ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  


от 24 мая 2001 года N 150
г. Иваново


О результатах тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного
бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы



Рассмотрев справку контрольно-счетной палаты по результатам тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы, замечания и пояснения к справке, представленные директором фонда, акт встречной проверки, проведенной в ЗАО «Гривна» г.Иванова, замечания к данному акту руководства ЗАО «Гривна», решение коллегии контрольно-счетной палаты по результатам проверки от 14 мая 2001 года N 5/1 (приложение N 1), сведения о нецелевом использовании фондом средств областного бюджета за 1998-2000 годы (приложение N 2), в порядке исполнения постановления Законодательного Собрания Ивановской области от 15 февраля 2001 года N 44 Законодательное Собрание Ивановской области

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:


1. Утвердить результаты тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы, проведенной контрольно-счетной палатой. Считать данную проверку законченной.

2. Согласиться с выводами контрольно-счетной палаты, сделанными в ходе проверки и утвержденными решением коллегии контрольно-счетной палаты по данному вопросу от 14 мая 2001 года N 5/1 (приложение N 1).

3. Направить предложения контрольно-счетной палаты по результатам тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы (приложение N 3) Ивановскому государственному фонду поддержки малого предпринимательства, попечительскому совету фонда, финансовому управлению администрации Ивановской области, главному управлению экономического развития и торговли администрации Ивановской области, администрации Ивановской области, органам местного самоуправления города Иванова для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

4. Направить материалы проверки Главе администрации Ивановской области, органам местного самоуправления города Иванова и в соответствии с заключенными соглашениями в надзорные, правоохранительные и контрольные органы.

5. Рекомендовать администрации Ивановской области и попечительскому совету фонда привести устав Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства в соответствие с действующим законодательством.

6. Включить в реестр собственности Ивановской области Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Оформить выделенные в 1996-2000 годах фонду средства областного бюджета на финансирование программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на общую сумму 6803,6 тыс.руб. как собственность Ивановской области, переданную фонду в оперативное управление.

7. Рекомендовать попечительскому совету Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства освободить от занимаемой должности директора фонда Каталова А.Л.. О принятом решении проинформировать Главу администрации Ивановской области и Законодательное Собрание Ивановской области.

8. Восстановить как целевые средства в сумме 4695 тыс.руб. и 1013,8 тыс.руб., использованные фондом не по целевому назначению (приложение N 2), и направить их на поддержку малого предпринимательства.

9. Опубликовать настоящее постановление в «Собрании законодательства Ивановской области».



ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

В.С. ГРИШИН




Приложение N 1
к постановлению Законодательного Собрания Ивановской области
от 24 мая 2001 года N 150

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Коллегия контрольно-счетной палаты

РЕШЕНИЕ


от 14 мая 2001 года N 5/1

 г.Иваново

О результатах тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы.

Рассмотрев справку контрольно-счетной палаты по результатам тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы, замечания и пояснения к справке, представленные директором фонда, акт встречной проверки, проведенной в ЗАО «Гривна», замечания к данному акту руководства ЗАО «Гривна», сведения о нецелевом использовании фондом средств областного бюджета за 1998-2000 годы, на основании статьи 15 Закона Ивановской области «О контрольно-счетной палате» от 20 ноября 1997 года N 31-ОЗ (в действующей редакции) и в соответствии с Положением о контрольно-счетной палате, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 22 января 1998 года N 27, коллегия контрольно-счетной палаты РЕШИЛА:

1. Утвердить справку контрольно-счетной палаты по результатам тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы. Считать данную проверку законченной.

2. Отметить, что в ходе проверки установлено следующее:

2.1. Согласно уставу Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (сокращенно - фонд, ИГФПМП) является некоммерческой организацией, созданной в соответствии со статьей 118 Гражданского кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В связи с этим особенностью функционирования фонда как некоммерческой организации является следующее: «Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда…Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе… Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества …».

Пункт 4.2 устава фонда предусматривает, что имущество фонда формируется среди прочих источников за счет «средств областного и местных бюджетов». Данное положение устава нарушают: во-первых, бюджетные полномочия Законодательного Собрания в части областного бюджета, во-вторых, права органов местного самоуправления (неопределенного круга муниципальных образований), гарантированные статьями 12, 15, 130-132 Конституции РФ, Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», Уставом (Основным Законом) Ивановской области, в-третьих, нарушает статью 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», не предусматривающего создания (образования) «смешанных» фондов субъектов РФ и муниципальных образований и (или) совместное их участие в фондах.

До внесения изменений в устав фонда 22 февраля 2000 года директор являлся «распорядителем кредитов фонда». В новой редакции эти функции отнесены к компетенции дирекции фонда.

В соответствии с пунктом 7.7. устава фонда «контроль за использованием бюджетных средств фонда осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ и Ивановской области».

2.2. Для определения текущих основных направлений кредитной политики фонда и для осуществления процедуры санкционирования решений финансирования (кредитования) мероприятий региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства попечительским советом фонда был создан коллегиальный орган ИГФПМП (протокол попечительского совета N 4 от 17 октября 1997 года) - кредитный комитет. При этом кредитный комитет фонда согласно Положению о нем имел право принимать решения о финансировании мероприятий по поддержке малого предпринимательства в объемах до 100 тыс.руб. с последующим представлением отчета на попечительский совет об использовании средств фонда. Положением о кредитном комитете были определены конкретные функции кредитного комитета, полномочия и обязанности председателя и членов кредитного комитета, а также регламент работы кредитного комитета.

Согласно изменениям, внесенным в устав ИГФПМП, утвержденным протоколом попечительского совета N 1 от 9 февраля 2000 года, была создана дирекция фонда - исполнительный и распорядительный орган фонда, возглавляемый директором фонда. К компетенции дирекции в числе прочего было отнесено принятие решений о финансировании инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, использование фондом заемных ресурсов для развития и поддержки малого предпринимательства, принятие решений о заключении фондом договоров на суммы, превышающие 10 процентов от активов баланса фонда ( на 1 января 2000 года данная сумма составила 1226,6 тыс.руб.). У вновь созданной дирекции фонда недостаточно детально и конкретно разработан регламент ее работы, в результате чего вырос риск произвольной трактовки и исполнения принимаемых ею решений в отношении целевых средств, в том числе средств областного бюджета.

2.3. Фонд вместе с управлением экономики и прогнозирования администрации области (УЭП) являлся ответственным исполнителем программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 1998, 1999, 2000 годы. Ни одна из названных годовых программ не исполнена в полном объеме. Согласно отчетам об исполнении бюджета фонда за проверяемый период ИГФПМП, в соответствии с задачами программ фондом было «аккумулировано» в 1998, 1999 и 2000 годах соответственно 4309,8 тыс.руб., 5691,8 тыс.руб., 13082,5 тыс.руб., из которых израсходовано на финансирование программ - 3755,6 тыс.руб. (87,1% от «аккумулированных» средств), 4890,4 тыс.руб. (85,9%), 7828,7 тыс.руб. (59,8%). ИГФПМП в 2000 году имел свободные целевые средства: Федерального фонда ПМП в сумме 308,9 тыс.руб., федерального бюджета - 559,44 тыс.руб., областного бюджета - 1074,8 тыс.руб., бюджетов муниципальных образований области - в сумме 90 тыс.руб. . Всего в течение 2000 года свободные целевые ресурсы составили 2033,1 тыс. руб., более 50% которых были использованы на содержание аппарата и прочие расходы фонда. За период с 1996 года по 2000 год отвлечение целевых источников на содержание аппарата фонда и прочие расходы составило 1157,9 тыс.руб., в том числе в 2000 году - 1013,8 тыс.руб.. Имела место постоянная положительная динамика роста расходов на содержание аппарата фонда.

Финансирование программ осуществлялось по 7 разделам (направлениям). Основная сумма средств направлялась фондом на расходы по разделу (направлению) «Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка субъектов малого предпринимательства». В 1998 году на эти цели было направлено за счет всех источников 3664,9 тыс. руб. (97,6% к общей сумме расходов по программе), в 1999 году - 4598,7 тыс. руб. (94%), в 2000 году - 7473,2 тыс. руб. (95,5%). Расходы по 4 разделам (направлениям) программ («Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства», «Подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства», «Работа со средствами массовой информации», «Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства») по сравнению с расходами по разделу «Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка субъектов малого предпринимательства» были незначительны. По разделу (направлению) «Нормативно-правовое обеспечение» за три года не было потрачено ни одного рубля, а расходы по разделу (направлению) «Информационное и методическое обеспечение предпринимательства и системы его поддержки» были профинансированы лишь в 1999 году в сумме 1 тыс.руб. .

Все отчеты об исполнении бюджета ИГФПМП за 1998, 1999, 2000 годы утверждены попечительским советом фонда единогласно (председатель совета - начальник областного УЭП Иванов Л.Г.). При этом данные о рассмотрении попечительским советом фонда оперативных отчетов об использовании «аккумулированных» фондом средств на реализацию программ (квартальных и полугодовых) отсутствуют. Отчет о реализации программ по завершении каждого отчетного года в Законодательное Собрание Ивановской области ответственными исполнителями УЭП и ИГФПМП, как это было предусмотрено программами, на рассмотрение не представлялся. Данные о публикации отчетов отсутствуют. Сведения об утверждении Законодательным Собранием Ивановской области отчетов об исполнении бюджетов фонда и (или) отчетов об исполнении программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 год отсутствуют.

2.4. Структура доходов бюджета фонда не отражает в полной мере особенность формирования средств фонда. По способу формирования источники средств фонда делятся на целевые и собственные. К целевым источникам, предназначенным на финансирование годовых программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства, относятся средства областного бюджета, средства бюджетов муниципальных образований, средства федерального бюджета, средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (сокращенно - ФФПМП), привлеченные средства сторонних организаций. К собственным источникам средств фонда относятся доходы и поступления от деятельности фонда, остающиеся в его распоряжении, то есть проценты от предоставления кредитов и прочие доходы (выручка от реализации работ и услуг, арендная плата, штрафы, пени). Целевые средства, и средства областного бюджета в частности, в связи с их особым характером использования не являются источниками доходов фонда.

Согласно данным отчетов об исполнении бюджета фонда целевые средства фонда за весь период деятельности фонда с 1996 по 2000 год включительно составили 16573,7 тыс.руб., а с учетом возврата заемных средств в сумме 14071,3 тыс.руб. - 30645 тыс.руб.. Собственные средства фонда составили 4916,2 тыс.руб.. Однако в течение 5 лет (с1996 по 2000 годы) часть средств была возвращена органам, их выдавшим, а за пользование частью этих средств уплачены проценты. В результате по состоянию на 1 января 2001 года целевых средств у фонда было 12423,7 тыс.руб., а с учетом возврата заемных средств - 26495 тыс.руб.. Собственные средства фонда составили 2907,2 тыс.руб.. При этом большую часть целевых средств фонда - 54,8% (6803,6тыс.руб.) составляли средства областного бюджета, 28,3% (3517,1 тыс.руб.) - средства федерального бюджета, 8,4% (1043 тыс.руб.) - средства бюджетов муниципальных образований, 8,5% (1060 тыс.руб.) - привлеченные средства сторонних организаций. Полученные в 1996-1997 годах средства ФФПМП в сумме 3500 тыс.руб. (из них 100 тыс.руб. невозвратных) по состоянию на 01.01.2001 возвращены Федеральному фонду ПМП в сумме 3400 тыс.руб. с процентами за их использование.

2.5. В 1998 и 1999 годах из областного бюджета на реализацию программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 и 1999 годы ИГФПМП были выделены средства в сумме 900 тыс.руб. на возвратной основе (беспроцентные ссуды со сроком погашения 25 и 31 декабря 1999 года). В течение 2000 года предоставленные в 1998 и 1999 годах ссуды на общую сумму 900 тыс.руб. не были возвращены в областной бюджет, документов об этом не представлено.

2.6. В 2000 году администрацией Ивановской области был разработан особый порядок финансирования из областного бюджета расходов на поддержку малого бизнеса и предпринимательства. Постановлением Главы администрации Ивановской области от 30 мая 2000 года N 446 было утверждено Положение о порядке финансирования указанных мероприятий, Положение о комиссии Правительства Ивановской области по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и ее состав. Функции главного распорядителя средств областного бюджета, выделяемых на поддержку малого бизнеса и предпринимательства в Ивановской области, названным выше постановлением были возложены на управление экономики и прогнозирования администрации области (УЭП, руководитель - Иванов Л.Г., он же утвержден председателем комиссии). Получателем бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, был назван ИГФПМП.

В то же время, несмотря на наличие постановления Главы администрации области от 30 мая 2000 года N 446, основополагающими бюджетными документами (бюджетной росписью и законом о бюджете) фонд не определен получателем средств областного бюджета в 2000 году.

2.7. Согласно кодам функциональной и экономической классификации расходов бюджетов средства областного бюджета в 2000 году планировалось выделить на исполнение Программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства, утвержденной Законодательным Собранием, в виде текущего финансирования. В 2000 году ИГФПМП получил на указанные выше цели из областного бюджета средства в сумме 3795 тыс.руб. В связи с тем, что фонд не определен получателем средств областного бюджета на 2000 год, средства, перечисленные ему из областного бюджета, являются использованными не по целевому назначению и, на основании статей 282, 283, 289 Бюджетного кодекса РФ, должны быть возвращены в бюджет как нецелевые.

Форма предоставления средств из областного бюджета фонду в виде текущего финансирования является неэффективной и не соответствует действующему законодательству в части расходов, связанных с выделением из бюджета средств юридическим лицам. Средства, полученные фондом из бюджета в виде текущего финансирования, становятся имуществом фонда, которое фонд использует на содержание аппарата и как собственные кредитные ресурсы. Доходы от использования таких ресурсов фонд направляет на собственные нужды. Бюджетный кодекс РФ предусматривает возможность кредитования юридических лиц как на возвратной, так и на безвозвратной основе. При этом при безвозвратном финансировании предусматривается капитализация бюджетных средств в уставных капиталах финансируемых юридических лиц, то есть участие в их собственности.

2.8. В 2000 году областным финансовым управлением (Грузнов А.П.), областным управлением экономики и прогнозирования (Иванов Л.Г) и ИГФПМП (Каталов А.Л.) при исполнении расходов областного бюджета по финансированию Программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области не были соблюдены статьи 155, 156, 162, 215, 216, 240 Бюджетного кодекса РФ. По факту получения областных бюджетных ассигнований фонд являлся получателем средств областного бюджета. В результате как получатель средств областного бюджета должен был иметь смету на расходование бюджетных средств, вести учет полученных бюджетных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учету бюджетных средств, своевременно представлять отчетность по установленной форме об использовании бюджетных средств. При этом учет поступления и расходования бюджетных средств должен был вестись фондом в учреждении ЦБ РФ. Аналогичное замечание в отношении учета поступления и расходования бюджетных средств относится к областному финансовому управлению, как органу, исполняющему бюджет. Облфинуправление на основании статей 155, 156, 214, 240 Бюджетного кодекса РФ не должно иметь счетов для учета средств бюджета ни в каких коммерческих банках на территории Ивановской области. На основании указанных выше статей, а также в связи с отсутствием оформленной по установленной форме бюджетной росписи на 2000 год, УЭП не имело полномочий для перечисления средств областного бюджета со своего текущего счета, открытого в ГРКЦ ЦБ РФ по Ивановской области, на расчетный счет фонда в АКБ «Кранбанк».

2.9. Комиссия Правительства Ивановской области по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства приняла решение направить средства областного бюджета в сумме 3 млн. руб. на погашение задолженности ИГФПМП перед ФФПМП (протоколы заседаний N 4 от 26 октября 2000 года, N 5 от 15 ноября 2000 года, N 6 от 9 декабря 2000 года). То есть средства ФФПМП были замещены средствами областного бюджета. Кроме того, этой же комиссией было принято решение о безвозмездном финансировании проекта негосударственного образовательного учреждения «Ивановский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов малого предпринимательства» по расширению деятельности по подготовке кадров и информационному обеспечению малого предпринимательства в сумме 200 тыс.руб. (протокол заседания N 3 от 9 августа 2000 года). Данное решение комиссии о безвозмездном финансировании проекта негосударственного образовательного учреждения в сумме 200 тыс.руб. было принято с нарушением порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, установленном статьей 80 Бюджетного кодекса РФ.

Программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2000 год не предусматривала вышеназванных мероприятий, то есть средства областного бюджета в сумме 3,2 млн.руб. использованы не по целевому назначению. В результате комиссией Правительства Ивановской области были превышены ее полномочия, определенные Положением о комиссии, утвержденным постановлением Главы администрации Ивановской области от 30 мая 2000 года N 446, в части распределения средств областного бюджета в 2000 году на общую сумму 3,2 млн.руб.. Финансирование в 2000 году нецелевых расходов явилось одной из причин неисполнения Программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2000 год.

Представленные в период проверки протоколы заседаний комиссии Правительства Ивановской области свидетельствуют о том, что вопросы определения приоритетности направлений программ и проектов и их конкурсного отбора данной комиссией не рассматривались. Согласно предоставленным протоколам комиссии решения принимались по предоставленным фондом проектам положительные.

В нарушение действующего Положения о комиссии займы из средств областного бюджета в ряде случаев в 2000 году предоставлялись без решения комиссии Правительства Ивановской области. Без рассмотрения комиссии предоставлены займы ООО «Ланд» в сумме 161 тыс. руб., ЧП Голубеву Д.В. - в сумме 60 тыс. руб., ООО “Полимерстрой” в сумме 370 тыс. руб. (Решения принимались дирекцией фонда).

2.10. Контроль за использованием средств областного бюджета по финансированию Программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2000 год был недостаточен и неэффективен. При выделении средств областного бюджета ни вышеназванной комиссией, ни органом, исполняющим бюджет области (облфинуправлением), ни главным распорядителем средств областного бюджета (УЭП), ни попечительским советом фонда не произведена оценка имеющейся задолженности по средствам ФФПМП, предоставленным в виде займов, замещенными средствами областного бюджета, и соответственно не проанализирована эффективность вложения бюджетных средств. В течение срока использования средств ФФПМП ИГФПМП допускались серьезные просчеты при определении кредитоспособности заемщиков. В результате просроченная задолженность по займам, предоставленным за счет средств ФФПМП, составила на 1 января 2001 года - 963,7 тыс. руб. или 35,8% в общей сумме задолженности по этим займам. Большая часть (1842,3 тыс.руб., или 61,4% от общей суммы выделенных средств) из выделенных в 2000 году 3 млн.руб. на погашение задолженности фонда перед ФФПМП средств областного бюджета использована на замещение фактически утраченных фондом средств Федерального фонда ПМП.

2.11. В составе срочной задолженности в сумме 1727,4 тыс. руб. по займам, предоставленным за счет средств ФФПМП, числится срочная задолженность по займу, предоставленному ЗАО «Гривна» в сумме 878,6тыс. руб., что составляет 50,8% от общей суммы срочной задолженности. В ходе проверки установлено, что учредителями ЗАО «Гривна» согласно учредительному договору от 22.05.98 являются физические лица - сотрудники ИГФПМП во главе с директором фонда - Каталовым А.Л..

Установлено, что в течение двух лет фонд активно кредитовал ЗАО «Гривна» под инвестиционный проект «Организация свиноводческого комплекса по репродукции племенного поголовья свиней и производству кормов», при этом согласно уставу и данным регистрации Ивоблгоскомстата сельскохозяйственная деятельность не является основным видом деятельности общества. ИГФПМП при рассмотрении бизнес-плана общества не принял во внимание явное занижение затрат на откорм свиней и соответственно завышение суммы прибыли. На момент заключения договора займа выделенные фондом средства не были обеспечены залоговым имуществом. Договор залога заключен только через год. Кроме денежных средств фондом по договору внутреннего долгосрочного финансового лизинга обществу переданы 31 голова свиней на сумму 74,6 тыс. руб.

В ходе проверки установлено, что до марта 2000 г. решения о выдаче кредита ЗАО «Гривна» принимал кредитный комитет фонда, с марта 2000 г. решения о кредитовании принимала дирекция фонда. Кредитование ЗАО «Гривна» осуществлялось небольшими суммами практически ежемесячно. Начиная с ноября 1998 г. по август 2000 г., было выдано 878,6 тыс.руб. В октябре 1999 г. задолженность общества фонду по кредиту превысила сумму 350 тыс. руб., утвержденную попечительским советом. Дальнейшее финансирование на попечительском совете не утверждалось и, следовательно, кредитный комитет общества и дирекция фонда превысили свои полномочия при решении вопроса о выделении средств ЗАО «Гривна» на сумму 528,6 тыс. руб.

 За период кредитования общества фондом не проведено ни одной проверки использования выданных им средств. В результате бесконтрольности и безответственности в принятии решений полностью утрачен предмет лизинга и основная сумма займа на общую сумму 953,2 тыс.руб.

2.12. Действующим законодательством и нормативно-правовыми актами РФ и Ивановской области, решениями попечительского совета ИГФПМП в проверяемом периоде фонду были предоставлены широкие полномочия в осуществлении поставленных перед ним задач. В частности, фондом фактически самостоятельно определялись сроки предоставления займов, процентная политика и направления расходования средств, полученных в виде доходов от собственной деятельности. До внесения изменений в устав фонда 22 февраля 2000 года, действующие документы предусматривали согласование объектов предоставления кредитных ресурсов. После внесения изменений в устав фонда 22 февраля 2000 года директор и вновь созданная дирекция фонда фактически получили право распоряжаться средствами фонда в полном объеме, лишь информируя попечительский совет фонда о своей деятельности. При этом устав фонда или какой-либо другой документ не содержит описания процедуры контроля попечительского совета за деятельностью фонда. В связи с этим роль попечительского совета в 1998 - 2000 годах фактически была сведена к утверждению отчетов об исполнении бюджетов фонда и одобрению инвестиционных проектов, представленных руководством фонда. Проведение аудиторских проверок деятельности фонда, как это было предусмотрено уставом, советом не назначалось. По отдельным фактам своей деятельности дирекция и директор фонда не информировали попечительский совет о своей деятельности, а совет не принимал никаких мер, чтобы получить такую информацию. В результате от попечительского совета дирекцией и директором фонда было получено согласие на финансирование заведомо убыточных инвестиционных проектов ЗАО «Гривна», ООО «Новые технологии» и ряда других (согласно представленным в ходе проверки документам). При этом кредитный комитет и дирекция фонда превысили свои полномочия при решении вопроса о выделении средств ЗАО «Гривна» на сумму 528,6 тыс.руб. С превышением полномочий кредитным комитетом фонда в 1999 году разрешена выдача займа в сумме 250 тыс. рублей ЧП Расчетову А.Ю., в сумме 200 тыс. рублей - ООО ПКФ “Бемби”. Попечительский совет фонда не был информирован о предоставлении займа на покупку квартиры заместителю директора фонда Садовникову С.В. за счет целевых средств в отсутствие собственных источников. Таким образом, попечительским советом фонда не были исполнены в полном объеме функции, относящиеся к его компетенции в соответствии с уставом.

2.13. Финансово-кредитная и инвестиционная политика фонда была недостаточно эффективной. В общем объеме привлеченных источников финансирования средства ФФПМП составили 39%, средства областного бюджета - 20%, целевые средства федерального бюджета - 28%, средства бюджетов муниципальных образований области - 4%, собственные средства ИГФПМП 0,9%. За период деятельности ИГФПМП с 1996 года по 1 апреля 2001 года профинансировано 193 проекта на сумму 25771,1 тыс. руб., из которых 92 - за счет средств Федерального фонда ПМП на сумму 9467,3 тыс. руб., 47 - за счет средств федерального бюджета, выделенных на создание новых рабочих мест, на сумму 6668,0 тыс. руб., 31 - за счет средств областного бюджета на сумму 5855,8 тыс. руб., 11 - за счет средств бюджетов городов и районов на сумму 2550,1 тыс. руб., 12 - за счет средств, привлеченных ИГФПМП от юридических лиц. Согласно отчетам об исполнении бюджета фонда за период с 1996 по 2000 год поступило источников финансирования 16573,6 тыс.руб., то есть оборот заемных ресурсов за указанный период составил 1,5 раза. При этом оборот средств ФФПМП составил 2,7 раза, средств областного бюджета - 1,4 раза, средств федерального бюджета - 1,9 раза, средств бюджетов муниципальных образований области за период 1999-2000 годы менее 1 раза (0,8). Средняя процентная ставка, применяемая фондом при выдаче займов, составила около 30% годовых. Исходя из этого условия, по оценке контрольно-счетной палаты сумма начисленных процентов по выданным займам составила около 7731 тыс.руб. Общая сумма уплаченных заемщиками процентов составляет 4213,6 тыс.руб. То есть фондом получено около 55% от объема начисленных процентов. За период деятельности ИГФПМП с 1996 года по 1 апреля 2001 года предоставлено краткосрочных займов (на пополнение оборотных средств) по 73 проектам на сумму 6042,0 тыс.руб., профинансировано 117 инвестиционных проектов на сумму 19721,23 тыс. руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»