ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2008 года N 478


О Концепции развития терминально-складской инфраструктуры
Санкт-Петербурга


В целях определения основ государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга согласно приложению.

2. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 "О Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга", исключив пункты 4.3 и 7.2 приложения N 2 к постановлению.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В.



Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 29.04.2008 N 478

     

Концепция
развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга

     

1. Введение


Концепция развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Концепция) разработана в соответствии с пунктом 7.1 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 "О Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга", в целях определения основ государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития транспортно-логистического комплекса (далее - ТЛК) Санкт-Петербурга.

Реализация Концепции направлена на достижение целевых значений индикаторов выполнения задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга и стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы в сфере развития ТЛК Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 N 1659 "О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга".

2. Основные понятия, используемые в Концепции


Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

дистрибутивный центр - комплексный технический объект в логистической системе товарного распределения, предназначенный для управления процессами количественного и качественного преобразования товарных партий;

класс склада - признак отнесения того или иного склада к совокупности складов, имеющих сходные качественные и количественные характеристики зданий, в которых размещаются склады, прилегающих к ним территорий, транспортной, инженерной и иной инфраструктур, обеспечивающих функционирование складов, а также иных характеристик в соответствии с критериями классификации складских объектов согласно приложению N 1 к Концепции;

логистическая деревня - комплекс объектов терминально-складской инфраструктуры (далее - ТСИ) и транспортной (как минимум, двух видов транспорта) инфраструктуры, размещенных в пределах одной территории, обеспечивающий полный перечень услуг по доставке, таможенной и складской обработке и дальнейшей транспортировке грузов;

региональный дистрибутивный центр - дистрибутивный центр, ориентированный на обеспечение снабжения потребителей, располагающихся на территории четырех-восьмичасовой транспортной доступности от дистрибутивного центра;

склад (складской объект) - технический объект в логистической цепи доставки грузов, предназначенный для хранения грузов и (или) изменения количественных и качественных параметров грузопотоков в целях дальнейшей наиболее эффективной транспортировки или использования грузов;

склад (терминал) производственный - склад (терминал), специализирующийся на обслуживании грузов производственных объектов;

склад (терминал) торгово-распределительный - склад (терминал), специализирующийся на обслуживании грузов объектов торговли;

терминал - комплекс технических устройств, зданий и сооружений и земельный участок, предназначенные для обеспечения взаимодействия различных видов транспорта в процессе перемещения грузов, их приема, накопления, обработки, отправления и выдачи;

терминально-складская инфраструктура - совокупность терминалов и складов;

терминально-складская деятельность - деятельность по строительству, эксплуатации и реконструкции объектов терминально-складской инфраструктуры;

тыловой терминал порта ("сухой порт") - терминал, расположенный вне границ территории порта, связанный с ним единой технологией обработки грузов, за счет которой обеспечивается вывод с территории порта операций ("растарка", упаковка, сборка и т.д.), не связанных с перевалкой грузов с морского транспорта.

     

3. Основные тенденции развития ТСИ Санкт-Петербурга


По состоянию на 01.01.2008 в Санкт-Петербурге общая площадь складских объектов составила 6290 тыс.кв.м, что на 26,7 процента больше аналогичного показателя по итогам 2003 года. В структуре общей площади складских объектов 88,7 процента составляют отдельно стоящие здания и 11,3 процента - встроенные помещения. Негативная тенденция увеличения площади встроенных помещений, используемых под складские нужды, сохраняется, однако их доля в общей площади складских помещений в Санкт-Петербурге постепенно снижается.

По состоянию на 01.01.2008 в Санкт-Петербурге площадь производственных и торгово-распределительных крытых складских объектов составила 1136,3 тыс.кв.м и 4657,3 тыс.кв.м соответственно. На долю крытых складских объектов внешнего транспорта приходится 528,9 тыс.кв.м. Производственные и торгово-распределительные терминалы занимают территорию общей площадью 59,7 га и 322,1 га соответственно. Площадь территории, занимаемой терминалами внешнего транспорта, составила 308,9 га, из которых 240,2 га приходится на долю терминалов Большого порта Санкт-Петербург (далее - Порт).

По состоянию на 01.01.2008 в Санкт-Петербурге сформировались 14 основных территорий размещения объектов ТСИ в соответствии со схемой фактического размещения объектов терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга согласно приложению N 2 к Концепции.

Основная часть указанных территорий сосредоточена в Порту и на прилегающей к нему территории.

Складские объекты распределены на территории Санкт-Петербурга по трем основным поясам.

Первый пояс охватывает центральные районы Санкт-Петербурга (Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Центральный), в которых сконцентрировано около 200 тыс.кв.м крытых складских помещений. На этих территориях в основном сосредоточены склады, расположенные во встроенных помещениях, а новые объекты из-за ограниченности земельных ресурсов практически не строятся.

Второй пояс располагается на занимаемых объектами промышленного назначения территориях, окружающих центральные районы Санкт-Петербурга. В него входят территории со значительными площадями промышленной застройки, на которых складские объекты занимают более 2035 тыс.кв.м. Основная часть таких объектов сосредоточена в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском и Московском районах Санкт-Петербурга. Характерной особенностью этого пояса является неудовлетворительная транспортная доступность и значительное количество затрудняющих движение автотранспорта пересечений улично-дорожной сети (далее - УДС) с подъездными железнодорожными путями к промышленным предприятиям.

Третий пояс включает занимаемые объектами промышленного назначения территории, расположенные вдоль входов основных магистралей на территорию Санкт-Петербурга, а также в удаленных от центра районах Санкт-Петербурга - Кронштадтском, Курортном, Петродворцовом, Красносельском, где площадь складских объектов превышает 3555 тыс.кв.м.

Основная часть складов в Санкт-Петербурге представлена помещениями классов "В" и "С": на их долю приходится 88 процентов общей площади складских объектов (46 процентов и 42 процента соответственно). Складские объекты класса "В" преобладают в структуре складских объектов в Санкт-Петербурге с 2003 года, что является результатом инвестиций собственников и арендаторов в складские объекты класса "С".

Распределение современных складов класса "А" и "В+" по территории Санкт-Петербурга в настоящее время неравномерно и неоптимально. В основном складские объекты указанных классов создаются на уже сложившихся территориях, занимаемых объектами промышленного назначения. В частности, наблюдается тенденция концентрации таких складов на территории производственной зоны "Парнас" и в районе Софийской ул. На территории производственной зоны "Предпортовая-1" сформировался комплекс объектов ТСИ Санкт-Петербурга с признаками логистической деревни. Одновременно идет процесс формирования крупных зон размещения современных объектов ТСИ Санкт-Петербурга на территории производственной зоны "Шушары-3" и вдоль участков кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (далее - КАД).

По состоянию на 01.01.2008 было реализовано 114 крупных проектов строительства объектов ТСИ Санкт-Петербурга, из которых 79 находились в стадии проектирования и строительства, 9 - в стадии проведения изыскательских работ и 26 - в стадии предварительной проработки. Общая площадь земельных участков, на которых предполагается размещение объектов ТСИ Санкт-Петербурга в рамках этих проектов -348,1 га, оценочная общая площадь складских объектов (все очереди) - 2554,5 тыс.кв.м. Компании логистического сектора предполагают создать складские объекты общей площадью 2151,7 тыс.кв.м (55 проектов), промышленные предприятия - 231,2 тыс.кв.м (42 проекта), торговые компании - 171,5 тыс.кв.м (17 проектов).

Основной проблемой, с которой сталкиваются компании при реализации указанных проектов, является резкий рост стоимости строительства на ранее не освоенных территориях и, как следствие, - дефицит инвестиционных ресурсов.

В результате этого значительная часть проектов по строительству объектов ТСИ Санкт-Петербурга реализуется с задержкой сроков ввода указанных объектов в эксплуатацию в среднем на полтора-два года. Согласно данным о выданных разрешениях на строительство основной объем ввода новых складов должен был наблюдаться в 2006 и 2007 годах (276 тыс.кв.м и 160 тыс.кв.м соответственно). Однако показатели фактического ввода складов в эксплуатацию в 2006 году (108,5 тыс.кв.м) были значительно ниже прогнозных. Сроки завершения реализации целого ряда проектов, первоначально предполагавших ввод складских объектов в эксплуатацию в 2006 году, к настоящему времени перенесены на 2008-2009 годы.

Таким образом, существующий уровень развития ТСИ Санкт-Петербурга характеризуется следующими негативными тенденциями:

несбалансированностью спроса и предложения по объемам и функциональному назначению ТСИ;

несбалансированностью спроса и предложения по размеру и качеству складских объектов;

неоптимальностью размещения существующих объектов ТСИ на территории Санкт-Петербурга;

несогласованностью планов реализации крупных проектов развития ТСИ с проектами развития инженерной и транспортной инфраструктур;

отсутствием достаточного количества объектов ТСИ с возможностью железнодорожной погрузки.

4. Прогноз развития ТСИ Санкт-Петербурга


Согласно отраслевым прогнозам на период до 2025 года ежегодные темпы увеличения грузопотока в Санкт-Петербурге составят в среднем 6,7 процента. Значительные изменения произойдут в товарной структуре грузопотока и в первую очередь они коснутся Порта (будет снижаться доля навалочных и наливных грузов, доля контейнерных и скоропортящихся грузов будет возрастать).

В течение ближайших 10 лет прогнозируется устойчивое увеличение контейнерного грузопотока в Порту (в два - два с половиной раза), повысится спрос на услуги по "затарке" ("растарке") контейнеров, которые целесообразно выполнять на тыловых терминалах Порта ("сухих портах").

Важным изменением на рынке транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга станет формирование значительного по объему спроса на услуги по дистрибуции товаров в пределах торгово-распределительной сети Санкт-Петербурга. Улучшение транспортной доступности Санкт-Петербурга позволит увеличить численность населения, обслуживаемого ТСИ Санкт-Петербурга, до 12 млн.чел. Совокупная потребительская база сформирует к 2025 году 42,6 млн.т потребительских грузов, которые будут распределяться с объектов ТСИ Санкт-Петербурга.

Согласно проведенным расчетам к 2025 году площадь необходимой ТСИ в Порту должна составлять 4300-5600 тыс.кв.м, что возможно только при условии развития новых портовых территорий.

К 2025 году потребности промышленности и торговли Санкт-Петербурга должны обеспечить 8240 тыс.кв.м крытых складских объектов. Площадь складов, выполняющих функции региональных дистрибутивных центров, к 2025 году должна составить 2580,9 тыс.кв.м, из которых на долю складов класса "А" должно приходиться 1919,5 тыс.кв.м, а на долю современных низкотемпературных складов - 375 тыс.кв.м.

Согласно Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 (далее - Стратегия развития ТЛК Санкт-Петербурга), ТЛК Санкт-Петербурга будет развиваться по инновационному пути и объекты ТСИ Санкт-Петербурга к 2025 году потребуют для своего размещения 2530 га. Однако если качество услуг указанных объектов (производительность складских и терминальных операций) останется на существующем уровне, требуемая площадь земельных участков должна быть в три раза больше - 5015 га. В этом случае развитие грузовой базы (спроса на услуги по ее обработке на объектах ТСИ Санкт-Петербурга) предполагает уже к 2015 году дефицит для размещения необходимых объектов в 35 га, а к 2025 году - в 2300 га. При этом к 2015 году основной проблемой станет отсутствие территории для освоения перспективного грузопотока Порта. Дефицит для размещения портовых терминалов достигнет 100-150 га.

В условиях увеличения спроса на услуги современных объектов ТСИ Санкт-Петербурга и дефицита предложения таких объектов на рынке складских услуг проекты по строительству объектов ТСИ Санкт-Петербурга в целом становятся достаточно привлекательными для инвесторов.

Однако инвестиционная деятельность в сфере развития ТСИ Санкт-Петербурга отличается следующими признаками:

значительный объем инвестиций осуществляется в наиболее экономически выгодные проекты, которые реализуются на инженерно подготовленных территориях, большинство из которых расположено на занимаемой объектами промышленного назначения территории, ограниченной пр.Стачек, Старопетергофским пр., Обводным кан., р.Невой и северным железнодорожным полукольцом. Это приводит к закреплению неоптимальной схемы размещения объектов ТСИ Санкт-Петербурга;

наряду с частными инвесторами, финансирующими строительство складских объектов небольшой площади (5-10 тыс.кв.м), на рынке появились сетевые компании из Москвы и из-за рубежа, инвестирующие финансовые средства в строительство складских объектов площадью более 150 тыс.кв.м.

Указанные обстоятельства способствуют развитию такой ситуации на рынке объектов ТСИ Санкт-Петербурга, когда в результате реализации всех инвестиционных проектов общая площадь складов будет значительной, но дефицит качественных и удобно расположенных объектов ТСИ Санкт-Петербурга, удовлетворяющих необходимым требованиям складских операторов и их клиентов, сохранится. С учетом фактора ограниченности земельных ресурсов в Санкт-Петербурге неуправляемое развитие рынка только замедлит процесс оптимизации качественной структуры и размещения объектов ТСИ Санкт-Петербурга.

Таким образом, в настоящее время ТСИ Санкт-Петербурга не отвечает требованиям как текущего, так и прогнозного спроса по количественным и качественным показателям, а также по территориальному размещению.

5. Цели и задачи развития ТСИ Санкт-Петербурга


Выбор инновационного варианта развития ТЛК Санкт-Петербурга, представленный в Стратегии развития ТЛК Санкт-Петербурга, предполагает реализацию транзитного потенциала Санкт-Петербурга за счет развития объектов ТСИ Санкт-Петербурга, выполняющих функции региональных дистрибутивных центров для европейской части Российской Федерации и специализирующихся на обработке высокотехнологичных грузов.

Это позволит получать доходы не только за счет предоставления услуг по перевалке грузов, но и в результате совершения на территории Санкт-Петербурга большого количества логистических операций с грузами, привлекаемыми в Санкт-Петербург.

Таким образом, целью развития ТСИ Санкт-Петербурга является создание необходимых объемов и функциональной структуры ТСИ, а также обеспечение оптимального размещения ТСИ на территории Санкт-Петербурга, что создаст условия для устойчивого и эффективного функционирования ТСИ Санкт-Петербурга в ситуации увеличивающихся транспортных потоков.

Основными задачами развития ТСИ Санкт-Петербурга, решение которых позволит достичь указанной цели, являются:

увеличение площади и повышение качественных характеристик крытых складских объектов Санкт-Петербурга до уровня, соответствующего текущим и перспективным потребностям экономики Санкт-Петербурга;

оптимизация схемы размещения объектов ТСИ Санкт-Петербурга, в том числе определение территорий развития ТСИ и территорий, на которых целесообразно прекратить или ограничить размещение объектов ТСИ;

транспортное и инженерное обеспечение существующих и перспективных территорий размещения объектов ТСИ Санкт-Петербурга.

Предлагаемые целевые показатели реализации Концепции приведены в таблице.

     

Целевые показатели реализации Концепции

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»