• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Актуальный материал


 УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ АСФАЛЬТОБЕТОНА. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(извлечение из ТР 103-07)

Аннотация:

Дата введения 2007-06-01
РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой".
УТВЕРЖДЕНЫ начальником Управления экономической научно-технической политики в строительной отрасли Дмитриевым А. Н.
ВЗАМЕН ТР 103-00

Технические рекомендации предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями включают указания по выполнению комплекса подготовительных работ (составление проекта производства работ, устройство дорожного основания, подстилающего слоя, организация работ), по обеспечению безопасности производства работ, санитарной и противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды, рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категории дороги и условий эксплуатации, технологии производства асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качества работ и приемки готового покрытия, размещению и организации асфальтобетонных заводов (АБЗ), технологическому оборудованию заводов, хранению готовых горячих смесей, особенности уплотнения холодных смесей, применения асфальтобетонных смесей специального состава.

В рекомендациях представлены основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями укладываемыми на: 1) слой щебеночного, гравийного основания или непосредственно на подготовленное земляное полотно; 2) основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой - из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия; 3) основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание.

В таблицах и приложениях даны: рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей для устройства технологического слоя основания; соотношения размеров сит с квадратными и круглыми отверстиями; температура нагрева битума, минеральных материалов и смеси при выпуске из смесителя; длины полос укладки асфальтобетонной смеси; температура укладывания асфальтобетонной смеси; интервалы рабочих температур смеси на отдельных этапах работ по уплотнению покрытия; допустимое время укладки и уплотнения смеси в зависимости от погодных условий и условий работы; значения коэффициентов сцепления покрытия на разных участках дорог и способы повышения шероховатости; продолжительность перемешивания смесей; состав асфальтобетонной смеси типа “А” с добавкой дробленой резины, гранитным и местным известняковым щебнем, использованием добавки гранулята старого асфальтобетона, золы-унос, армирующих базальтовых волокон; пример подбора состава для дорожного основания; требования к пористости и водонасыщению асфальтобетонов при устройстве покрытий на мостах; нормы предельно допустимых повреждений покрытия и сроки их ликвидации; выбор типа асфальтобетона для конкретных условий применения; технические требования к плотному асфальтобетону для устройства слоев износа (верхних слоев), нижних слоев покрытий и оснований; требования к физико-механическим свойствам плотного асфальтобетона.

Приведены нормативные ссылки и дополнительная литература.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Дорожные конструкции с асфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкций проезжей части улиц и магистралей в г.Москве.

Повышение эффективности сооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высоких транспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков их службы является важной технико-экономической задачей, поскольку состояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияние на эффективность работы автомобильного транспорта и на надежность функционирования городской дорожной сети.

Технология строительства асфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы: подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонных смесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производства работ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контроль качества материалов и готового асфальтобетонного покрытия. Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонного покрытия определяются требованиями условий строительства и характеристиками используемого технологического оборудования.

Для устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов наряду со стандартными смесями (т.е. отвечающими требованиям стандарта) применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей, использование которых может быть оправдано специальными требованиями или технико-экономическими соображениями. Специальные асфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии со специально разрабатываемыми техническими условиями, отражающими особенности применяемых смесей или их компонентов.

Так, например, широко известно применение литых асфальтобетонных смесей (литого асфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и не требующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесей получило распространение в ряде стран.

Другим типом асфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время за рубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоны и асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65% (до 75-90%).

Имеется опыт использования различных нестандартных компонентов в составе асфальтобетонных смесей. В составе асфальтобетонов вместо традиционного нефтяного битума применяют альтернативные органические вяжущие, например, природный битум, различные битумные композиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др. К числу широко известных битумных композиций относятся такие комплексные органические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природного тринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковые композиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой и др.

Известен опыт применения в составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минерального порошка различного рода порошкообразных отходов промышленности (отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уноса цементных заводов), а также разного рода волокнистых наполнителей.

В качестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственные каменные материалы (керамзит, аглопорит и др.), малопрочный щебень, получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащих пород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.

Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

Наряду с традиционной технологией послойного устройства асфальтобетонного покрытия известна технология устройства однослойного покрытия с толщиной слоя - 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 см устраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального состава для обеспечения шероховатости поверхности.

Разнообразие видов асфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а также материалов, используемых для устройства дорожных оснований, обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожных одежд.

Для повышения долговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонные основания, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанных органическими вяжущими минеральных материалов, обладают большей стабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими не связанных.


Настоящие "Технические рекомендации" предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1 Производство работ по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями городских улиц и магистралей осуществляется в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации. При проведении работ следует руководствоваться СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

1.2 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями включают указания по выполнению комплекса подготовительных работ, по обеспечению производственной, санитарной и противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды, рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категории дороги и условий эксплуатации, технологии производства асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качества работ и приемки готового покрытия.

1.4* Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины конструктивных слоев определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г.Москвы, действующих СНиП и ТР.
______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1.5 Дорожная конструкция формируется последовательной укладкой на уплотненное и подготовленное земляное полотно песчаного дренирующего слоя, на который укладываются слои дорожного основания и покрытия.

1.6 Асфальтобетонное покрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции, состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных на подготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное. Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемых асфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченным типам дорожных конструкций.

1.7 Основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:

- вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слой щебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно на подготовленное земляное полотно;

- вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой - из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия;

- вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание.

2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ


2.1 Подготовительные работы включают:

- ознакомление с требованиями задания на строительство (реконструкцию) участка дороги и условиями контракта (договора) на устройство асфальтобетонного покрытия;

- ознакомление с требованиями проекта строительства участка дороги и указаниями по организации производства работ;

- составление проекта производства работ в соответствии с нормативными документами (СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ 21.101-97 "Система проектной документации для строительства") с последующим утверждением.

2.2 Ознакомление с требованиями проекта строительства включает определение категории дороги, ширины и толщины слоев асфальтобетонного покрытия, наличия разделительных полос, мест стоянок транспорта и площадок отдыха, величины продольных уклонов, указаний по выбору типа асфальтобетона.

2.3 Составление проекта производства работ включает определение источников получения сырьевых дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, объемов потребности пунктов размещения асфальтобетонных заводов, дальности транспортирования материалов и готовой асфальтобетонной смеси, наличия и потребности в дорожно-строительных машинах и оборудовании, автотранспорте. На основании полученных данных составляется календарный график и технологические схемы производства работ, определяются необходимые мероприятия по обеспечению безопасности работ.

2.4 Устройство дорожного основания

2.4.1 Дорожное основание представляет собой часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающее вертикальные нагрузки и передающее их на грунт земляного полотна. Дорожное основание состоит, как правило, из двух слоев: нижний слой - подстилающий, верхний слой - технологический. Назначение подстилающего слоя - отвод свободной воды, поступающей в основание в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводных устройств. Технологический слой, устраиваемый по подстилающему слою, обеспечивает движение и маневрирование асфальтоукладчика и транспорта, подвозящего дорожно-строительные материалы.

2.4.2 До начала работ по устройству подстилающего слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом: прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом, уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.

2.4.3 Для устройства подстилающего слоя используются пески, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93*, с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сут подстилающий слой не устраивается.

2.4.4 Подстилающий слой следует уплотнять при влажности песка, близкой к оптимальной Устройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07), но не более 1,3 Устройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07). Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.4.5 Для устройства технологического слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и не обработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства технологического слоя применяются песчано-цементные смеси. Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в таблице 1. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.

Таблица 1

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей
для устройства технологического слоя основания

Вид смеси

Содержание, % зерен минерального материала менее, мм

40

20

10

5

0,63

0,071

Щебеночная

95-100

40-70

25-45

20-35

5-15

2-5

Гравийно-песчаная

90-100

65-85

-

35-50

8-20

2-6


95-100

95-100

60-75

40-56

9-21

2-6



2.4.6 Укладка щебеночной или гравийно-песчаной смеси производится сразу после доставки на объект. Для исключения расслаивания щебеночной смеси при транспортировании она должна иметь влажность 4-6% по массе. В составе гравийно-песчаной смеси допускается содержание пылеватых и глинистых частиц 2-4% по массе. При применении фракционированного щебня технологический слой устраивается по принципу щебеночного основания. В этом случае следует применять щебень из осадочных горных пород следующих фракций: 40-70, 10-20(25) и 3(5)-10(15) мм. Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре должна быть не ниже 600, а по износу (истиранию) в полочном барабане И-Ш.

2.5 Организация работ по устройству асфальтобетонного покрытия

2.5.1 Общие положения

Покрытия из асфальтобетонной смеси устраивают в сухую погоду: весной при температуре воздуха не ниже +5 °С, при этом основание не должно быть промерзшим, осенью при температуре воздуха не ниже +10 °С, основание не должно быть влажным. При более низкой температуре работы выполняются с соблюдением требований, изложенных в разделе 7.1 настоящих "Рекомендаций".

Началу работ по устройству асфальтобетонного покрытия предшествует разработка проекта производства работ или привязка типовой технологической карты к условиям производства работ на данном объекте. В проекте производства работ должны быть представлены:

- генеральный план строящегося или реконструируемого объекта;

- технологическая последовательность выполнения работ (технологическая карта);

- схемы движения городского транспорта в период строительства (при наличии движения городского транспорта);

- схемы движения транспорта, подвозящего строительные материалы;

- места установки ограждений;

- места установки светильников (прожекторов) для выполнения работ в вечернее и ночное время;

- календарный график производства работ с указанием сроков, объема работ, подлежащих ежедневному выполнению, и необходимого количества механизмов;

- пояснительная записка, в которой обосновывается организация и технология работ, указываются мероприятия по обеспечению безопасных условий производства работ, излагаются особые условия объекта.

Проекты производства работ по строительству технически несложных объектов могут состоять из календарного плана производства работ, стройгенплана и краткой пояснительной записки.

Тип асфальтобетона для конкретных условий применения выбирается в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении 1.

При устройстве асфальтобетонного покрытия на мостах и эстакадах для устройства нижнего слоя применяется плотный мелкозернистый асфальтобетон типов "Б" и "В" по ГОСТ 9128-97*.

При ремонте асфальтобетонных покрытий рекомендуется применять тот же тип асфальтобетона, который был использован при устройстве покрытия на данном участке дороги.

2.5.2 Подготовительные работы

Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, а также установки бортового камня, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовительных работ.

Подготовительный этап включает следующие работы:

а) при новом строительстве:

- обработка поверхности основания битумной эмульсией или жидким битумом равномерным слоем не менее чем за 6 ч до укладки смеси. Расход материалов составляет: при обработке жидким битумом - 0,5-0,8 л/мУстройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07), при обработке 50% битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/мУстройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07);

- геодезическая разбивка с установкой контрольных "маяков" и выноской отметок на бортовой камень (верх маяка или отметка должны соответствовать верху покрытия после уплотнения). По борту наносят отметки намелованным шнуром. Асфальтобетонные или деревянные "маяки" устанавливают по визиркам вдоль дороги на бетонном основании, технологическом слое или уплотненном нижнем слое;

- проверка и корректировка соответствия высотных отметок крышек колодцев требованиям проекта;

б) при ремонте асфальтобетонного покрытия:

- очистка основания от пыли, грязи поливомоечными машинами или сжатым воздухом; просушка влажного основания. При этом особое внимание уделяется очистке лотка проезжей части;

- обработка поверхности покрытия битумной эмульсией с расходом 0,3-0,4 л/мУстройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07). При разливе эмульсии не следует допускать ее скопления в пониженных местах;

- смазка битумной эмульсией вертикального края уложенных полос асфальтобетона, люков колодцев, трамвайных путей, рельсов и других выступающих на покрытии элементов;

- проверка геодезическими инструментами ровности ремонтируемого асфальтобетонного покрытия, продольных и поперечных уклонов, ширины проезжей части улицы (дороги) и правильности установки люков колодцев подземных сооружений.

Выравнивание поверхности покрытия производится укладкой асфальтобетонной смеси - крупнозернистой при толщине слоя более 60 мм и мелкозернистой при меньших толщинах. Категорически запрещается выравнивать профиль устройством нижнего слоя покрытия переменной толщины. Устройство выравнивающего слоя на больших площадях производится с использованием асфальтоукладчиков, а при малых - асфальтораскладчиков;

- допускается исправление существующего асфальтобетонного покрытия на месте путем его разогрева, выравнивания и повторного использования. Для этой цели могут использоваться механизмы типа репейверов или ремиксеров;

- регулировка люков колодцев подземных коммуникаций и приведение их в соответствие с проектной отметкой покрытия; наращивание, в случае необходимости, колодцев с использованием металлических вкладышей или железобетонных сегментов. При установке дождеприемной решетки контролируют следующее: с верхней стороны края решетки должны быть ниже проектной отметки лотка на 30 мм, а с нижней - на 20 мм.

3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ


3.1. Общие положения

Безопасность производства работ при строительстве асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов обеспечивается с учетом требований следующих документов, регламентирующих правила безопасного проведения работ:

- "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М, Союздорнии 1993);

- "Правил по охране труда в дорожном хозяйстве" (М. Стройиздат, 1989);

- СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве";

- СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги";

- ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда, Общие положения", ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4389-84) "Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность веществ. Номенклатура показателей и методы определения";

- ГОСТ 12.3.002-75 "Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности",

- ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация";

- ГОСТ 17.2.3.02-78 "Система стандартов безопасности труда. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями";

- "Типовая инструкция по охране труда асфальтобетонщиков" ТОИ Р 66-23-95.

Технологические решения должны предотвращать возможный ущерб окружающей среде, не допускать повреждение растительности за пределами отведенной для устройства дорожной конструкции территории.

Воздух в рабочей зоне приготовления и укладки горячей асфальтобетонной смеси должен отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005-88, применяемые материалы по содержанию токсических примесей и активности естественных радионуклидов ГОСТ 9128-97*.

3.2 Меры по обеспечению безопасности движения при устройстве дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями

При устройстве дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения автотранспорта. С этой целью на участке проведения работ устанавливают временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных ограждений".

Схемы организации движения и ограждения мест производства работ, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.

3.3 Обеспечение безопасности персонала

3.3.1 К работам допускаются лица, достигшие совершеннолетия, прошедшие медицинский осмотр и общий инструктаж по технике безопасности и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, который проводится повторно при изменении условий труда. Проведенный инструктаж оформляется документально.

Помимо инструктажа после поступления на работу рабочие в течение 1 месяца обучаются по утвержденной программе с проверкой знаний и выдачей соответствующего удостоверения. Проверка знаний проводится ежегодно. К работе на механизмах допускаются лица, имеющие удостоверение о прохождении техминимума и права на управление механизмом.

3.3.2 Рабочие должны быть обучены безопасным приемам труда. В бытовых помещениях должны быть аптечки с медикаментами и средствами первой помощи, питьевая вода. К работам с использованием вредных веществ не допускаются лица, страдающие глазными и кожными заболеваниями.

3.3.3 В соответствии с действующими нормами рабочие должны быть снабжены спецодеждой, обувью и защитными приспособлениями (респиратор, защитные очки).

3.3.4 В опасных в пожарном отношении местах должны находиться огнетушители и щиты с противопожарным инструментом, ящики с сухим песком.

При тушении пожаров запрещается пользоваться водой. Запрещается курение и пользование открытым огнем при обращении с легковоспламеняющимися материалами.

3.3.5 Рабочие, обслуживающие дорожные машины, должны иметь спецодежду установленного образца и специальные жилеты со светоотражающими полосами.

3.3.6 Перед началом работ проверяют ручной механизированный инструмент на соответствие "Санитарным нормам и правилам при работе с инструментами, механизмами и оборудованием, создающими вибрацию, передаваемую на руки работающих, и по ограничению общей вибрации рабочих мест".

3.4 Оборудование мест производства работ

3.4.1 Перед началом работ на расстоянии 10 м от места производства работ устанавливают дорожные сигнальные знаки. При этом руководствуются требованиями ГОСТ Р 50597-93.

3.4.2 Место производства работ следует оградить штакетными барьерами установленного образца, сплошными деревянными щитами и дорожно-сигнальными переносными знаками или специальными конусами, окрашенными в яркие цвета. В темное время суток, во время тумана по внешним контурам ограждений, и на дорожных знаках вывешиваются сигнальные красные фонари, свет которых должен быть виден на расстоянии не менее 100 м. Стандартные ограждения устанавливают сплошными рядами поперек дороги с обеих сторон, а вдоль дороги - с интервалами 5-10 м.

Конусы устанавливаются не реже, чем через 3 м.

3.4.3 При установке бортов в местах кабельных прокладок запрещается работать ломами, клиньями. Бортовые камни следует перемещать подъемными механизмами, оборудованными специальными захватами. При необходимости четырем рабочим разрешается переносить бортовые камни с использованием специальных клещей. Запрещается перемещение камней волоком.

3.4.4 При установке дорожных знаков и ограждений мест работ следует руководствоваться ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных ограждений". Ограждения поперек дороги устанавливают сплошными, а вдоль дороги - через 5-10 м.

3.4.5 Оборудование мест производства работ в случаях укладки асфальтобетонных покрытий с частичным ограничением движения транспорта на дороге включает дополнительно разработку и согласование с УГИБДД проекта организации движения со схемами ограждения и расстановки временных дорожных знаков, обеспечивающих безопасное проведение работ. Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004.

3.4.6 В случаях проведения работ в вечернее и ночное время необходимо организовать соответствующее освещение места работ с помощью прожекторов или мощных светильников, устанавливаемых на временных опорах, и установить в зоне работ специальное светотехническое оборудование в виде импульсных сигнальных фонарей красного цвета (работающих от любого источника питания мощностью не более 36 В), устанавливаемых на высоте не менее 1,2 м и видных на расстоянии не менее 50 м, а также импульсных инвентарных сигнальных стрелок, указывающих направление движения общего транспорта.

3.5 Контроль обеспечения условий безопасных работ

3.5.1 Перед началом работ бригадир совместно с общественным инструктором по технике безопасности обходят объект и фиксируют нарушения техники безопасности, заносят в специальный журнал, в котором указывается срок их устранения.

3.5.2 На объекте выделяется рабочий-сигнальщик, который встречает прибывающие автомобили и присутствует при разгрузке смеси в бункер укладчика.

3.5.3 При разгрузке автомобиля рабочим запрещается находиться у бункера или между бункером укладчика и автомобилем.

Поднятый кузов автомобиля разрешается очищать только специальным скребком с длинной ручкой, работая только с земли, но не с колес или борта автомобиля.

3.5.4 Во время работы катков рабочим запрещается находиться на покрытии, а также выходить за ограждения, находиться на площадке посторонним лицам.

3.5.5 По окончании работ инструмент, инвентарь и защитные приспособления должны быть убраны в отведенные места, не мешающие движению общего транспорта, а механизмы должны быть отведены в специальные места стоянки, а на проезжей части ограждены.

3.5.6 При работе в ночную или вечернюю смену рабочие должны получить инструктаж по работам в темное время суток. Все механизмы для работы в ночное время оборудуются освещением и звуковой сигнализацией. Отдых рабочих при перерывах разрешается только в бытовом помещении.

3.6 Обеспечение требований охраны окружающей среды

3.6.1 Асфальтобетонные смеси при соблюдении технических правил их производства и применения не образуют токсичных соединений в воздушной среде и в воде. Соприкасаясь с другими нетоксичными материалами при воздействии температуры и давления, не оказывают отрицательного влияния на окружающую среду.

3.6.2 Асфальтобетонные смеси, применяемые в дорожных конструкциях, по удельной активности естественных радионуклидов должны соответствовать требованиям ГОСТ 30108-94*.

4 ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ


4.1 Размещение и организация асфальтобетонных заводов

Асфальтобетонные смеси готовят на асфальтобетонных заводах (АБЗ) в асфальтосмесительных установках принудительного действия.

В зависимости от схемы размещения АБЗ подразделяют на прирельсовые (припирсовые), расположенные около железнодорожных станций, пристаней или портов, и притрассовые, находящиеся вблизи объектов строительства (дорог). Прирельсовые обычно совмещают с базой снабжения материалами, притрассовые снабжаются материалами с прирельсовых (припирсовых) баз.

По способности к передислокации АБЗ делятся на передвижные (мобильные), полустационарные и стационарные. Передвижные АБЗ работают на одном месте не более 1 сезона, полустационарные - 1-2 сезона, стационарные - более 2-х сезонов. При строительстве внегородских автодорог экономически наиболее целесообразно использовать притрассовые передвижные АБЗ при двух-трех передислокациях в течение строительного сезона.

Место расположения АБЗ устанавливают после технико-экономического обоснования по условиям доставки асфальтобетонной смеси к месту укладки с требуемой температурой. Наиболее рациональным является вариант выбора высокопроизводительного передвижного АБЗ, располагаемого вблизи начала устройства покрытия при двух-трех передислокациях в течение сезона.

Технология работ по приемке материалов, складированию и внутризаводской транспортировке должна исключать смешение или загрязнение материалов.

На прирельсовых базах щебня и песка разгружают, как правило, в подрельсовые приемные устройства, складируют эти материалы на подготовленных площадках со специальными ограждениями, препятствующими смешению различных фракций.

Минеральный порошок разгружают из железнодорожных вагонов или цементовозов пневмотранспортом на склады силосного типа прирельсовой базы или в расходные емкости АБЗ.

Типовые склады минеральных материалов вместимостью 50, 25 и 12,5 тыс. куб. м имеют подрельсовые бункера на один или два вагона, радиально-штабелирующий конвейер или эстакаду. Типовые склады минерального порошка представляют собой силосы, вмещающие 1000, 2000 и 4000 т.

Битум из бункерных полувагонов или цистерн выгружают так, чтобы исключить его обводнение и загрязнение. Типовые хранилища битума прирельсового типа могут иметь емкость, кратную 500 т (1х500, 2х500, 3х500 и т.д.).

Для хранения битума на прирельсовых АБЗ используют хранилища закрытого типа, оборудованные устройствами для нагрева битума до текучего состояния и перекачивания его в битумные котлы.

На притрассовых АБЗ хранилища битума не устраивают. Горячий и обезвоженный битум доставляют туда с прирельсовых баз снабжения автобитумовозами и выгружают в рабочие котлы.

Зарубежные модели АБЗ в зависимости от условий контракта могут оснащаться частичным или полным комплектом устройств, включая оборудование для складирования и внутризаводской транспортировки материалов, а также устройства для введения добавок.

Теплоснабжение АБЗ осуществляется от внешних источников и только при невозможности этого сооружают собственные котельные установки, работающие на мазуте или природном газе.

Электроснабжение АБЗ следует проводить с использованием блочной (модульной) схемы компоновки электрооборудования.

На территории АБЗ должны размещаться (целесообразно в блочной компоновке) здания или помещения конторы, лаборатории, склада и весовой. Для притрассовых АБЗ могут быть использованы типовые модули контейнерного типа для строительно-монтажных организаций.

Стационарные заводы могут оснащаться типовым набором служебно-бытовых зданий.

Территория АБЗ (особенно в пределах городской черты) должна иметь твердое покрытие.

В состав АБЗ необходимо включать комплекс очистных сооружений. Новые АБЗ организуются в соответствии с Генеральным планом, их размещение и компоновка определяются на основании технико-экономического сравнения вариантов.

4.2 Технологическое оборудование АБЗ

Современный АБЗ представляет собой автоматизированное, энергоемкое и экологически небезопасное предприятие.

АБЗ оснащаются компьютерными системами управления, системами подогрева материалов, газо- и пылеочистки, дробильно-сортировочными устройствами, комплексными системами дозировки компонентов смеси, специальным оборудованием для ввода разного рода добавок и переработки старого асфальта.

4.2.1 Типы асфальтобетонных заводов

По принципу работы асфальтосмесительные установки АБЗ делятся на установки периодического и непрерывного действия.

4.2.1.1 Установки периодического действия различной производительности, работающие по традиционной схеме, являются наиболее распространенными в дорожной отрасли (до 90%) и выполняют следующие операции:

- предварительная сушка и нагрев минеральных материалов в сушильном барабане;

- дозирование горячих компонентов и холодного минерального порошка в смеситель;

- "сухое" перемешивание - дозирование горячего битума;

- окончательное "мокрое" перемешивание;

- выгрузка готовой смеси в автосамосвалы или в накопительный бункер.

Основной недостаток установок - существенное загрязнение окружающей среды.

4.2.1.2 Установки периодического действия включают следующие основные узлы и агрегаты:

- агрегат питания, состоящий, как правило, из 4-5 бункеров для холодных минеральных материалов, дозаторов предварительного дозирования и ленточных транспортеров;

- сборный транспортер;

- загрузочный транспортер;

- сушильный барабан;

- смесительный агрегат, содержащий конвейер горячих минеральных материалов (горячий элеватор), систему грохотов над бункерами отдельных фракций горячего щебня и песка, дозатор этих материалов, дозатор битума, дозатор холодного минерального порошка и мешалку;

- накопительный бункер-термос;

- отдельная расходная емкость минерального порошка с линией его подачи к смесителю;

- установка нагрева битума с линией подачи к смесителю;

- дополнительная установка для подготовки и подачи добавок и ПАВ;

- центральный пульт управления установкой.

4.2.2 Установки непрерывного действия барабанного типа отличаются тем, что операции нагрева материалов и смешения совмещаются в одном агрегате-барабане. Перед загрузочным конвейером устанавливается весовое устройство с тахометрическим датчиком для влажных холодных материалов. Установка оборудуется системами дозировки и ввода минерального порошка и битума непосредственно в барабан-смеситель.

Смесители непрерывного действия барабанного типа могут быть с принудительным или свободным перемешиванием.

Первые работают по схеме: предварительное дозирование холодных минеральных компонентов, перемешивание с нагретым битумом, доведение до технологической температуры и перемешивание в барабане-смесителе. Основное их преимущество - беспыльная технология, основной недостаток - низкая производительность.

Смесители свободного перемешивания работают по схеме: дозирование влажных холодных минеральных материалов, просушивание, нагрев и перемешивание в барабане-смесителе с горячим битумом.

Преимущество этой технологии - высокая (до 600 т в час) производительность, низкая энергоемкость; главный недостаток - потребность в узких фракциях щебня. Установки непрерывного действия используются в настоящее время в незначительных масштабах.

Основная номенклатура современных смесительных установок периодического действия включает:

- отечественные установки мобильного типа Д-185 производительностью 40-45 т/ч;

- установки стационарного типа Д-168 производительностью 130-150 т/ч, обеспечивающие очистку до 99% отходящих газов;

- установки стационарные и мобильные марок "Bernardi" и "Marini";

- установки фирм "WIBAU" и "Teltomat-100" или "Teltomat-240" производительностью от 50 до 160 т/ч с традиционной системой пылеудаления;

- установки фирм "Машинери", "Эрмон" и др.

