Недействующий


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

     
ЗАКОН

     
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

     
от 27 августа 2001 года N 153-ОЗ

     

Об охране окружающей природной среды Липецкой области

___________________________
Утратил силу на основании
Закона Липецкой области от 8 января 2003 года N 33-оз
 ___________________________

     

Принят
областным Советом депутатов
16 августа 2001 года

Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Липецкой области (далее - области).

Раздел 1.
 Общие положения

     
Статья 1. Предмет, цели и задачи закона


1. Настоящий Закон регулирует правоотношения в сфере взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических лиц, предпринимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц по охране окружающей природной среды.

2. Правовое регулирование отношений по охране окружающей природной среды осуществляется в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

3. Задачами настоящего Закона являются развитие нормативной правовой основы экологической деятельности, формирование экологического правопорядка на территории области, а также условий для последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей природной среды.

4. Отношения по охране и использованию земель, недр, атмосферного воздуха, вод и других природных ресурсов и комплексов регулируются в соответствии с действующим законодательством.

Статья 2. Законодательство об охране окружающей природной среды


Законодательство об охране окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды


При осуществлении на территории области управленческой, хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы государственной власти области, органы местного самоуправления, юридические лица, предприниматели, граждане, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятной окружающей природной среды для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и социальных интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

гласностью в работе и тесной связью с общественными объединениями и населением в решении природоохранительных задач;

международным сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды.

Статья 4. Окружающая природная среда как объект охраны


1. На территории области подлежат охране от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и других вредных воздействий:

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории областного значения - государственные природные заповедники, заказники, природные парки, памятники природы, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и их местообитания.

Раздел 2.
Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую природную среду

     
Статья 5. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду


Каждый гражданин имеет право на окружающую природную среду, не создающую угрозу для состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Это право обеспечивается:

проведением экологической экспертизы, лицензированием природоохранной деятельности, нормированием выбросов, сбросов, размещения отходов и других отрицательных воздействий;

мерами по предупреждению, пресечению и прекращению экологически опасной хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению окружающей природной среды;

предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

предупреждением и ликвидацией последствий радиационных загрязнений территорий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и иных чрезвычайных экологических ситуаций;

установлением экологических требований к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду;

экологическим страхованием, возмещением в установленном законом порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

экологическим контролем, привлечением к ответственности физических и юридических лиц, виновных в несоблюдении экологических требований и условий;

организацией единой системы экологического мониторинга;

системой экологического воспитания и образования;

судебной защитой права граждан на благоприятную окружающую природную среду.

Статья 6. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды


Граждане на территории области имеют право:

создавать экологические общественные объединения, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды;

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей природной среды, организованных в установленном действующим законодательством порядке, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;

требовать от органов государственной власти, органов" местного самоуправления в установленном порядке достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, а также о предполагаемых изменениях среды жизнедеятельности;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или эксплуатации экологически вредных объектов;

требовать в административном или судебном порядке принятия решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное (вредное) влияние на окружающую природную среду и здоровье людей;

ставить вопрос о привлечении к ответственности физических и юридических лиц за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, о защите и восстановлении прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.

2. Граждане обязаны:

соблюдать экологические требования действующего законодательства;

принимать участие в охране окружающей природной среды, сохранении, восстановлении и приумножении природных богатств;

повышать экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию и образованию населения.

Статья 7. Права общественных экологических объединений


Общественные объединения, основными направлениями деятельности которых в соответствии с их уставами, является охрана окружающей природной среды, имеют право:

осуществлять общественный контроль и проводить общественную экологическую экспертизу в установленном законодательством порядке;

требовать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране от органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также от специально уполномоченных на то государственных органов в сфере охраны окружающей природной среды;

направлять материалы общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы в органы государственной власти области, местного самоуправления, в специально уполномоченные на то государственные органы в сфере охраны окружающей природной среды, а также средства массовой информации;

участвовать с целью повышения экологической культуры населения пропаганде экологических знаний;

привлекать на добровольных началах граждан к природоохранной деятельности;

проводить собрания, митинги, шествия, пикеты, демонстрации, сборы подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов, общественных слушаний по наиболее злободневным экологическим проблемам области;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

вносить в органы государственной власти области, органы местного самоуправления предложения по совершенствованию деятельности по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности;

требовать в административном или судебном порядке:

отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации экологически вредных хозяйственных и иных объектов;

приостановления или прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;

возмещения вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;

осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и их уставами.

Статья 8. Экологическое воспитание и образование населения области


С целью повышения экологической культуры граждан устанавливается система экологического воспитания и образования в рамках общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программ в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 3.
Компетенция органов государственной власти области и органов местного
самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды

     
Статья 9. Полномочия Липецкого областного Совета депутатов в сфере охраны
 окружающей природной среды


Липецкий областной Совет депутатов:

принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вносит в них изменения и дополнения, осуществляет толкование принятых нормативных правовых актов и контроль за их исполнением;

утверждает областные экологические программы, изменения и дополнения вносимые в них;

утверждает в составе областного бюджета финансирование областных экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.

Статья 10. Полномочия администрации Липецкой области в сфере охраны окружающей
природной среды


Администрация Липецкой области обеспечивает на территории области исполнение природоохранительного законодательства, экологически безопасное состояние окружающей природной среды, для чего:

принимает нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды;

разрабатывает и обеспечивает исполнение областных экологических программ; принимает участие в подготовке и реализации федеральных и межрегиональных экологических программ;

проводит на территории области единую политику в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;

координирует природоохранную деятельность органов государственного управления, юридических лиц, предпринимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц;

использует экономическое регулирование для реализации задач оздоровления окружающей природной среды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»