Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ"

ПОДПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ", ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 27.06.2006 N 108-п, от 07.03.2007 N 47-П, от 17.10.2007 N 208-П, от 13.02.2008 N 28-П, от 18.06.2009 N 167-П)

2. ПАСПОРТ подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы

3. Содержание проблемы


Наименование

Подпрограмма  "Обеспечение жильем молодых   семей", входящая в состав областной целевой   программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы

Основание для   разработки

Постановление Правительства  РФ от 31.12.2005   N 865 "О дополнительных мерах по реализации   федеральной целевой программы "Жилище" на   2002 - 2010 годы"

Заказчик подпрограммы

Департамент строительства и  архитектуры   Ивановской области

Разработчики   подпрограммы

Департамент строительства и  архитектуры   Ивановской области

Цель подпрограммы

Улучшение жилищных условий  молодых семей,   признанных в установленном порядке   нуждающимися в улучшении жилищных условий в   рамках федеральной целевой программы   "Жилище" на 2002 - 2010 годы и областной   целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010   годы

Основные задачи   подпрограммы

- создание социально-бытовых  и экономических   условий для укрепления молодых семей;   - разработка и реализация методов бюджетной,   внебюджетной и организационной поддержки   молодых семей при решении ими жилищной   проблемы;   - предоставление молодым  семьям - участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья или  строительство индивидуального жилого дома;  (абзац третий в ред.  Постановления Правительства Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200700381.doc)  - создание условий для  привлечения молодыми   семьями собственных средств, дополнительных   финансовых средств банков и других   организаций, предоставляющих ипотечные   жилищные кредиты и займы для приобретения   жилья или строительства индивидуального   жилья

Исполнители   подпрограммы

- Департамент строительства  и архитектуры   Ивановской области;   - органы местного самоуправления Ивановской   области;   - строительные организации и предприятия;   - финансово-кредитные учреждения (банки)

Срок реализации   подпрограммы

- 2003 - 2010 годы,   I этап 2003 - 2005 годы   II этап 2006 - 2010 годы

Основные мероприятия   подпрограммы

- разработка  нормативно-правовых документов;   - формирование организационных и финансовых   механизмов оказания государственной   поддержки молодым семьям, признанным в   установленном порядке нуждающимися в   улучшении жилищных условий;   - предоставление молодым семьям субсидий на   приобретение жилья за счет средств бюджетов   всех уровней

Объем и источники   финансирования   подпрограммы

Предполагаемый общий объем  финансирования   составит 851,7052 млн. руб., из них:   - федеральный бюджет - 76 млн. руб.,   - областной бюджет - 157,0832 млн. руб.,   - муниципальные бюджеты - 72,322 млн. руб.,   - внебюджетные средства - 546,3 млн. руб.

Ожидаемые конечные   результаты реализации   подпрограммы

- оказание государственной  поддержки в   улучшении жилищных условий 1650 молодых   семей;   - развитие и закрепление положительных   демографических тенденций;   - закрепление кадров молодых ученых, семей   молодых специалистов на селе;   - создание условий для повышения уровня   обеспеченности жильем молодых семей;   - привлечение в жилищную сферу   дополнительных финансовых средств банков и   других организаций, предоставляющих   ипотечные жилищные кредиты и займы, а также   собственных средств граждан

Система организации   контроля за   реализацией   подпрограммы

Общее руководство и контроль  за реализацией   подпрограммы осуществляет Департамент   строительства и архитектуры Ивановской   области

Руководитель   подпрограммы

Первый заместитель  начальника Департамент   строительства и архитектуры Ивановской   области Попов А.В.



(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 17.10.2007 N 208-П)

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма), предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

(абзац первый в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 17.10.2007 N 208-П)

Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982 - 1986 годов рождения, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

Демографическая ситуация в Ивановской области остается сложной. Численность населения области имеет устойчивую тенденцию к сокращению начиная с 1989 г.

Темпы уменьшения сельского населения более высокие, чем городского.

Причиной сокращения численности населения является негативная тенденция в процессе естественного воспроизводства.

Четко прослеживается процесс старения населения.

Рождаемость составляет 7,6 родившихся на 1000 человек населения, что значительно ниже российского показателя (более 8). За последние 10 лет рождаемость сократилась почти в два раза. Семьи становятся малодетными. Значительно снижается количество семей, воспитывающих троих и более детей.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.

Продуманная и реалистичная политика в отношении молодой семьи, расширение экономической поддержки молодых семей и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для Ивановской области в настоящее время актуально не только увеличение рождаемости населения, но и проблема закрепления кадров молодых специалистов в сельской местности.

В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем просматривается резкая тенденция старения сельского населения. Очень сложное положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий кадрами. Продолжается убыль врачебных, педагогических кадров в сельской местности. Остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры и социального обслуживания.

В настоящее время в Ивановской области в очереди на улучшение жилищных условий числится более 1200 молодых семей.

С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам, как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы, к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых семей и молодых граждан, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа молодыми гражданами построенных (реконструированных) квартир.

Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2004 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Государственная поддержка молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством, включая:

- предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;

- предоставление безвозмездных субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных семьей на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа);

- предоставление льготных ипотечных кредитов;

- предоставление заемных средств на уровне муниципальных образований;

- содействие строительству незавершенных объектов и приспособление других гражданских объектов под жилье;