Недействующий


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 1961 года N 727


О мерах по предотвращению фактов обмана государства и по усилению контроля за достоверностью отчетов о выполнении планов и обязательств

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________


Совет Министров РСФСР отмечает, что указанные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 мая 1961 года N 440 антигосударственные действия отдельных руководителей колхозов, совхозов, заготовительных организаций, выражающиеся в приписках, прямом подлоге и других искажениях в государственной отчетности по сельскому хозяйству и заготовкам, имели место и в РСФСР. Приписки и другие факты обмана государства имели место также в промышленности, строительстве, в органах снабжения, в торговле и других отраслях хозяйства РСФСР.

Отдельные руководители колхозов, совхозов, заготовительных организаций, промышленных предприятий, строительных организаций, органов снабжения и торговли в целях прикрытия бездеятельности и сокрытия от партии и народа последствий своей неудовлетворительной работы приукрашивали в карьеристских целях действительное положение с выполнением планов и обязательств, встали на преступный путь обмана государства, прибегая к припискам и очковтирательству.

Так, например, работники Верховинской конторы "Заготскот" Кировской области в марте 1961 г. выписали трем колхозам Верховинского района квитанции на принятый от них скот весом 182 центнера, который в действительности государству не сдавался. Эти бестоварные квитанции были включены в отчетность о выполнении плана государственных закупок мяса, что дало возможность руководителям Верховинского района показать выполнение плана по закупкам мяса на 105,3%, при фактическом выполнении на 93,3%.

Старо-Юрьевская контора "Заготскот" Тамбовского совнархоза в марте 1961 года выписала совхозу имени Ленина Тамбовской области бестоварные квитанции на 108 центнеров скота. Путем такого обмана руководители совхоза отчитались о выполнении плана сдачи скота, хотя фактически скот государству не сдавался.

Руководители Тульского завода железнодорожного машиностроения Тульского совнархоза в отчетные данные о выполнении плана за январь 1961 года приписали фактически не произведенную продукцию на 411 тыс.рублей, или на 17% к плану.

В строительном тресте N 116 Марийского совнархоза в марте 1961 г. в отчетные данные о выполнении плана по вводу в действие жилой площади было приписано 1698 кв. метров не законченного строительством жилья.

Позорные явления обмана государства стали возможными потому, что некоторые советские и хозяйственные органы на местах не вели должной борьбы с этими явлениями, не обеспечили развертывания самокритики и критики имеющихся недостатков в работе и не давали им острую политическую оценку. Отдельные руководители этих органов не только не реагировали на критические сигналы со стороны общественности, зажимая тем самым критику, но и сами встали на путь обмана государства и понуждали к этому работников хозяйственных и заготовительных организаций и статистических органов.

Наличие фактов приписок и других искажений в отчетности во многом объясняется также и тем, что отдельные руководители совнархозов, министерств, ведомств РСФСР, хозяйственных организаций и финансовых органов значительно ослабили работу по укреплению отчетной дисциплины на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах и в других организациях, по обеспечению достоверности отчетных данных, не проверяли состояние учета и отчетности, не обеспечивали ревизии их деятельности и должным образом не реагировали на сигналы об очковтирательстве и приписках в отчетности, допускаемых работниками предприятий и организаций.

ЦСУ РСФСР, республиканские (АССР) и местные статистические органы неудовлетворительно вели работу и допускали грубые ошибки при проверке достоверности получаемых ими отчетных данных, не вскрывали, а в ряде случаев замазывали факты приписок и очковтирательства, не добивались принятия эффективных мер к пресечению таких антигосударственных действий и привлечению к строгой ответственности лиц, виновных в обмане государства.

Некоторые советские органы, а также руководители хозяйственных организаций значительно ослабили внимание к вопросам бухгалтерского учета, имеющего важнейшее значение в социалистическом общественном хозяйстве. На ряде предприятий, строек, а также в колхозах, совхозах, торговых и заготовительных организациях учет хозяйственной деятельности оказался запущенным, что создавало условия для приписок и обмана государства. Во многих случаях принижается роль главных (старших) бухгалтеров в осуществлении ими функций государственных контролеров.

На предприятиях и в организациях РСФСР слабо осуществляется общественный контроль за выполнением планов и обязательств, за правильностью представляемой отчетности.

Многие советские и хозяйственные органы недооценивают той опасности, которую представляют очковтирательство и приписки, не видят, что это зло наносит большой ущерб народному хозяйству, разлагающе действует на кадры, снижает их ответственность за порученное дело.

