Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2011 года N 387

Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Липецкой области (2011 - 2018 годы)»

(с изменениями на 26 декабря 2013 года)
(редакция, действующая с 28 декабря 2013 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 2 апреля 2014 года на основании
Постановления администрации Липецкой области от 17.03.2014 N 133
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением администрации Липецкой области от 19 июня 2012 года N 243 (Липецкая газета N 137 от 18.07.2012);
     Постановлением администрации Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 563 (Липецкая газета N 15 от 25.01.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 564 (Липецкая газета N 15 от 25.01.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 22 февраля 2013 года N 86 (Липецкая газета N 47 от 13.03.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 8 августа 2013 года N 362 (Липецкая газета N 162 от 21.08.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 6 сентября 2013 года N 406 (Липецкая газета N 184 от 20.09.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 25 октября 2013 года N 480 (Липецкая газета N 216 от 08.11.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 26 декабря 2013 года N 628 (Липецкая газета N 250 от 28.12.2013).
____________________________________________________________________



В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 «О федеральной целевой  «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» администрация Липецкой области

  постановляет:


Утвердить областную целевую программу «Развитие туризма в Липецкой области (2011 - 2018 годы)» (приложение).

Глава администрации
     Липецкой области
     О.П. Королев


     Приложение
     к постановлению администрации
     Липецкой области
     от 1 ноября 2011 года N 387

Областная целевая программа «Развитие туризма в Липецкой области (2011 - 2018 годы)»

I. Паспорт областной целевой программы «Развитие туризма в Липецкой области (2011 - 2018 годы)»

Наименование целевой Программы

Областная целевая программа «Развитие туризма в Липецкой области (2011 - 2018 годы)» (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132- ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р «О концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)»

Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 «О федеральной целевой  «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»

Заказчик Программы

Администрация Липецкой области (далее - администрация области)

Разработчик Программы

Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области

Цель и задачи Программы

Цель Программы:

формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Липецкой области

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

развитие туристско-рекреационного комплекса Липецкой области;

повышение качества туристских услуг;

продвижение туристского продукта Липецкой области на мировом и внутреннем туристских рынках

Сроки (этапы) реализации Программы

2011 - 2018 годы.

Первый этап: 2011 - 2014 годы;

Второй этап: 2015 - 2018 годы

Исполнители Программы

Управление культуры и искусства Липецкой области

Управление строительства и архитектуры Липецкой области

(Позиция дополнена с 25 января 2013 года  Постановлением администрации Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 563, - см. предыдущую редакцию).

Объёмы и источники финансирования Программы

Общий объём финансирования из областного бюджета прогнозно составит 647 867,4 тыс. руб., в том числе по годам:

2011 г. - 55 250,0 тыс. руб.,

2012 г. - 68 100,0 тыс. руб.,

2013 г. - 98 717,4 тыс. руб.,

2014 г. - 207 100 тыс. руб.,

2015 г. - 110 900,0 тыс.руб.;

2016 г. - 61 000,0 тыс. руб;

2017 г. - 41 800,0 тыс.руб.;

2018 г. - 5 000,0 тыс. руб.,

Объёмы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной год

(Позиция дополнена с 28 декабря 2013 года Постановлением администрации Липецкой области от 26 декабря 2013 года N 628, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности

В результате реализации Программы предполагается:

- увеличение численности туристов, размещенных в коллективных средствах размещения с 165,3 тысяч человек в 2011 году до 824,0 тысяч человек в 2018 году;

- увеличение площади номерного фонда коллективных средств размещения с 63,4 тыс. кв. метров в 2011 году до 147,3 тыс.кв.метров в 2018 году;

- рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) с 765 484 тыс. рублей в 2011 году до 284640,0 тыс. рублей в 2018 году;

- увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения с 6 995 единиц в 2011 году до 10 137 единиц в 2018 году;

- увеличение количества лиц, работающих в коллективных средствах размещения и туристических фирмах с 2324 чел. в 2011 году до 3 359 чел. в 2018 году;

- рост объема платных услуг, оказанных населению с 350 565 тыс. рублей в 2011 году до 1572279,0 тыс. рублей в 2018 году;

- увеличение количества событийных туристических мероприятий с 3 в 2011 году до 20 в 2018 году;

- формирование в Липецкой области туристско-рекреационного кластера «Елец» и автотуристского кластера «Задонщина», конкурентноспособных на российском и европейском рынках.

(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 июля 2012 года Постановлением администрации Липецкой области от 19 июня 2012 года N 243, - см. предыдущую редакцию).

Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области. Управление культуры и искусства Липецкой области предоставляет отчет об исполнении Программы в управления контроля и проверки исполнения, экономики администрации области и финансов области в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 N 168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ»

(Позиция дополнена с 25 января 2013 года  Постановлением администрации Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 563, - см. предыдущую редакцию).


II. Описательная часть программы

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года, необходимостью ускорения темпов социально-экономического развития, потребностью в существенном улучшении условий жизни населения требуется развитие не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых безусловным приоритетом является развитие и функционирование индустрии туризма.

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.

Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития туризма:

- туризм создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий турист создает 8 - 10 рабочих мест);

- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- способствует притоку в область иностранной валюты;

- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;

- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия области;

- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;

- экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

- формирует престиж области и страны в целом.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики.

На современном этапе Липецкая область - один из центров деловой активности Российской Федерации. Рост валового регионального продукта в 2010 году по оценке составил 102,6 % . По ВРП на душу населения Липецкая область занимает 4-е место среди регионов ЦФО.

Регион отличает выгодное географическое положение, высокая транспортная доступность, инвестиционная привлекательность, высокие темпы развития экономики, политическая и социальная стабильность.

С 2006 года на территории Липецкой области реализуются проекты особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина». Создание особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа имеет большое значение для организации и развития туризма, позволяет привлекать в регион инвестиционные компании.

Инвестиционные проекты по развитию двух кластеров - туристско-рекреационного кластера «Елец» и автотуристского кластера «Задонщина», представленные на участие в конкурсном отборе инвестиционных проектов по вхождению в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» были поддержаны и приняты как перспективные и значимые не только для Липецкой области, но и на федеральном уровне.

Вышеуказанные проекты будут реализованы в рамках Программы на основе государственно-частного партнерства. Автотуристский кластер «Задонщина» располагается на федеральной трассе М4 и будет включать в себя придорожную гостиницу или мотель, парковки для легкового и грузового автотранспорта, автобусов, кафе-ресторан, автосервис, магазины придорожной торговли, автозаправочный комплекс и другие объекты. Туристско-рекреационный кластер «Елец» размещается в историко-культурном центре г.Ельца, который является региональным центром притяжения туристов. Кластеры станут точками роста региона, вокруг которых активизируется развитие малого и среднего бизнеса.

Туристские отрасли и смежные секторы являются привлекательными сегментами для работы малого бизнеса, развития предпринимательства, поскольку требуют относительно малых инвестиционных вложений, обладают большей гибкостью, возможностью кооперации. Для городов Липецкой области малые, «рассеянные» инвестиции могут служить источником развития, обновления областной среды в условиях снижения объемов крупных инвестиционных потоков: отмена крупных, «амбициозных» инвестиционных проектов, спад на рынке недвижимости и строительства и др.

Состояние социально-экономической сферы области свидетельствует о ее достаточно высоком развитии.

По уровню доходов область опережает все близлежащие регионы. Несмотря на экономический кризис, численность безработных в области остается низкой.

В формировании ВРП Липецкой области преобладающую роль играют обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство. Как показывает анализ в структуре ВРП остается незначительным производство услуг гостинично - ресторанного бизнеса, транспорта и связи.

В настоящее время объективно необходимым становится формирование в области системы рекреации здоровья и отдыха населения.

Липецкая область обладает большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом, составляющим основу туристских ресурсов региона.

Для большинства городов Липецкой области, как для областного центра, так и для малых городов и деревень области, пока не привлекающих туристов, уникальное историко-культурное наследие является одним из основных ресурсов развития туризма.

Однако пока это наследие не капитализировано и не стало значимой частью экономики и рынка труда. Между тем мировая практика показывает, что культурно-историческое наследие, местные традиции и ремесла рассматриваются не только как важный ресурс для привлечения туристов, но и как значимая часть развития и диверсификации региональной экономики, форма развития малого бизнеса, регулирования ситуации на рынке труда, часть промышленной политики, один из важнейших элементов внешнеторговой политики - товары местного производства выступают одними из наиболее важных экспортных продуктов, инструмент национальной культурной политики. Предварительный аудит традиционных ремесел, их связи с городской средой и экономикой, основными рынками сбыта позволил зафиксировать следующее:

1) ремесленная продукция местного производства обладает слабой рыночной позицией: как географической (область практически не производит и не экспортирует в промышленно значимых масштабах уникального местного продукта, хотя обладает высоким потенциалом), так и отраслевой;

2) устаревшие технологии проектирования, производства и дистрибуции товаров делают ремесло неэффективным экономически, ресурсно-затратным;

3) кадровый дефицит, отсутствие институционализированных школ, образовательных программ не позволяют превратить ремесла в современный вид творческой деятельности, а сохраняет их лишь как один из видов традиционного ручного труда. Ремесло сегодня непривлекательно для талантливой и активной молодежи, поскольку не предоставляет возможности самореализации и динамичного карьерного роста;

4) отсутствие в области мер поддержки ремесла не как элемента культуры, а как актива экономического развития.

Таким образом, необходима комплексная работа по формированию кластеров креативных индустрий на основе историко-культурного наследия Липецкой области. Наиболее актуальными задачами представляются:

технологическая модернизация секторов, использующих наследие (обновление дизайна, маркетинг товаров);

создание условий для талантливой молодежи по самореализации в видах деятельности, использующих наследие;

обеспечение связи творческих видов деятельности и ремесел с городской средой.

Усилить привлекательность региона и обеспечить туристские потоки также сможет развитие делового, сельского и событийного видов туризма.

Уникальность географического положения Липецкой области, наличие 154 особо охраняемых природных территорий, рек, озер, искусственных водоемов создают условия для развития экологического и охотничье - рыболовного туризма.

Но вместе с тем следует отметить, что, несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы используются туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами являются неразвитость туристской инфраструктуры области и недостаточная известность для российских и иностранных туристов.

На сегодняшний день очень ограничена типология объектов туристского обслуживания. Отсутствуют многофункциональные комплексы, музеи-гостиницы, мотели на основных въездах в города области, и другие виды объектов, присущие туристским центрам.

Общим недостатком гостиничного хозяйства является отсутствие квалифицированных кадров, что сказывается на уровне культуры обслуживания, а также явно недостаточное применение современных гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов.

Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов «Золотого кольца», Тульской области, и других регионов.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в туристской отрасли, с процессами, происходящими в обществе, является главным фактором и условием осуществления государственной политики по дальнейшему развитию туристской индустрии на территории области.

Основными преимуществами решения поставленной проблемы программно-целевым методом являются:

- комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития туризма в Липецкой области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;

- распределение полномочий и ответственности. В программе предусматривается четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти, инвесторами;

- определение показателей, которые по итогам мониторинга позволяют ежегодно оценивать эффективность планирования и результаты реализации тех или иных мероприятий Программы.

2. Цель и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации


Целью Программы является формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Липецкой области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»