ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2004 года N 499-пс

О деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год


Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год, учитывая решение комитета по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь статьей 28 Закона Липецкой области "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области", пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов

постановляет:


1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год.

2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области" доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год опубликовать в областной газете "Липецкая газета".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Липецкого областного
Совета депутатов
А.И. Савенков


Доклад
о деятельности уполномоченного по правам человека в липецкой области

Введение

Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Вступив в 1996 году в Совет Европы, Россия признала европейские правовые эталоны и обязалась реформировать свою правовую систему в соответствии с ними. Нужно отметить, что установленные Конституцией РФ 1993 года стандарты прав и свобод достаточно высокие даже на общемировом уровне. Поэтому главная задача современной правовой реформы - создать условия по их реализации и действенный инструмент контроля над их соблюдением.

В этом направлении уже много сделано: приняты новые кодексы, в том числе Уголовный и Уголовно-процессуальный, созданы суды присяжных, мировые суды, установлен судебный контроль над действиями правоохранительных органов, затрагивающих права и свободы человека, гарантируется неприкосновенность жилища, частной жизни. Судебный процесс приобрел состязательный характер. Суд освободился от не свойственных ему функций обвинения. Граждане получили широкие права на обжалование в суде действий должностных лиц и органов, затрагивающих их права.

Кроме внутригосударственных механизмов обеспечения и защиты прав и свобод, российские граждане приобрели в последние годы юридическую возможность использовать для защиты своих прав и свобод международные механизмы, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека (Европейский суд по правам человека).

Одним из демократических органов, призванных отстаивать и защищать права граждан, стал институт омбудсмана, который работает более чем в 100 странах мира. В Российской Федерации это институт Уполномоченного по правам человека. На сегодняшний день в 27 субъектах Российской Федерации образован институт региональных Уполномоченных.

Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации работает в существенно иных, чем его зарубежные коллеги, условиях - при отсутствии отлаженной нормативно-правовой базы, регулирующей его компетенцию, неопределенности его места в системе традиционных органов правовой защиты (суд, прокуратура и др.) и государственной власти. В нынешних условиях сложилась правовая ситуация, при которой Уполномоченный фактически не обладает теми важнейшими процессуальными функциями, которые реально позволят ему быть "последней инстанцией". Кроме того, в силу специфики своей работы он руководствуется не только правосознанием, но и голосом совести, не только буквой закона, но и чувством справедливости. В этих условиях формализм в работе Уполномоченного недопустим.

Анализ обращений показывает, что граждане, как правило, жалуются не на плохие законы, а на предвзятое, заинтересованное их толкование и применение, невозможность реализовать некоторые права, установленные Конституцией, волокиту при рассмотрении их обращений, а также на объективность ответов, так как обращения направляются тем же должностным лицам и органам, решения которых они обжалуют. Все это подрывает доверие к власти.

Согласно областному Закону "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области" заявитель может обратиться к Уполномоченному лишь при одном непременном условии - исчерпав все иные возможности защиты и восстановления своих прав и свобод. Содержание жалоб на неправомерные решения, действия или бездействие органов власти и должностных лиц является для Уполномоченного по правам человека важнейшим источником информации, на основании которого он может сделать выводы как о текущей ситуации, так и об основных тенденциях в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории региона. Поступающие обращения - это своеобразный индикатор, отражающий проблемы, актуальные для Липецкой области, и вопросы, которые волнуют ее жителей в первую очередь.

Настоящий доклад основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан, а также на информации, полученной из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций, средств массовой информации. В нем содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан в аппарат Уполномоченного, информация о негативных социально-экономических факторах, способствовавших нарушению прав, а также о принятых Уполномоченным мерах по восстановлению нарушенных прав. Также в нем приведены необходимые данные, характеризующие различные направления деятельности Уполномоченного и его аппарата.

Целью доклада является привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественности к состоянию и обеспечению прав и свобод граждан для последующего принятия мер, устраняющих препятствия в реализации положений Конституции Российской Федерации, декларирующей права и свободы человека и гражданина высшей ценностью общества и государства.

Доклад состоит из отдельных тематических разделов, показывающих направления деятельности Уполномоченного: защиту и восстановление нарушенных прав граждан, правовое просвещение, взаимодействие с другими государственными и общественными институтами и т.д. На основании поступивших к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обращений и жалоб граждан, показаны главные проблемы, с которыми сталкиваются жители области в процессе реализации своих конституционных прав и свобод. В каждом разделе содержатся выводы и предложения, призванные содействовать защите, восстановлению или развитию прав человека в Липецкой области. При составлении доклада Уполномоченный по правам человека стремился отразить наиболее острые и актуальные проблемы.

Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека в Липецкой области, однако он призван объективно и открыто дать характеристику ситуации по состоянию (реализации) прав человека в Липецкой области; показать механизм работы Уполномоченного по правам человека при выполнении возложенных на него областным законом функций, целей и задач; выработать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательных механизмов защиты прав человека.



I. Статистика и социология обращений

Общие показатели

В 2003 году к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 776 обращений и жалоб. По сравнению с первым годом работы этого нового для нашей области государственного института динамика роста составила 17% (на 131 заявление больше) к уровню прошлого года. Увеличение количества обращений к Уполномоченному свидетельствует о признании института Уполномоченного в обществе, о росте числа людей, желающих защищать, отстаивать и восстанавливать свои права при содействии Уполномоченного.

Информация о соблюдении прав граждан поступала по следующим каналам:

- личный прием Уполномоченного;

- посещение учреждений: социального обслуживания граждан, государственной поддержки детства, исполнения наказания;

- письменные обращения граждан;

- средства массовой информации.

На личном приеме Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял 248 человек. Аппаратом Уполномоченного получено по почте или принято лично от граждан 528 жалоб или заявлений. Положительно было рассмотрено 164 обращения, или 21% от общего числа. То есть по каждому пятому случаю был отмечен факт нарушения прав граждан и приняты меры по их восстановлению (см. таблицу N 1).



Таблица N 1

Действия

Обращения

Общее количество

%

Всего

776

100

Принято Уполномоченным на личном приеме

248

32

Получено по почте или принято лично от граждан

528

68

Восстановлены права граждан

164

21

Отказано в принятии жалобы к рассмотрению

15

2

Дано консультаций и разъяснений

343

-



Гендерный состав

От общего числа обратившихся женщины составляют 53%, а мужчины - 47%, так что можно говорить о приблизительно равном гендерном соотношении и, следовательно, одинаковой социальной активности в стремлении защитить свои права (см. таблицу N 2).



Таблица N 2

Гендерный состав обратившихся

N п/п

Гендерный состав

Общее количество

%

1.

Мужчины

365

47

2.

Женщины

411

53



География обращений

Среди муниципальных образований со значительным отрывом лидирует г. Липецк - 52% обратившихся, за ним следует г. Елец - там проживают 17% заявителей. Из районов области наибольшее число обращений поступило из Липецкого, Лебедянского, Усманского и Грязинского районов - доля каждого около 4%, затем, с 2%, идут Задонский, Добринский, Елецкий, Добровский и Хлевенский районы, и замыкают таблицу Долгоруковский, Тербунский, Становлянский, Воловский, Краснинский, Измалковский и Лев-Толстовский районы. В 2003 году, кроме жителей Липецкой области, к Уполномоченному поступали заявления от граждан, проживающих в г. Москве, Воронежской и Курской областях, а также в Республике Мордовия.



Таблица N 3

География обращений

Муниципальные образования

Количество

%

г. Липецк

403

52

г. Елец

132

17

Воловский р-н

6

1

Грязинский р-н

31

4

Данковский р-н

11

1,5

Добринский р-н

16

2

Добровский р-н

12

2

Долгоруковский р-н

9

1,5

Елецкий р-н

14

2

Задонский р-н

15

2

Измалковский р-н

4

0,5

Краснинский р-н

5

0,5

Лебедянский р-н

33

4

Лев-Толстовский р-н

4

0,5

Липецкий р-н

23

3

Становлянский р-н

7

1

Тербунский р-н

8

1,5

Усманский р-н

32

4

Хлевенский р-н

11

2

Чаплыгинский р-н

-

-



Социальный портрет заявителей

Социальный портрет граждан, обратившихся к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, не отличается чем-то особенным по сравнению с другими регионами нашей страны. На первом месте это пенсионеры и ветераны труда - 20%, вторая значительная группа - осужденные и обвиняемые в совершении преступлений - 16%, третья - инвалиды - 11%. В 2003 году резко выросло количество обращений переселенцев из республик СНГ и Балтии, что напрямую было связано с несовершенством Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и новыми, более жесткими условиями получения российского гражданства. Эти обращения составили 8% от общего числа. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны составляют пятую группу - 5%. Число коллективных заявлений в 2003 году достигло 7%, что является достаточно весомым показателем (см. таблицу N 4).



Таблица N 4

Категории заявителей

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»