Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 июня 2004 года N 81-ОЗ
г. Иваново


О программе развития крестьянских (фермерских) и личных
подсобных хозяйств в Ивановской области на 2005-2010 годы

(с изменениями на 28 июня 2005 года)
_______________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Ивановской областной Думы
от 26 декабря 2007 года N 152-ОЗ

_______________________________________

______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Законодательного Собрания Ивановской области от 28 июня 2005 года N 98-ОЗ
______________________________________________________               


Принят
Законодательным Собранием
11 июня 2004 года



Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в действующей редакции) и статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области.

Статья 1.


Утвердить программу развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Ивановской области на 2005-2010 годы (прилагается).

Статья 2.


Администрации Ивановской области при разработке проекта областного бюджета, начиная с 2005 года, учитывать средства на реализацию данной Программы.

Статья 3.


Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить реализацию Программы на территории соответствующих муниципальных образований.

Статья 4.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.И.ТИХОНОВ




Приложение

к Закону «О программе развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств
в Ивановской области на 2005-2010 годы»
от 30 июня 2004 года N 81-ОЗ
// Изложно в новой редакции на основании
Закона Законодательного Собрания Ивановской области
от 28 июня 2005 года N 98-ОЗ


ПРОГРАММА
развития крестьянских (фермерских) и личных
подсобных хозяйств в Ивановской области на 2005-2010 годы  

ПАСПОРТ
программы развития крестьянских (фермерских) и личных
подсобных хозяйств в Ивановской области на 2005-2010 годы

Наименование Программы

Программа развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Ивановской области на 2005 - 2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки
Программы

 Федеральные законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ и «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ

Государственный заказчик

Администрация Ивановской области

Координатор Программы

Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области

Основные разработчики

Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области

Цель Программы

Совершенствование правовых, экономических и социальных условий для развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки

Задачи Программы

 - Создание благоприятных условий для устойчивой производственной деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

- обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами в решении задач экономического и социального развития области;

- предоставление информационной, методической, консультативной, образовательной и правовой поддержки крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам

Сроки реализации Программы

2005-2010 годы

Основные направления
Программы

- Увеличение производства продукции растениеводства и животноводства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах;

- развитие кооперации в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах;

 - развитие финансово-кредитной поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств

Основной исполнитель программных мероприятий

Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.

Объем средств и источники
финансирования Программы

Областной бюджет всего 137550 тыс. руб., в том числе:

2005 год - 2200 тыс. руб.;

2006 год - 24300 тыс. руб.;

2007 год - 27450 тыс. руб.;

2008 год - 29550 тыс. руб.;

2009 год - 27050 тыс. руб.;

2010 год - 27000 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты Программы

- Обеспечение занятости и повышение жизненного уровня сельского населения;
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет рационального использования имеющихся материальных и земельных ресурсов;
- создание системы обслуживания и обеспечение закупок сельскохозяйственной продукции и своевременности расчетов за нее.

Система организации контроля

Контроль за реализацией Программы осуществляют в установленном порядке Законодательное Собрание Ивановской области и Администрация Ивановской области

 

1. ВВЕДЕНИЕ.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) И ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ


Продовольственная безопасность страны, в том числе и Ивановской области, находится в прямой зависимости от состояния и развития аграрного производства, значимой частью которого являются крестьянские (фермерские) (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), выполняющие ряд экономических и социальных функций.

1. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства играют важную роль в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения.

Демографическая ситуация в Ивановской области остается сложной. Численность населения области имеет устойчивую тенденцию к сокращению.

За последние 12 лет население области уменьшилось более чем на 100 тысяч человек, что превышает численность Кинешмы - второго по величине города области, а сельского - на 22,7 тысячи человек.

В такой сложной ситуации сектор КФХ и ЛПХ играет роль социального амортизатора, особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.

2. В силу того, что преобладающая часть КФХ и ЛПХ ведет менее специализированное по сравнению с крупными предприятиями сельскохозяйственное производство и на их территории выращивается относительно большой набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в увеличение валового производства сельхозпродукции. На хозяйства населения и фермеров в Ивановской области приходится 9,8% всех посевов, в том числе: 91,6% - картофеля и 93,3% - овощей. В этом секторе содержится 26,0% поголовья крупного рогатого скота, 56,4% - свиней, 96,6% - овец и коз. В настоящее время КФХ и ЛПХ производят 94,1% - картофеля, 80,8% - овощей, 48,1% - мяса, 42,4% - молока, 18,3% - яиц и почти 100% - шерсти.

В связи с выходом в 2003 году федеральных законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» определена правовая основа для развития мелкотоварного сельскохозяйственного производства и прописаны условия его государственной поддержки. Однако фермеры, владельцы ЛПХ испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации, а это лишает их успешного экономического развития и ведет к нарастанию социальных проблем на селе.

Кроме того, не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания КФХ и ЛПХ и сбыта их продукции.

Сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, повышении квалификации.

Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств, владельцев личных подсобных хозяйств, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.

Способы и механизмы решения каждой из вышеуказанных проблем составляют содержание данной Программы.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является совершенствование правовых, экономических и социальных условий развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, обеспечивающих их устойчивый рост и повышение эффективности деятельности. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- развитие системы финансово-кредитной поддержки КФХ и ЛПХ с целью улучшения их доступа к рынкам земельных участков, материально-технических ресурсов, готовой продукции, информации, консультационных и образовательных услуг; рост уровня квалификации членов крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

- развитие земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;

 - содействие созданию кредитных, сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- повышение плодородия почв;

- совершенствование поддержки сферы малого предпринимательства в сельской местности;

 - проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.

С целью усиления финансово-кредитной поддержки мелкотоварного сельского хозяйства необходимо гарантировать участие КФХ, ЛПХ в государственных программах развития АПК с помощью механизмов квотирования, а также увеличения количества кредитных кооперативов и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и сельского развития и их филиалов, предоставляющих займы сельскому населению на производственные цели.

С 2003 года в области реализуется проект «Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения». В рамках реализации проекта, который будет способствовать улучшению рыночной ситуации за счет увеличения объемов производства, росту уровня жизни сельского населения, сокращению сельской безработицы, снижению социальной напряженности в сельской местности в области, созданы фонды поддержки малого предпринимательства и сельского развития на территориях восьми районов. Планируется создание фондов и их филиалов в других муниципальных образованиях.

Основными преимуществами таких финансовых организаций являются:

- работа на финансовом рынке без лицензии Центрального банка;

- упрощенная процедура предоставления займов и равный доступ участников к финансовым ресурсам;

- возвратный характер оказываемой помощи;

- влияние местных администраций на их работу;

- реализация социально-значимых программ.

Улучшение доступа мелких селъхозтоваропроизводителей, сельских предпринимателей к рынкам производственных ресурсов готовой продукции требует развития рыночной инфраструктуры и (потребительских) кооперативов.

При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:

- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом современного АПК и сельской экономики;

- развитие КФХ, ЛПХ служит одной из основ формирования «среднего» класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;

- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования форм и методов их государственной поддержки.

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

В ближайшие годы система государственной поддержки КФХ должна быть переориентирована на оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, способным обеспечить наибольшую и эффективную отдачу вложенных средств, пропорционально объемам произведенной продукции.

Система финансово-кредитного обеспечения ЛПХ будет направлена на создание условий для развития и укрепления ЛПХ, совершенствование системы закупок сельскохозяйственной продукции, информационно-консультационного обслуживания.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на 2005-2010 годы

(тыс. руб.)

Наименование
мероприятий

2005
 год

2006
год

2007
год

2008
 год

2009 год

2010 год

Областной бюджет, всего

2200

24300

27450

29550

27050

27000

Субсидии на уплату КФХ первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники и племенного скота на лизинговой основе

500

500

500

600

650

Субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению занятости и повышения доходов сельского населения

15000

15000

15000

12000

10000

Трансферты населению в виде пособий на переселение в сельскую местность для организации КФХ

200

250

300

350

400

400

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам

500

500

750

1000

1000

Субсидии КФХ на проведение сезонных работ в сельском хозяйстве

2000

2500

4000

4500

5000

6000

Субсидии на производство землеустроительных работ

600

800

1000

1000

1000

Бюджетный кредит на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов

3000

3500

3500

2000

2000

Субсидирование процентной ставки по займам

1700

2600

3700

4800

5700

Научное обеспечение реализации Программы

250

250

250

250

250

Финансовые средства, выделенные КФХ и ЛПХ, направляются на следующие цели:

 - уплату части первоначального взноса КФХ при приобретении сельскохозяйственной техники и племенного скота на лизинговой основе;

 - реализацию мероприятий по обеспечению занятости и повышению доходов сельского населения, в том числе создание и функционирование фондов поддержки малого предпринимательства и сельского развития;

 - выплату пособий на переселение в сельскую местность для организации крестьянских (фермерских) хозяйств;

- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;

- проведение сезонных работ в сельском хозяйстве;

- производство землеустроительных работ;

- развитие кредитной кооперации;

- субсидирование процентной ставки по займам, полученным в фондах поддержки малого предпринимательства и сельского развития, а также в кредитных кооперативах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»