероссийских, международных и региональных выставках

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

областной закон от 31 декабря 1997 года N 73-оз "О туристской деятельности на территории Ленинградской области";

областной закон от 14 декабря 2007 года N 184-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";

распоряжение Правительства Ленинградской области от 30 июля 2009 года N 334-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы"

Разработчик Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области

Срок разработки Программы

2009 год

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области

Участники Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, Ленинградское областное государственное учреждение "Информационно-туристский центр"

Фамилия, имя, отчество должность, телефон руководителя Программы

Важенин Сергей Александрович - председатель комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, тел. 405-13-01

Система управления и контроль за выполнением Программы

Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с планом мероприятий Программы на основании счетов, договоров и государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в которых определяются условия и ответственность за выполнение мероприятий Программы, целевое использование средств и порядок представления отчетности.

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы сферы туризма.

Оперативный контроль за реализацией Программы осуществляют комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, комитет финансов Ленинградской области.

Мониторинг реализации мероприятий Программы осуществляет субъект бюджетного планирования - комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области

     

     

1. Анализ ситуации в сфере туризма Ленинградской области, характеристика проблем, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода


Развитие мирового туристского рынка способствует повышению интереса к поиску путей эффективного развития туризма в России. Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Однако в настоящее время туризм не является значительным источником дохода в бюджеты всех уровней.

Важными факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

Сочетание богатого культурно-исторического наследия Ленинградской области с ее природно-ресурсными возможностями способствует развитию в регионе различных видов туризма - культурно-познавательного, делового, событийного, паломнического, водного, сельского, активного, экологического и др.

Развитие сферы туризма Ленинградской области во многом зависит от эффективности государственного регулирования и поддержки бизнеса.

Использование научно обоснованного эффективного потенциала, российских традиций гостеприимства и международного опыта позволит туристским центрам и курортам Ленинградской области на современном уровне удовлетворять потребности в туристских услугах граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

Среди регионов-лидеров по конкурентоспособности для развития туризма в Российской Федерации Ленинградская область занимает седьмое место (среди 27 регионов) в секторе развлекательного туризма.

Ленинградскую область с населением чуть менее 1,7 млн. человек ежегодно посещает более 1,6 млн. туристов, что свидетельствует о значимости сферы туризма в создании положительной динамики социально-экономического развития территории.

Число туристов, посетивших Ленинградскую область в 2009 году, увеличилось по сравнению с 2008 годом на 3,6 процента и составило 1850 тыс. человек, в том числе 370 тыс. иностранных граждан. В 2008 и 2009 годах число прибывших туристов превышало численность населения Ленинградской области.

Наиболее посещаемыми районами являются Выборгский (более 300 тыс. человек), Волховский (более 200 тыс. человек) и Приозерский (более 100 тыс. человек). Спрос на рекреационные услуги связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия и с различными формами отдыха на природе.

Для обеспечения такого притока туристов в Ленинградской области действует взаимосвязанная по мощности и структуре материальная база туризма, рассчитанная на удовлетворение потребностей и уровней обслуживания различных категорий российских и иностранных туристов. Под материальной базой туризма понимаются существующие и создаваемые гостиницы, различные по вместимости и классу обслуживания, рекреационные объекты, современные мотели, кемпинги, учреждения для мобильного туризма, сети специализированных предприятий по производству и торговле, транспортные сооружения, коммунально-бытовые объекты, инженерные сети.

Количество работающих на территории Ленинградской области коллективных средств размещения (гостиницы, пансионаты, базы отдыха, турбазы) (КСР) за 2009 год не изменилось и составило 440 единиц.

КСР более высокого уровня комфортности (гостиницы и некоторые коттеджи) составляет около 25 процентов общего числа КСР. Коэффициент загрузки КСР достаточно высок в связи с комфортностью условий и возможностью круглогодичной работы (60 процентов в среднем по году и по объектам, а по некоторым - до 80 процентов). Количество баз отдыха и турбаз составляет свыше 50 процентов общего числа КСР. Объем загрузки в летний период этих КСР приближается к 100 процентам, однако из-за низкой комфортности и невозможности круглогодичного использования итоговый коэффициент загрузки ниже.

В Ленинградской области емкость спроса на загородный отдых в коттеджах в 2009 году составила 500 млн. рублей, из которых не более 40 процентов - КСР Ленинградской области (по причине конкуренции близлежащих туристских дестинаций Карелии, Финляндии).

Общий объем рынка загородных КСР Ленинградской области составляет 3000 млн. рублей (в ценах 2009 года).

Распределение КСР Ленинградской области приведено в таблице 1.

Таблица 1

     

Распределение
коллективных средств размещения по муниципальным районам Ленинградской области

Наименование района

Процент от общего количества КСР Ленинградской области

1

2

Бокситогорский муниципальный район

1,5

Волосовский муниципальный район

1,0

Волховский муниципальный район

3,0

Всеволожский муниципальный район

13,0

Выборгский район

21,0

Гатчинский муниципальный район

6,0

Кингисеппский муниципальный район

4,5

Киришский муниципальный район

2,0

Кировский муниципальный район

1,0

Лодейнопольский муниципальный район

3,0

Ломоносовский муниципальный район

1,0

Лужский муниципальный район

7,0

Подпорожский муниципальный район

1,5

Приозерский муниципальный район

25,5

Сланцевский муниципальный район

6,0

Тихвинский муниципальный район

1,5

Тосненский район

1,5


Наибольшее количество КСР расположено на Карельском перешейке, где аккумулируется и основной рекреационный спрос жителей Санкт-Петербурга. Особую природно-эстетическую ценность Карельского перешейка представляют побережье Финского залива, Ладожское озеро и озерно-речная система Вуокса.

Из приведенных в таблице 1 данных следует, что наибольшее количество КСР находится в Приозерском (25,5 процента), Выборгском (21,0 процента) и Всеволожском (13,0 процента) муниципальных районах, наименьшее - в Бокситогорском, Волосовском, Киришском, Кировском, Ломоносовском, Подпорожском, Тихвинском и Тосненском муниципальных районах (от 1,0 до 2,0 процента).

Количество КСР, расположенных в Волховском, Гатчинском, Кингисеппском, Лодейнопольском, Лужском, Сланцевском муниципальных районах, составляет от 3,0 до 7,0 процента.

Большинство гостиничных предприятий Ленинградской области предоставляют дополнительные услуги: несколько точек питания (как правило, основной ресторан или столовая, кафе, бар), баня и/или сауна, бильярд, тренажерный зал и/или спортзал, прокат спортивного и/или развлекательного инвентаря, бассейн, оздоровительные и/или лечебные услуги, конференц-услуги. Значительно реже в качестве дополнительных услуг предлагаются боулинг, пейнтбол, анимационное развлечение, spa- и wellness- услуги. Дополнительные услуги загородных отелей не в полной мере соответствуют современному уровню и западным стандартам отдыха и обслуживания (особенно услуги оздоровительного, медицинского и косметологического аспекта).

Анализ стоимости размещения в гостиницах и прочих КСР Ленинградской области показывает, что цены на стандартные двухместные номера в сутки колеблются в среднем от 1800 до 6200 рублей, на номера категории "люкс" - от 3600 до 14800 рублей, на коттеджи - от 5200 до 39600 рублей (в зависимости от количества мест). Стоимость проживания в КСР в выходные дни в большинстве случаев выше стоимости проживания в будние дни и составляет от 10-15 до 25-30 процентов. Практически все КСР предоставляют скидки для детей в размере от 10 до 50 процентов. Кроме того, установлены специальные цены для корпоративных клиентов, которые в среднем на 10-15 процентов ниже базовых тарифов.

Спрос на услуги современных загородных клубов и пансионатов растет с каждым годом, однако, как и другие направления гостиничного бизнеса, рынок загородных КСР Ленинградской области подвержен влиянию сезонности. Погодные условия Ленинградской области определяются атлантико-континентальным климатом со сравнительно мягкой зимой и умеренно теплым, иногда прохладным летом. Как правило, всего один месяц в году бывает действительно жарким, а комфортный купальный сезон длится с начала июля до середины августа. В целом погодные условия в значительной степени влияют на спрос на рекреационные услуги.

Лидерами по числу центров туристского досуга и развлечений являются Выборгский, Гатчинский, Лодейнопольский и Приозерский муниципальные районы, где расположено несколько объектов, имеющих региональное и межрегиональное значение. В других районах Ленинградской области индустрия отдыха и развлечений для туристов практически не развита.

Уровень развития индустрии отдыха и развлечений в районах Ленинградской области связан с деятельностью туристско-информационных центров (ТИЦ). В настоящее время ТИЦ работают в Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском (ТИЦ городов Кингисепп и Ивангород), Лодейнопольском, Лужском, Сланцевском и Тихвинском муниципальных районах.

На основе оценки туристского потенциала муниципальных районов Ленинградской области, проведенной в ходе выполнения научно-исследовательской работы "Обоснование и разработка туристско-рекреационного зонирования и методов формирования оптимальной структуры туристского комплекса Ленинградской области на период до 2012 года", подсчитаны суммарные рейтинги уровня развития базового туристско-инфраструктурного потенциала муниципальных районов Ленинградской области, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

     

Суммарные рейтинги уровня развития базового туристско-инфраструктурного потенциала муниципальных районов Ленинградской области

Группа по уровню развития

Баллы

Наименование муниципального района

1

2

3

1 группа - высокий уровень развития

18-20

Выборгский район

2 группа - хороший уровень развития

15-17

Всеволожский, Гатчинский, Приозерский муниципальные районы

3 группа - удовлетворительный уровень развития

12-14

Волховский, Кингисеппский, Киришский, Лужский, Сланцевский муниципальные районы

4 группа - посредственный уровень развития

9-11

Бокситогорский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Тихвинский муниципальные районы и Тосненский район

5 группа - неудовлетворительный уровень развития

6-8

Волосовский, Подпорожский муниципальные районы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»