[О вопросе сокращения заработной платы работников бюджетной сферы]

Запрос депутата ЗС Евтухова В.Л.
Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.

от 19 марта 2009 года N 901873-3



Уважаемая Валентина Ивановна!

К депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга продолжают поступать многочисленные обращения работников бюджетных учреждений Санкт-Петербурга по вопросу сокращения заработной платы.

Руководством города декларируется, что изменения в системе оплаты труда работников бюджетной сферы вызваны необходимостью сокращения расходов бюджета Санкт-Петербурга на оплату труда на 10%. При этом сокращение данных расходов должно быть произведено за счет оптимизации штатной численности работников бюджетных учреждений, прежде всего, за счет сокращения вакантных ставок, а также путем уменьшения размера фонда надбавок и доплат (так называемого надтарифного фонда). Однако складывается впечатление, что у руководителей бюджетных учреждений Санкт-Петербурга отсутствует единое понимание порядка сокращения расходов на формирование фонда оплаты труда. Это приводит к тому, что в некоторых учреждениях такие сокращения фонда заработной платы происходят практически безболезненно для работников, а в других учреждениях, чаще всего в школах и детских садах, сотрудники теряют как минимум 10% своих доходов. Уменьшение надбавок и доплат, например, в школах происходит в зависимости от того, как главы районных администраций понимают ситуацию. Большинству директоров школ предлагают самостоятельно принять решение о том, как произвести сокращение. В результате одни перестают платить за классное руководство и группы продленного дня, другие предлагают учителям с 1 июня уйти в отпуск за свой счет, а кто-то сокращает стимулирующие надбавки.

Представляется, что в условиях необходимости сокращения бюджетных расходов оптимальным является нормативное установление единого размера надтарифного фонда в каждой отрасли, а сокращение вакантных ставок должно производиться исполнительными органами государственной власти дифференцированно по каждому учреждению.

С учетом изложенного прошу Вас сообщить, будут ли приняты Правительством Санкт-Петербурга меры по оптимизации расходов бюджета Санкт-Петербурга на формирование фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые не приведут к необоснованному снижению заработной платы реально работающих бюджетников.

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.
депутату ЗС Евтухову В.Л.

от 31 марта 2009 года N 901873-3



Уважаемый Виктор Леонидович!

На Ваш запрос от 19.03.2009 N 901873-3 сообщаю следующее.

Сокращение динамики основных бюджетообразующих показателей, которые непосредственно влияют на объемы поступления налоговых и неналоговых доходов, привело к необходимости сокращения расходов бюджета Санкт-Петербурга в 2009 году, в том числе и на оплату труда.

Произведенный анализ штатной численности работников государственных учреждений показал, что в течение последних двух лет, несмотря на сокращение количества учреждений, штатная численность работников увеличилась, особенно административно-управленческого персонала. При этом, уровень укомплектованности штатов государственных учреждений физическими лицами и занятыми ставками в целом по Санкт-Петербургу очень низкий и по состоянию на 01.09.2008 составил соответственно около 70% и 80%.

С целью оптимизации штатных расписаний бюджетных учреждений и повышения эффективности использования бюджетных средств постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2009 N 81 установлена предельная штатная численность работников государственных учреждений в разрезе главных распорядителей бюджетных средств, в результате чего с марта 2009 года штатная численность уменьшена. Установление предельной штатной численности не предусматривает сокращение занятых ставок и физических лиц, так как в государственных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предельная штатная численность работников установлена в количестве 352 тыс. единиц, при занятых ставках - 310 тыс. единиц и количестве физических лиц - 265 тыс. человек.

Указанные меры не приводят к изменению действующей системы оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также к изменению размера базовой единицы, применяемой для расчета должностных окладов (ставок) работников бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, которая увеличена с 01.01.2009 на 22%.

В целях избежания социальной напряженности и неправомерного увольнения работников бюджетных учреждений при реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2009 N 81 руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга указано на недопустимость сокращения физических лиц и необходимость сохранения фонда надбавок и доплат для осуществления выплат, носящих обязательный характер.

Кроме того, 11.02.2009 вице-губернатором Санкт-Петербурга Осеевским М.Э. проведено совещание с главами администраций районов Санкт-Петербурга, на котором даны рекомендации по оптимизации штатной численности государственных учреждений и эффективному использованию средств на оплату труда. При этом, отмечено, что уменьшение фонда надбавок и доплат возможно только в части объема средств, предусмотренных на стимулирующие выплаты, и при необходимости сохранения средств фонда надбавок и доплат на обязательные выплаты.

Учитывая, что в Санкт-Петербурге около 3 тысяч учреждений и в каждой отрасли в зависимости от типа и вида государственного учреждения нормативными правовыми актами установлены различные обязательные выплаты за работу, не входящую в должностные обязанности, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в особых условиях труда и др., установить единый процент фонда надбавок и доплат по отрасли не представляется возможным.

При этом, в постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, определяющих особенности оплаты труда работников различных отраслей, указано, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся учреждения, устанавливают размер фонда надбавок и доплат учреждениям в зависимости от их типа и вида.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

"Вестник Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга", N 5, 6 апреля 2009 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»