Статус документа
Статус документа


НПБ 01-93


НОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ МВД РОССИИ


ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

  

     Дата введения 1994-01-31


РАЗРАБОТАНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (Кондрашин Ю.М., Татаров В.Е.).  

СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем России (письмо от 01.06.93 г. N 13/151).     

УТВЕРЖДЕНЫ  Главным государственным  инспектором  Российской  Федерации по пожарному надзору.   

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом МВД России от 6 декабря 1993 г. N 521.     

Вводятся впервые.

Система нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России* включает в себя стандарты, нормы и правила. Нормативные документы Государственной противопожарной службы относятся к федеральным нормативным документам, устанавливают требования в области организации работы органов государственного пожарного надзора и пожарной безопасности, являются обязательными для юридических и физических лиц независимо от ведомственной принадлежности, вида собственности объектов и источников финансирования. Система нормативных документов Государственной противопожарной службы действует наряду с аналогичными государственными и ведомственными системами. При разработке нормативных документов Государственной противопожарной службы необходимо руководствоваться действующими законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Настоящие нормы устанавливают: порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, пересмотра и изменений нормативных документов; ответственность за несоблюдение требований нормативных документов; организацию контроля за соблюдением нормативных документов. В дополнение к нормативным документам могут выпускаться вспомогательные материалы - свод правил. При разработке свода правил необходимо руководствоваться СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

___________

* Далее - Государственная противопожарная служба.



1. Порядок разработки нормативных документов

1.1. Основаниями для разработки нормативных документов Государственной противопожарной службы являются:

акты и поручения высших органов государственной власти и управления;

решение руководства министерства;

утвержденный в установленном порядке план работы МВД России или Главного управления Государственной противопожарной службы* МВД России, план-график правоподготовительных работ;

___________

* Далее - ГУГПС МВД России.

инициатива других министерств и ведомств;

инициатива подразделений министерства.

1.2. Устанавливаются следующие этапы разработки нормативных документов Государственной противопожарной службы:

1.2.1. Организация разработки, составление, согласование и утверждение технического задания (при разработке документа организациями по заявке или заданию ГУГПС МВД России);

1.2.2. Разработка проекта документа и рассылка его на отзыв в заинтересованные организации;

1.2.3. Рассмотрение отзывов, разработка окончательной (второй и последующих) редакции проекта документа;

1.2.4. Подготовка, согласование и внесение проекта документа на рассмотрение экспертным советом органа Государственной противопожарной службы;

1.2.5. Рассмотрение проекта документа экспертным советом, его утверждение и регистрация;

1.2.6. Издание нормативного документа.

1.3. Для разработки нормативного документа органом Государственной противопожарной службы назначается ведущая организация-разработчик.

1.4. По решению высшего органа Государственной противопожарной службы к разработке нормативного документа могут привлекаться в установленном порядке территориальные органы Государственной противопожарной службы, ВНИИПО, ВИПТШ МВД России, а также организации.

1.5. Перечень нормативных документов, разрабатываемых территориальными органами Государственной противопожарной службы (республиканскими, региональными и др.), подлежит предварительному согласованию с Главным управлением Государственной противопожарной службы. Нормативные документы территориальных органов Государственной противопожарной службы не должны дублировать нормативные документы Главного управления Государственной противопожарной службы, а также противоречить им.

Нормативные документы, разработанные территориальными органами Государственной противопожарной службы с отступлениями от установленного в настоящих нормах порядка, подлежат отмене уполномоченным на то должностным лицом органов внутренних дел Российской Федерации.



2. Правила изложения и оформления
нормативных документов

2.1. Наименование нормативного документа должно быть кратким.

2.2. На второй станице обложки указываются организации, разработавшие нормативные документы, их ведомственная принадлежность, подразделение, подготовившее нормативный документ к утверждению, и исполнители, наименование и шифр нормативных документов, утрачивающих силу с введением в действие данного. На второй странице обложки, на титульном листе или на первой странице должна быть запись о согласовании с заинтересованными организациями и органами надзора (например, "Согласовано с МПС России 20 мая 1992 года N АБ-1234").

2.3. Нормативный документ должен иметь вводную часть, в которой указывают область его применения, сферы действия документа.

2.4. Изложение требований должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного толкования.

2.5. При изложении обязательных требований в тексте нормативного документа должны применяться слова "должен", "следует", "необходимо", "обязаны" и производные от них. Как исключение допускается ограничивать обязательность требований словами "как правило", которые означают, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано организацией, применяющей документ.

2.6. В зависимости от содержания текст документа должен быть разделен на разделы. Разделы и пункты в нормативном документе нумеруются арабскими цифрами по аналогии с настоящими нормами. Разделы могут делиться на подразделы, имеющие заголовки, при этом подразделы не нумеруются и сохраняется сквозная нумерация пунктов в пределах всего раздела. Подпункты следует начинать с абзаца, они не нумеруются и знаком "тире" не отделяются. При необходимости подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита со скобкой или тремя цифрами: 3.6.1., 3.6.2. и т.д.

2.7. Отдельный текст нормативных документов может быть дан в виде обязательных, рекомендуемых и справочных приложений.

2.8. При ссылках на стандарты или строительные нормы и правила указывают только обозначение или шифр документа без наименования. При ссылках на другие документы указывают название документа и наименование утвердившей организации. Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы и приложения (обязательные и рекомендуемые); ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.

2.9. Все приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Приложения должны иметь общую с текстом нумерацию страниц. В приложениях разделы, пункты, таблицы, формулы, графические материалы нумеруются в пределах каждого приложения. Степень обязательности приложения указывается на его первой странице. На обязательные и рекомендуемые приложения должны быть ссылки в тексте документа с указанием степени обязательности приложения.

2.10. В примечаниях к пунктам или таблицам допускаются только поясняющие или справочные данные.

2.11. В тексте нормативного документа не допускается:

а) применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

б) применять обороты разговорной речи;

в) применять произвольные словообразования (например, госпожнадзор, вентоборудование);

г) применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии;

д) применять условные сокращения стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП) без регистрационного номера.

2.12. Цифровой материал в нормативном документе следует оформлять в виде таблицы. Таблицы помещают без заголовков со ссылкой на них в тексте нормативного документа. Нумерация таблиц должна быть сквозной в пределах основного текста нормативного документа. Помещаемые в конце нормативного документа приложения в виде таблиц должны иметь заголовки.

2.13. При оформлении проектов нормативных документов следует руководствоваться также требованиями, предъявляемыми к рукописям технической литературы.

2.14. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов. Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах.



3. Техническое задание и первая редакция проекта
нормативного документа

3.1. Техническое задание составляется ведущей организацией-разработчиком в порядке, установленном СНиП "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", по форме, изложенной в обязательном приложении 1.

При разработке проекта нормативного документа непосредственно Главным управлением Государственной противопожарной службы (без привлечения территориальных органов Государственной противопожарной службы, ВНИИПО, ВИПТШ МВД России, а также других организаций) техническое задание может не составляться.

3.2. Ответственность за соблюдение сроков разработки проекта нормативного документа и его качество несет ведущая организация-разработчик.

3.3. К проекту нормативного документа составляется пояснительная записка, в которой указываются:

основание для разработки документа;

цели и задачи разработки;

обоснование принятых в проекте документа требований, данные из отчетов о научно-исследовательских работах или ссылки на имеющиеся отчеты;

научно-технический уровень проекта документа на основе сравнения и анализа требований проекта и аналогичных данных действующих отечественных, а также зарубежных нормативных документов, достижений науки и техники, передового опыта в области пожарной безопасности;

необходимость введения в действие нормативного документа;

предлагаемый срок введения документа в действие;

взаимосвязь с другими документами;

сведения о рассылке на отзыв (количество организаций, которым рассылали редакцию проекта документа, количество организаций, приславших отзывы, краткая обобщенная характеристика отзывов и результаты их рассмотрения);

источники информации, использованные при разработке проектов;

дополнительные сведения.

3.4. Первая редакция проекта нормативного документа подлежит рассмотрению экспертным советом органа Государственной противопожарной службы с участием ведущей организации-разработчика и организаций-соисполнителей.

3.5. Одобренная экспертным советом первая редакция нормативного документа с пояснительной запиской ведущей организацией-разработчиком направляется на отзыв в организации согласно перечню, установленному техническим заданием.

Подготовленная к рассылке редакция нормативного документа и пояснительная записка подписывается руководителями и исполнителями ведущей организации-разработчика и организаций-соисполнителей.

Нормативные документы могут публиковаться в печати, при этом направление их на отзыв в организации может не производиться.



4. Рассмотрение отзывов и разработка окончательной
редакции проекта нормативного документа

4.1. Отзывы по проекту нормативного документа должны представляться ведущей организации-разработчику не позднее чем через 30 дней со дня их поступления на заключение или публикации в печати.

Отзывы от организаций по проекту нормативного документа должны быть обоснованы и содержать изложенные кратко и четко редакции предлагаемых изменений или дополнений пунктов проекта документа.

Отзывы, поступившие после указанного срока, не рассматриваются и не учитываются при дальнейшей работе над нормативным документом.

4.2. На основании полученных отзывов ведущая организация-разработчик составляет сводку отзывов по форме, приведенной в обязательном приложении 2.

4.3. При наличии принципиальных замечаний по существу проекта нормативного документа или принципиальных разногласий в отзывах ведущая организация-разработчик должна проводить согласительное совещание, на которое приглашаются заинтересованные представители, уполномоченные принимать окончательные решения.

Решение согласительного совещания оформляется протоколом, подписываемым председателем и участниками совещания.

4.4. Окончательная редакция проекта нормативного документа рассматривается экспертным советом соответствующего органа Государственной противопожарной службы с участием ведущей организации-разработчика и организаций-соисполнителей.



5. Согласование и внесение проекта нормативного
документа на утверждение

5.1. Одобренная экспертным советом окончательная редакция проекта нормативного документа с пояснительной запиской органом Государственной противопожарной службы направляется на заключение (согласование) в организации согласно перечню, установленному техническим заданием.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs