ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 6 августа 2009 года Дело N 3-108/2009


[О признании недействующими ряда норм закона Ленинградской области
N 26-оз от 20.07.2000 "Об охоте и охотничьем хозяйстве
в Ленинградской области"
]

Ленинградский областной суд в составе: председательствующего - судьи Морозковой Е.Е., с участием прокурора - Ермолина О.В., при секретаре Борисовой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям и.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими ряда норм закона Ленинградской области N 26-оз от 20.07.2000 "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Ленинградской области", установил:

И.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Ленинградский областной суд с заявлениями от 10.07.2009, 24.07.2009 и от 05.08.2009 о признании недействующими ряда норм закона Ленинградской области N 26-оз от 20.07.2000 "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Ленинградской области".

Уточнив объем требований в заявлениях от 24.07.2009 и от 05.08.2009, прокурор полагал, что подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу: абзац 3 статьи 1 в части слов "воздушное пространство над ними", абзацы 4, 14, 16 статьи 1, часть 1 статьи 8 в части слов "дифференцированные ставки за пользование охотничьими животными устанавливаются Правительством Ленинградской области"; статья 9; часть 2 статьи 10; статья 20 названного областного закона, как принятые с превышением полномочий субъекта РФ и с нарушением требований федерального законодательства.

Так, абзац 3 статьи 3* оспариваемого закона, содержащий определение понятия - "охотничьи угодья", не соответствует в части слов "воздушное пространство над ними" определению, данному в пункте 3 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, а абзац 4 статьи 1 названного закона, содержащий определение понятия "охота", не соответствует определениям указанного понятия, данным в пункте 3 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и в пункте 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР.

_________________     

* Вероятно, ошибка оригинала. Номер статьи следует читать: "статьи 4 оспариваемого закона". - Примечание изготовителя базы данных.

Понятия "охотничий минимум" и "учет охотничьей фауны", введенные абзацами 14 и 16 статьи 1 оспариваемого закона, отсутствуют в действующем федеральном законодательстве. Термин "охотничий минимум" существовал в ранее действующей редакции пункта 15 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве (до внесения изменений в названный нормативный правовой акт постановлением Правительства РФ N 594 от 23.06.1993).

Наделение Правительства Ленинградской области частью 1 статьи 8 оспариваемого закона полномочиями по установлению дифференцированных ставок за пользование охотничьими животными не соответствует требованиям пункта 5 части 1 статьи 5, статье 35 Федерального закона "О животном мире", а также статье 333.3 Налогового кодекса РФ, установившей конкретные ставки сбора за каждый объект животного мира.

Статья 9 областного закона, определившая порядок осуществления охоты на территории Ленинградской области, содержащая собственное понятие "охота" и наделяющая Правительство Ленинградской области полномочиями по ограничению, приостановлению и полному запрету использования отдельных видов охотничьих животных, принята с нарушением Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и без учета требовании статьи 21 Федерального закона "О животном мире".

Часть 2 статьи 10 областного закона фактически возлагает на граждан дополнительную обязанность по сдаче экзамена на знание охотничьего минимума, что противоречит статьям 5, 6.1 Федерального закона "О животном мире", разграничивающим компетенцию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования животного мира, и сформулирована без учета требований пунктов 4, 7 и 11 Правил добывания объектов животного мира. Наименование договора, данное в статье 20 оспариваемого областного закона, не соответствует требованиям статьи 37 Федерального закона "О животном мире".

В судебном заседании участвующий в деле и.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Ермолин О.В. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям, отметив, что органы власти субъекта РФ не вправе принимать Правила охоты, так как данное правомочие согласно части 3 статьи 40 Федерального закона "О животном мире" отнесено к компетенции Российской Федерации.

