ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 года N 311

О Программе дополнительных мероприятий по снижению
напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год

(с изменениями на 21 декабря 2009 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 декабря 2009 года N 1452.

____________________________________________________________________


В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год согласно приложению (далее - Программа).

2. Установить, что финансирование Программы осуществляется за счет субсидий федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга и бюджета Санкт-Петербурга.

3. Определить Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по реализации Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 24.03.2009 N 311

     

Программа дополнительных мероприятий
по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга
на 2009 год

(с изменениями на 21 декабря 2009 года)

1. Паспорт Программы дополнительных мероприятий
по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга
на 2009 год

Наименование Программы

Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (ответственный исполнитель Программы)

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2009 год:
этап 1 - II квартал 2009 года;
этап 2 - III квартал 2009 года;
этап 3 - IV квартал 2009 года

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений начального, высшего и среднего профобразования, а также работников в случае угрозы массового увольнения

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 219242,8 тыс. рублей, в том числе:
а) субсидия федерального бюджета - 208242,8 тыс. рублей;
б) средства бюджета Санкт-Петербурга - 11000,0 тыс. рублей

Целевой показатель Программы

Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне не выше 1% (от численности экономически активного населения) к концу 2009 года

Показатели результативности Программы

- трудоустройство после прохождения опережающего профессионального обучения не менее 6124 работников в случае угрозы массового увольнения;

- организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы для 13287 безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений начального, высшего и среднего профобразования, а также работников в случае угрозы массового увольнения

(Позиция в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 декабря 2009 года N 1452 - см. предыдущую редакцию)

     

     

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

2.1. Описание ситуации (проблемы)


Экономическая ситуация в Санкт-Петербурге к концу 2008 года приняла негативный характер: начали сокращаться темпы роста валового регионального продукта, снижаться индексы производства продукции, работ, услуг, в связи со снижением заказов, с возрастанием стоимости кредитов, ростом темпов инфляции.

Ожидается, что темп роста ВРП в 2008 году будет существенно ниже, чем он был в 2007 году (был - 114%, стал - 110.4%).

Индекс промышленного производства также снизился: в 2007 году был 110%, в 2008 году - 104.1%.

В конце 2008 - начале 2009 года положение в сфере занятости населения Санкт-Петербурга стало заметно ухудшаться: снизились заявки предприятий на подбор кадров, сократилось число вакансий, стала нарастать численность трудоспособных граждан, уволенных вследствие сокращения штатов, банкротства или ликвидации предприятий, работников, находящихся под угрозой увольнения.

Уровень регистрируемой безработицы в течение декабря 2008 года поднялся с 0.4 до 0.53%, а к началу марта 2009 года вырос до 0.8%. При этом численность безработных за январь-февраль 2009 года увеличилась на 7419 человек и составила на 01.03.2009 21833 человека.

Значение показателя напряженности на рынке труда также увеличилось и составило на начало февраля 2009 года 1.1 человека на вакансию против 0.52 в ноябре 2008 года, что может указывать на сформировавшийся переход от трудонедостаточной к трудоизбыточной конъюнктуре рынка труда.

Число заявленных вакансий в банке данных Службы занятости к началу марта 2009 года сократилось по сравнению с концом декабря 2008 года более чем на 38.4% и составило на 1 марта 2009 года 35516 единиц.

Влияние сложной экономической ситуации на рынок труда проявляется, прежде всего, в увеличении численности граждан, намеченных к сокращению или находящихся под угрозой увольнения.

Так, в августе-декабре 2008 года 67 работодателей сообщили о предстоящем массовом высвобождении 12521 человека. В начале 2009 года данный процесс не замедлился.

Численность увольняемых и намеченных к увольнению в первом квартале 2009 года работающих (а с ними и число ликвидируемых действующих рабочих мест) превысила 1% от числа замещенных рабочих мест (около 22 тыс. единиц), что в среднегодовом исчислении составит 57-67 тыс. человек.

Первенство в высвобождении удерживают обрабатывающие производства, проектные и строительные организации. Среди них целый ряд предприятий, включенных в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, а именно: ОАО "ГОЗ Обуховский завод", ОАО "Средне-Невский судостроительный завод", ОАО "Силовые машины", ОАО "Светлана" и др.

Высоким темпам (до 1% в квартал) стала нарастать в 2009 году численность работающих, находящихся в простое, отправленных в вынужденные отпуска, переведенные на сокращенный рабочий день по инициативе администрации. Такой контингент работающих - прямой потенциал увольняющихся по "собственному желанию" - потенциал регистрируемых безработных.

По данным государственной статистики в январе-сентябре 2008 года неполную занятость по инициативе администрации на крупных и средних предприятиях имели всего 13.2 тыс. работников. А только в январе-феврале 2009 года численность работников, переведенных на неполное рабочее время и находящихся в простое по инициативе 74 работодателей, составила 10011 человек.

В годовом исчислении эта сумма может возрасти до 100-130 тыс. человек.

Вызывает озабоченность объем задолженности по заработной плате наблюдаемых видов экономической деятельности: общая численность работников, которым организации не выплачивали в установленные законом сроки заработную плату, составила на 01.02.2009 - 3657 человек (56 млн. рублей), в то время как этот показатель на 01.01.2009 составлял лишь 1692 человека (22.5 млн. рублей).

Перевод на неполное рабочее время, уменьшение заработков вынуждает работников искать вторичную занятость или увольняться по собственному желанию в поисках иного места работы.

В серьезную проблему на рынке труда может вылиться в 2009 году трудоустройство выпускников образовательных учреждений начального, высшего и среднего профобразования. Ожидается, что из всех окончивших дневные отделения этих учебных заведений, петербуржцев, численностью 56.5 тыс. человек, 45.7 тыс. человек будут претендовать на замещение рабочих мест.

Остается постоянным число ищущих работу граждан из состава трудоспособного населения, которые длительное время (более 1 года) не работали, прибыли на жительство из других регионов и т.п. Их численность колеблется от 20 до 30 тыс. человек.

Таким образом, суммарная численность ищущих работу граждан может составить в 2009 году 274.7 тыс. человек.

Одновременно с этим произведен расчет ожидаемого в 2009 году числа вакантных рабочих мест.

По состоянию на 01.01.2009 в банке вакансий государственной службы занятости населения Санкт-Петербурга имелось 57.6 тыс. вакантных мест. Практика января-февраля показала достаточно стремительное его сокращение: за полтора месяца 2009 года банк вакансий сократился на 22.1 тыс. единиц и по состоянию на 01.03.2009 в нем оставалось 35.5 тыс. единиц.

Вместе с тем, не следует забывать, что в резерве на предприятиях сохраняются рабочие места, которые будут высвобождаться вследствие естественной убыли работников (~ 61-64 тыс. единиц); объективных причин убыли: призыв сотрудников в ряды вооруженных сил, отъезд, отпуск по уходу за малолетним детьми и т.п. (~ до 20 тыс. единиц).

Ожидается, что принимаемые Правительством Санкт-Петербурга меры по содействию развития малого предпринимательства позволят создать 8 тыс. новых рабочих мест в этом секторе.

Учитывая прогноз кадровой потребности крупных инвестиционных проектов, реализуемых в Санкт-Петербурге (приложение 2), общее число вакантных рабочих мест за 2009 год может составить 246,3 тыс. единиц (абзац двадцать четвертый в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 декабря 2009 года N 1452 - см. предыдущую редакцию).


Расчетный баланс граждан, ищущих работу, и числа вакантных рабочих мест показывает, что в 2009 году будет не хватать как минимум 28.4 тыс. рабочих мест для решения проблемы занятости (абзац двадцать пятый в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 декабря 2009 года N 1452 - см. предыдущую редакцию).

Прогноз баланса рабочих мест на 2009 год приведен в приложении 1.

2.2. Оптимизация привлечения и использования иностранной
рабочей силы в экономике Санкт-Петербурга


Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга определен уполномоченным органом по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот в Санкт-Петербурге, утверждены состав Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Санкт-Петербурге и положение о Межведомственной комиссии.

В состав Межведомственной комиссии входят представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов государственной власти, Межрегионального объединения "Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга.

В целях профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге создана и работает Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге, в задачи которой входят и вопросы координации деятельности правоохранительных органов и исполнительных органов государственной власти в целях предупреждения преступности со стороны иностранных граждан.

Разработана и реализуется Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа "Толерантность").

УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Государственной инспекцией труда в Санкт-Петербурге, прокуратурой города осуществляются регулярные проверки предприятий, привлекающих иностранных работников. Так, в 2008 году УФМС составлено 3370 протоколов по статье 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности) (для сравнения - в 2007 году - 831 протокол).

В целях совершенствования регулирования миграционных процессов 26 января 2009 года Губернатором Санкт-Петербурга утвержден План мероприятий по реализации государственной миграционной политики в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы, в котором нашли отражения такие направления, как:

взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Российской Федерации, общественных организаций;

миграционный учет и контроль;

привлечение трудовых мигрантов для работы на предприятиях Санкт-Петербурга и содействие трудовым мигрантам в трудоустройстве;

профилактика нелегальной миграции;

социокультурная адаптация мигрантов в Санкт-Петербурге;

совершенствование законодательства в сфере миграции.

Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляется совместно с УФМС мониторинг выданных иностранным гражданам, въезжающим в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу и полученных уведомлений работодателей о приеме на работу иностранных работников. За 2008 год УФМС выдано 174655 разрешений на работу. В указанный период получено уведомлений: УФМС - 63582, Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - 64040.

Сведения о предприятиях, заявивших о потребности в привлечении иностранных работников, направлены в Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФМС) и Государственную инспекцию труда в Санкт-Петербурге для осуществления мероприятий в рамках полномочий.

Службой занятости проводится еженедельный мониторинг предприятий, осуществляющих или планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, в том числе иностранных работников.

Всем высвобождаемым работникам, в том числе иностранным, предоставляется комплекс государственных услуг в сфере занятости. Еженедельно результаты мониторинга направляются в Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, Государственную инспекцию труда в Санкт-Петербурге, прокуратуру Санкт-Петербурга для принятия мер в пределах своих полномочий. Еженедельно информация также направляется в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Потребность Санкт-Петербурга в 2009 году в привлечении иностранных работников, заявленная работодателями в установленные сроки, составила 272674 иностранных граждан. Предложения Санкт-Петербурга по объемам квот: 272674 - разрешения на работу иностранным гражданам и 53109 - приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

Согласно приказам Минздравсоцразвития от 26 декабря 2008 года N 777н и 778н для Санкт-Петербурга установлена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 213863 разрешения и 39042 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

В подведомственных Комитету по труду и занятости населения районных центрах занятости населения (далее - СПб ГУ ЦЗН) организована работа консультационных пунктов по вопросам внешней трудовой миграции (19 пунктов). В 2008 году получили консультации 3685 граждан, в том числе 2426 иностранных, и 7434 работодателя.

Функционирует Консультационный центр по занятости населения, основными функциями которого являются: информирование иностранных и иногородних граждан о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга; работа телефона "горячей линии"; консультирование иностранных и иногородних граждан об условиях проживания в Санкт-Петербурге; содействие в оформлении разрешения на работу иностранным гражданам, въехавшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. За 12 месяцев 2008 года оказано содействие 3181 иностранному гражданину в получении разрешения на работу на территории Санкт-Петербурга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»