Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2011 года N 388

Об утверждении областной целевой программы «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012-2015 годы»

(с изменениями на 18 декабря 2013 года)
(редакция, действующая с 1 января 2014 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 февраля 2014 года на основании
Постановление администрации Липецкой области от 03.02.2014 N 40
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением администрации Липецкой области от 2 мая 2012 года N 153 (Липецкая газета N 100 от 25.05.2012);
     Постановлением администрации Липецкой области от 14 июля 2012 года N 234 (Липецкая газета N 134 от 13.07.2012);
     Постановлением администрации Липецкой области от 17 августа 2012 года N 337 (Липецкая газета N 170 от 05.09.2012);
     Постановлением администрации Липецкой области от 5 декабря 2012 года N 485 (Липецкая газета N 245 от 21.12.2012);
     Постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2012 года N 557 (Липецкая газета N 13 от 23.01.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 19 апреля 2013 года N 202 (Липецкая газета N 86 от 26.04.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 22 октября 2013 года N 471 (Липецкая газета N 219 от 13.11.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 года N 602 (Липецкая газета N 1-2 от 01.01.2014).
____________________________________________________________________



В целях создания условий для инновационного социально ориентированного развития регионального образования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» и Законом Липецкой области от 25.12.2006 N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года" администрация Липецкой области

  постановляет:


Утвердить областную целевую программу "Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012 - 2015 годы" согласно приложению.

Глава администрации
     Липецкой области
     О.П. Королев


     Приложение
     к постановлению
     администрации Липецкой области
     от 1 ноября 2011 года N 388

Областная целевая программа «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012-2015 годы»

I. Паспорт областной целевой программы «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012-2015 годы»

Наименование целевой Программы

Областная целевая программа «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012 - 2015 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 г. N 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»

Государственный заказчик Программы

Администрация Липецкой области

Разработчик Программы

Управление образования и науки Липецкой области

Цель Программы

Создание условий для инновационного социально ориентированного развития регионального образования

Задачи Программы

1. Развитие инфраструктуры системы образования.

2. Модернизация учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

3. Создание образовательной среды, способствующей социализации, формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.

4. Совершенствование системы выявления, развития и поддержки одарённых детей и молодежи в образовательном процессе.

5. Создание условий для дальнейшего развития научного потенциала и социально-образовательной среды, привлекательной для молодежи Липецкой области.

6. Содействие формированию позитивного образа учителя и престижа педагогической профессии посредством профессионального развития педагогического корпуса.

Сроки реализации Программы

2012 - 2015 годы

Исполнитель Программы

Управление образования и науки Липецкой области

Объемы и источники финансирования

Прогнозируемый объем финансирования Программы составит - 964392,8 тыс. руб.: из областного бюджета - 1038999,6 тыс. руб.; в том числе по годам:

2012 г. - 303243,6 тыс. руб.;

2013 г. - 217998,2 тыс. руб.;

2014 г. - 300634,0 тыс. руб.;

2015 г. - 142517,0 тыс. руб.

Объемы бюджетного финансирования ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период

(Позиция дополнена с 1 января 2014 года Постановлением администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 года N 602, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности

Прогнозные значения целевых индикаторов Программы за период ее реализации:

- увеличение доли детей старшего дошкольного возраста, получающих доступные качественные услуги предшкольного образования от общей численности детей в возрасте от 5 до 7 лет до 74,5 %;

- увеличение доли общеобразовательных учреждений, использующих в учебном процессе дистанционные технологии до 15 %;

- увеличение доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на 20 %;

- увеличение количества детей-инвалидов, обучающихся на дому, получающих образование по основным и дополнительным программам с использованием дистанционных технологий до 300 чел.;

- увеличение доли обучающихся общеобразовательных учреждений, участвующих в региональных мероприятиях спортивной направленности на 12 %;

- увеличение доли учащихся, студентов, молодых ученых, занятых в научно-исследовательской работе и участвующих в конкурсах до 26 % от общего количества учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений и учреждений НПО, студентов и молодых ученых;

- увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для организации двухразового горячего питания обучающихся до 100%;

- увеличение доли детей, победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, до 20% от общего количества участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников;

- увеличение доли учителей общеобразовательных учреждений в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений до 10 %;

- увеличение доли учителей общеобразовательных учреждений, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности до 90%.

(Позиция в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Постановлением администрации Липецкой области от 2 мая 2012 года N 153, - см. предыдущую редакцию).

Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление образования и науки Липецкой области предоставляет отчетные данные в управления контроля и проверки исполнения, экономики и финансов в соответствии с  администрации Липецкой области от 28.11.2007 N 168 «О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» в установленные сроки (по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев, год в электронном виде и на бумажных носителях.

II. Описательная часть программы

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Региональная политика в области образования в период с 2006 по 2011 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой программой развития образования, приоритетным национальным проектом «Образование», комплексным Планом модернизации образования Липецкой области до 2014 года, областной целевой программой «Модернизация образования Липецкой области 2009 - 2011 годы».

За период реализации областной целевой программы «Модернизация образования Липецкой области 2009 - 2011 годы» удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление системных изменений в отрасли, формирование новой модели образования. Практически по всем направлениям активизировались процессы, нацеленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений. Создана устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития системы образования Липецкой области.

Однако результаты анализа современного состояния образования области свидетельствуют о том, что образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Сегодня не теряют своей остроты следующие проблемы, обусловившие разработку Программы:

1) Усиление неравного доступа к качественному образованию, начиная с дошкольного возраста.

Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.

Уменьшение за последние 5 лет контингента учащихся в области более чем на 3000 человек привело к существенному сокращению сети образовательных учреждений на 138 единиц. Количество обучающихся, подвозимых школьным транспортом, растет ежегодно. В сложившихся условиях необходимо обеспечить равный доступ обучающихся вне зависимости от места жительства за счет безопасного подвоза обучающихся. Актуальным остается приобретение новых автобусов, соответствующих ГОСТ Р-51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические условия» и поэтапная замена имеющегося автотранспорта.

Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Неотъемлемой частью повышения доступности качественного образования является совершенствование образовательной деятельности и социализации детей-инвалидов. Одним из основных направлений образовательной деятельности детей-инвалидов является дистанционное обучение, при котором необходимо наличие современных информационно-коммуникационных и дистанционных технологий.

Учитывая тенденцию роста рождаемости, отмечаемую в целом в Российской Федерации и в частности в Липецкой области с 2000 года, предварительный мониторинг потребности населения в услугах дошкольного образования показал, что в 2012 году спрос на них превысит предложения, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составит более 8,5 тыс. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования. Принимаемые меры должны обеспечить введение дополнительно 3,5 тыс. дошкольных мест за счет строительства, восстановления зданий, перепрофилирования других учреждений в дошкольных образовательных учреждениях, открытия дополнительных групп и частных детских садов.

2) Необходимость обновления содержания и технологии образования в условиях перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения.

С 1 сентября 2011 г. все общеобразовательные учреждения области перешли на новые государственные образовательные стандарты начального общего образования, с 2015 года предстоит переход на стандарты основного общего образования.

Вопросы перехода на новые стандарты образования и одновременное повышение качества образовательного процесса требуют обновления содержания и технологий образования, выполнения:

материально-технических условий реализации основной образовательной программы учреждения, в том числе информационно-образовательной среды учреждения, организации внеурочной деятельности учащихся во второй половине дня (с привлечением учреждений дополнительного образования), отдыха и питания учащихся;

требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы учреждения (100 % повышение квалификации всех учителей, приступающих к реализации новых образовательных стандартов).

3) Заниженный социальный статус и недостаточный общественный престиж работников системы образования.

Сложившуюся ситуацию, когда размер среднемесячной заработной платы учителей области ниже среднемесячной заработной платы по экономике региона, сегодня необходимо менять.

Реализация задач модернизации образования региона требует профессиональной и социальной состоятельности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.

Необходимость повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования неразрывно связана с комплексом мероприятий, нацеленных на поддержку лучших учителей, тиражирование их опыта, развитие профессиональной коммуникации, стимулирование притока в школы молодых кадров для создания оптимального баланса между работниками со стажем педагогической работы свыше 20 лет и молодыми специалистами.

В настоящее время доля педагогических работников со стажем до 5 лет в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 6,9 %.

4) Несформированность системы консолидированной целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

В области разработан комплекс мер по сохранению и развитию интеллектуального и творческого потенциала Липецкой области до 2014 года. Проводится работа по развитию сети образовательных учреждений для поддержки одаренных школьников. Однако в такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность процесса, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, требует совершенствования система психолого-педагогической диагностики детской одаренности.

5) Ухудшение здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

По сведениям управления здравоохранения Липецкой области основным источником сведений о состоянии здоровья школьников служат результаты обязательных профилактических медицинских осмотров

Распределение школьников по группам здоровья по итогам профилактических осмотров


год

Группы здоровья детей - удельный вес в %

I

II

III

IV

2007 г.

26,1

50,3

22

1,6

2008 г.

24,3

50,4

23,8

1,9

2009 г.

25,6

52,2

20,3

1,6

2010 г.

25,2

52,5

20,7

1,6

2011 г.
(прогноз)

25,1

52,6

20,7

1,6


Только чуть более двадцати процентов школьников области могут быть отнесены к категории абсолютно здоровых. Низкая двигательная активность, несформированность у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, отсутствие заинтересованности детей и родителей в получении питания в образовательном учреждении, устаревшие технологические возможности школьных пищеблоков, - вопросы, требующие решения.

Среди принятых мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся региона особенно значимыми стали увеличение до трех часов преподавания предмета «Физическая культура» (98 % общеобразовательных учреждений области). В результате системных мероприятий на 8,6 % увеличился процент учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе, и уменьшился - к специальной медицинской группе.

Однако по-прежнему актуальны вопросы формирования единой здоровьесозидающей образовательной среды, создания системы непрерывного обучения подрастающего поколения в области культуры здоровья, проведения мониторинга индивидуального здоровья детей, а также целостной системы управления здоровьеориентированным образовательным пространством региона.

Сегодня особенно актуальны вопросы повышения качества и доступности школьного питания, 100 -процентного охвата школьников двухразовым здоровым питанием.

В Липецкой области в 2010/2011 учебном году - 337 общеобразовательных учреждений, 99 филиалов, 3 специальных (коррекционных) общеобразовательных школы. В 2011/2012 учебном году - 274 общеобразовательных учреждений, 136 филиалов, 3 специальных (коррекционных) общеобразовательных школы.

Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях Липецкой области составляла 102622 чел. На прогнозируемый период 2012 г.- 102 000; 2013 г. - 102450; 2014 г. - 102800 чел.

В последние годы в нашей области складывается положительная тенденция в организации питания школьников области: охват горячим питанием школьников в 2008/2009 учебном году составлял 78 %; в 2009/2010 учебном году - 81 %; в 2010/2011 учебном году - 87 %.

Однако большинство обучающихся, питавшихся в школе в прошедшем году, 57524 человека (64,83%), получали только одноразовое горячее питание.

Двухразовое горячее питание получали лишь 26831 человек (30,24%).

Питание обучающихся школ города Липецка, а это 43% всех обучающихся школ области, в связи с реализацией проекта по совершенствованию организации питания в значительной степени улучшилось. Среди детей до 14 лет за последние три года показатель заболеваемости болезнями органов пищеварения снизился на 15,6 % : с 165,5 в 2008 году до 139,6 в 2010 году на 1000 детского населения.

Питание обучающихся организовано по двум моделям:

первая модель: столовая образовательного учреждения, работающая на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, производит и реализует блюда в данном образовательном учреждении;

вторая модель: школьно-базовая столовая осуществляет закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых нескольких общеобразовательных учреждений.

Обслуживание обучающихся осуществляют 340 организаций общественного питания образовательных учреждений и других организаций, из них 321 являлись собственниками общеобразовательные учреждения; 19 - сельскохозяйственные и др. предприятия.

В школах области функционируют 37 буфетов для дополнительного питания и 65 столов - саморасчета. в г. Липецке, ассортимент пищевых продуктов в которых формируется на основании рекомендаций СанПиН 2.4.5.2409-08 для организации дополнительного питания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»