Включение в Правила охоты положений, изложенных в пунктах "а"-"д" части 2 статьи 9 областного закона, по существу, произведено с превышением компетенции, поскольку упомянутые положения согласно статьям 5, 6, 17, 40 и 41 Федерального закона "О животном мире", постановлению Правительства Российской Федерации N 18 от 10.01.2009 подлежат установлению органами государственной власти Российской Федерации. Ответственность за нарушение Правил охоты установлена КоАП РФ или Уголовным кодексом РФ; ставки исков утверждены соответствующими государственными органами Российской Федерации. Положения, содержащиеся в пунктах "л"-"н" части 2 статьи 9 областного закона согласно статьям 3, 6, 40 Федерального закона "О животном мире" и постановлению Правительства РФ N 18 от 10.01.2009 подлежат регулированию на федеральном уровне и урегулированы названными федеральными актами.

Определение действий, которые квалифицируются как охота, данное в части 3 статьи 9 областного закона, не соответствует пункту 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР (отсутствует слово "добытой") и пункту 3а Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в части указания о том, что к охоте приравнивается следование по дорогам "с зачехленным" оружием.

В письменном возражении представитель Законодательного собрания Ленинградской области Зеленко Н.С. признает требования прокурора в части абзаца 3 статьи 1 оспариваемого закона в части слов "воздушное пространство над ними" и части 1 статьи 8 оспариваемого закона в части слов "дифференцированные ставки за пользование охотничьими животными устанавливаются Правительством Ленинградской области"; остальные требования прокурора просит отклонить по основаниям статьи 41 Федерального закона "О животном мире". Полагает, что определение понятия охоты, данное в абзаце 4 статьи 1, соответствует требованиям статьи 35 Федерального закона "О животном мире". Отсутствие в федеральном законодательстве понятий, приведенных в абзацах 14 и 16 статьи 1 оспариваемого закона, не является основанием для признания этих норм областного закона недействующими. Дублирование ряда положений в статье 9 областного закона не является правовым основанием для оспаривания названной нормы. Согласно же статьям 6.1, 17, 35 Федерального закона "О животном мире" органы государственной власти субъекта РФ вправе принимать Правила охоты. Квалификация действий как охоты, данная в части 3 статьи 9 областного закона, не противоречит пункту 10 постановления СМ РСФСР N 1548 от 10.10.1960 и пункту 3 постановления Правительства РФ N 18 от 10.01.2009, а часть 4 статьи 9 областного закона - статье 21 Федерального закона "О животном мире". Статьей 20 областного закона определяется содержание конкретного вида договора для ведения охотничьего хозяйства, а статьей 37 Федерального закона "О животном мире" установлено понятие договора о предоставлении в пользование территории независимо от вида пользования животным миром.

В судебном заседании представитель Законодательного собрания Ленинградской области Зеленко Н.С. признает требования прокурора в части абзаца 3 статьи 1 областного закона в части слов "воздушное пространство над ними" и в части 1 статьи 8 областного закона в части слов "дифференцированные ставки за пользование охотничьими животными устанавливаются Правительством Ленинградской области"; в удовлетворении иных требований прокурора просит отказать по изложенным выше основаниям. В части 2 статьи 10 областного закона, по существу, идет речь об экзамене (охотничий минимум), что не противоречит пункту 15 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР. Названный термин упомянут и в пункте 5 постановления Правительства РФ N 16 от 12.01.1996.

Проанализировав в совокупности положения статей 4, 6, 6.1, 21, 37, 40, 41, 56 Федерального закона "О животном мире", нормы постановления Правительства РФ N 18 от 10.01.2009, пункт 39 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, представитель полагает, что при установлении в пунктах "а"-"н" части 2 статьи 9 областного закона положений, подлежащих включению в Правила охоты, законодатель Ленинградской области не вышел за пределы предоставленных полномочий. Квалификация действий в части 3 статьи 9 областного закона как охоты соответствует определениям охоты, имеющимся в федеральном законодательстве.

В письменном возражении представитель Губернатора Ленинградской области Яковлева Н.Н. признает требования прокурора в части абзаца 3 статьи 1 оспариваемого закона в части слов "воздушное пространство над ними" и части 1 статьи 8 оспариваемого закона в части слов "дифференцированные ставки за пользование охотничьими животными устанавливаются Правительством Ленинградской области", в удовлетворении остальных требований прокурора просит отказать; считает, что понятие охоты, данное в областном законе, не противоречит определениям названного понятия, установленным федеральным законодательством, хотя и изложено иными словами. В первоначальной редакции пункта 15 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве использовался термин "охотничий минимум". По существу, понятие "охотничий минимум" в областном законе и пункт 15 указанного Положения имеют одинаковое содержание.

Отсутствие понятия "охотничья фауна" в федеральном законодательстве, согласно статье 41 Федерального закона "О животном мире", не является основанием для признания недействующим абзаца 16 статьи 1 областного закона, содержащего разъяснение данного понятия; статья 9 областного закона не противоречит статьям 40, 41 названного Федерального закона, постановлению Правительства РФ N 18 от 10.01.2009.

Частью 3 статьи 9 областного закона определены действия, соответствующие федеральному законодательству, которые квалифицируются как охота. Часть 4 статьи 9 областного закона не противоречит статье 21 Федерального закона "О животном мире", статьям 3, 35 Устава Ленинградской области. В статье 37 указанного Федерального закона дано родовое понятие договора, статья 20 областного закона определяет условия заключения конкретного договора - о предоставлении территории для нужд охотничьего хозяйства.

В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области Яковлева Н.Н. признает требования прокурора в части абзаца 3 статьи 1 оспариваемого областного закона в части слов "воздушное пространство над ними" и части 1 статьи 8 областного закона в части слов "дифференцированные ставки за пользование охотничьими животными устанавливаются Правительством Ленинградской области", остальные требования прокурора считает необоснованными и просит их отклонить по основаниям, изложенным в письменных возражениях, с учетом высказанных представителем Законодательного собрания Ленинградской области возражений в судебном заседании.

Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Ермолина О.В., представителя Законодательного собрания Ленинградской области Зеленко Н.С., представителя Губернатора Ленинградской области Яковлеву Н.Н., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

20 июля 2000 года принят областной закон Ленинградской области N 26-оз "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Ленинградской области", законами области от 11.03.2001 N 9-оз и от 30.12.2008 N 175-оз в него внесены изменения. Перечисленные законы области опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области и вступили в законную силу.

В преамбуле областного закона N 26-оз от 20.07.2000  (в действующей редакции) отражено, что названный закон определяет основные принципы использования диких животных в интересах государства и общества, приобретения и реализации права граждан и юридических лиц Российской Федерации на ведение охотничьего хозяйства (охрану, воспроизводство и пользование охотничьими животными), устанавливает правовое регулирование отношений в данной сфере и основан на положениях Конституции РФ, федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О животном мире" и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и Ленинградской области.

В статье 1 оспариваемого областного закона даны разъяснения ряду понятий, используемых в тексте закона. Так, в абзаце 3 названной нормы разъяснено, что охотничьи угодья - это являющиеся средой обитания охотничьих животных территории, акватории и воздушное пространство над ними, которые могут быть использованы для охоты и ведения охотничьего хозяйства; согласно абзацу 4 статьи 1 оспариваемого закона охота - вид пользования животным миром, неотъемлемая часть комплексного природопользования, в процессе которого осуществляется добывание диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы; абзацем 14 данной нормы предусмотрено, что охотничий минимум - инструкция для охотников спортивно-любительской охоты по соблюдению правил охоты, техники безопасности и обращения с охотничьим оружием; абзацем 16 отмечено, что учет охотничьей фауны - определение численности охотничьих животных и их размещение по территории (зимний учет копытных, зайцев и крупных хищников; весенние и летне-осенние учеты лося и оленя на реву, пернатых на токах и по выводкам).

Частью 1 статьи 8 областного закона N 26-оз от 20.07.2000 (в действующей редакции) определено, что право пользования охотничьими животными может быть предоставлено за плату или бессрочно в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ. Дифференцированные ставки за пользование охотничьими животными устанавливаются Правительством Ленинградской области.

В части первой статьи 9 оспариваемого областного закона установлено, что порядок осуществления охоты на территории Ленинградской области регулируется Правилами охоты. В соответствии с частью 2 статьи 9 оспариваемого областного закона Правила охоты включают в себя:

сроки и порядок осуществления охоты (пункт "а"),

перечень видов охотничьих животных, охота на которые разрешена (пункт "б"),

перечень видов охотничьих животных, охота на которые запрещена (пункт "в"),

предельные нормы добывания охотничьих животных (пункт "г"),

перечень запрещенных к использованию орудий и способов добывания животных (пункт "д"),

перечень территорий, на которых охота запрещена или ограничена (пункт "е"),

размеры штрафов за нарушение Правил охоты и ставки исков за ущерб, причиненный нарушением законодательства о животном мире, охоте и охотничьем хозяйстве (пункт "ж"),

порядок оформления документов на продукцию охоты, приобретенную в установленном порядке (пункт "з"),

перечень охотничьих угодий (с указанием границ по карте), переданных в долгосрочное пользование, а также выделенных как охотничьи угодья резервного фонда (пункт "и"),

перечень охотничьих угодий, где разрешена нагонка и натаска собак (пункт "к"),

обязанности охотников и охотопользователей (пункт "л"),

перечень мероприятий по регулированию численности охотничьих животных, а также бродячих собак и кошек (пункт "м"),

права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания (пункт "н").

Частью 3 статьи 9 оспариваемого областного закона определено, что как охота квалифицируется:

а) нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, охотничьими собаками и иными ловчими животными, капканами и иными орудиями охоты либо с продукцией охоты;

б) следование по дорогам с незачехленным или расчехленным заряженным огнестрельным, пневматическим либо метательным оружием в пределах охотничьих угодий и особо охраняемых природных территорий.

В части четвертой статьи 9 оспариваемого областного закона установлено, что в целях охраны и воспроизводства охотничьих животных использование отдельных видов может быть ограничено, приостановлено или полностью запрещено на определенных территориях либо на определенные сроки Правительством Ленинградской области.

Статьей 10 оспариваемого закона предусмотрено, что право на охоту на территории Ленинградской области предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства: а) с разрешенным к обороту на территории Российской Федерации охотничьим оружием - достигшим 18 лет; б) с разрешенными орудиями охоты (кроме охотничьего оружия), а также охотничьими собаками и иными ловчими животными - достигшим 16 лет; в) на кротов, водяных полевок при безружейной охоте - независимо от места (часть 1 статьи 10 оспариваемого областного закона).

Право на охоту гражданам, указанным в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, предоставляется после сдачи ими экзамена на знание охотничьего минимума (часть 2 статьи 10 оспариваемого областного закона).

Статья 20 областного закона N 26-оз от 20.07.2000 (в действующей редакции) устанавливает содержание договора о предоставлении территории для нужд охотничьего хозяйства. Частью первой названной областной нормы определено, что договор о предоставлении территории для нужд охотничьего хозяйства должен содержать положения, перечисленные в пунктах "а"-"м".

Согласно части второй статьи 20 названного областного закона договор о предоставлении территории для нужд охотничьего хозяйства вступает в силу с момента подписания его сторонами - участниками договора.

В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции РФ, вопросы владения и распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Частью первой статьи 3 Федерального закона N 52-ФЗ от 24.04.1995 "О животном мире" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции РФ, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране и использовании животного мира. Полномочия Российской Федерации, а также переданные для осуществления органам государственной власти субъекта РФ полномочия, полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области охраны и использования объектов животного мира определены статьями 5, 6, 6.1 названного Федерального закона.