ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля 2009 года Дело N 3-46/09


[О признании недействующим пункта "г" части 1 статьи 2
 областного закона 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг
и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих
в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области
]

_____________________________________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.07.09 N 33-Г09-8 настоящее решение оставлено без изменения.

_____________________________________________________________________

Ленинградский областной суд в составе: председательствующего - судьи Морозковой Е.Е., с участием прокурора Алферьевой М.В., при секретаре Борисовой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям заместителей прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта "г" части 1 статьи 2 областного закона 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" в части, установил:

Первый заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта "г" части 1 статьи 2 областного закона 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" в части слов "финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов" с 1 марта 2005 года.

В заявлении заместителя прокурора Ленинградской области от 6 апреля 2009 года требования уточнены и сводятся к оспариванию указанной нормы областного закона в части слов "государственных и муниципальных" и "финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов".

В обоснование требований прокурор ссылается на то, что названной нормой предусмотрено ограничение круга лиц, имеющих право на льготу, так как нормой в оспариваемой части предусмотрена возможность предоставления мер социально поддержки только педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, что противоречит положениям пункта 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании" в совокупности с иными нормами федерального законодательства.

В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор Алферьева М.В. просит удовлетворить заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.

В письменном возражении представитель Законодательного собрания Ленинградской области Малкин Д.В. просит отказать в удовлетворении заявленного требования и отмечает, что областной закон принят во исполнение Федерального закона "Об образовании" и в части установления льгот мер социальной поддержки отдельной категории педагогических работников, не противоречит законодательству, имеющему большую силу. В обоснование позиции ссылается на сложившуюся судебную практику, указывает, что суду не предоставлено право дополнять нормативные правовые акты. В случае же признания оспариваемой нормы недействующей необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного суда РФ N 48 от 29.11.2007.

В судебном заседании представитель Законодательного собрания Ленинградской области Малкин Д.В. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по тем же доводам, полагая правильными возражения представителей Губернатора Ленинградской области.

В письменном возражении представители Губернатора Ленинградской области Совертокина Н.А. и Васильева Т.В. просят отказать в удовлетворении заявления прокурора, отмечают, что в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочия по осуществлению социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, по оплате жилья и коммунальных услуг на уровень субъекта Российской Федерации не передавались. Поэтому определение круга лиц, имеющих право на льготу таким образом, как это сформулировано в оспариваемой норме, не ограничивает права педагогических работников на получение мер социальной поддержки. Установление же мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений относится к компетенции федеральных органов. В случае признания оспариваемой нормы недействующей, областной закон вступит в противоречие с пунктом 16 статьи 28 Закона РФ "Об образовании", со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ (с учетом положений пункта 6 статьи 85 названного Кодекса). Требование же прокурора о признании оспариваемой нормы недействующей с момента принятия закона не соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного суда РФ N 48 от 29.11.2008.

В ходе судебного разбирательства представитель Губернатора Ленинградской области Васильева Т.В. просит оказать в удовлетворении требований прокурора по изложенным основаниям, полагает, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных им требований.

Представитель Губернатора Ленинградской области Совертокина Н.А. просит отказать в удовлетворении требований прокурора, считает, что требования прокурора основаны на пункте 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" без учета всей совокупности норм приведенного ими федерального законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Алферьеву М.В., представителя Законодательного собрания Ленинградской области Малкина Д.В., представителей Губернатора Ленинградской области Васильеву Т.В. и Совертокину Н.А., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

22 февраля 2005 года принят Законодательным собранием Ленинградской области и 1 марта 2005 года подписан Губернатором Ленинградской области областной закон N 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области". Областными законами от 13.10.2006 N 121-оз, от 09.06.2007 N 95-оз, от 13.10.2008 N 95-оз в него внесены изменения и дополнения.

Перечисленные областные законы опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области ("Вести", "Вестник Правительства Ленинградской области", "Вестник Законодательного собрания Ленинградской области") в установленном законом порядке и вступили в силу.

В действующей на момент рассмотрения дела редакции областной закон N 13-оз от 01.03.2005 имеет наименование: "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области".

Статьей 1 областного закона N 13-оз от 01.03.2005 определено, что данным законом установлены условия оплаты жилья и коммунальных услуг и меры социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Ленинградской области.

В статье 2 областного закона указан круг специалистов, на который распространяется данный областной закон. Так, в пункте "г" части 1 статьи 2 областного закона N 13-оз от 01.03.2005 отражено, что правом на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим областным законов обладают проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета.

Определенным в пункте "г" части 1 статьи 2 областного закона N 13-оз от 01.03.2005 специалистам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в части 2 статьи 4 закона, а именно: ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 100 процентов за жилое помещение; ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 100 процентов за электроснабжение и отопление; указанной категории специалистов, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется право на стопроцентное возмещение расходов на приобретение и доставку топлива.

Согласно пп."е", "ж", "к" п.1 ст.72 общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").

В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Субъекту РФ предоставлено лишь право устанавливать размер, порядок и условия возмещения расходов на предоставление льгот, предоставленных педагогическим работникам пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании".

Исходя же из положений пункта "г" части 1 статьи 2 областного закона N 13-оз от 01.03.2005 "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области" в оспариваемой части, право педагогического работника на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением поставлено в зависимость от статуса образовательного учреждения. Фактически названная льгота, установленная пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", предоставлена только части педагогических работников, определенных в ней, а именно только педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов.

Следовательно, названная норма областного закона в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства, поскольку ограничивает круг педагогических работников, имеющих льготу на бесплатное жилье с отоплением и освещением в сравнении с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" и по изложенным основаниям подлежит признанию недействующей.

При определении даты, с которой надлежит признать недействующей оспариваемую норму, суд учитывает положения ст.253 ГПК РФ, разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного суда РФ N 48 от 29.11.2007, объяснения представителей заинтересованных лиц о том, что положения оспариваемого закона применялись, и льготы на их основании предоставлялись.

Так как на основании областного закона N 13-оз от 01.03.2005 реализовывались права граждан и организаций, то суд считает, что оспариваемая норма подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

Поэтому требование прокурора о признании недействующей оспариваемой нормы областного закона N 13-оз от 01.03.2005 именно с 1 марта 2005 года подлежит отклонению.

Доводы и ссылки представителей заинтересованных лиц по существу сводятся к неверному толкованию норм федерального законодательства и оспариваемой нормы областного закона.

Ссылки на нормы Бюджетного кодекса РФ и на иные приведенные ими в возражениях нормы федерального законодательства не могут быть признаны правомерными, так как перечисленные нормы не меняют круга педагогических работников, имеющих право на получение соответствующих льгот, установленного пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (с учетом ранее действующего федерального законодательства). Доводы представителей касаются механизма реализации областного закона и порядка предоставления льгот, что не входит в предмет проверки по настоящему делу.

С учетом вышеизложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в указанной выше части.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:

Заявления заместителей прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт "г" части 1 статьи 2 областного закона N 13-оз от 1 марта 2005 года "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" (в действующей редакции) в части слов "государственных и муниципальных" и "финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов".

В остальной части заявленных заместителями прокурора Ленинградской области требований отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2009 года.

Решение вступило в законную силу 1 июля 2009 года.

Судья
Е.Е.Морозкова


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка