ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2004 года N 499-пс
О деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год, учитывая решение комитета по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь статьей 28 Закона Липецкой области "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области", пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов
постановляет:
1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год.
2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области" доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год опубликовать в областной газете "Липецкая газета".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Липецкого областного
Совета депутатов
А.И. Савенков
Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.
Вступив в 1996 году в Совет Европы, Россия признала европейские правовые эталоны и обязалась реформировать свою правовую систему в соответствии с ними. Нужно отметить, что установленные Конституцией РФ 1993 года стандарты прав и свобод достаточно высокие даже на общемировом уровне. Поэтому главная задача современной правовой реформы - создать условия по их реализации и действенный инструмент контроля над их соблюдением.
В этом направлении уже много сделано: приняты новые кодексы, в том числе Уголовный и Уголовно-процессуальный, созданы суды присяжных, мировые суды, установлен судебный контроль над действиями правоохранительных органов, затрагивающих права и свободы человека, гарантируется неприкосновенность жилища, частной жизни. Судебный процесс приобрел состязательный характер. Суд освободился от не свойственных ему функций обвинения. Граждане получили широкие права на обжалование в суде действий должностных лиц и органов, затрагивающих их права.
Кроме внутригосударственных механизмов обеспечения и защиты прав и свобод, российские граждане приобрели в последние годы юридическую возможность использовать для защиты своих прав и свобод международные механизмы, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека (Европейский суд по правам человека).
Одним из демократических органов, призванных отстаивать и защищать права граждан, стал институт омбудсмана, который работает более чем в 100 странах мира. В Российской Федерации это институт Уполномоченного по правам человека. На сегодняшний день в 27 субъектах Российской Федерации образован институт региональных Уполномоченных.
Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации работает в существенно иных, чем его зарубежные коллеги, условиях - при отсутствии отлаженной нормативно-правовой базы, регулирующей его компетенцию, неопределенности его места в системе традиционных органов правовой защиты (суд, прокуратура и др.) и государственной власти. В нынешних условиях сложилась правовая ситуация, при которой Уполномоченный фактически не обладает теми важнейшими процессуальными функциями, которые реально позволят ему быть "последней инстанцией". Кроме того, в силу специфики своей работы он руководствуется не только правосознанием, но и голосом совести, не только буквой закона, но и чувством справедливости. В этих условиях формализм в работе Уполномоченного недопустим.
Анализ обращений показывает, что граждане, как правило, жалуются не на плохие законы, а на предвзятое, заинтересованное их толкование и применение, невозможность реализовать некоторые права, установленные Конституцией, волокиту при рассмотрении их обращений, а также на объективность ответов, так как обращения направляются тем же должностным лицам и органам, решения которых они обжалуют. Все это подрывает доверие к власти.
Согласно областному Закону "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области" заявитель может обратиться к Уполномоченному лишь при одном непременном условии - исчерпав все иные возможности защиты и восстановления своих прав и свобод. Содержание жалоб на неправомерные решения, действия или бездействие органов власти и должностных лиц является для Уполномоченного по правам человека важнейшим источником информации, на основании которого он может сделать выводы как о текущей ситуации, так и об основных тенденциях в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории региона. Поступающие обращения - это своеобразный индикатор, отражающий проблемы, актуальные для Липецкой области, и вопросы, которые волнуют ее жителей в первую очередь.
Настоящий доклад основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан, а также на информации, полученной из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций, средств массовой информации. В нем содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан в аппарат Уполномоченного, информация о негативных социально-экономических факторах, способствовавших нарушению прав, а также о принятых Уполномоченным мерах по восстановлению нарушенных прав. Также в нем приведены необходимые данные, характеризующие различные направления деятельности Уполномоченного и его аппарата.
Целью доклада является привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественности к состоянию и обеспечению прав и свобод граждан для последующего принятия мер, устраняющих препятствия в реализации положений Конституции Российской Федерации, декларирующей права и свободы человека и гражданина высшей ценностью общества и государства.
Доклад состоит из отдельных тематических разделов, показывающих направления деятельности Уполномоченного: защиту и восстановление нарушенных прав граждан, правовое просвещение, взаимодействие с другими государственными и общественными институтами и т.д. На основании поступивших к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обращений и жалоб граждан, показаны главные проблемы, с которыми сталкиваются жители области в процессе реализации своих конституционных прав и свобод. В каждом разделе содержатся выводы и предложения, призванные содействовать защите, восстановлению или развитию прав человека в Липецкой области. При составлении доклада Уполномоченный по правам человека стремился отразить наиболее острые и актуальные проблемы.
Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека в Липецкой области, однако он призван объективно и открыто дать характеристику ситуации по состоянию (реализации) прав человека в Липецкой области; показать механизм работы Уполномоченного по правам человека при выполнении возложенных на него областным законом функций, целей и задач; выработать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательных механизмов защиты прав человека.
В 2003 году к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 776 обращений и жалоб. По сравнению с первым годом работы этого нового для нашей области государственного института динамика роста составила 17% (на 131 заявление больше) к уровню прошлого года. Увеличение количества обращений к Уполномоченному свидетельствует о признании института Уполномоченного в обществе, о росте числа людей, желающих защищать, отстаивать и восстанавливать свои права при содействии Уполномоченного.
Информация о соблюдении прав граждан поступала по следующим каналам:
- личный прием Уполномоченного;
- посещение учреждений: социального обслуживания граждан, государственной поддержки детства, исполнения наказания;
- письменные обращения граждан;
- средства массовой информации.
На личном приеме Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял 248 человек. Аппаратом Уполномоченного получено по почте или принято лично от граждан 528 жалоб или заявлений. Положительно было рассмотрено 164 обращения, или 21% от общего числа. То есть по каждому пятому случаю был отмечен факт нарушения прав граждан и приняты меры по их восстановлению (см. таблицу N 1).
Действия | Обращения | ||||
Общее количество | % | ||||
Всего | 776 | 100 | |||
Принято Уполномоченным на личном приеме | 248 | 32 | |||
Получено по почте или принято лично от граждан | 528 | 68 | |||
Восстановлены права граждан | 164 | 21 | |||
Отказано в принятии жалобы к рассмотрению | 15 | 2 | |||
Дано консультаций и разъяснений | 343 | - |
Гендерный состав
От общего числа обратившихся женщины составляют 53%, а мужчины - 47%, так что можно говорить о приблизительно равном гендерном соотношении и, следовательно, одинаковой социальной активности в стремлении защитить свои права (см. таблицу N 2).
Гендерный состав обратившихся
N п/п | Гендерный состав | Общее количество | % | |||
1. | Мужчины | 365 | 47 | |||
2. | Женщины | 411 | 53 |
Среди муниципальных образований со значительным отрывом лидирует г. Липецк - 52% обратившихся, за ним следует г. Елец - там проживают 17% заявителей. Из районов области наибольшее число обращений поступило из Липецкого, Лебедянского, Усманского и Грязинского районов - доля каждого около 4%, затем, с 2%, идут Задонский, Добринский, Елецкий, Добровский и Хлевенский районы, и замыкают таблицу Долгоруковский, Тербунский, Становлянский, Воловский, Краснинский, Измалковский и Лев-Толстовский районы. В 2003 году, кроме жителей Липецкой области, к Уполномоченному поступали заявления от граждан, проживающих в г. Москве, Воронежской и Курской областях, а также в Республике Мордовия.
География обращений
Муниципальные образования | Количество | % | |||
г. Липецк | 403 | 52 | |||
г. Елец | 132 | 17 | |||
Воловский р-н | 6 | 1 | |||
Грязинский р-н | 31 | 4 | |||
Данковский р-н | 11 | 1,5 | |||
Добринский р-н | 16 | 2 | |||
Добровский р-н | 12 | 2 | |||
Долгоруковский р-н | 9 | 1,5 | |||
Елецкий р-н | 14 | 2 | |||
Задонский р-н | 15 | 2 | |||
Измалковский р-н | 4 | 0,5 | |||
Краснинский р-н | 5 | 0,5 | |||
Лебедянский р-н | 33 | 4 | |||
Лев-Толстовский р-н | 4 | 0,5 | |||
Липецкий р-н | 23 | 3 | |||
Становлянский р-н | 7 | 1 | |||
Тербунский р-н | 8 | 1,5 | |||
Усманский р-н | 32 | 4 | |||
Хлевенский р-н | 11 | 2 | |||
Чаплыгинский р-н | - | - |
Социальный портрет граждан, обратившихся к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, не отличается чем-то особенным по сравнению с другими регионами нашей страны. На первом месте это пенсионеры и ветераны труда - 20%, вторая значительная группа - осужденные и обвиняемые в совершении преступлений - 16%, третья - инвалиды - 11%. В 2003 году резко выросло количество обращений переселенцев из республик СНГ и Балтии, что напрямую было связано с несовершенством Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и новыми, более жесткими условиями получения российского гражданства. Эти обращения составили 8% от общего числа. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны составляют пятую группу - 5%. Число коллективных заявлений в 2003 году достигло 7%, что является достаточно весомым показателем (см. таблицу N 4).
Категории заявителей