ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 30 апреля 2010 года Дело N А26-6016/2009

     

[Суд признал недействительными действия МИФНС по снятию общества с налогового учета и постановкой его на налоговый учет в другой налоговый орган, поскольку заявитель не относится к категории организаций, в отношении которых применяются особые правила налогового учета]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корабухиной О.А., судей: Корпусовой О.А., Дмитриева В.В., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Производственное лесозаготовительное объединение" - Еремеева Ю.С. (доверенность от 21.04.2010); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия - Вышемирской О.А. (доверенность от 09.11.2009), рассмотрев 28.04.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.2009 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 (судьи: Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-6016/2009, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Производственное лесозаготовительное объединение" (далее - ООО "ПЛО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - Инспекция N 5) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - Инспекция N 10) по снятию Общества с налогового учета и постановкой его на налоговый учет в другой налоговый орган.

Решением суда первой инстанции от 22.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2010, заявленные  ООО "ПЛО" требования удовлетворены.

С кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты обратилась Инспекция N 10, которая считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемых действий налоговых органов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Инспекция N 10 просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, действия Инспекции N 5 и Инспекции N 10 по учету Общества в качестве налогоплательщика совершены во исполнение актов вышестоящих налоговых органов и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "ПЛО" просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Инспекции N 10 поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражения на них.

Инспекция N 5 надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО "ПЛО" 21.10.2008 поставлено на налоговый учет по месту своего нахождения в Инспекции N 5, что подтверждается свидетельством о постановке на учет.

Инспекция N 5 направила заявителю уведомление от 14.05.2009 N 07-06/13753 о снятии ООО "ПЛО" с учета в Инспекции N 5 и постановке его на учет в Инспекции N 10 в связи с изменением границ территории, подведомственной этому налоговому органу, ссылаясь при этом на приказ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 29.12.2008.

Письмом от 18.05.2009 N 05-06/5121 Инспекция N 10 направила Обществу свидетельство о постановке на учет в данном налоговом органе.

ООО "ПЛО", считая действия налоговых органов не соответствующими пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 83, статье 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушающими его права в сфере хозяйственной деятельности, оспорило их в арбитражном суде. По мнению Общества, незаконные действия налоговых органов по изменению порядка налогового учета возлагают на него дополнительное бремя материальных и временных затратах при осуществлении прав и обязанностей налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом, расположенным вне места его нахождения.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходили из того, что в силу статей 83 и 84 НК РФ у налоговых органов отсутствовали законные основания для снятия заявителя с налогового учета в Инспекции N 5 и постановке на учет в Инспекцию N 10, поскольку заявитель не относится к категории организаций, в отношении которых применяются особые правила налогового учета.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции N 10.

Согласно статье 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Исключением из этого правила являются особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков, а также иностранных лиц и иностранных граждан, которые вправе определять и устанавливать только Министерство финансов Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 названного Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации в императивной форме устанавливают исключительную компетенцию Министерства финансов Российской Федерации как в определении особенностей постановки на налоговый учет отдельных категорий налогоплательщиков, прямо оговоренных в Кодексе, так и в установлении порядка налогового учета организаций не по месту их нахождения.

В данном случае из материалов дела следует и Инспекцией N 10 не оспаривается, что Общество как российская организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков и в соответствии с пунктом 3 статьи 83 НК РФ подлежит налоговому учету в налоговом органе по месту его нахождения, то есть в Инспекции N 5.

Инспекция N 10 указывает на то, что ООО "ПЛО" переведено на налоговый учет в этот налоговый орган как иной налогоплательщик, подлежащий учету на подведомственной территории, включающей все административно-территориальные образования Республики Карелия по отраслевому признаку с учетом критериев, содержащихся в письме Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 23.09.2008 N 02-22/-09099, и в соответствии с Порядком постановки на учет налогоплательщиков в Инспекции N 10, утвержденным Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 15.01.2009.

Согласно названному Порядку в списки налогоплательщиков, подлежащих администрированию в Инспекции N 10, включаются налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, и налогоплательщики, взаимозависимые с ними, а также основные налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов на всей территории Республики Карелия.

Названные документы изданы Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в целях повышения эффективности работы Инспекции N 10, которая ранее до издания приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2008 N ММ-3-4/572 "О структуре управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия" осуществляла функции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы должны действовать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменение границ административно-территориальных образований, а также критериев и порядка налогового учета налогоплательщиков, отличных от тех, которые установлены статьями 83 и 84 НК РФ, не входит в компетенцию территориальных управлений Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах и вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц. При этом под установленным порядком понимается тот порядок учета, который предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации, а не ведомственными актами налоговых органов.

В данном случае порядок учета ООО "ПЛО" как налогоплательщика, предусмотренный статьями 83 и 84 НК РФ, был нарушен.

При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно признали действия Инспекции N 5 и Инспекции N 10 по изменению места налогового учета Общества не соответствующими закону.

В доводах кассационной жалобы Инспекция N 10 указывает на то, что изменение порядка налогового учета ООО "ПЛО" не затрагивает его права в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем налоговый орган не учитывает то, что предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности налоговых органов корреспондируются в соответствии с пунктом 2 статьи 22 НК РФ с правами налогоплательщиков и обеспечивают их.

Так, в частности обязанности налогового органа по ведению в установленном порядке налогового учета корреспондирует право налогоплательщика получать от Инспекции по месту своего учета, то есть по месту своего нахождения, всю обусловленную частью 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ информацию, формы налоговых деклараций (расчетов), разъяснений по порядку их заполнения, представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через своего представителя, давать налоговому органу пояснения по исчислению и уплате налогов.

В данном случае названные права Общества, предусматривающие его непосредственное взаимодействие с налоговым органом по месту нахождения при осуществлении предпринимательской деятельности, не соблюдаются по основаниям, не предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщика.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли действия Инспекции N 5 и Инспекции N 10 по изменению порядка налогового учета ООО "ПЛО" нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности.

Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу N А26-6016/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.И.Корабухина

Судьи:
В.В.Дмитриев
О.А.Корпусова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка