ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2008 года N 262


О протесте Северо-Западного транспортного прокурора
на статью 5.4 областного закона от 2 июля 2003 года N 47-оз
"Об административных правонарушениях"


Рассмотрев протест Северо-Западного транспортного прокурора от 6 февраля 2008 года N 23/1-13-07 на статью 5.4 областного закона от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях", Законодательное собрание Ленинградской области

постановляет:

1. Признать указанный протест Северо-Западного транспортного прокурора не подлежащим удовлетворению.

2. Направить настоящее постановление и прилагаемое обоснование исполняющему обязанности Северо-Западного транспортного прокурора И.В.Зайцеву.

3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
И.Хабаров

     

     

Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 26.03.2008 N 262

     

Обоснование


Статья 5.4 областного закона от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - областной закон) устанавливает административную ответственность за самовольный либо с нарушением установленных правил сброс с судов и иных плавучих средств, установок и сооружений загрязняющих веществ в водные объекты в границах территории Ленинградской области в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - в размере от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В протесте Северо-Западного транспортного прокурора от 6 февраля 2008 года N 23/1-13-07 указано, что законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации; в то же время в статье 5.4 областного закона установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральным законодательством.

В обоснование своей позиции прокурор ссылается на следующие нормы федерального законодательства:

1) пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон "Об охране окружающей среды"), в соответствии с которым "установлен запрет на сбросы химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов без разрешений (самовольный сброс)";

2) статьи 11 и 22 Водного кодекса Российской Федерации, "устанавливающие отдельные правила сброса загрязняющих веществ в водные объекты, а именно: устанавливающие требование о возможности пользования водным объектом для сброса сточных вод только на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, в указанное в решении место и в установленном объеме";

3) статью 39 Водного кодекса Российской Федерации, "содержащую норму о ведении учета объема сброса сточных вод, их качества";

4) статью 23 закона "Об охране окружающей среды", указывающую "на возможность сброса загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или реализации других природоохранных проектов)";

5) статью 42 закона "Об охране окружающей среды", требующую "устанавливать очистные сооружения на объектах сельскохозяйственного назначения, исключающие загрязнение поверхностных и подземных вод";

6) "иное федеральное законодательство" (какое именно - в протесте не указано).

Кроме того, в представленном протесте обращается внимание на то, что органами государственной власти Ленинградской области не принят нормативный правовой акт, который устанавливает правила сброса загрязняющих веществ в водные объекты, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 5.4 областного закона.

Законодательное собрание Ленинградской области полагает, что ссылки Северо-Западного транспортного прокурора на указанные нормы федерального законодательства являются недостаточно обоснованными по следующим причинам:

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Данная норма закона и норма статьи 5.4 областного закона различаются по своему содержанию: норма пункта 4 статьи 23 закона "Об охране окружающей среды" не содержит прямого запрета и санкции за нарушение указанного запрета, она является одновременно управомочивающей и обязывающей (выбросы допускаются, но при наличии соответствующих разрешений), норма же статьи 5.4 областного закона является запрещающей (устанавливает запрет и конкретную санкцию за нарушение данного запрета). Кроме того, норма статьи 5.4 областного закона является специальной по отношению к норме пункта 4 статьи 23 закона "Об охране окружающей среды", поскольку последняя регламентирует сбросы в окружающую среду в целом, а статья 5.4 областного закона касается загрязнения водных объектов.

2. Ссылка прокурора на статьи 11 и 22 Водного кодекса Российской Федерации представляется необоснованной, поскольку в статье 5.4 областного закона речь идет о сбросе загрязняющих веществ с судов и иных плавучих средств, а в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов.

Принимая во внимание то, что в соответствии с положениями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно определяется как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, следует признать, что действие статей 11 и 22 Водного кодекса Российской Федерации не распространяется на случаи, предусмотренные статьей 5.4 областного закона.

Кроме того, в статье 5.4 областного закона речь идет о "загрязняющих веществах" - понятии более широком, чем "сточные воды".

3. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

В данной норме, как и раньше, речь идет только о сточных (дренажных) водах, а не о загрязняющих веществах.

Данная норма существенно отличается по содержанию от нормы, предусмотренной в статье 5.4 областного закона (не содержит конкретного запрета и санкции за его нарушение).

4. Ссылка прокурора на статью 23 закона "Об охране окружающей среды" является неубедительной, поскольку норма данной статьи и норма статьи 5.4 областного закона существенно различаются по содержанию (норма статьи 23 не содержит запрета и санкции).

5. Статья 42 закона "Об охране окружающей среды" неприменима в данном конкретном случае, поскольку суда и иные плавучие средства объектами сельскохозяйственного назначения не являются.

Законодательное собрание Ленинградской области не согласно с выводами прокурора о том, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольный сброс и сброс с нарушением установленных правил с судов и иных плавучих средств, установок и сооружений загрязняющих веществ в водные объекты:

В Кодексе об административных правонарушениях не содержится норм, устанавливающих административную ответственность за конкретное правонарушение: "Самовольный либо с нарушением установленных правил сброс с судов и иных плавучих средств загрязняющих веществ в водные объекты".

Наиболее близкими по содержанию являются следующие нормы:

положения пункта 5 статьи 8.13, устанавливающей ответственность за "захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах". Но следует отметить, что статья 5.4 областного закона предусматривает ответственность за "несанкционированный сброс (а не захоронение) загрязняющих веществ в водные объекты";

положения статьи 8.19, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил захоронения отходов и других материалов "во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне". Но следует отметить, что действие данной статьи распространяется, во-первых, на случаи захоронения отходов и иных материалов, во-вторых, лишь на строго определенные объекты, к которым отнесены внутренние морские воды и т.д.

Статья 5.4 областного закона устанавливает ответственность за несанкционированный (самовольный либо с нарушением установленных правил) сброс загрязняющих веществ в "водные объекты, расположенные в границах территории Ленинградской области".

Принимая во внимание то, что в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, полагаем, что установление административной ответственности за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, расположенные в границах Ленинградской области, призвано обеспечить реализацию переданных полномочий, тем более, что на федеральном уровне ответственность за данный вид правонарушения не предусмотрена.

Ссылка прокурора на то, что органами государственной власти Ленинградской области не принят нормативный правовой акт, устанавливающий правила сброса загрязняющих веществ в водные объекты, не свидетельствует о том, что норма статьи 5.4 областного закона подлежит отмене.

Данная норма по своей сути является бланкетной, и отсутствие нормативного правового акта Ленинградской области, устанавливающего правила сброса загрязняющих веществ в водные объекты, свидетельствует лишь о том, что данная норма реализуется на территории Ленинградской области не в полной мере, но не о том, что данная норма противоречит федеральному законодательству.

На основании изложенного Законодательное собрание Ленинградской области считает протест Северо-Западного транспортного прокурора не подлежащим удовлетворению.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»