ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2011 года Дело N А12-17287/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,

при участии представителей:

заявителя - Тетерина А.В. (доверенность от 03.06.2011 б/н),

в отсутствие:

ответчика - извещен, не явился,

третьего лица - извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г. Волгоград, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.12.2010 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)

по делу N А12-17287/2010

по заявлению закрытого акционерного общества «Красноармейский хлеб», г. Волгоград (ИНН 3448019698, ОГРН 1023404355622) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным представления от 26.07.2010 N 07-08/52/07-14-09-2929, при участии третьего лица: Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Красноармейский хлеб» (далее - ЗАО «Красноармейский хлеб», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора, административный орган, ответчик) о признании недействительным представления административного органа от 26.07.2010 N 07-08/52/07-14-09-2929.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.12.2010, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе ТУ Росфиннадзора просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении требований Общества отказать, оставить в силе обжалуемое предписание.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Красноармейский хлеб» обратилось в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области с заявлением о включении общества в реестр на получение субсидии из федерального и областного бюджетов на условиях, установленных постановлением администрации Волгоградской области от 04.05.2009 N 113-П, по кредиту в размере 30 000 000 рублей в форме кредитной линии сроком до 10.06.2009 с уплатой 14% годовых, полученному обществом в открытом акционерном обществе «Банк Возрождение» в соответствии с кредитным договором от 14.08.2008 N 169/08 Ю, предоставленным для пополнения оборотных средств с целью осуществления основной текущей хозяйственной деятельности (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 были утверждены «Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях» (далее - Правила N 90), которые устанавливали порядок распределения и предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией (пункт 8 Правил N 90).

Пунктом 9 Правил N 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат.

ЗАО «Красноармейский хлеб», что сторонами не оспаривается и следует из заявления общества о включении в реестр на получение субсидий из федерального и областного бюджетов и приложенного к нему пакета документов, представлены все необходимые документы для принятия решения о включении в реестр получателей субсидий.

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области принял решение о предоставлении обществу субсидий в заявленном размере, которые были получены заявителем в установленном порядке.

В соответствии с поручением Федеральной службы финансово бюджетного надзора от 03.02.2010 N 43-01-02-25/394 ТУ Росфиннадзора в период с 16.06.2010 по 14.07.2010 проведена проверка правомерности получения Обществом субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года на закупку отечественной муки для изготовления хлебобулочных изделий в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

Административный орган пришел к выводу, что Обществом неправомерно получена субсидия на возмещение части затрат по кредиту (займу) на срок до 1 года за счет средств федерального бюджета в сумме 148 196 рублей, и необоснованно представлен расчет в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области на получение субсидии в сумме 48 802 рубля за счет средств бюджета Волгоградской области.

По результатам проверки составлены акт от 14.07.2010 и заключение от 22.07.2010 по возражениям ЗАО «Красноармейский хлеб» на акт проверки от 14.07.2010, которым не приняты возражения на акт проверки.

На основании акта от 14.07.2010 ТУ Росфиннадзора вынесено представление от 26.07.2010 N 07-08/52/07-14-09-2929, в котором Обществу предписано принять меры к возмещению неправомерно полученной из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 148 196 рублей.

Полагая указанное представление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями статьи 268 БК РФ, пунктами 3, 4, 6 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы вправе осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 БК РФ).

Согласно статье 6 БК РФ к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

ЗАО «Красноармейский хлеб» как коммерческая организация в качестве получателя бюджетных средств в статье 6 БК РФ не поименована, в связи с чем суды пришли к правильному выводу, что общество не может являться получателем средств из бюджета в понятии, приведенном в бюджетном законодательстве. Субсидии, полученные обществом, поступают непосредственно в его собственность.

Частью 2 статьи 284 БК РФ предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном названным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

В рассматриваемом случае Административный регламент не препятствует ТУ Росфиннадзора в отношении коммерческой организации провести встречную проверку и составить акт.

Однако, вынесение по результатам проверки представления в адрес заявителя в соответствии с пунктом 123 Административного регламента незаконно, поскольку, как указано выше, Общество не является получателем бюджетных средств, в то время как представление подлежит вынесению при установлении ненадлежащего исполнения бюджетного процесса.

Также отклоняется довод ТУ Росфиннадзора о том, что Обществом представлена неполная и недостоверная информации по вопросу использования кредита, поскольку данный довод направлен на переоценку установленных судом обстоятельств.

Для получения субсидий заемщики должны представлять в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области документы, перечень которых предусмотрен пунктом 10 «Порядка возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Волгоградской области части затрат на уплату процентов по кредитам и займам», утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009 N 113-п (далее - Порядок).

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что Общество представило в Комитет предусмотренные указанным Порядком, а также Правилами N 90 документы, необходимые для принятия решения о включении его в реестр получателей субсидий из федерального бюджета.

Данное обстоятельство объективно подтверждается заявлением Общества о включении его в реестр на получение субсидий из федерального бюджета и приложенным к нему пакетом документов.

При этом акт проверки от 14.07.2009 не содержит сведений о представлении Обществом неполного пакета документа, а равно представления документов, не соответствующих установленным требованиям, необходимых для принятия решения о включении его в реестр получателей субсидий.

Судами обоснованно отмечено, что ни вышеуказанный Порядок, ни Правила N 90 не предусматривают необходимости предоставления дополнительных, кроме установленных, документов, подтверждающих факт и целевое использование кредитных средств.

При таких обстоятельствах судами правомерно указано, что вывод ответчика о нарушении Обществом требований пункта 8 Правил N 90 пунктов 9, 10 Порядка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В рассматриваемом случае законных оснований для возврата Обществом в бюджет полученных субсидий не имеется, поскольку Соглашение о предоставлении субсидий недействительным не признано.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по делу N А12-17287/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Э.Г.Баширов
Судьи
С.В.Мосунов
Е.П.Герасимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка