ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 30 июня 2004 года N 81-ОЗ
г. Иваново
(с изменениями на 28 июня 2005 года)
_______________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Ивановской областной Думы
от 26 декабря 2007 года N 152-ОЗ
_______________________________________
______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Законодательного Собрания Ивановской области от 28 июня 2005 года N 98-ОЗ
______________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
11 июня 2004 года
Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в действующей редакции) и статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области.
Статья 1.
Утвердить программу развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Ивановской области на 2005-2010 годы (прилагается).
Статья 2.
Администрации Ивановской области при разработке проекта областного бюджета, начиная с 2005 года, учитывать средства на реализацию данной Программы.
Статья 3.
Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить реализацию Программы на территории соответствующих муниципальных образований.
Статья 4.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.И.ТИХОНОВ
Приложение
к Закону «О программе развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств
в Ивановской области на 2005-2010 годы»
от 30 июня 2004 года N 81-ОЗ
// Изложно в новой редакции на основании
Закона Законодательного Собрания Ивановской области
от 28 июня 2005 года N 98-ОЗ
Наименование Программы | Программа развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Ивановской области на 2005 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки | Федеральные законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ и «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ |
Государственный заказчик | Администрация Ивановской области |
Координатор Программы | Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области |
Основные разработчики | Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области |
Цель Программы | Совершенствование правовых, экономических и социальных условий для развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки |
Задачи Программы | - Создание благоприятных условий для устойчивой производственной деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств; - обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами в решении задач экономического и социального развития области; - предоставление информационной, методической, консультативной, образовательной и правовой поддержки крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам |
Сроки реализации Программы | 2005-2010 годы |
Основные направления | - Увеличение производства продукции растениеводства и животноводства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах; - развитие кооперации в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах; - развитие финансово-кредитной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств |
Основной исполнитель программных мероприятий | Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области. |
Объем средств и источники | Областной бюджет всего 137550 тыс. руб., в том числе: 2005 год - 2200 тыс. руб.; 2006 год - 24300 тыс. руб.; 2007 год - 27450 тыс. руб.; 2008 год - 29550 тыс. руб.; 2009 год - 27050 тыс. руб.; 2010 год - 27000 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - Обеспечение занятости и повышение жизненного уровня сельского населения; |
Система организации контроля | Контроль за реализацией Программы осуществляют в установленном порядке Законодательное Собрание Ивановской области и Администрация Ивановской области |
Продовольственная безопасность страны, в том числе и Ивановской области, находится в прямой зависимости от состояния и развития аграрного производства, значимой частью которого являются крестьянские (фермерские) (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), выполняющие ряд экономических и социальных функций.
1. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства играют важную роль в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения.
Демографическая ситуация в Ивановской области остается сложной. Численность населения области имеет устойчивую тенденцию к сокращению.
За последние 12 лет население области уменьшилось более чем на 100 тысяч человек, что превышает численность Кинешмы - второго по величине города области, а сельского - на 22,7 тысячи человек.
В такой сложной ситуации сектор КФХ и ЛПХ играет роль социального амортизатора, особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
2. В силу того, что преобладающая часть КФХ и ЛПХ ведет менее специализированное по сравнению с крупными предприятиями сельскохозяйственное производство и на их территории выращивается относительно большой набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в увеличение валового производства сельхозпродукции. На хозяйства населения и фермеров в Ивановской области приходится 9,8% всех посевов, в том числе: 91,6% - картофеля и 93,3% - овощей. В этом секторе содержится 26,0% поголовья крупного рогатого скота, 56,4% - свиней, 96,6% - овец и коз. В настоящее время КФХ и ЛПХ производят 94,1% - картофеля, 80,8% - овощей, 48,1% - мяса, 42,4% - молока, 18,3% - яиц и почти 100% - шерсти.
В связи с выходом в 2003 году федеральных законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» определена правовая основа для развития мелкотоварного сельскохозяйственного производства и прописаны условия его государственной поддержки. Однако фермеры, владельцы ЛПХ испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации, а это лишает их успешного экономического развития и ведет к нарастанию социальных проблем на селе.
Кроме того, не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания КФХ и ЛПХ и сбыта их продукции.
Сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, повышении квалификации.
Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств, владельцев личных подсобных хозяйств, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.
Способы и механизмы решения каждой из вышеуказанных проблем составляют содержание данной Программы.
Целью Программы является совершенствование правовых, экономических и социальных условий развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, обеспечивающих их устойчивый рост и повышение эффективности деятельности. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- развитие системы финансово-кредитной поддержки КФХ и ЛПХ с целью улучшения их доступа к рынкам земельных участков, материально-технических ресурсов, готовой продукции, информации, консультационных и образовательных услуг; рост уровня квалификации членов крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- развитие земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
- содействие созданию кредитных, сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- повышение плодородия почв;
- совершенствование поддержки сферы малого предпринимательства в сельской местности;
- проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
С целью усиления финансово-кредитной поддержки мелкотоварного сельского хозяйства необходимо гарантировать участие КФХ, ЛПХ в государственных программах развития АПК с помощью механизмов квотирования, а также увеличения количества кредитных кооперативов и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и сельского развития и их филиалов, предоставляющих займы сельскому населению на производственные цели.
С 2003 года в области реализуется проект «Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения». В рамках реализации проекта, который будет способствовать улучшению рыночной ситуации за счет увеличения объемов производства, росту уровня жизни сельского населения, сокращению сельской безработицы, снижению социальной напряженности в сельской местности в области, созданы фонды поддержки малого предпринимательства и сельского развития на территориях восьми районов. Планируется создание фондов и их филиалов в других муниципальных образованиях.
Основными преимуществами таких финансовых организаций являются:
- работа на финансовом рынке без лицензии Центрального банка;
- упрощенная процедура предоставления займов и равный доступ участников к финансовым ресурсам;
- возвратный характер оказываемой помощи;
- влияние местных администраций на их работу;
- реализация социально-значимых программ.
Улучшение доступа мелких селъхозтоваропроизводителей, сельских предпринимателей к рынкам производственных ресурсов готовой продукции требует развития рыночной инфраструктуры и (потребительских) кооперативов.
При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом современного АПК и сельской экономики;
- развитие КФХ, ЛПХ служит одной из основ формирования «среднего» класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования форм и методов их государственной поддержки.
В ближайшие годы система государственной поддержки КФХ должна быть переориентирована на оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, способным обеспечить наибольшую и эффективную отдачу вложенных средств, пропорционально объемам произведенной продукции.
Система финансово-кредитного обеспечения ЛПХ будет направлена на создание условий для развития и укрепления ЛПХ, совершенствование системы закупок сельскохозяйственной продукции, информационно-консультационного обслуживания.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на 2005-2010 годы
(тыс. руб.)
Наименование | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 год | 2010 год |
Областной бюджет, всего | 2200 | 24300 | 27450 | 29550 | 27050 | 27000 |
Субсидии на уплату КФХ первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники и племенного скота на лизинговой основе | 500 | 500 | 500 | 600 | 650 | |
Субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению занятости и повышения доходов сельского населения | 15000 | 15000 | 15000 | 12000 | 10000 | |
Трансферты населению в виде пособий на переселение в сельскую местность для организации КФХ | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 400 |
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам | 500 | 500 | 750 | 1000 | 1000 | |
Субсидии КФХ на проведение сезонных работ в сельском хозяйстве | 2000 | 2500 | 4000 | 4500 | 5000 | 6000 |
Субсидии на производство землеустроительных работ | 600 | 800 | 1000 | 1000 | 1000 | |
Бюджетный кредит на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов | 3000 | 3500 | 3500 | 2000 | 2000 | |
Субсидирование процентной ставки по займам | 1700 | 2600 | 3700 | 4800 | 5700 | |
Научное обеспечение реализации Программы | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 |
Финансовые средства, выделенные КФХ и ЛПХ, направляются на следующие цели:
- уплату части первоначального взноса КФХ при приобретении сельскохозяйственной техники и племенного скота на лизинговой основе;
- реализацию мероприятий по обеспечению занятости и повышению доходов сельского населения, в том числе создание и функционирование фондов поддержки малого предпринимательства и сельского развития;
- выплату пособий на переселение в сельскую местность для организации крестьянских (фермерских) хозяйств;
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;
- проведение сезонных работ в сельском хозяйстве;
- производство землеустроительных работ;
- развитие кредитной кооперации;
- субсидирование процентной ставки по займам, полученным в фондах поддержки малого предпринимательства и сельского развития, а также в кредитных кооперативах.