ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  


от 26 апреля 2001 года N 123
г. Иваново

О результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного
бюджета комитетом по культуре и искусству администрации Ивановской области за 2000 год  



Во исполнение статьи 227 Бюджетного кодекса Ивановской области и протокольной записи Законодательного Собрания Ивановской области от 25 января 2001 года N 2, рассмотрев справку (сводную) контрольно-счетной палаты о результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета комитетом по культуре и искусству администрации Ивановской области за 2000 год, акты встречных проверок, решение коллегии от 11 апреля 2001 года N 4/1, Законодательное Собрание Ивановской области постановляет:


1. Утвердить результаты проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета комитетом по культуре и искусству администрации Ивановской области за 2000 год, проведенной контрольно - счетной палатой.


2. Согласиться с выводами контрольно - счетной палаты, сделанными в ходе проверки и утвержденными решениями коллегии контрольно-счетной палаты от 11 апреля 2001 года N 4/1 (приложение N 1).


3. Отметить, что:
3.1. Комитетом по культуре и искусству администрации Ивановской области не исполнены в полном объеме права и обязанности главного распорядителя средств областного бюджета, определенные статьей 158 Бюджетного кодекса РФ.
3.2. Комитет по культуре и искусству, как главный распорядитель, и должностные лица, осуществляющие руководство комитетом в 2000 году, являются ответственными за выявленные в ходе проверки факты нецелевого использования бюджетных средств, несвоевременного составления бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям, неутверждения смет доходов и расходов подведомственным бюджетным учреждениям, несоответствия бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете, определенные статьей 160 Бюджетного кодекса РФ.
3.3. Согласно приложению N 5 к Закону Ивановской области «Об областном бюджете на 2000 год» от 25 января 2000 года N 3-ОЗ по главному распорядителю (комитету по культуре и искусству) предусматривались бюджетные ассигнования в сумме 36084,1 тыс. руб. Фактически общая сумма бюджетного финансирования составила 35715,5 тыс. руб. Кроме того, доходы учреждений культуры от предпринимательской деятельности за 2000 год составили 10956,6 тыс. руб., целевые и безвозмездные поступления - 11232,0 тыс. руб.
3.4. Комитетом по культуре и искусству допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 7496,4 тыс. руб. по признаку несоответствия уведомлений о бюджетных ассигнованиях утвержденным расходам и бюджетной росписи (статьи 283 и 289 Бюджетного кодекса РФ).
3.5. В нарушение пункта 2 статьи 234 Бюджетного кодекса РФ комитетом по культуре и искусству финансирование подведомственных организаций культуры производилось в размерах, отличающихся более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.
3.6. Бюджетной росписью главного распорядителя предусмотрены расходы за счет средств областного бюджета без определения получателя данных средств, ответственного за их целевое использование, на сумму 688,9 тыс. руб., или 2,1% объема бюджетной росписи (технадзор, бланки, искусство - 276,9 тыс. руб., централизация - 412,0 тыс. руб.).
3.7. Средства, полученные в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Ивановской области, и доходов от оказания платных услуг в доходах областного бюджета в 2000 году не отражались, в том числе арендная плата в доход областного бюджета не перечислялась. По данным актов встречных проверок ущерб областному бюджету, определенный контрольно - счетной палатой расчетным путем, составил 902,2 тыс. руб. (без учета НДС).
3.8. Проверкой целевого использования средств, выделенных из областного бюджета комитету по культуре и искусству и подведомственным ему организациям, установлен ряд фактов использования данных средств не по целевому назначению в общей сумме 466,1 тыс. руб.


4. В связи с тем, что финансовое управление, в отсутствие казначейского исполнения бюджета, в одном лице являлось органом, исполняющим бюджет, и органом, обладающим правом применения мер принуждения в соответствии со статьей 284-1 Бюджетного кодекса РФ, в условиях отсутствия областного законодательства просить администрацию Ивановской области вынести предупреждение начальнику финансового управления администрации области о ненадлежащем исполнении бюджета, в части расходов на культуру, искусство и кинематографию.


5. Направить предложения контрольно - счетной палаты Ивановской области по результатам данной проверки администрации Ивановской области, финансовому управлению администрации области, комитету по культуре и искусству администрации области, организациям культуры, подведомственным комитету, для принятия мер по устранению выявленных недостатков (приложение N 2).


6. В порядке информации направить материалы проверки в прокуратуру Ивановской области.


7. Опубликовать настоящее постановление в «Собрании законодательства Ивановской области».


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
В.С. ГРИШИН




Приложение N 1
к постановлению Законодательного Собрания Ивановской области
от 26 апреля 2001 года N 123


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОЛЛЕГИЯ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2001 г. N 4/1

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА КОМИТЕТОМ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2000 ГОД


Рассмотрев справку (сводную) о результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета комитетом по культуре и искусству администрации Ивановской области за 2000 год, а также акты и справки встречных проверок, на основании статьи 15 Закона Ивановской области «О контрольно - счетной палате» от 20 ноября 1997 года N 31-ОЗ и в соответствии с Положением о контрольно - счетной палате, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 22 января 1998 года N 27, коллегия контрольно - счетной палаты решила:


1. Утвердить справку (сводную) о результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета комитетом по культуре и искусству администрации Ивановской области за 2000 год, проведенной контрольно - счетной палатой, а также акты и справки встречных проверок и считать данную проверку законченной.


2. Отметить, что в ходе проверки установлено:


2.1. Согласно постановлению Главы администрации Ивановской области от 27 марта 2000 года N 250 комитет по культуре и искусству администрации Ивановской области является главным распорядителем средств областного бюджета. Функции главного распорядителя в 2000 году комитет осуществлял по отношению к аппарату управления комитета и 23 организациям культуры, подведомственным комитету, из которых 17 финансировались в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений и 6 организаций (Ивановский государственный театральный комплекс, Ивановский областной драматический театр, Ивановский музыкальный театр, Ивановский областной театр кукол, Государственный гастрольно-концертный центр «Ивановоконцерт», Ивановская областная прокатная организация «Ивкиносервис») - в форме субсидий.


2.2. Согласно приложению N 5 к Закону Ивановской области «Об областном бюджете на 2000 год» от 25 января 2000 года N 3-ОЗ по главному распорядителю (комитету по культуре и искусству) предусматривались бюджетные ассигнования в сумме 36084,1 тыс. руб. Фактически общая сумма бюджетного финансирования составила 35715,5 тыс. руб. Кроме того, доходы учреждений культуры от предпринимательской деятельности за 2000 год составили 10956,6 тыс. руб., целевые и безвозмездные поступления - 11232,0 тыс. руб.


2.3. Согласно учредительным документам учреждений культуры комитет по культуре и искусству администрации области выступает по отношению к ним в качестве учредителя. Большинство уставов организаций культуры были утверждены в период с 1986 года по 1999 год. Полномочия комитета и его должностных лиц по вопросам учредительства иных подведомственных структур и организаций, определение комитета по культуре и искусству администрации Ивановской области в качестве арендодателя при заключении договоров об использовании областной (муниципальной) собственности (аренда) - спорны, недостаточно обоснованны, выходят за пределы правоспособности и не учитывают изменений в законодательстве РФ и Ивановской области, в том числе действующие Гражданский и Бюджетный кодексы, Закон Ивановской области «Об управлении государственной собственностью Ивановской области» от 11 ноября 1996 года N 49-ОЗ (в действующей редакции).

В большинстве учредительных документов подведомственных комитету получателей бюджетных средств имеет место запись о передаче им комитетом имущества, относящегося к областной собственности, на праве оперативного управления. Наделение комитета правами собственника по отношению к переданному ему в управление имуществу Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1 не предусмотрено. В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ таким правом обладает собственник имущества. Согласно Закону Ивановской области «Об управлении государственной собственностью Ивановской области» арендодателем государственного имущества определен комитет по управлению государственным имуществом администрации области (пункт 3 статьи 1) и право сдачи в аренду недвижимого государственного имущества Ивановской области принадлежит КУГИ (пункт 3 статьи 16).


2.4. Законом «Об областном бюджете на 2000 год» и последующими изменениями к нему целевые задания по предоставлению государственных услуг и нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг на 2000 год не установлены.


2.5. Полученные большинством организаций культуры субсидии на сумму 6728,1 тыс. руб. (театральный комплекс, драматический и музыкальный театры, театр кукол, «Ивкиносервис») в общей сумме доходов данных учреждений составляли от 50% до 90% и направлялись на цели текущего финансирования: заработную плату, коммунальные платежи, материальные затраты и т. д., а не на финансирование целевых программ и целевых расходов, как это предусмотрено статьей 78 БК РФ.


2.6. Сводная бюджетная роспись, составленная финансовым управлением администрации области, не соответствовала бюджетной росписи, составленной комитетом по культуре и искусству. Информацию по каждому из 23-х получателей бюджетных средств не содержали обе росписи. В результате ведомственная структура расходов, определенная приложением N 5 к Закону Ивановской области «Об областном бюджете на 2000 год» от 25 января 2000 года N 3-ОЗ, сводная бюджетная роспись, бюджетная роспись главного распорядителя и перечень установленных в ходе проверки фактических получателей средств областного бюджета не соответствовали друг другу, что является нарушением статей 158, 160, 217, 295 БК РФ. Ответственность органа, исполняющего бюджет, за данные нарушения определена статьей 283 БК РФ.

Бюджетной росписью главного распорядителя предусмотрены расходы за счет средств областного бюджета без определения получателя данных средств, ответственного за их целевое использование, на сумму 688,9 тыс. руб., или 2,1% объема бюджетной росписи (технадзор, бланки, искусство - 276,9 тыс. руб., централизация - 412,0 тыс. руб.).


2.7. В связи с отсутствием казначейского исполнения бюджета не исполнялись статьи 215, 216 БК РФ, не соблюдались этапы исполнения бюджета по расходам, определенные статьей 219 БК РФ, и не исполнялась статья 220 БК РФ в части доведения до главного распорядителя бюджетных назначений по разделу 01 «Государственное управление».


2.8. Комитетом по культуре и искусству администрации Ивановской области не исполнены в полном объеме права и обязанности главного распорядителя средств областного бюджета, определенные статьей 158 Бюджетного кодекса РФ.

Основой для выделения бюджетных ассигнований организациям культуры на 2000 год являлись социально - творческие заказы, носившие формальный характер: данные заказы устанавливались не для всех подведомственных организаций, не содержали установленных комитетом показателей по большинству видов работ, указания наименования коллективов, их перечня, размеров их финансирования. Заказы содержали наименования других видов работ, показатели по которым не определены.

В ходе встречных проверок установлено, что сметы доходов и расходов 10-ти подведомственных организаций культуры в нарушение статей 158 и 221 БК РФ не утверждены комитетом по культуре и искусству. При этом сметы доходов и расходов 6-ти организаций культуры, осуществлявших бухгалтерский учет как хозорганы, были составлены произвольно и не содержали кодов экономической классификации.

Сводная смета доходов и расходов по главному распорядителю в ходе проверки не представлена.


2.9. Перечисление бюджетных ассигнований производилось комитетом по культуре и искусству администрации области со своего бюджетного счета, открытого в РКЦ-2 г. Иванова, на бюджетные и расчетные счета организаций культуры, открытые в коммерческих банках («Акция», «Евроальянс», «Кранбанк», «Иваново», Сбербанк). Организации культуры имели в 2000 году от 2-х до 5-ти расчетных счетов. Разрешения финансового управления на открытие бюджетных счетов в коммерческих банках в ходе проверки не представлены.


2.10. Комитетом по культуре и искусству допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 7496,4 тыс. руб. по признаку несоответствия уведомлений о бюджетных ассигнованиях утвержденным расходам и бюджетной росписи (статьи 283 и 289 БК РФ).


2.11. В нарушение пункта 2 статьи 234 БК РФ комитетом по культуре и искусству финансирование подведомственных организаций культуры производилось в размерах, отличающихся более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.


2.12. Установлено несоблюдение требований пункта 4 статьи 41 и пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ в части составления и утверждения смет - доходы бюджетных учреждений культуры, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отраженные в сметах подведомственных получателей не в полном объеме, в бюджетной росписи комитета по культуре и искусству и в доходах областного бюджета не отражены.


2.13. Законом Ивановской области «Об областном бюджете на 2000 год» от 25 января 2000 года N 3-ОЗ в составе доходов названы 100% доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ивановской области.

В ходе проверки представлено 19 договоров аренды. Доходы от аренды за 2000 год составили 475,8 тыс. руб. В ходе проверки установлено несоответствие фактически сдаваемых площадей площадям, указанным в договорах аренды: по договорам сдаваемая площадь составляет 2281,7 кв. м, фактически - 3130,9 кв. м. Средства, полученные в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Ивановской области, и доходов от оказания платных услуг, в доходах областного бюджета в 2000 году не отражались, в том числе арендная плата в доход областного бюджета не перечислялась. По данным актов встречных проверок ущерб областному бюджету, определенный контрольно - счетной палатой расчетным путем, составил 902,2 тыс. руб. (без учета НДС).

В ряде случаев договоры аренды подменялись договорами о совместной деятельности (театральный комплекс, музей имени Д.Г. Бурылина, художественное училище), хотя Гражданским кодексом РФ такая форма договора не предусмотрена.

В ходе проверки также установлено, что в ряде учреждений (областное научно - методическое объединение, музей имени Д.Г. Бурылина) помещения сдавались в аренду без оформления соответствующего договора.


2.14. Проверить целевое использование средств областного бюджета, направляемых в виде дотации театрально - зрелищным организациям, и определить эффективность их использования не представилось возможным в связи с отсутствием в данных организациях раздельного учета бюджетных и внебюджетных средств.


2.15. На бюджетный счет централизованной бухгалтерии комитетом по культуре и искусству направлялись платежные поручения в большинстве случаев без определения конкретных получателей бюджетных средств, в ряде случаев - без определения целевого характера финансирования, в связи с чем определить целевое использование средств не представилось возможным.


2.16. В ходе проверки выявлены нарушения в оформлении бухгалтерских документов: приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, платежных ведомостей (театральный комплекс, театр кукол, драматический театр), установлена выдача под отчет сумм без заявления получателя и без указания назначения расходования запрошенной суммы (театральный комплекс, Плесский музей-заповедник). Организациями культуры, подведомственными комитету, не принимается достаточных мер к возврату бюджетных средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность, претензионно-исковая деятельность отсутствует (централизованная бухгалтерия, театральный комплекс, научно - производственный центр по охране памятников истории и культуры, художественный музей, областной театр кукол, государственный музей палехского искусства, областное научно-методическое объединение). Наличие данных нарушений свидетельствует о недостаточном контроле главного распорядителя за использованием денежных средств.


2.17. В нарушение пункта 16 постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 609 и пункта 13 постановления Главы администрации Ивановской области от 12 мая 1996 года N 262 установлены факты использования памятниковых зданий не по назначению: музеем имени Д.Г. Бурылина - здания музея имени А.С. Бубнова (под гостиницу), Плесским музеем - заповедником - здания бывших мучных рядов (под магазин).


2.18. Анализ направления расходования внебюджетных средств в 2000 году показал, что в основном данные средства направлялись на собственное содержание организаций культуры, Плесским музеем-заповедником - на развитие предпринимательской деятельности, что не соответствует целям уставной деятельности музея - заповедника.


2.19. В ходе встречных проверок установлен ряд фактов использования средств областного бюджета не по целевому назначению в общей сумме 466,1 тыс. руб., в том числе: ОНМО - 294,3 тыс. руб., музей имени Д.Г. Бурылина - 107,3 тыс. руб., НПЦ - 41,8 тыс. руб., научная библиотека - 11,3 тыс. руб., художественный музей - 2,8 тыс. руб., театральный комплекс - 8,6 тыс. руб.


3. В связи с тем, что финансовое управление администрации Ивановской области в отсутствие казначейского исполнения бюджета в одном лице являлось органом, исполняющим бюджет, и органом, обладающим правом применения мер принуждения, в соответствии со статьей 284-1 Бюджетного кодекса РФ просить начальника финансового управления определить меры принуждения по отношению к главному распорядителю бюджетных средств (комитету по культуре и искусству) и должностным лицам комитета, работавшим в 2000 году, за ненадлежащее исполнение бюджета; просить администрацию и Законодательное Собрание области вынести предупреждение начальнику финансового управления администрации области о ненадлежащем исполнении бюджета.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»