Кроме того, в эксплуатации находятся старые отечественные установки марок Д-117, Д-158, Д-508, Д-645 и др.

4.3 Приготовление асфальтобетонных смесей

4.3.1 Подготовка завода к работе

Асфальтобетонный завод (АБЗ) должен работать в соответствии с технологическим регламентом, разработанным применительно к данному заводу.

Технологический регламент включает сведения об установке: тип, марка, производительность, тип топлива, количество компонентов и фракций минеральных материалов, схема работы АБЗ, схемы размещения складов материалов на территории завода, способы их транспортировки (подачи) к установке, типы составов смесей и рецепты, которые могут меняться в зависимости от изменения исходных материалов, способы контроля на различных стадиях приготовления асфальтобетонных смесей.

Генеральный план завода включает схемы размещения установки, складов исходных материалов, внутризаводских коммуникаций, конторы, подсобных и бытовых помещений, заводской лаборатории и весовой.

Подготовка завода включает проверку соблюдения технологического регламента, регулярные проверки целостности сит горячих грохотов, уплотнения затворов дозирующих устройств, периодические метрологические проверки и аттестацию дозирующих устройств, весов, отработку заданных рабочих рецептов асфальтобетонных смесей и при необходимости их корректировку.

4.3.2 Технология приготовления асфальтобетонных смесей

Технологический цикл работы АБЗ включает следующие операции: подготовку завода к работе, подвозку, разгрузку, складирование минеральных компонентов смеси и битума, внутризаводскую транспортировку материалов к смесительной установке, подготовку материалов к смешению (сушка, обезвоживание, нагрев до технологических температур), дозирование компонентов смеси, приготовление смеси, выгрузку готовой смеси в автосамосвалы, накопительный бункер или на склад (холодные смеси), отправку потребителям.

4.3.2.1 Доставка, разгрузка, складирование и хранение битума и минеральных материалов. Битумное хозяйство

Битум на АБЗ доставляют по железной дороге в специальных вагонах-бункерах или цистернах или автотранспортом в автогудронаторах. Разгрузку битума производят в закрытое битумохранилище для обезвоживания и нагрева или сразу в рабочие емкости (котлы). Битум должен храниться при температуре, обеспечивающей перекачку насосом. Целесообразно нагревать битум масляным теплоносителем во избежание его закоксовывания в емкостях при более "жестких" способах нагрева. Битум в расходных емкостях (котлах) доводят до рабочих температур, при этом продолжительность нахождения битума при рабочих температурах в котле не должна превышать одну смену. В противном случае температура должна быть понижена до +80 °С, и битум выработан через 1 сутки.

Смешение битума разных марок, поставляемых с разных заводов или нефтебаз, запрещается. Если это произошло, необходимо нагреть смесь до рабочей температуры, тщательно перемешать (путем циркуляции), после чего определить свойства и марку полученного битума. На современном АБЗ должна быть установка для хранения битума и введения в него различных добавок, в т.ч. адгезионных, добавок полимеров (резины, каучуков), различных присадок. Добавки вводятся в битум в количестве от 0,3 до 5% по массе.

В составе таких установок должны быть емкость (или склад) для хранения добавок, емкости (цистерны) для растворителей и битума, рабочая емкость для приготовления вяжущего. Приготовление вяжущего ведется за счет перемешивания с помощью лопастной мешалки в рабочей емкости или за счет циркуляции в замкнутом цикле системы.

Щебень и песок предпочтительно хранить на закрытых складах или крытых площадках с твердым покрытием, лучше в отдельных отсеках. При хранении на открытых площадках в штабеле широкой фракции щебня от 5 до 40 мм (особенно при высоте штабеля более 3 м) возможно расслоение смеси, когда крупный щебень скатывается и собирается на периферии штабеля, а при заборе погрузчиком происходит переполнение отдельных бункеров агрегата питания.

Для уменьшения расслоения штабели следует укладывать высотой не более 3 м несколькими конусами. При заборе материала фронтальным погрузчиком необходимо соблюдать правила работы погрузчика. Аналогичные правила относятся и к складированию старого асфальтобетона (САБ).

4.3.2.2 Тарирование питателей и весовых устройств смесительной установки

Работы по тарированию оборудования проводятся до начала серийного выпуска смесей и заключаются в регулировке и согласовании работы заслонок питателя и скорости ленточного конвейера в зависимости от заданного рецепта смеси во избежание переполнения отдельных горячих бункеров. Детали операции тарирования приводятся подробно в документации фирмы-изготовителя на асфальтосмесительную установку.

4.3.3 Предварительное дозирование холодного щебня и песка (работа агрегатов питания)

На предварительное дозирование материалы подают фронтальным погрузчиком или ленточными транспортерами.

Принципы работы агрегата питания (АП) в установках периодического и непрерывного действия одинаковы. На современных установках АП состоят из 3-5 бункеров, питателя, сборного конвейера и загрузочного транспортера. Для удаления негабаритного щебня и посторонних включений над бункером щебня или перед сборным транспортером устанавливают решетки или грохоты. В современных установках ленточные питатели устанавливают под бункерами, которые регулируют подачу материалов в заданных соотношениях двумя способами: положением заслонки или скоростью ленты транспортера, подающего материалы на сборный транспортер. Для предотвращения налипания мокрого материала на ленту сборного транспортера сначала следует подавать щебень, затем песок.

В установках непрерывного действия перед загрузочным конвейером устанавливают взвешивающее устройство влажных материалов.

4.3.4 Просушивание и нагрев минеральных компонентов смеси в установках периодического действия

Предварительно дозированные холодные и влажные материалы загрузочным конвейером подаются в сушильный барабан. Конструкции сушильных барабанов принципиально одинаковы и отличаются только деталями. Просушивание и нагрев материалов происходит в них пламенем газовой струи или мазута. Температура нагрева и влажность материалов на выходе нормируется ГОСТ 9128-97*. Перегрев материалов не допускается, т.к. при смешивании с битумом это приводит к ускоренному старению последнего. Следует учитывать, что повышение влажности поступающих в барабан материалов на 1% ведет к перерасходу горючего примерно на 10%, и наоборот.

При отработке рабочих рецептов смеси следует помнить, что при выходе из сушильного барабана материалы частично меняют зерновой состав за счет частичного дробления щебня и выдувания пылевидных фракций - от 0,5 до 1,5% по сравнению с лабораторными подборами.

После нагрева щебень и песок через ковшовый элеватор подаются через систему виброгрохотов на разделение по фракциям в горячих бункерах смесительной установки.

На установках зарубежного производства сита в виброгрохотах могут быть различных форм и размеров, что затрудняет работу с рецептами, рассчитанными на круглые отверстия отечественных сит. В таблице 2 приведены данные по переходу от квадратных сит к круглым.

Таблица 2

Соотношения размеров сит с квадратными и круглыми отверстиями

Размер сита, мм

Размер сита, мм

Квадратное

Круглое

31,5

40,0

28,0

35,0

24,0

30,0

20,0

25,0

16,0

20,0

12,0

15,0

8,0

10,0

4,0

5,0



Для поддержания стабильности состава выпускаемой смеси важны правильная регулировка и проверка состояния грохотов. В противном случае наблюдается "вынос" материала более крупных фракций в соседние бункеры, нарушение заданного состава и соотношения компонентов смеси.

Подготовленные горячие минеральные компоненты последовательно по фракциям дозируются из бункеров в весовой бункер-дозатор, туда же дозируют холодный минеральный порошок.

Одновременно битум при рабочей температуре подается из рабочей емкости в отдельное дозирующее устройство. Точность дозирования компонентов минеральной части смеси должна быть не менее ±3% , битума и минерального порошка - ±1,5%.

4.3.5 Перемешивание асфальтобетонных смесей в установках периодического действия

Из весового бункера-дозатора минеральные материалы подаются в смесительный агрегат (мешалку).

В большинстве отечественных и зарубежных установок конструкции мешалок двухвальные с противовращением. Емкость их колеблется от 600 до 3000 кг. Эффективность работы мешалки обеспечивается точностью дозировки минеральных компонентов и битума, последовательностью подачи минеральных компонентов, оптимальным заполнением мешалки, оптимальным температурным режимом и временем перемешивания компонентов смеси.

Последовательность подачи материалов, как правило, следующая:

- сначала подают горячие щебень и песок, затем холодный минеральный порошок и после него битум. Излишняя загрузка мешалки приводит к "зависанию" и недостаточному перемешиванию материалов в верхней части мешалки, малая загрузка также не дает эффективного перемешивания.

Оптимальная эффективная зона перемешивания равна диаметру валов мешалки. Время перемешивания складывается из двух этапов: "сухого" и "мокрого" перемешивания. Так называемое "сухое перемешивание" происходит после подачи на горячие щебень и песок холодного минерального порошка, и минеральный порошок подогревается до рабочей температуры перемешивания. На втором этапе в мешалку подают битум и завершают перемешивание, называемое иногда "мокрым".

Режим работы мешалки (температура и время сухого и мокрого перемешивания) следует уточнять для каждого типа смеси и вида установки путем выполнения пробных замесов до начала серийного выпуска смеси. Ориентировочное время перемешивания смеси в смесительных установках отечественного производства составляет 60-75 с для песчаных смесей, и 45-60 с для мелкозернистых. В установках зарубежного производства это время меньше в 1,5-2 раза. При этом продолжительность "сухого" перемешивания в зависимости от типа и мощности мешалки составляет от 5 до 15 с, а "мокрого" (включая подачу битума) - 20-30 с.

Общее время цикла включает также открытие и закрытие нижних заслонок мешалки и выгрузку смеси (Устройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07)7 с). Увеличение времени "сухого" перемешивания может привести к расслоению смеси. В то же время не допускается увеличение времени "мокрого" перемешивания, что часто происходит из-за отсутствия бункера-накопителя или задержек автомобилей на выгрузку смесей.

Температурный режим приготовления стандартных смесей нормируется в соответствии с ГОСТ 9128-97* (см. таблицу 3). При применении ПАВ и других добавок, как правило, необходимо снижать температуру нагрева минеральных материалов в сушильном барабане и температуру приготовления смеси на 15- 20 °С.

Таблица 3

Температура нагрева битума, минеральных материалов и смеси при выпуске из смесителя

Марка битума

Температура, °С


Битум, поступающий в мешалку

Мин. материалы при выходе из сушильного барабана

Асфальтобетонная смесь при выпуске
из смесителя

БН 40/60

140-150

175-185

150-160

БНД 60/90 БН 60/90

135-145

170-180

145-155

БНД 90/130 БН 90/130

130-140

165-175

140-150

БНД 130/200 БН 130/200

120-130

155-165

130-140

БНД 200/300 БН 200/300

110-120

145-155

120-130

МГ 130/200 МГО 130/200

90-110

125-145

100-120

СГ 130/200

80-100

115-135

90-110

МГ 70/130 МГО 70/130

80-90

115-125

90-100

СГ 70/130

80-90

110-125

80-100



Применение ПБВ (полимербитумных вяжущих), наоборот, требует повышения температуры приготовления смеси на 10-20 °С для лучшей удобоукладываемости смеси.

После окончания перемешивания готовая смесь выгружается через нижнюю заслонку в кузов автомобиля-самосвала или скиповым подъемником (тележкой) направляется в бункер-накопитель (бункер-термос), из него - в автосамосвалы.

4.3.6 Работа установки непрерывного действия барабанного типа

В системах с параллельной подачей минерального материала движение материала в сушильно-смесительном барабане совпадает с направлением потока горячих газов горелки, которая располагается в верхней части барабана. Для подачи материала в барабан используют или загрузочный лоток, расположенный над горелкой, или транспортер, находящийся под горелкой. Просушиваемые и подогреваемые щебень и песок продвигаются во вращающемся барабане вдоль лопастей на его стенках под действием силы тяжести. Битум впрыскивается через расходомер в нижней части барабана. Перед этим в барабан дозируют минеральный порошок и по отдельной линии циклонную пыль. Существуют модели установок с разделением барабана на сушильную и смесительную секции. Система пыле- газоочистки в таких установках аналогична системам установок периодического действия. В некоторых моделях используют отдельную линию для подачи старого асфальтобетона в барабан. Готовая смесь из барабана подается на транспортер (скребковый конвейер, ленточный транспортер или ковшовый элеватор) и оттуда в бункер-накопитель для разгрузки в автосамосвалы.

В системах с противоточной подачей материалов, конструктивно отличающихся только расположением горелки в конце барабана, щебень и песок просушиваются, двигаясь навстречу струе горячих газов, а дозирование битума и смешивание производится в отдельной секции барабана за горелкой, в который подают на горячие компоненты смеси и минеральный порошок. Существуют модели установок второго типа, называемые "барабан в барабане", в которых просушивание и нагрев материалов происходят во внутреннем барабане, а подача минерального порошка и битума и смешивание осуществляется во внешнем барабане, снабженном системой лопастей. При этом внешний барабан остается неподвижным, а материалы смешиваются в нем лопастями при движении снизу вверх. В установках этого типа подача минерального порошка происходит двумя способами: или на сборный конвейер вместе с другими минеральными материалами, или непосредственно в барабан (до и после подачи битума). Предпочтительнее второй способ, т.к. при этом вместе с горячими газами не выдуваются частицы минерального порошка. Горелки таких установок работают на различных видах топлива: газообразное, жидкое или твердое. Газовое топливо является наиболее экологически чистым.

В целом эффективность работы установок такого типа определяется конструкцией барабана, формой лопастей, углом наклона барабана, плотностью потока минеральных материалов, оптимальной температурой газовой горелки, способами подачи минерального порошка и битума.

4.3.7 Хранение готовых горячих асфальтобетонных смесей в бункерах-накопителях

Бункер-накопитель на АБЗ является временным складом, позволяющим повысить ритмичность работы завода и сократить время загрузки смеси в автосамосвалы.

Бункеры-накопители готовой асфальтобетонной смеси могут иметь одну, две или четыре секции в зависимости от мощности асфальтосмесительной установки. Время нахождения смеси в бункерах не должно превышать 1,5 ч во избежание снижения качества смеси (для смесей типа "А"), а для других типов смеси - 0,5 ч. При использовании добавок ПАВ, активированного порошка, полимерных и др. время хранения увеличивается соответственно до 1-2 ч. Смеси, приготовленные с использованием битума марки БНД 40/60, не следует хранить в бункерах-накопителях. Форма бункера может влиять на расслоение смесей, в особенности содержащих крупный щебень. Для уменьшения расслаиваемости смесей используют специальные щитки-отражатели, отсекатели или вращающиеся лотки. Можно применять промежуточные бункера меньшего размера, чем основной бункер.

Не допускается заполнение бункера-накопителя при открытых выгрузочных заслонках. Не допускается также оставлять смесь в бункере после рабочей смены.

4.3.8 Хранение и транспортирование холодных асфальтобетонных смесей

Холодные асфальтобетонные смеси после приготовления транспортируют на склад, расположенный на территории АБЗ или на трассе, и размещают на площадках, хорошо спланированных и обеспеченных водоотводом.

Перед складированием в штабель смеси охлаждают до температуры 30-40 °С путем перекидывания фронтальным погрузчиком или экскаватором. Высота штабеля для хранения холодных смесей не должна превышать 2 м.

Исключение составляют смеси с показателем слеживаемости не более 3-5 ударов. Для таких смесей высоту штабеля можно увеличить до 3-3,5 м. В летнее время допускается хранить холодные смеси на открытых площадках, в осенне-зимний период - в закрытых складах или под навесом в штабелях.

Продолжительность хранения на складе холодных смесей, приготавливаемых по ГОСТ 9128-97*, не должна превышать 4 мес. (смеси на битумах марки СГ 70/130), смесей на битумах МГ 70/ 130 и МГО 70/130) - 8 мес. и смесей на битумах СГ 130/200, МГ 130/200 и МГО 130/200 - 2 недель.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Устройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07)

Название документа: Устройство и ремонт дорожных конструкций с применением асфальтобетона. Технические рекомендации (извлечение из ТР 103-07)

Вид документа: Технические рекомендации (извлечение)

Статус: Актуальный материал

Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах