ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 22 октября 2004 года N 139-ОЗ
г. Иванов
Об обращении с отходами производства и потребления на территории Ивановской области
______________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Законодательного Собрания Ивановской области
от 14 июля 2005 года N 106-ОЗ
______________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
23 сентября 2004 года
Настоящий Закон принят в соответствии с федеральными законами "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ в целях правового регулирования отношений по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламонакопитель, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
шламонакопитель, хвостохранилище - сооружения для размещения хвостов, обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов (полужидких фракций), шлаков, зол, илов и иных жидких пастообразных и твердых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.
Статья 2. Правоотношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует правоотношения, связанные с деятельностью по обращению с отходами, охраной окружающей среды от негативного воздействия деятельности по обращению с отходами на территории области, а также управлением этой деятельностью и контролем за ней, за исключением обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.
2. Особенности осуществления деятельности по обращению с отдельными видами отходов могут регулироваться иными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Основные задачи осуществления деятельности по обращению с отходами на территории области
Основными задачами осуществления деятельности по обращению с отходами на территории Ивановской области являются:
- обеспечение благоприятных условий жизни, труда и отдыха населения;
- охрана здоровья человека, охрана окружающей природной среды;
- предотвращение и снижение нагрузки на природные комплексы при обращении с отходами;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий в целях уменьшения количества отходов;
- максимальная переработка и обезвреживание отходов;
- научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов Ивановской области, обеспечивающее ее устойчивое развитие;
- системность в обеспечении экологической безопасности при обращении с отходами, включающая экономические, организационные и правовые меры;
- привлечение населения и общественных организаций к деятельности по обращению с отходами;
- сотрудничество с другими субъектами Российской Федерации;
- надзор и контроль за соблюдением установленных экологических и санитарно-гигиенических нормативов и требований экологической безопасности при обращении с отходами.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания в сфере обращения с отходами
К полномочиям Законодательного Собрания в сфере обращения с отходами относятся:
- принятие законов и постановлений Законодательного Собрания по вопросам обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством;
- утверждение областных целевых программ по обращению с отходами;
- осуществление контроля за исполнением принятых законов и иных нормативных правовых актов по обращению с отходами;
- осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 5. Полномочия Администрации области в сфере обращения с отходами
Администрация области в сфере обращения с отходами осуществляет следующие полномочия:
- разработка проектов законов (в том числе областных программ в области обращения с отходами) и проектов иных нормативных актов исполнительной власти области, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами на территории области;
- обеспечение проведения государственной политики в сфере обращения с отходами на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области;
- участие в разработке и реализации государственных и межрегиональных программ в сфере обращения с отходами;
- разработка и реализация областных целевых и научно-технических программ в сфере обращения с отходами;
- организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в сфере обращения с отходами;
- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
- осуществление мер экономического стимулирования деятельности по обращению с отходами;
- обеспечение населения информацией в сфере обращения с отходами;
- участие в ведении государственного кадастра отходов;
- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в сфере обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 7. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами
1. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами на территории области осуществляется органами государственной власти области, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенций с целью снижения образования отходов, стимулирования вторичного использования отходов, материальной компенсации ущерба, наносимого окружающей среде размещением отходов, внедрения малоотходных и безотходных технологий производства, передовых методов утилизации отходов.
2. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами реализуется путем:
- привлечения различных источников финансирования с целью обеспечения выполнения программ по обращению с отходами;
- взимания платежей за размещение отходов в соответствии с действующим законодательством;
- экономического стимулирования.
Статья 8. Планирование мероприятий и финансирование целевых областных и муниципальных программ по обращению с отходами
1. Планирование мероприятий и разработка целевых областных и муниципальных программ по обращению с отходами осуществляется соответственно органами государственной власти области, органами местного самоуправления.
2. Финансирование целевых областных и муниципальных программ по обращению с отходами производится за счет средств областного и местных бюджетов, а также других источников в соответствии с действующим законодательством.
3. Денежные средства на финансирование и разработку областных целевых программ по обращению с отходами из областного бюджета предусматриваются в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Статья 9. Экономическое стимулирование обращения с отходами
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся сбором, переработкой, утилизацией вторичных ресурсов для использования их в дальнейшем в качестве вторичного сырья, утилизацией отходов и внедряющим безотходные, малоотходные и ресурсосберегающие технологии, а также предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим реализацию областных целевых и муниципальных программ по обращению с отходами, органы государственной власти области и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции могут:
- устанавливать льготы по налогам в части, поступающей соответственно в областной и местные бюджеты;
- предоставлять бюджетные и налоговые кредиты из областного, местных бюджетов;
- предоставлять иные льготы в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 10. Деятельность в сфере обращения с опасными отходами
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
- иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в сфере обращения с отходами.
Статья 12. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в сфере обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления.
Статья 13. Регулирование образования отходов
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе хозяйственной деятельности регулируют образование отходов, исходя из установленных нормативов их образования на единицу выпускаемой продукции, выполненных работ (услуг) и лимитов размещения отходов в окружающей природной среде в целом и по отдельным их видам.
2. Отходообразующие предприятия (организации), индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать строительство и использование площадок и накопителей для хранения отходов, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающую природную среду.
Места и условия хранения отходов согласуются с органами местного самоуправления.
Статья 14. Требования к объектам размещения отходов
1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.