САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 4 августа 2008 года Дело N 3-277/08


[Об отказе в признании недействующими в части подпунктов 2 и 7 пункта 2
статьи 6
и недействующими полностью подпункта 8 пункта 2
статьи 6
и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга
от 31 октября 2007 года N 536-109
]

____________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 года N 78-Г08-36 решение оставлено без изменения.

____________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению местной администрации муниципального образования муниципального округа Автово Санкт-Петербурга об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге", установил:

Местная администрация муниципального образования муниципального округа Автово (далее - МА МО МО Автово) Санкт-Петербурга обратилась в суд с заявлением о признании недействующими в части подпунктов 2 и 7 пункта 2 статьи 6 и недействующими полностью подпункта 8 пункта 2 статьи 6 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109).

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству и нарушают права МА МО МО Автово.

Представитель заявителя - Р-в И.В. - глава МА МО МО Автово заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Л-ва Н.А., Губернатора Санкт-Петербурга - Л-в O.К. и М-ва Н.В. считают, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав заявителя.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора ... полагавшей в удовлетворении заявления отказать, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Оспариваемым заявителем подпунктом 2 пункта 2 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны, в частности, представлять отчеты о проделанной работе при осуществлении отдельных государственных полномочий, в том числе об использовании финансовых и материальных средств, предоставляемых на осуществление отдельных государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга (л.д.31, об.).

Оспариваемой заявителем статьей 9 названного Закона Санкт-Петербурга установлено, что представление отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий, в том числе об использовании материальных и финансовых средств, предоставляемых на осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляется в порядке и сроки, определяемые Правительством Санкт-Петербурга (л.д.34, об.).

Заявитель полагает, что указанные выше оспариваемые им положения, которые он просит признать недействующими с 1 января 2008 года, установленные подпунктом 2 пункта 2 статьи 6, в части слов "в порядке и сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга", а статью 9 полностью, противоречат пунктам 5 и 6 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Частью 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать, в частности, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий (подпункт 5); порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименование органов, осуществляющих указанный контроль.

Оспариваемым Законом Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 при осуществлении органами местного самоуправления отдельных полномочий, указанных в данном Законе, установлены полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (статья 4, л.д.30, об., 31) и полномочия Правительства Санкт-Петербурга (статья 5, л.д.31, 31, об.), которые заявителем не оспариваются.

Из анализа содержания этих статей видно, что Закон Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 содержит наименование органов государственной власти, осуществляющих контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления этим законом; определяет предметы контроля и конкретные формы, в которых он должен осуществляться, то есть устанавливает порядок осуществления указанными органами государственной власти данного контроля.

Установление данным Законом Санкт-Петербурга обязанности органов местного самоуправления представлять отчеты о проделанной работе при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных им этим Законом, в том числе об использовании материальных и финансовых средств, предоставляемых на осуществление этих полномочий в сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга, то есть органом государственной власти, который во исполнение переданных ему полномочий осуществляет контрольные функции, не противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в том числе и положениям статьи 19, на которые ссылается заявитель, и не нарушает прав заявителя.

Оспариваемым заявителем подпунктом 7 пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны, в частности, проводить аттестацию должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий (л.д.32).

По мнению заявителя, данное положение, которое он просит признать недействующим с 1 января 2008 года в той части, в которой оно, как он считает, обязывает органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий проводить аттестацию следующих должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий: замещающих должности муниципальной службы менее одного года, достигших возраста 60 лет, беременных женщин, лиц, находящихся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, лиц, замещающих должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта), противоречит части 2 статьи 18 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 02.03.20 07 N 25-ФЗ).

Данной нормой Федерального закона установлено, что аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Доводы заявителя о том, что оспариваемое им положение подпункта 7 пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 противоречит указанной выше норме Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ, поскольку оспариваемое положение дословно не воспроизводит положения названной нормы Федерального закона, что вызывает, по мнению заявителя, неоднозначное толкование оспариваемого положения, суд считает несостоятельными.

В части 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 перечислены обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, в том числе оспариваемым подпунктом 7 этой нормы закона, - проведение аттестации должностных лиц и лиц муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий.

Данная норма Закона Санкт-Петербурга не устанавливает и не должна устанавливать порядок, основания и условия проведения аттестации, что не является предметом регулирования данного Закона Санкт-Петербурга, а регулируется, как правильно указывает заявитель, названным Федеральным законом, в связи с чем аттестацию указанных лиц заявитель обязан проводить в соответствии с этим Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга от 02.02.2000 N 53-8 "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге".

Таким образом, оспариваемая норма не устанавливает обязанности заявителя нарушать требования названных выше законов, на что он ссылается в заявлении, не нарушает прав заявителя и по своему содержанию не допускает придаваемое ей заявителем толкование при ее правоприменении, что подтверждается, в том числе, пунктом 1.2 Порядка участия в деятельности аттестационных комиссий органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге при проведении аттестации должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге - приложения к распоряжению Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2007 N 136-р (л.д.62-63), изданному до обращения заявителя в суд, а также пунктами 7, 8 статьи 37 (л.д.16) Устава МА МО МО Автово, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 15 мая 2008 года (л.д.12).

Оспариваемым подпунктом 8 пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года N 536-109 установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны проводить конкурс на замещение вакантных должностей лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий (л.д.32).

По мнению заявителя, данное положение противоречит части 1 статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", которой предусмотрено, что должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В связи с чем заявитель полагает, что оспариваемая норма противоречит названной выше норме Федерального закона и нарушает его права, возлагая на местную администрацию обязанность по проведению конкурса, хотя это является правом органа местного самоуправления, в связи с чем он просит признать ее с 1 января 2008 года недействующей полностью.

Однако согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится, в том числе, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Как пояснил представитель Губернатора Санкт-Петербурга Л-в O.К., в рамках реализации указанного полномочия, принимая во внимание большую социальную значимость работы указанных муниципальных служащих, а также серьезные правовые последствия принимаемых ими решений, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга была установлена обязанность органов местного самоуправления по проведению конкурса для замещения указанных должностей. Целью установления данной обязанности являлось обеспечение замещения указанных должностей муниципальной службы лицами, обладающими достаточным профессиональным уровнем и соответствующими установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы, которые смогут на надлежащем уровне гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина в своей деятельности.

С учетом изложенного суд считает, что довод заявителя о противоречии оспариваемой нормы названному Федеральному закону является неправомерным.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:

Местной администрации муниципального образования муниципальный округ Автово Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд Российской Федерации.

Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка