ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2011 года Дело N А12-16902/2010
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г. Волгоград, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2010 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-16902/2010
по заявлению открытого акционерного общества «Хлебозавод N 5», г. Волгоград (ИНН 3445050019; ОГРН 1023403848357) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным представления от 21.07.2010 N 07-08/56/07-14-09/2870, при участии заинтересованного лица: Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Хлебозавод N 5» (далее - ОАО «Хлебозавод N 5», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора, административный орган, ответчик) о признании недействительным представления административного органа от 21.07.2010 N 07-08/56/07-14-09/2870.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.12.2010, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росфиннадзора просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении требований Общества отказать, оставить в силе обжалуемое предписание.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ОАО «Хлебозавод N 5» обратилось в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области с заявлением о включении общества в реестр на получение субсидии из федерального и областного бюджетов на условиях, установленных постановлением администрации Волгоградской области от 04.05.2009 N 113-П, по кредиту в размере 110 000 000 рублей (с лимитом задолженности в 55 000 000 рублей) в форме кредитной линии сроком до 12.06.2009 с уплатой 14% годовых, полученным обществом в открытом акционерном обществе «Банк Возрождение» в соответствии с кредитным договором от 17.06.2008 N 125/08-Ю, предоставленным для пополнения оборотных средств с целью осуществления основной текущей хозяйственной деятельности, в том числе на закупку муки (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 были утверждены «Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях» (далее - Правила N 90), которые устанавливали порядок распределения и предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией (пункт 8 Правил N 90).
Пунктом 9 Правил N 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат.
ОАО «Хлебозавод N 5», что сторонами не оспаривается и следует из заявления общества о включении в реестр на получение субсидий из федерального и областного бюджетов и приложенного к нему пакета документов, представлены все необходимые документы для принятия решения о включении в реестр получателей субсидий.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области принял решение о предоставлении обществу субсидий в заявленном размере, которые были получены заявителем в установленном порядке.
В соответствии с поручением Федеральной службы финансово бюджетного надзора от 03.02.2010 N 43-01-02-25/394 ТУ Росфиннадзора в период с 02.06.2010 по 09.07.2010 проведена проверка правомерности получения Обществом субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года на закупку отечественной муки для изготовления хлебобулочных изделий в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Административный орган пришел к выводу, что Обществом неправомерно получена субсидия на возмещение части затрат по кредиту (займу) на срок до 1 года за счет средств федерального бюджета в сумме 154 934 рубля, и необоснованно представлен расчет в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области на получение субсидии в сумме 54 554 рубля за счет средств бюджета Волгоградской области.
По результатам проверки составлены акт от 09.07.2010 и заключение от 19.07.2010 по возражениям ОАО «Хлебозавод N 5» на акт проверки от 09.07.2010, которым не приняты возражения на акт проверки.
На основании акта от 09.07.2010 ТУ Росфиннадзора вынесено представление от 21.07.2010 N 07-08/56/07-14-09/2870, в котором Обществу предписано принять меры к возмещению неправомерно полученной из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 154 934 рубля.
Полагая указанное представление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 268 БК РФ, пунктами 3, 4, 6 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы вправе осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 БК РФ).
Согласно статье 6 БК РФ к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
ОАО «Хлебозавод N 5» как коммерческая организация в качестве получателя бюджетных средств в статье 6 БК РФ не поименована, в связи с чем суды пришли к правильному выводу, что общество не может являться получателем средств из бюджета в понятии, приведенном в бюджетном законодательстве. Субсидии, полученные обществом, поступают непосредственно в его собственность.
Частью 2 статьи 284 БК РФ предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном названным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
В рассматриваемом случае Административный регламент не препятствует ТУ Росфиннадзора в отношении коммерческой организации провести встречную проверку и составить акт.
Однако, вынесение по результатам проверки представления в адрес заявителя в соответствии с пунктом 123 Административного регламента незаконно, поскольку, как указано выше, Общество не является получателем бюджетных средств, в то время как представление подлежит вынесению при установлении ненадлежащего исполнения бюджетного процесса.
Также отклоняется довод ТУ Росфиннадзора о том, что Обществом представлена неполная и недостоверная информации по вопросу использования кредита, поскольку данный довод направлен на переоценку установленных судом обстоятельств.
Для получения субсидий заемщики должны представлять в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области документы, перечень которых предусмотрен пунктом 10 «Порядка возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Волгоградской области части затрат на уплату процентов по кредитам и займам», утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009 N 113-п (далее - Порядок).
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что Общество представило в Комитет предусмотренные указанным Порядком, а также Правилами N 90 документы, необходимые для принятия решения о включении его в реестр получателей субсидий из федерального бюджета.
Данное обстоятельство объективно подтверждается заявлением Общества о включении его в реестр на получение субсидий из федерального бюджета и приложенным к нему пакетом документов.
При этом акт проверки от 09.07.2009 не содержит сведений о представлении Обществом неполного пакета документа, а равно представления документов, не соответствующих установленным требованиям, необходимых для принятия решения о включении его в реестр получателей субсидий.
Судами обоснованно отмечено, что ни вышеуказанный Порядок, ни Правила N 90 не предусматривают необходимости предоставления дополнительных, кроме установленных, документов, подтверждающих факт и целевое использование кредитных средств.
Согласно материалам дела и акту проверки от 09.07.2010, основной долг по кредитному договору от 17.06.2008 N 125/08-Ю, заключенному с открытым акционерным обществом Банком «Возрождение», в сумме 55 000 000 рублей и проценты погашены своевременно и в полном объеме.
При таких обстоятельствах судами правомерно указано, что вывод ответчика о нарушении Обществом требований пункта 8 Правил N 90 пунктов 9, 10 Порядка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В рассматриваемом случае законных оснований для возврата Обществом в бюджет полученных субсидий не имеется, поскольку Соглашение о предоставлении субсидий недействительным не признано.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А12-16902/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий
судья
Э.Г.Баширов
Судьи
С.В.Мосунов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка