ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2003 года N 258-пс

О докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2002 год


Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2002 год, учитывая решение комитета по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов

постановляет:


1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2002 год.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Председатель
Липецкого областного
Совета депутатов
А.И. Савенков


Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой Области за 2002 Год

Структура доклада

1. Введение

1.1. Институт Уполномоченного по правам человека в Липецкой области как один из элементов государственной защиты прав человека.

2. Основные направления работы Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2002 году.

2.1. О реализации экономических и социальных прав граждан.

2.2. О соблюдении прав граждан на жилище. Проблемы соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

2.3. О реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

2.4. О реализации права на медицинскую помощь.

2.5. О реализации права на судебную защиту и соблюдение прав граждан органами внутренних дел.

2.6. О ситуации с соблюдением прав осужденных в учреждениях УИН МЮ РФ по Липецкой области.

2.7. О ситуации с правами военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, выполнявших боевые задачи в Северо-Кавказском регионе.

2.8. О реализации прав беженцев, вынужденных переселенцев, иностранных граждан и лиц без гражданства.

2.9. О ситуации с соблюдением прав лиц, страдающих психическими расстройствами.

3. Правовое просвещение в области прав человека, информирование населения о деятельности Уполномоченного.

4. Развитие сотрудничества в области прав человека.

5. Заключение.



Введение

16 августа 2001 года Липецким областным Советом депутатов был принят Закон Липецкой области "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области", в соответствии с которым в декабре 2001 года на четырехлетний срок был назначен Уполномоченный по правам человека в Липецкой области. Голосование проводилось на альтернативной основе.

Одной из наиболее сложных задач современной России является изменение взаимоотношений власти и человека. На это неоднократно обращал внимание в своих выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин. В этих условиях важно развитие новых демократических институтов, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека государственными органами. Таким институтом, известным во многих странах, стал институт омбудсмана (в России - Уполномоченного по правам человека). В настоящее время он действует уже в 20 регионах РФ, и список этот постоянно увеличивается. Анализ их деятельности показывает, что создание подобных структур способствует строительству демократического правового государства, укреплению существующей правозащитной системы, обеспечивающей правомерность, рациональность и контролируемость решений государственных органов и должностных лиц, служит развитию правосознания граждан.

Существующий в стране механизм правообеспечения до сих пор не адаптирован к защите прав человека и гражданина - многие должностные лица привержены административным авторитетам, но не общеправовым принципам, а сами граждане не имеют еще достаточного личного демократического опыта. Следовательно, одной из основных задач института Уполномоченного по правам человека является установление фактов нарушения прав жителей области, предание этих фактов гласности с целью привлечения внимания к ним соответствующих должностных лиц и устранение этих нарушений.

Введение института Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, первого в ЦЧО, должно качественно изменить уровень решаемых на региональном уровне вопросов правозащитной деятельности.

Первые итоги его работы свидетельствуют о том, что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных показательных акциях. Здесь требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений. В 2002 году права граждан удалось восстановить примерно по каждой пятой принятой к рассмотрению жалобе. Это, в основном, вопросы трудовых правоотношений, предоставления на законных основаниях льгот и пособий, перерасчета пенсий, исполнения отдельных судебных решений, защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, а также защиты прав граждан, отбывающих наказание в системе УИН.

Необходимо отметить, что процесс становления нового института в Липецкой области идет довольно неоднозначно. Здесь сказывается правовой нигилизм, имеющий место в нашем обществе, скептическое отношение к нему некоторых государственных служащих, инертность органов государственной власти, в обязанности которых входит обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. В частности, неоправданно затянулось решение ряда организационных вопросов. В течение всего 2002 года местом работы Уполномоченного и его сотрудников был кабинет депутата в областном Совете, и только в январе 2003 года был решен вопрос о переезде Уполномоченного и его рабочего аппарата в помещение, расположенное по адресу: пл. Плеханова, 1.

Тем не менее уже с марта 2002 года Уполномоченный ввел в практику работы еженедельный личный прием граждан, а рабочий аппарат организовал работу по обеспечению всех видов его деятельности.

Доклад за 2002 год - это первый ежегодный доклад Уполномоченного о соблюдении прав человека и гражданина в Липецкой области. Он составлен на основе изучения и анализа информации о соблюдении прав человека и гражданина в Липецкой области, обобщения итогов рассмотрения письменных и устных обращений граждан к Уполномоченному, сведений, полученных в результате посещения учреждений социальной защиты населения, психиатрических лечебных заведений, органов принудительного содержания и других организаций.

В представленном докладе Уполномоченным анализируются проблемы прав человека в Липецкой области и освещаются основные направления и формы деятельности Уполномоченного по их обеспечению.

Данный доклад не является всесторонним исследованием проблем, которые возникают с правами человека в Липецкой области, однако анализ обращений граждан позволяет выявить основные тенденции и обозначить проблемы в сфере защиты прав человека в настоящее время.



1.1. Институт уполномоченного по правам человека в Липецкой области
как один из элементов государственной защиты прав человека

Основной целью деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области является содействие соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами прав и свобод человека и гражданина и их защита. Его деятельность не ограничивает и не влечет пересмотра компетенции государственных органов и органов местного самоуправления. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной сфере, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, содействует реализации прав и законных интересов граждан перед лицом бюрократических структур. Уполномоченный, не имея властных полномочий, способствует защите нарушенных прав граждан и их восстановлению посредством убеждения и побуждения соответствующих государственных, муниципальных органов и их должностных лиц. Он наделен правом исследовать и рекомендовать, но не приказывать и обязывать.

Уполномоченный осуществляет реализацию Закона Липецкой области "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области" в соответствии с общепризнанными нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством. В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод Уполномоченный может руководствоваться не только правовыми нормами, но и правовыми принципами, действовать исходя из моральных соображений и идеалов справедливости. Критериями оценки поведения административных органов и должностных лиц со стороны Уполномоченного является не только конституционность, законность, соответствие общепризнанным нормам международного права, но и справедливость административной деятельности. Уполномоченный использует критерий справедливости при оценке административных актов и действий. В отличие от судов он не обязан основывать свои решения только на правовых доводах и может формулировать свои рекомендации, используя моральные аргументы.

Уполномоченный строит свою правозащитную деятельность на основе принципов конституционности, законности, справедливости, уважения личного достоинства.

Расследуя административные жалобы, Уполномоченный учитывает субъективный фактор - личное восприятие гражданином поведения государственных и муниципальных служащих, выражающееся в грубости, невнимании, притеснении, дискриминации.

Итогом вышесказанного следует, что институт Уполномоченного по правам человека дополняет и расширяет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает выполнение государственных гарантий их защиты и способствует улучшению взаимоотношений власти и человека. При обращении к Уполномоченному граждане не испытывают формальных затруднений, при этом Уполномоченный делает все возможное, чтобы не превращать обращение к нему за помощью в очередное официальное и юридическое испытание для гражданина. О позитивных изменениях в работе с обращениями граждан в связи с введением института Уполномоченного по правам человека отмечено и в распоряжении главы администрации области О.П. Королева от 26.12.2002 N 1284-р "О мерах по улучшению рассмотрения обращений граждан и повышению действенности критических выступлений в средствах массовой информации области".

В целях создания условий для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина в Липецкой области Уполномоченный имел встречи с главой администрации Липецкой области О.П. Королевым, председателем Липецкого областного Совета депутатов А.И. Савенковым, председателем областного суда И.И. Марковым, прокурором Липецкой области (в отчетном периоде) Н.И. Савченко, а также с руководителями ряда правозащитных общественных объединений. Информационные сообщения о начале работы Уполномоченного были опубликованы практически во всех районных газетах.

В соответствии с Законом Липецкой области "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области" Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и содействует в восстановлении нарушенных прав граждан. В 2002 г. Уполномоченным и сотрудниками его аппарата получено 645 письменных и устных обращений, из которых принято к рассмотрению 553. 92 обращения были отклонены по различным мотивам. На личном приеме Уполномоченным принято 208 человек. 15 устных обращений принято во время посещений Уполномоченным психоневрологических домов-интернатов, психиатрических медицинских стационаров и учреждений уголовно-исполнительной системы. Устные разъяснения и рекомендации получили 218 граждан.

76 процентов всех жалоб, полученных Уполномоченным, касаются нарушенных экономических и социальных прав и свобод, в т.ч. право на социальное обеспечение, включая вопросы пенсионного обеспечения, право на жилье, неурегулированность жилищных вопросов, право на труд и материальное вознаграждение, включая вопросы незаконного увольнения, право граждан иметь в частной собственности землю, включая земельные паи, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

23 процента жалоб и заявлений касаются нарушенных личных прав и свобод гражданина. Наибольшее количество жалоб содержали вопросы нарушенного права на судебную защиту своих интересов, включая вопросы пересмотра и неисполнения судебных решений, и право на получение гражданства.

Жалобы и заявления на нарушения политических прав граждан составляют менее 1 процента. Их суть - в нарушении прав на обращение в государственные органы.

Классификация жалоб и заявлений:

Нарушения экономических прав и свобод - 490

Из них:

- право на жилье, в т.ч. неурегулированность жилищных вопросов и вопросы ЖКХ - 207

- право на социальное обеспечение, включая вопросы пенсионного обеспечения - 152

- право на труд и материальное вознаграждение, включая вопросы незаконного увольнения - 52

- право на благоприятную окружающую среду - 23

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь - 21

- право граждан иметь в частной собственности землю, включая земельные паи - 15

- право на образование - 12

- право заниматься предпринимательской деятельностью - 8

Нарушения личных прав и свобод - 149

Из них:

- право на судебную защиту своих интересов, включая пересмотры судебных решений - 95

- право на получение гражданства - 28

- другое - 26

Нарушения политических прав - 6

Из них:

- право на обращения в государственные органы - 6

Наибольшее количество обращений и заявлений поступило из городов Липецка - 356 (или 55 процентов от общего количества) и Ельца - 125 (19 процентов) и далее:

- Лебедянский район - 16

- Липецкий район - 16

- Грязинский район - 13

- Хлевенский район - 13

- Елецкий район - 12

- Данковский район - 10

- Усманский район - 7

- Добринский район - 6

- Тербунский район - 6

- Чаплыгинский район - 6

- Долгоруковский район - 4

- Задонский район - 4

- Воловский район - 3

- Добровский район - 3

- Краснинский район - 2

- Лев-Толстовский район - 1

Из Становлянского и Измалковского районов писем к Уполномоченному не поступало. Из учреждений уголовно-исполнительной системы поступило 31 письмо.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»