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 мая 1961 года N 440 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Обязать Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, Всероссийский Совет народного хозяйства, совнархозы, министерства и ведомства РСФСР:

а) принять необходимые меры к искоренению фактов приписок и других искажений в отчетности, рассматривая эти действия как преступления перед партией и народом. Лиц, виновных в совершении указанных преступлений и понуждающих к ним, снимать с занимаемых постов и привлекать к строгой ответственности вплоть до предания суду. Обеспечить острую критику и самокритику в работе, усилить борьбу со всякого рода попытками зажима критики, создавая тем самым обстановку нетерпимости в отношении лиц, обманывающих государство;

б) немедленно принять меры к усилению контроля за состоянием учета и отчетности в колхозах, совхозах, на предприятиях, стройках, в снабженческих, заготовительных, торговых и других организациях, обеспечить соблюдение государственной дисциплины и повышение ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность представления и достоверность данных государственной отчетности;

в) систематически заслушивать доклады руководителей подведомственных предприятий и организаций о состоянии учета и отчетности и о мерах, принимаемых к обеспечению достоверности отчетных данных;

г) коренным образом улучшить постановку бухгалтерского учета на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, заготовительных и других организациях, имея в виду, что отчетность должна составляться на основе достоверных первичных документов и соответствующих бухгалтерских записей;

д) усилить ревизионную работу на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах и в организациях и систематически тщательно проверять достоверность их отчетных данных;

е) навести надлежащий порядок в рассмотрении писем и заявлений трудящихся, тщательно разбирать критические сигналы и принимать по ним соответствующие меры.

2. Обязать ЦСУ РСФСР:

а) принять необходимые меры к устранению имеющихся недостатков, значительному улучшению работы статистических органов и усилению контроля за достоверностью получаемых статистическими органами отчетных данных и к недопущению приписок и других искажений в отчетности и строгому соблюдению предприятиями и организациями установленного порядка учета выполнения плана во всех отраслях народного хозяйства;

б) повысить ответственность районных инспекторов государственной статистики, начальников городских, областных, краевых и республиканских (АССР) статистических управлений за правильность представляемых ими данных государственной отчетности, воспитывая работников статистических органов в духе правдивости и непримиримости ко всяким фактам искажения отчетности;

в) систематически докладывать Совету Министров РСФСР о результатах проводимых проверок достоверности отчетных данных.

3. Обязать Министерство заготовок РСФСР, Роспотребсоюз и совнархозы навести строгий порядок в приеме и учете сельскохозяйственных продуктов подведомственными организациями и предприятиями с тем, чтобы исключить всякую возможность злоупотреблений и обмана государства.

О принятых мерах доложить Совету Министров РСФСР до 1 августа 1961 года.

4. Обязать Министерство финансов РСФСР и Российскую республиканскую контору Госбанка СССР усилить контроль за правильностью данных, на основании которых производится финансирование отраслей народного хозяйства и кредитование предприятий и организаций, а также усилить контрольно-ревизионную работу.

5. Обязать Комиссию советского контроля Совета Министров РСФСР усилить контроль за выполнением решений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР по пресечению приписок и других искажений в государственной отчетности.

6. Поручить Госплану РСФСР совместно с Всероссийским Советом народного хозяйства, Министерством совхозов РСФСР, Министерством заготовок РСФСР, Министерством финансов РСФСР и ЦСУ РСФСР подготовить и представить к 1 июля 1961 года в Совет Министров РСФСР предложения об упорядочении отчетности о выполнении народнохозяйственного плана и заслушивании отчетов о работе советских и хозяйственных органов в вышестоящих организациях.

7. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 19 мая 1961 года N 440:

установили, что отчетность о выполнении плана по важнейшим показателям работы предприятий и организаций подписывается наряду с руководителями этих предприятий и организаций главными (старшими) бухгалтерами, которые также несут ответственность за правильность представляемых сведений. Перечень такой отчетности устанавливается ЦСУ СССР;

отметили, что в результате приписок к отчетным данным о выполнении государственных планов выплачиваются незаконно премии, и установили, что в случае выявления приписок в отчетности незаконно выданные руководителям предприятий и хозяйственных организаций, главным бухгалтерам, начальникам плановых и финансовых отделов премии подлежат обязательному взысканию;

признали необходимым усилить общественный контроль профсоюзных организаций за ходом выполнения планов и социалистических обязательств, практиковать регулярные отчеты хозяйственных руководителей по этим вопросам на собраниях рабочих и служащих и на постоянно действующих производственных совещаниях и установили, что решения о присуждении переходящих Красных знамен и денежных премий по итогам социалистического соревнования должны приниматься на основании результатов проверки профсоюзными органами достоверности данных о выполнении планов и обязательств предприятиями и организациями, выдвинутыми кандидатами на получение премий;

установили, что публикация в печати сообщений о выполнении республиками, краями, областями, городами, районами, совнархозами, министерствами и ведомствами годовых, квартальных и месячных планов, а также принятых обязательств по всем отраслям хозяйства производится: в центральной печати - после проверки их ЦСУ СССР и в республиканской и местной печати - после проверки их соответствующими статистическими органами.

Председатель
Совета Министров РСФСР
Д.Полянский

Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
В.Каргаполов


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»