ГУБЕРНАТОР ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


УКАЗ



от 3 октября 2000 года N 52-уг
г. Иваново


Об утверждении Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области

(с изменениями на 29 декабря 2004 года)

______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
указом губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг
указом губернатора Ивановской области от 29 декабря 2004 года N 158-уг
______________________________________________________       

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", Законом Ивановской области от 16 декабря 1999 года N 56-ОЗ "О кредитовании жилищного строительства в Ивановской области", в целях создания правовой базы для поддержки строительства жилья, в том числе с использованием бюджетных средств, создания организационных основ для внедрения системы ипотечного кредитования в Ивановской области

П О С Т А Н О В Л Я Ю:


1. Утвердить Концепцию развития ипотечного кредитования в Ивановской области (прилагается).

 
2. Учредить фонд ипотечного кредитования Ивановской области.// Пункт отменен на основании указа губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг



3. Поручить Правительству Ивановской области и рекомендовать органам местного самоуправления принять соответствующие акты по ипотечному кредитованию и функционированию Фонда ипотечного кредитования Ивановской области.// Пункт отменен на основании указа губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг

4. Предложить застройщикам-заказчикам, строительным организациям и предприятиям строительной индустрии, банковским и страховым учреждениям и другим заинтересованным организациям определить размеры и формы участия в реализации Концепции ипотечного кредитования.



5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на заместителя председателя Правительства Ивановской области Грошева А.В.// Пункт отменен на основании указа губернатора Ивановской области от 11 августа 2003 года N 129-уг



 В.ТИХОМИРОВ




 Приложение
к указу губернатора Ивановской области
 от 3 октября 2000 года N 52-уг
// Изложено в новой редакции на основании
Указа Губернатора Ивановской области
от 29 декабря 2004 года N 158-уг


КОНЦЕПЦИЯ
развития ипотечного кредитования в Ивановской области


ВВЕДЕНИЕ

Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входило в число приоритетов социально-экономической политики России.

Если во времена существования союзного государства жилищная проблема еще как-то решалась, то на нынешнем этапе в связи с кризисным положением всей экономики решение данного вопроса замедлилось.

Рыночные условия требуют применения новых путей и методов решения жилищной проблемы. Мировая практика показывает, что одним из самых действенных способов решения вопроса обеспечения граждан жильем является ипотечное кредитование.

В России за последние годы уже накоплен опыт и практика использования различных моделей ипотеки, начато внедрение системы ипотечного жилищного кредитования, основанной на концепции Госстроя РФ.

Поэтому данная программа учитывает не только мировой опыт, но и наиболее успешный опыт нашей страны, рекомендации Госстроя, а также замечания и пожелания всех участников процесса кредитования.

Программа позволяет начать работу по внедрению и развитию ипотечного кредитования в Ивановской области уже в настоящее время в существующем правовом поле.


1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Переход к рыночным методам жилищного строительства и формированию рынка жилья в той форме, в которой он проводился с 1990 г., усилил кризисные явления в жилищной сфере, заложенные еще в советское время.

Постоянное сокращение ввода жилья привело к заметному ухудшению дел в строительном секторе, убыточности многих строительных предприятий.

Динамика ввода жилья за 1994-1998 годы (табл.1) показывает значительное снижение объемов строительства жилья. За период с 1994 по 1998 годы объем строительства жилья по Ивановской области сократился более чем в 1,5 раза. Происходит также снижение ввода жилья за счет бюджетных источников финансирования строительства жилья (табл.1). Так, если в 1994 г. за счет бюджетных средств было введено 15,2% жилья, то в 1998 году эта цифра составила лишь 11,5%. Ввод жилья происходит в основном за счет средств предприятий и средств частных лиц, которые в совокупности составили более 80% от объема введенного жилья.

 Таблица 1

 
Динамика ввода жилья за 1994-1998 годы по Ивановской области за счет разных видов финансирования (тыс. кв. м.)

Период

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

За счет всех источников финансирования

285,7

207,4

153,6

173,7

127,3

За счет бюджетных средств

43,5

41,6

8,8

11,4

14,7

Соотношение ввода жилья за счет бюджетных средств к общему вводу жилья (%)

15,2

20,0

5,7

6,6

11,5


В настоящее время по Ивановской области в очереди на улучшение жилищных условий состоят 53654 семей, в том числе в г. Иваново - 19151 семей.

Указанное количество является сильно заниженным, поскольку очень многие нуждающиеся не состоят в очереди на улучшение жилищных условий, что видно из динамики очереди 1991-1998 г. г. (табл.2). Столь резкое сокращение очереди, особенно за последнее время, невозможно объяснить тем, что в настоящее время люди улучшают свои жилищные условия - чаще всего это люди, состоявшие в очереди по месту работы, а затем уволившиеся. В целом, сохраняется низкий уровень удовлетворения потребности в жилье. За 1998 год улучшили свои жилищные условия лишь 4,4% от общего числа очередников. Из них 17,3% составляют льготники.

Таблица 2

Динамика улучшения жилищных условий в Ивановской области за 1991-1998 годы

31 января 1991 года

31 января 1996 года

31 января 1997 года

31 января 1998 года

Число семей, улучшивших жилищные условия

12428

4742

3097

2570

в % от числа семей состоящих на учете

14%

7%

5%

4%

из них льготников

2840

1099

613

444



 Таблица 3

Число семей, состоящих на учете на получение жилья в г. Иванове и Ивановской области с 1991 по 1998 год (на конец месяца)

Число семей состоящих на учете

1991 год

1992 год

1993 год

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

Всего

87839

83133

77532

69533

63851

60949

58385

53654

Из них льготников

21032

19815

20521

20081

18457

15560

16379

15409


Таким образом, можно констатировать, что довольно значительная часть жителей области не встает в очередь на получение жилья, что свидетельствует о том, что потребность в жилищном строительстве области выше, чем можно было бы полагать, опираясь на данные по численности очереди (табл.3).

Уменьшение очереди на улучшение жилищных условий объясняется повышением числа семей, которые не стоят в очереди, хотя по социальной норме имеют на это право.

За последние два года четко прослеживается тенденция превышения роста размеров прожиточного минимума над ростом стоимости 1 кв. м. жилья, другими словами, "жизнь" дорожает быстрее, чем жилье. Рост среднемесячной заработной платы в 1996-1998 годы опережал рост прожиточного минимума (табл.4), что вело к появлению свободных средств у населения, которые оно могло вложить в строительство или приобретение жилья. Мы видим, что количество квадратных метров, которые человек мог купить на остаток зарплаты после удовлетворения текущих потребностей, росло. Однако августовский кризис 1998 г. перечеркнул эту тенденцию: рост зарплаты отстал как от роста прожиточного минимума, так и от роста цен в строительстве. В результате в январе 1999 года даже в суммовом выражении человек мог вложить в жилье в 2,7 раза меньше, чем в 1996 г. - 78 рублей вместо 213 (табл.4). Кроме того, число людей с доходом свыше 800 рублей в 1998 года по сравнению с предыдущим 1997 годом осталось на прежнем уровне (табл.5). В 1999 году человек мог купить всего 0,042 кв. м жилья в месяц, в 1998 году - 0,140 кв. м (табл.4).

Все вышесказанное означает, что люди вынуждены все меньше и меньше вкладывать средства в жилье, т.е. происходит постоянное снижение спроса, и, следовательно - снижение объемов строительства жилья.

Таблица 4

Динамика роста стоимости 1 кв. м. жилья, размера прожиточного минимума
и размера среднемесячной зарплаты за период с 1996 по 1999 год (на начало года)

1996

1997

1998

1999

Стоимость 1 кв.м. жилья в текущих ценах

1367

1511

1853

1865

Темп прироста средней стоимости 1 кв.м. жилья (%)

-

10,5

22,6

0,6

Размер прожиточного минимума

272,3

309,7

368,6

752,4

Темпы роста прожиточного минимума (%)

 -

13,7

19,0

104,0

Цена 1 кв.м. жилья в прожиточных минимумах

5,0

4,9

5,0

2,5

Размер среднемесячной заработной платы

485,2

546,8

629,0

831,0

Темпы роста зарплаты (%)

-

12,7

15,0

32,1

Цена 1 кв.м. жилья в среднемесячных з/платах

2,8

2,8

2,9

2,2

Превышение зарплаты над прожиточным минимумом

212,9

237,1

260,4

78,6

Кол-во кв.м. жилья, которое может купить человек в месяц

0,155

0,157

0,140

0,042


 Таблица 5


Динамика распределения населения Ивановской области по размеру среднедушевого дохода с 1996 по 1998 годы (в %)

Размер дохода

1996

1997

1998

До 400

58,2

44,0

36,0

400-600

26,3

30,5

34,7

600-800

9,9

14,6

17,5

800-1000

3,5

6,2

7,2

1000-1200

2,1

4,7

2,8

1200-1600

-

-

1,53

1600-2000

-

-

0,26

свыше 2000

-

-

0,06

Итого свыше 800

5,6

10,9

11,85


Сложившаяся проблемная ситуация серьезно ухудшает положение населения, предпринимателей, государства, интересы которых сейчас сходятся в том, чтобы решить проблему на основе развития ипотечного кредитования.

Ипотечное кредитование, будучи обеспечено реальной собственностью на недвижимость, могло бы дать приток новых средств на рынок жилищного строительства и сопряженные с ним секторы промышленности, создать новые рабочие места, повысить доходы населения и бюджета.

В нынешних условиях основным толчком для развития и внедрения ипотечного кредитования могут служить бюджетные средства (средства специальных фондов, по сути, также являющиеся бюджетными), выдаваемые в качестве ипотечных кредитов на возвратной, платной, срочной основе гражданам через государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, а также средства населения. В дальнейшем возможно привлечение средств инвесторов, использование доходов от ценных бумаг, а также других источников финансирования.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Главная цель программы ипотечного кредитования создание работающей системы обеспечения максимального числа горожан и жителей области жильем за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов (займов). Современная жилищная политика области должна, наряду с существующей ориентацией на нужды социально-незащищенных групп населения, сделать акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего определенными доходами, накоплениями и являющимися собственниками жилья в результате его приватизации.

Создание системы ипотечного кредитования позволит не только резко ускорить решение важнейшей социальной проблемы улучшения жилищных условий населения, но и через активизацию жилищного строительства оказать положительное влияние на экономическую ситуацию в области в целом, обеспечить импульс к экономическому подъему других отраслей экономики на пути выхода из кризиса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»