СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 ноября 2001 года Дело N 5-Г01-149

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело N 5-Г01-149

г.Москва 27 ноября 2001 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе:

председательствующего В. П. Кнышева,

судей В. И. Нечаева,

А. В. Харланова,

рассмотрела в судебном заседании 27 ноября 2001 г. кассационную жалобу Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелева В. А. на решение Московского городского суда от 8 октября 2001 г., которым отказано им в заявлении о признании частично противоречащим федеральному закону Закона города Москвы "Устав города Москвы".

Заслушав доклад судьи Нечаева В. И., объяснение Павленко А. В., объяснения представителя Московской городской думы Филиппова П. А. и представителя Мэра г. Москвы Расторгуева А. Е., исследовав материалы дела, коллегия

у с т а н о в и л а:

В Уставе города Москвы от 28 июня 1995 г., в редакции Закона г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32, установлено, что (п. 2 ст. 16) образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Московской городской думой по представлению мэра г. Москвы; (п. 3 ст. 18) вне территорий районов территориальные единицы с особым статусом образуются Мэром г. Москвы; (п. 1 ст. 20) в собственности города Москвы находятся средства бюджета города Москвы, имущество городских государственных предприятий ^учреждений, акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников; (п. 3 ст. 29, третье предложение) к источникам доходов бюджета города Москвы законом города Москвы относятся налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований.

Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелев В. А. обратились в суд с заявлением о признании не соответствующими федеральному закону и не подлежащими применению приведенных и. 2 ст. 16, п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 20 и третьего предложения п. 3 ст. 29 Закона города Москвы “Устав города Москвы” от 28 июня 1995 г., в редакции Закона г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32. Заявление обосновано тем, что вопросы, предусмотренные пунктом 2 ст. 16 Устава, должны решаться с учетом мнения населения; пункт 3 ст. 18 лишает население права на местное самоуправление; пункт 1 ст. 20 включает в собственность города бесхозяйные вещи, статус которых определен ст. 225 ГК РФ и это противоречит требованиям гражданского законодательства.

Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелев В. А. просят отменить решение суда, считая его незаконным. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.

Как видно из материалов дела, суд сделал обоснованный вывод о том, что положения п. 2 ст. 16, п. 3 ст. 18 и п. 1 ст. 20 Устава города Москвы не противоречат федеральному законодательству. Так, пункт 2 ст. 16 Устава города Москвы определяет лишь орган, который осуществляет образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ. Учет мнения населения муниципальных образований предусмотрен пунктом 29 ст. 35 Устава, которым определен порядок объединения или преобразования муниципальных образований, установления или изменения их территорий.

Статья 18 Устава города Москвы определяет понятие, статус и порядок образования территориальных единиц с особым статусом. В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О статусе столицы в Российской Федерации" территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно - территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления. Правовое положение указанных административно - территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы. В судебном заседании было выяснено, что территориальные единицы с особым статусом, которые образуются Мэром г. Москвы, образуются вне территорий районов, на них отсутствует население, поэтому право граждан, в том числе не проживающих на данных территориях заявителей, на осуществление местного самоуправления не нарушается.

Содержание пункта 1 статьи 20 Устава города Москвы не противоречит статье 225 ГК РФ. При анализе оспариваемой заявителями правовой нормы и статьи 225 ГК РФ, нельзя сделать вывод о том, что в собственность города включаются бесхозяйные вещи.

Вместе с тем, третье предложение (“К источникам доходов бюджета города Москвы законом города Москвы относятся налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований”) пункта 3 ст. 29 Устава города Москвы не соответствует федеральному законодательству. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам (п. 1 ст. 55). К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся, в частности, отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам (ст. 56). К налоговым доходам местных бюджетов относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации (ст. 61). Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 63).

В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

По смыслу приведенных правовых норм, источниками бюджета субъектов Российской Федерации не могут быть налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований.

Частью 2 пункта 3 ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

Данная правовая норма устанавливает, что в г. Москве в целях сохранения единства городского хозяйства источники доходов местных бюджетов определяются законами г. Москвы. Но она не предусматривает, что налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований, являются источниками доходов бюджета города Москвы. Налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований, должны поступать в силу указанных выше федеральных законов в бюджеты муниципальных образований.

Так как судом при рассмотрении дела в этой части неправильно истолкованы правовые нормы, коллегия считает возможным отменить частично решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение о частичном удовлетворении требований заявителей.

Подлежит отмене решение суда также и в части указания на то, что заявителями не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемыми положениями Устава нарушаются их права на осуществление местного самоуправления. По ст. 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”; граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия

о п р е д е л и л а:

отменить решение Московского городского суда от 8 октября 2001 г. в части указания на то, что заявителями не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемыми положениями Устава нарушаются их права на осуществление местного самоуправления, а также в части отказа в признании противоречащим федеральному законодательству третьего предложения пункта 3 ст. 29 Закона города Москвы “Устав города Москвы” и вынести в этой части новое решение. Признать противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению третье предложение: “К источникам доходов бюджета города Москвы законом города Москвы относятся налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований.” пункта 3 ст. 29 Закона города Москвы “Устав города Москвы” от 28 июня 1995 г., в редакции Закона г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32.

В остальной части решение Московского городского суда от 8 октября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жарко В. П., Павленко А. В. и Шмелева В. А. без удовлетворения.

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка